проект
проект (средняя группа) на тему
толлерантность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 690.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «МАМОНТЁНОК»
Проект
Тема: «Формирование толерантности у детей
дошкольного возраста»
для детей среднего дошкольного возраста
Выполнили
Воспитатели:
Колбеко Жанна Николаевна
Лапшина Юлия Владимировна
ВВЕДЕНИЕ
В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:
этика и стратегия ненасилия;
идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.
“Толерантность – означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности”. В документах конференций ЮНЕСКО 1997 года толерантность трактуется уже как терпимость к чужим мнениям, верованиям, расовым различиям, поведению, образу жизни и национальности
Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны. Разрешить возникающие проблемы взаимоотношений можно только с помощью воспитания толерантного сознания. Сегодня всё большее распространение в детской и подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин такого поведения детей достаточно много. В первую очередь стоит отметить понижение общего уровня культуры, массу негативной, а зачастую и просто агрессивной информации, обрушивающейся на незрелую психику ребёнка с экрана телевизора или через компьютер, социальное равнодушие и недостаток внимания со стороны взрослых.
В Государственной концепции дошкольного воспитания говорится: "В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям… Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей".
В дошкольном возрасте у детей происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе.
Педагогические идеи воспитания толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего. По-разному трактуют понятие «толерантность» философы, педагоги, учёные, исходя из этого, определяются принципы воспитания.
Формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста, несмотря на изучение данного вопроса многими известными педагогами и учёными, имеет ряд проблем и противоречий. Социальный заказ современного общества ориентирован на свободную самостоятельную личность, которая умеет строить отношения с другими людьми, уважает их права и свободы. Однако, структурированных и апробированных программ и методик по воспитанию толерантности в дошкольном возрасте немного. Возможности дошкольного детства хорошо изучены в плане развития познавательных и творческих способностей ребёнка, но вместе с тем недостаточно используется потенциал совместной культурно-досуговой деятельности, которая могла бы стать одной из форм работы по воспитанию толерантной личности.
Необходимость разрешения выявленных проблем в системе дошкольного образования обусловили выбор темы проекта: «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста».
Цель проекта:
Создание условий для формирования у детей среднего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.
Задачи:
- Применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности;
- Оснащение предметно-развивающей среды в группе, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности;
- Взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.
- Формирование у детей толерантного поведения, внутренней и внешней правовой культуры.
- Анализ и результативность работы, и перспективность проекта.
Вид проекта: творческо-исследовательский, малой продолжительности.
Участники: педагоги и специалисты детского сада, родители, дети.
Время реализации проекта: ноябрь 2018 года.
Этапы проекта
Организационный
- Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения проекта толерантности
- Ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения
- Оснащение предметно-развивающей среды в группе, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности
- Вовлечение родителей в образовательный процесс
Содержательный
Разработка плана мероприятий по формированию основ толерантности у детей среднего дошкольного возраста.
Результативный
Выявление результатов работы по теме проекта и перспективность
Технология работы по проекту
Формы | Тема | Цели |
Цикл занятий | «Узнаем друг о друге» | Поэтапный цикл занятий для знакомства детей с различными нациями, народностями, расами. Начать с ознакомление с национальным составом группы и довести до ознакомления детей с нациями мира. |
Беседа | «Ступени в мир национальностей» | Ознакомить детей с разработанной программой |
Беседа | «Давайте жить дружно» | Сформировать у детей знание, что все люди на земле должны жить в дружбе и мире, не смотря на национальные и расовые различия. |
НОД по ознакомлению с окружающим | «Что такое, кто такой?» | Ознакомить детей с понятиями национальность, народ, миролюбие, толерантность, поликультурность |
Занятие | «Общаемся играя» | Помогать строить взаимоотношения между детьми разных национальностей в процессе игровой деятельности, включая в игры всех без исключения детей |
Игра | «Пойми меня» | Вырабатывать у детей интерес к разным языкам, учить детей безбарьерному общению |
НОД Физкультура | «Детские подвижные игры разных народов» | Направлять действия детей в оказании взаимопомощи и взаимовыручки в подвижных народных играх |
НОД по трудовой деятельности | «Обновка для группы» | Способствовать совместной деятельности педагогов с детьми в оформлении группы и создании предметно-развивающей среды с учетом национального колорита |
Игра | «Дружные ребята» | Совместное разучивание народных игр |
Реализация проекта в образовательной деятельности:
1.Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно – ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры.
2. Чтение художественной литературы из серии «Развитие безусловного принятия себя и другого человек», устный народный фольклор народов РФ.
3. Система блочных занятий.
Занятия строятся на гуманистической позиции, субъект - субъектном подходе во взаимодействии с детьми, что предполагает:
– свободу высказываний и поведение ребенка в разных формах педагогического процесса,
– проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по разным поводам, воспроизведение по ходу такого взаимодействия индивидуального опыта,
– недопущение насильных, жестоких мер, ограничивающих порывы и желания детей.
Содержание занятий ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накоплению своего жизненного опыта. Это позволяет активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу.
4.Проектная и исследовательская деятельность:
Цель: формировать у детей активную познавательно– исследовательскую деятельность в освоении окружающего мира и норм социальной культуры, создание мини-музеев о народностях РФ.
5. Досуговая деятельность:
- День вежливости,
- День добрых дел,
- Семья – всему голова
- Мы помощники и т.д.
Работа с родителями:
- Изготовление куколок в разных национальных костюмах
- Беседы с детьми на тему нашего края и людей, которые в нем живут
Заключительный этап
Представление фото к проекту.
Практическая значимость
Данный проект был разработан для участников образовательного процесса в ДОУ (дети среднего дошкольного возраста, педагоги , специалисты, родители), с целью создания условий для формирования у детей среднего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.
Данный проект используется:
- в работе педагогов и специалистов
- в работе ГМО
- на муниципальных педагогических конференциях
Заключение
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что создание условий для формирования у детей среднего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру закладывает основы личности ребенка. Именно в этом возрасте ребенок получает первый опыт общения, он учиться правильно вести себя с близкими ему людьми, ровесниками, усваивает традиции и культуру своего народа.
Результаты работы:
- Повышение педагогической компетентности воспитателей и специалистов детского сада по тематике проекта.
- Повышение правовой и педагогической культуры родителей (выставки работ, памятки-рекомендации по воспитанию толерантности).
- Развитие творческих способностей воспитанников и педагогов детского сада, их коммуникативных качеств.
- Укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.
Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант: «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь.
Литературные источники:
- Семина Л.И., Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. [текст] Семина Л.И. Семья и школа. 2001 №№11-12
- Степанов П, Как воспитать толерантность? [текст] Степанов П Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
- Риэрдон Б. Э., Толерантность – дорога к миру. [текст] Риэрдон Б. М., 2001
- Воробьева О.Я., Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., .[текст] Воробьева О.Я ., 2007
- Байбородова Л.В Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников., [текст] Байбородова Л.В., Ярославский педагогический вестник. 2003 №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-275904-1374788850.jpg)
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-280995-1518460074.jpg)
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827937-1476017629.jpg)
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-285408-1411898823.jpg)
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/22/picture-1300826-1645547332.jpg)
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-940809-1506237285.jpg)
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/06/picture-1392238-1728207347.jpg)
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...