Конспект по ознакомлению с предметным миром « Путешествие в прошлое часов» Программное содержание: познакомить детей с историей часов, используя игровые приемы, формировать умение ориентироваться в прошлом часов, развивать умение устанавливать связь между разнообразием часов и потребностью человека в них, воспитывать любознательность, развивать мышление, закреплять навыки закрашивания рисунков; воспитывать интерес к познанию нового. Предварительная работа: рассматривание часов, выделение частей; чтение стихотворения С. Погореловского «Кремлевские куранты», беседа о прочитанном; беседа о песочных часах. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье, художественное творчество, безопасность, музыка Демонстрационный материал: картинки с изображением солнечных часов, водяных часов, игрушка-петух, разные виды часов, будильник. Посылка и письмо от почтальона Печкина. Раздаточный материал: листы бумаги с изображением будильника, цветные карандаши. Ход НОД Воспитатель: ребята, сегодня рано утром, когда я шла в детский сад, почтальон передал мне вот этот конверт и посылку. Я открыла посылку и посмотрела, что в ней находится. Вы тоже сможете узнать, что там находится, если отгадаете загадку. Воспитатель загадывает загадку: За стеклянной дверцей Бьется что-то сердце (часы) или: Мы день не спим, мы ночь не спим. И день и ночь стучим, стучим. ( часы). Воспитатель: правильно, это часы. Посылку с часами и письмо прислал нам почтальон Печкин. В нем он вот что пишет: «Дорогие ребята, вокруг нас столько всего интересного и неизведанного. Все окружающие нас предметы имеют свою историю. Я прислал вам часы, которые пригласят вас в увлекательное путешествие в мир часов. Часто мы слышим: «Одевайтесь быстрее, а то опоздаем в детский сад, в магазин, к друзьям в гости». Если бы не было часов, то человек мог бы определить, когда ему вставать, когда идти на работу, в детский сад, на встречу с кем-то? (ответы детей) - Итак, мы отправляемся в путешествие 1 остановка «Живые часы» -Я вам напомню потешку, а вы постарайтесь догадаться, кто здесь выполняет роль часов: Петя, Петя, петушок,- Золотой гребешок, Петя рано встает, голосисто поет, Деткам спать не дает! Давным-давно люди узнавали время по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: »Ку-ка-ре-ку!» Но можно ли по пению петуха определить точное время? Всегда ли и везде есть петух? ( высказывания детей). - По пению петуха трудно определить точное время. Он может пропеть пораньше, попозже, может заболеть или проспать. - Какие первые часы придумал человек? 2 остановка «Солнечные часы» - Солнечные (выставляет картинку с их изображением). Встало солнышко – пора людям вставать, за работу браться. Поднялось оно, прошло полдороги по небу – надо людям отдохнуть и пообедать. А спряталось солнышко за леса, за горы – пришло время людям идти по домам. И вдруг человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Посмотрел и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Кончился день, солнце сделало по небу круг, и тень тоже пробежала. Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце, и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Но пользоваться такими часами человек не всегда мог. Как вы думаете, почему? ( к ним нужно постоянно бегать, время они показывали приблизительное, солнца нет и тени нет). 3 остановка «Водяные часы» - Думал человек думал и придумал водяные часы. (выставляет картинку с изображением водяных часов). - В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливали воду. Капля за каплей вода вытекала из отверстия. Ее становилось все меньше и меньше. - Как вы думаете, удобны были эти часы? (нет, потому что постоянно приходилось доливать воду). 4 остановка «Песочные часы» -Затем человек придумал песочные часы. Вы знакомы уже с песочными часами. Скажите, удобны ли они в использовании? Почему? (потому что их хватает на несколько минут, а затем их надо переворачивать). - Где сейчас применяют песочные часы? ( в бассейне, в поликлинике, в школе при проведении опытов) 5 остановка «Механические часы» - Прошло много времени, пока человек не придумал часы с механизмом (выставляет механические часы). Установил пружинку, закрутил ее, чтобы не раскрутилась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико и передвигает стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Механические часы нужно заводить каждый день. Забудешь завести такие часы и они остановятся. - А какие часы не надо заводить? (электронные) - показ -Эти часы работают от батареек. Их не надо заводить каждый день. Они очень удобны в применении. Физминутка. Тик-так, тик-так. В доме кто умеет так? Это маятник в часах. Отбивает каждый такт. Наклоны влево-вправо А в часах сидит кукушка, У нее своя избушка. Дети садятся в глубокий присед. Прокукует птичка время, Снова прячется за дверью Приседания Стрелки движутся по кругу Не касаются друг друга Вращение туловищем вправо Повернемся мы с тобой Против стрелки часовой. Вращение туловищем влево А часы идут, идут ходьба на месте Иногда вдруг отстают Замедление темпа ходьбы А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! Бег на месте Если их не заведут, То они совсем встают Дети останавливаются - Ребята, в настоящее время изобретено множество разнообразных часов. Скажите, где их располагают люди? ( на стене, на полу, на руке и т.д.). Все они разного размера, формы. Человек позаботился и о внешнем виде часов, чтобы порадовать людей (рассматривание часов, выставленных на столе). -А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру. Проводится игра «Каких часов не стало». - Ребята, отгадайте загадку: Ежедневно в шесть утра, Я трещу: -Вставать пора! (будильник). Звонит будильник, воспитатель ставит его на стол. - Ребята, для чего нужен людям будильник? (ответы детей). Почтальон Печкин прислал нам рисунки с контуром будильников и просит вас дорисовать их и раскрасить. Закрашивать будильники вы будете карандашами. Постарайтесь, чтобы они у вас получились яркими и веселыми. Напомните, пожалуйста правила закрашивания карандашами. (закрашивать в одном направлении, не заходить за контур, не оставлять пробелов). - Назовите правила пользования карандашами. ( не брать в рот, не грызть, не размахивать). Работы детей.( звучит музыка) Итог: ребята, сегодня мы с вами познакомились с чем? (с историей часов). Какие часы изобретали люди? Какими часами мы пользуемся сейчас? А, теперь я вам предлагаю раскрасить будильники. Все они у вас получились разные, не похожие друг на друга. Анализ работ. Часы, которые вы раскрасили, можете подарить тому, кому вам хочется. Литература: - И.И.Кобитина «Дошкольникам о технике», Москва «Просвещение» 1991 год;
- О.В.Дыбина «что было до…», творческий центр «Сфера», Москва 2010 год
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. «Мозаика-Синтез» 2010 год.
|