проект "Семейное гнездо"
материал по теме
Пусть рвутся связи, меркнет свет,
Но подрастают в семьях дети.
Кто прав сегодня, а кто нет,
А им придется жить на свете.
Коль не придем на помощь к ним
В борьбе с бессмыслицей и грязью,
То будет трудно им одним
Найти потерянные связи.
Актуальность.
По данным социологических исследований в современном обществе происходят некоторые изменения в семейных отношениях: отделение молодой семьи от старшего поколения, сокращение числа детей, отмирание института главы семьи, финансовые затруднения, нестабильность и т. д. Это приводит к уменьшению педагогического потенциала семьи, снижению уровня педагогической компетентности и психолого-педагогической культуры, недостаточному выполнению воспитательных функций родителями, к эмоциональному неблагополучию детей.
Поэтому необходимо установить более тесные неформальные контакты между педагогами ДОУ и семьями воспитанников, повысить педагогическую компетентность родителей. Это можно сделать, применив новые формы партнерских отношений: творческие мастерские, семейные конкурсы, клубы, выставки, развлечения, фестивали семейного творчества.
У детей 5 года жизни возрастает потребность в получении большего количества знаний и представлений об окружающем мире. Но ребёнок владеет недостаточными навыками и умениями самостоятельно добывать эти знания, поэтому в данном вопросе очень важна роль окружающих взрослых, которые помогут рассмотреть и прочитать детскую энциклопедию, прокомментировать познавательную телепередачу, ответить на детские вопросы.
Одним из наиболее интересных способов поддержания познавательного интереса дошкольников к окружающему миру, является коллекционирование. Коллекционирование помогает развить у детей интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции. Учит ценить и приумножать традиции своей семьи, воспитывает патриота, развивает умение ценить красоту.
Коллекционировать можно и природный материал (гербарий, ракушки, камни и т. п., и предметы рукотворного мира (модели автомобилей, фарфоровые фигурки, мягкие игрушки, расписные ложки, календари, марки, значки, предметы истории (открытки, предметы быта).
Родителям стоит лишь подметить увлечение ребёнка, предложить начать собирать коллекцию, отвести самое лучшее место в серванте или на полке, рассказать о своих детских коллекциях, показывать всем гостям, пусть ещё небольшую, но бережно хранимую коллекцию своего ребёнка. Так, незаметно для ребёнка и для себя эта затея станет очень увлекательной и, может быть, на долгие годы. Главное, делать это увлечённо и эмоционально. Ребёнок, в дальнейшем, будет сам проявлять инициативу по пополнению своей коллекции. А если он увидит и другие коллекции, то проявит ещё больший познавательный интерес к окружающему миру.
Значимость демонстрации музея коллекций достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают экспонаты: марки, значки, магниты и фигурки, знакомятся с материалами из «семейного архива», подлинными предметами и вещами, но и сами рассказывают истории, задают вопросы, размышляют, беседуют. Все это зажигает в сердцах ребят искорки любви, уважения к истории своей семьи, страны, общества.
Музей коллекций в детском саду – первая ступенька приобщения ребенка к музейной педагогике, к выходу в большой мир музеев, которыми богата наша страна.
Описание проекта.
Участники: дети средней группы, их родители, воспитатели.
Проект «Семейное гнездо» (музей коллекций) долгосрочный, практико-ориентированный, групповой.
Основным содержанием работы являются мероприятия, направленные на вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс, формирование партнерских отношений семьи и ДОУ, как равноправных участников.
В процессе демонстрации своих коллекций участники делятся опытом воспитания и развития детей, старшее поколение стремится передать свои традиции. В свою очередь, педагоги оказывают методическую и практическую помощь родителям, как и чем можно заняться с ребенком дома, насколько важна совместная детско-родительская деятельность.
При создании музея коллекций воспитателям пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков.
Процесс демонстрации семейной коллекции проходит в игровой форме, в сопровождении интересных рассказов, песен, чтения стихов, примерно раз в месяц, в соответствии с перспективным планом педагогов группы. Встреча продолжается не более одного часа.
В ходе взаимодействия с родителями содержание работы музея коллекций может корректироваться. Эффективность содержания данной работы зависит от активного участия педагогов, родителей и воспитанников.
Для тех родителей, кто еще не стал участником выставки коллекции, может получить информацию об этом на стенде.
В результате работы музея коллекций повысилась удовлетворенность родителей работой педагогов группы и всего ДОУ, повысилась посещаемость родителями мероприятий группы. Участие в демонстрации своих коллекций помогает родителям ощутить причастность к воспитанию ребенка, проникнуться его интересами, окунуться в профессиональную среду, побуждающую к получению дополнительных знаний, устанавливаются дружеские отношения с другими родителями.
Цель проекта.
Расширить представления родителей о проектной деятельности, информированность родителей о реализуемых проектах. Повышение компетентности и построение партнерских отношений в целях полноценного развития ребенка, укрепление авторитета семьи и педагога. Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом детского сада в плане единых подходов воспитания детей.
Задачи.
1. Пропаганда семейных ценностей, возрождения традиций и культуры семейных отношений.
2. Установление доверительных отношений, повышение уровня личностной комфортности, снятие затруднений в детско-родительских отношениях.
3. Повышение педагогической компетентности взрослых участников проекта. Способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и созданию условий для их разумного удовлетворения.
6. Организация взаимодействия и сотрудничества через совместную деятельность: конкурсы, творческие мастерские, выставки, рассказы и другие мероприятия.
Ожидаемые результаты.
Реализация проекта обеспечивает повышение профессионального мастерства педагогов и родителей в условиях открытости ДОУ.
1. Создание музея коллекций в группе ДОУ.
2. Овладение педагогами практическими навыками в организации познавательно-исследовательской деятельности, в разработке и реализации педагогических проектов.
3. Методический материал, в том числе педагогический проект, по созданию и организации музея коллекций, по развитию познавательной активности детей.
4. Повышение уровня знаний детей о коллекционировании.
5. Повышение познавательной активности детей.
6. Активное участие родителей в создании и оформлении музея коллекций в группе ДОУ, в совместной с ребёнком познавательной деятельности.
Этапы реализации проекта.
1 этап. Подготовительный.
Воспитатели выбрали тему проекта, спланировали его содержание, обозначили этапы реализации с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей.
Воспитатели размещают в приёмной объявление о начале проекта и его задачах. Составляют план деятельности.
Родители принимают задачи, дополняют собственными.
Заинтересовывают детей тематикой коллекции. Осуществляют отбор предметов коллекционирования. Выбирают оптимальные варианты.
2 этап. Исследовательский.
Семьи воспитанников формируют свои коллекции, подбирают экспонаты для демонстрации в музее коллекций. Сообщают воспитателям группы о тематике коллекции.
Педагоги группы приглашают к сотрудничеству родителей в подготовке развивающей среды к проекту.
Воспитатели оформляют выставки коллекций в музее группы предложенными экспонатами.
Далее родители готовят свою семейную коллекцию к презентации. Составляют рассказы о некоторых экспонатах коллекции, пополняют коллекцию.
3 этап. Практический.
Обсуждают представленные коллекции. Участвуют в дидактических играх на придумывание предложений с заданным словом, составляют сравнительно-описательные рассказы, участвуют в играх на подбор синонимов, ведут свободные диалоги в играх.
Беседуют, рассматривают предметы, выделяют детали и особенности предметов коллекции. Составляют рассказы о предметах, употребляют в общении обобщающие слова, синонимы, получают удовлетворение от совместной познавательной деятельности с детьми и взрослыми при наблюдении, обсуждении, эмоционально реагируют на рассказ, задают вопросы.
Интересуются мотивом создания коллекции. Проявляют любознательность в углубленном исследовании не только нового, но и известного, называют основные выразительные средства, проявляют эмоциональную отзывчивость.
Проводят экскурсии.
Распространяют афиши, чтобы все родители группы, дети всех групп, имели возможность посетить её выставку коллекции.
4 этап. Итоговый. Презентация проекта.
Педагоги, родители анализируют деятельность и соотносят полученные результаты с поставленными задачами.
Знакомятся с перспективами развития проектной деятельности по заданной теме.
Поощряют личное видение.
Воспитатели оформляют выставку коллекций в музыкальном зале детского сада.
Формы работы.
• НОД в музее коллекций в группе ДОУ.
• Беседы
• Экскурсии в музей коллекций.
• Развлечения, песни и стихи по тематике коллекции.
• Встречи с коллекционерами.
• Индивидуальная работа по рассматриванию предметов коллекции.
• Обучение навыкам экскурсовода, исследователя.
Выводы.
Немаловажную роль при реализации проекта играет предметно-развивающая среда, назначение которой – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Неоценимую помощь оказало коллекционирование, способствующее становлению творческой личности ребенка. Оно помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности, сформировать суждения и оценки.
Дети познакомились с предметами разных коллекций, узнали почему взрослые коллекционируют те или иные предметы.
Данный проект, получился познавательным, практическим и результативным. Все воспитанники и их родители активно участвовали в проекте.
Были прочитаны книги, стихи и рассказы о предметах коллекционирования, работали с Интернет-ресурсами.
Дети пополнили свой словарный запас новыми словами.
Созданы коллекции группы. Более подробна была изучена история дымковской игрушки, разучивались прибаутки, стихи, изучили технику росписи дымковской игрушки, развивались навыки работы с пластилином, с красками.
Сотрудничество с родителями и их активная роль в этом процессе позволили нам разнообразить выставку музея коллекций, расширить интересы детей, объединить одной идеей творчества в создании прекрасного вокруг детей. Экспонаты в музее были доступны непосредственному восприятию детей. У детей формировалась способность любоваться, наслаждаться экспонатами. Срок экспозиции не ограничивался одним днем, и дети могли самостоятельно познакомиться с понравившимися экспонатами и пригласить детей из других групп. На непосредственно образовательной деятельности по закреплению впечатлений от увиденного, дети выражали свое эмоциональное отношение: рисовали, лепили, делали поделки.
Считаем, что проект достиг цели, заинтересовал детей. Коллекции понравились не только детям, но и всем родителям, в них столько тепла и доброты.
Дети заинтересовались коллекционированием.
Работа в музее коллекций ещё идет, и мы надеемся, что дети пронесут через всю жизнь чувство прекрасного, потребность в общении с искусством, будут видеть красоту в окружающей их жизни.
Информационно-методическое обеспечение.
Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. — Ярославль: Академия развития, 2003. — 224 с.
Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). — Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. — № 1. — С. 41 — 49.
Положение о музее коллекций.
1. Общие положения.
1.1. Музей коллекций создается в средней группе на базе дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад № 36» с целью установления партнерских отношений детского сада и семьи, создания системы взаимодействия родителей, педагогов и детей в процессе образования.
1.2. Основными принципами создания музея коллекций являются: добровольность, компетентность, соблюдение эстетики, конфиденциальность.
1.3. Задачами создания музея коллекций являются:
-повышение образовательной, педагогической культуры родителей;
-выявление положительного опыта семейного воспитания;
- содействие сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;
- установление доверительных отношений между родителями и дошкольным образовательным учреждением;
- обогащение детско-родительских взаимоотношений при проведении совместных мероприятий;
- популяризация деятельности дошкольного образовательного учреждения среди родительской общественности.
1.4. Участниками создания музея коллекций являются дети средней группы, посещающие дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад № 36», их родители, педагоги , старший воспитатель .
1.5. Музей коллекций осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Положением.
1.6. Основные направления деятельности:
- оказание педагогической помощи и поддержки родителям в вопросах образования дошкольников;
- выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания;
- повышение компетентности родителей в вопросах образования.
2. Права и обязанности участников.
2.1. Родители – участники создания музея коллекций имеют право:
- на получение квалифицированной консультативной помощи по вопросам коллекционирования;
- на получение консультативной помощи в организации коллекционирования дома;
- на высказывание собственного мнения и обмен опытом в вопросах образования детей;
- давать оценку эффективности работы музея коллекций в целом и по отдельным вопросам;
- участвовать в планировании работы музея коллекций.
2.2. Дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад № 36» имеет право:
- на выявление, изучение и распространение положительного опыта образования;
- на внесение корректировки в план работы музея коллекций в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности;
2.3. Дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад № 36»обязано:
- планировать работу музея коллекций в соответствии с выявленными запросами родителей и закономерностями развития детей 4-5 лет;
- предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;
- соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.
2.4. Родители – участники создания музея коллекций обязаны:
- уважать мнение друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;
- соблюдать принцип конфиденциальности в работе музея коллекций;
- принимать активное участие в работе музея коллекций.
3. Организация деятельности.
3.1. Работа музея коллекций осуществляется на базе дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад № 36».
3.2. Работа музея коллекций планируется по результатам опроса родителей и рекомендациям старшего воспитателя и заведующего МБДОУ «Детский сад № 36».
3.3. Количество выставок в музее коллекций зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей среднего возраста и остроты обсуждаемой проблемы;
3.4. Формы организации работы музея коллекций:
- консультации;
- беседы;
- НОД;
- рассматривание;
- чтение стихов, книг, интернет-статей;
- обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.
4. Административная поддержка деятельности.
4.1. Создание материально-технических условий для деятельности музея коллекций: выделение предметов мебели для выставки, необходимых канцелярских товаров, услуг ксерокопии и компьютера и др.
4.2. Поддержка и участие в организации мероприятий в музее коллекций по необходимости, с целью вынесения экспертной оценки деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад № 36» по работе с родителями.
4.3. Обеспечение запроса родителей на встречу с педагогами, старшим воспитателем, заведующим МБДОУ «Детский сад № 36».
4.4. Участие в итоговой выставке коллекций с целью вынесения экспертной оценки проделанной работы участниками создания музея коллекций в целом.
5. Документация.
5.1. Список родителей-участников создания музея коллекций.
5.2. Анкеты родителей- участников создания музея коллекций.
5.3. Положение о клубе.
5.4. План работы музея коллекций.
5.5. Комментарии коллекционеров.
5.6. Конспекты проведенных мероприятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Домик их зовут гнездом..."
Непосредственно образовательная деятельность в средней группев День прилета птицЦели мероприятия развивать любознательность и активность через реализацию потребности в собствен...
Экологическая модель "Птичье гнездо"
Метод моделирования с детьми широко применяется в практике работы с детьми в детском саду. Народная китайская мудрость гласит:«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я ...
Презентация "Гнезда птиц".
Познакомить детей с тем, где птицы строят себе гнездо, из какого материала, как высиживают птенцов. Закреплять представления о связи птиц с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц....
Конспект интегрированного занятия с детьми старшей коррекционной группы на тему: Украсим гнездо "Ученой вороны"
На занятии дети играют в хороводную игру, знакомятся с разновидностями птичьих гнезд, повторяют правила поведения в природе. С детьми организуются две дидактические игры и одна подвижная игра. Затем д...
Конспект занятия "Птица свила гнездо"
конспект открытого занятия...
Конспект занятия "Гнездо птицы"
Программные задачи: развивать наблюдательность, внимание; побуждать детей пересказывать небольшой по объёму литературный текст; воспитывать интерес к птицам своего края, желание оберегать их...
"Посади цыплят в гнездо"
Игра с бельевыми прищепками...