Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной группе "Путешествие капельки"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Юго-Восточное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Школа № 2088 «Грайвороново»
________________________________________________________________
Адрес: 109518, Москва, Грайвороновская улица, д.8к.3
телефон: 8 (499) 173-82-15; 8 (499) 173-58-08
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы
на тему:
«Путешествие капельки».
Воспитатель: Ванеканева Татьяна Анатольевна
Москва, 2014г.
Цель занятия:
Активизация познавательной и речевой активности
Задачи:
- Формировать связную речь.
- Развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок.
- Познакомить детей с физическими свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного. Уточнить и закрепить знания детей о значении воды.
- Формировать представление о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе.
- Развивать умение сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.
- Воспитывать у детей любознательность, наблюдательность. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Активизировать словарь детей.
- Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
Материалы: Стаканы с чистой водой, с молоком; прозрачное стекло (зеркальце), сосуды разной формы, глобус, цветные палочки, термос горячей водой, сахар, соль, лимонный сок.
Предварительная работа:
Наблюдение за облаками, снегом, льдом.
Беседа с детьми о значении воды.
Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»
Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А. Рыжовой
Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
Этапы | Ход | Примечание |
1.Орг. момент
2. Основная часть Физкультминутка 3.Практическая часть (Опытно-экспериментальная) Физкультминутка 4.Подведение итогов | -Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. - Ребята, вы умеете отгадывать загадки? Сейчас я вам загадаю загадки, а вы должны их отгадать. «Блещет в речке чистой спинкой серебристой». (Рыба) «Вдоль по речке, по водице плывет лодок вереница. Впереди корабль идет, за собою всех ведет. Весел нет у малых лодок, а кораблик больно ходок. Вправо, влево, взад, вперед всю ватагу поведет». (Утка с утятами) «По волнам плывет отважно, не сбавляя быстрый хо, лишь гудит машина важно. Что такое?...» (Пароход) И последняя загадка, которая объединяет все предыдущие. «Что в гору не вкатить, в решете не унести и в руках не удержать?» (Вода) -Ну, молодцы! И вы уже догадались, что сегодня мы будем исследовать воду. -Ребята, дети старшей группы не смогли отгадать загадку, они попросили вас помочь. «На ноге стоит одной Крутит, вертит головой Нам показывает страны, Реки, горы, океаны». (Гобус) - А что такое глобус? (Глобус это модель Земли) - А как вы понимаете – модель Земли? (Высказывания детей) - Правильно. Глобус – это Земля в уменьшенном виде. А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на ее модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, материки…) - А как вы думаете, много ли воды на Земле? (Много. Есть моря, океаны, реки, озера…) - Посмотрим на глобус. Такой видят Землю космонавты из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше всего, больше чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря и океаны нашей планеты. Они занимают места больше, чем суша. - А что значит вода для всего живого, для вас? Звучит запись журчания ручейка. (Чтение стихотворений о воде) Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает. В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться, Смею вам я доложить, Без нее нам не прожить! - Вода – это среда обитания для рыб, морских животных, птиц… Без воды не приготовить пищу, не сделать бумагу – ничего не сделать без воды. - Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях. А еще вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров. Вот она какая вода! Но все это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества. Лебеди летят, крыльями машут (Руки в стороны. Руки – вверх, вниз) Присядут над водою, качают головою. (присесть, обнять колени, посмотреть направо, налево) Гордо и важно умеют держаться (встать, руки за спину, поднять голову) Тихо, бесшумно на воду садятся (тихо сесть на стульчик) - Ребята, а теперь давайте пройдем с вами в нашу лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты) - Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, ее свойств.. ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим. - Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол) Опыт 1. Вода - жидкая Один стакан пустой, второй с водой. Предложить детям аккуратно перелить воду. Вывод: Потому что она жидкая, вода может течь. Опыт 2: У воды нет формы. На столе лежат кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем сосуды разной формы (пробирку, стакан, блюдце) и нальем в них воду. Вывод: Вода приобретает форму сосуда. Опыт 3: Вода не имеет запаха. Предложить детям понюхать воду в стакане, потом капнуть капельку одеколона и еще раз понюхать, почувствовать запах. Вывод: У воды нет запаха, но она может приобретать запах другого вещества. Опыт 4-5: Способность растворять. У воды нет вкуса. А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? (У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая). Вывод: Своего вкуса у воды нет, но вода может приобретать вкусы других веществ. Вода имеет возможность растворять некоторые вещества. Опыт 6: Пар – это тоже вода. Открыть термос с горячей водой и над ним подержать зеркальце, видны капельки воды (зеркальце запотело) Вывод: Горячая вода превратилась в пар. Опыт 7: Вода прозрачная. Взять два стакана. Один с водой, другой с молоком. В оба стакана положить палочки. В каком стакане видна палочка, а в каком – нет. Почему? Вывод: Вода прозрачная, а молоко нет. - Ребята, представьте себе, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной, как в сказке «молочная река с кисельными берегами». Могли бы рыбы, растения жить и развиваться в таких реках? (Нет) -Непрозрачная мутная вода не пропускает солнечных лучей, а без этого в водоемах не могут расти водоросли и вода будет не насыщена кислородом. И поэтому жизнь в водоеме будет не возможна. - Всем нужна чистая прозрачная вода! Поэтому нельзя загрязнять водоемы, воду нужно беречь! -Ребята, вот мы и познакомились со свойствами воды. _ А как вода поступает в реку? (Рассуждения детей) - Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух, высоко вверху насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе. «Ходят капельки по кругу» - Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Я буду мама Тучка, а вы мои детки Капельки. (Подбежали ко мне все мои детки-Капельки.) Вот какая тучка стала большая. Вдруг подул сильный ветер и капельки (под «музыку дождя танцуют. Музыка стихает, дети присели) очутились на земле и притихли. Но им скучно стало по одиночке и собрались они сначала маленькими ручейками, встретились ручейки и стали большой рекой (взявшись за руки дети под музыку выполняют упражнение «змейка»). Плыли Капельки по большой реке и попали в океан (дети образуют круг, приседают). И тут вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой. А тут как раз солнышко пригрело, Капельки стали легкими-легкими и начали подниматься вверх к своей маме Тучке (дети встают, поднимая руки вверх). Все Капельки испарились под лучами солнца и вернулись к своей маме Тучке. - Ребята, давайте посмотрим, как это происходит на самом деле – проведем опыт. А вместо солнышка у нас будет чайник. Наливаем холодную воду в чайник. Что-нибудь произошло? (Нет). Я включаю чайник, сидим тихо, слушаем и наблюдаем. Чайник закипает, открываю крышку. - Дети, что вы слышите? (Бульканье, вода кипит) - Дети, а вы что-нибудь увидели? (Из чайника идет пар) - Это одно из состояний воды (Газообразное) - Артем, как называется дымок из чайника? (Пар) -Лиля, как образуется пар? (При нагревании вода превращается в пар) -Молодцы! А теперь поднесем к горлышку чайника прозрачное стекло. Что мы видим? (Стекло запотело (облако) Затем стекло убирается от горлышка, и дети наблюдают, как стекло остывает, и капают капли (дождь) - Вот мы с вами и увидели, как путешествуют капельки. В природе это путешествие называется «круговорот воды в природе». Ребята, а как вы думаете, почему именно круговорот. (Ответы детей) - Правильно. Потому что вода не исчезает. Она проходит по кругу превращений и снова попадает на землю. -Давайте вместе назовем наше путешествие (Круговорот воды) - Молодцы, ребята. Сегодня вы познакомились со свойствами воды, с таким природным явлением, как круговорот воды в природе. Давайте вспомним какими свойствами обладает вода (Жидкая, прозрачная, не имеет цвета и запаха, не имеет формы, растворяет некоторые вещества) - Подумайте и скажите, а надо ли беречь воду? (Рассуждения детей) - Дети, а давайте посмотрим, что наши гости знают о воде. Загадаем им несколько загадок. Уважаемые гости, дети приготовили загадки и предлагают вам найти отгадки. 1. Он без рук, он без ног из земли пробиться смог. Нас он летом в самый зной ледяной поит водой. (Родник) 2. Без досок, без топоров через реку мост готов. Мост, как синее стекло! Скользко, весело, светло! (Лед) 3. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе. Узкий кончик – в роднике, а широкий – в море. (Река) - На этом наше занятие окончено. Вы прекрасно справились! | Слайд «глобус» По мере обсуждения показать соответствующий слайд Слайд вид Земли из космоса Трек «Звуки природы» Слайд «для чего нужна вода» Слайд «круговорот воды в природе» Трек «Звуки природы» По мере обсуждения показать соответствующий слайд «свойства воды» |
Источники: nsportal.ru, www.maam.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: "Кто нас учит в школе?"
На данном занятии углубляются представление детей о школе, о профессии учителя, школьных принадлежностях. Занятие стимулирует к ранней профессиональной ориентации; дети учатся правилам поведения в шко...
Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну красок».:
Закрепить знания о живописи, как об одном из видовизобразительного искусства. Закрепить виды живописи: пейзаж, портрет, натюрморт. Познакомить детей с картинами художников ...
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией "Ходит капелька по кругу"
В природе много чудес: солнце, воздух, но самое интересное чудо природы - это вода. Ведь только на земле есть вода. Именно вода её сделала зелёной и обитаемой. Поэтому в работе поставленны следующие з...
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром в подготовительной к школе группе Тема «Во что одевались на Руси»
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром...
Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной группе "Россия - Родина моя"
Конспект занятия направлен на патриотическое воспитание детей, на формирование у них чувства любви к Родине о родному краю. Дети всесторонне рассматривают данную тему, начиная от географических ...
Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной группе.
Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной. Тема: «День знаний»...
Презентация к НОД по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной группе.
Презентация к НОД по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: "День знаний"....