Консультация с элементом практикума « Организация образовательной деятельности, в ходе осуществления режимных моментов»
консультация на тему
В условиях модернизации отечественного образования российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивали собственную работу в соответствии с новым нормативно-правовым документом – Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования (ФГОС) .
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентируют педагогов на «решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования». При этом образовательную деятельность в режимные моменты не следует рассматривать как дополнение к непосредственно образовательной деятельности. В образовательной деятельности в режимные моменты решаются задачи:
- формирования общей культуры детей дошкольного возраста (культуры поведения, общения, деятельности, питания, сна, здоровья, безопасности жизнедеятельности и пр., развития их физических, интеллектуальных, личностных качеств и предпосылок учебной деятельности.
- охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;
- формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
- освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений
- формирование у детей положительного отношения к труду.
Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:
- Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;
- Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;
- Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;
- Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;
- Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных проектов), коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,
- Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;
- Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,
- Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 31.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 6 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ГОРОДА ГОРНО-АЛТАЙСКА»
Консультация с элементом практикума
« Организация образовательной деятельности, в ходе осуществления режимных моментов»
Выполнила: Мосиевская Т.С.
Горно-Алтайск,2018
В условиях модернизации отечественного образования российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивали собственную работу в соответствии с новым нормативно-правовым документом – Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования (ФГОС) .
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентируют педагогов на «решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования». При этом образовательную деятельность в режимные моменты не следует рассматривать как дополнение к непосредственно образовательной деятельности. В образовательной деятельности в режимные моменты решаются задачи:
- формирования общей культуры детей дошкольного возраста (культуры поведения, общения, деятельности, питания, сна, здоровья, безопасности жизнедеятельности и пр., развития их физических, интеллектуальных, личностных качеств и предпосылок учебной деятельности.
- охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;
- формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
- освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений
- формирование у детей положительного отношения к труду.
Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:
- Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;
- Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;
- Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;
- Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;
- Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных проектов), коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,
- Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;
- Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,
- Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.
Это ежедневная работа, которая осуществляется на протяжении всего времени пребывания детей в детском саду (в утренние и вечерние часы, на прогулке), независимо от сезона, события, календаря праздничных и памятных дат. Кроме того, комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса обусловливает необходимость решения в образовательной деятельности в режимные моменты образовательных задач, связанных с реализацией темы.
Режимные моменты планируются как в первой, так и во второй половине дня.
Большое значение для здоровья и благополучного развития ребенка имеет правильная организация режимных моментов.
К режимным моментам относятся:
1. Прием детей.
2. Утренняя гимнастика.
3. Подготовка к завтраку, завтрак.
4. Основная образовательная деятельность.
5. Подготовка к 1 прогулке, прогулка.
6. Подготовка к обеду, обед.
7. Организация сна детей.
8. Организация подъема детей и закаливающие процедуры.
9. Подготовка к полднику, полдник.
10. Подготовка к вечерней прогулке, прогулка.
11. Подготовка к ужину, ужин.
Рассмотрим подробнее вышеперечисленные режимные моменты.
УТРО
1.Прием детей.
Утро -это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Здесь очень важно провести эмоционально-стимулирующую гимнастику. Работа проводится по подгруппам и индивидуально. Если говорить о фронтальной работе, это могут быть хороводы и спокойные виды деятельности.
Чтобы дети не ходили без дела, нужно стараться включить детей в тот вид деятельности, который наиболее интересен им в данный момент: игры с другими детьми, понравившаяся ранее игрушка, настольные игры-пазлы, вкладыши, игры по сенсорике, если ребенок выказывает желание можно поручить ему посильное трудовое поручение.
Также проводятся общегрупповые беседы по определенным темам. Используется прием рассматривания предметных картинок.
При формировании культурно-гигиенических навыков эффективно используется краткая беседа о пользе воды и пр.
Во время приема пищи проводятся ситуативные беседы о правилах поведения за столом, о пользе здоровой пищи, уточняем название блюд, продуктов используемых в их приготовлении. Обращается внимание детей на то, как накрыты столы, наличие столовых приборов, их расположение и назначении.
В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию детей (игры, общение, труд, индивидуальную работу и пр.), но они должны отвечать следующим требованиям:
1. Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут), ребенок должен увидеть результат своей работы. Сюжетно-ролевые и строительные игры длительны и не планируются в средних и старших группах.
2. Не желательно планировать на утро деятельность, предполагающую большую подготовку.
3. Нельзя планировать утром деятельность, в которой предполагается использование колющих и режущих предметов труда.
4. Утром планируем только знакомые для детей виды деятельности.
2.Утреняя гимнастика
Утренняя гимнастика проводится ежедневно. В планировании гимнастики должна быть выдержана структура:
1 часть – вводная, в которой выполняются разнообразные виды ходьбы и бега,
2 часть – средняя, включает в себя комплекс общеразвивающих упражнений с указанием И. п.,
3 часть – заключительная.
Обязательно должна быть указана дозировка выполнения всех движений и упражнений.
3.Подготовка к завтраку, завтрак.
При формировании культурно-гигиенических навыков эффективна краткая беседа о пользе воды, мыла.
Во время приема пищи проводятся ситуативные беседы о правилах поведения за столом, о пользе здоровой пищи, уточняем название блюд, продуктов используемых в их приготовлении. Обращается внимание детей на то, как накрыты столы, наличие столовых приборов, их расположение и назначении.
4.ООД
Основная образовательная деятельность должна органично вытекать из тех видов деятельности, которыми были заняты дети на предыдущем этапе. Проводится ООД согласно перспективному плану, в котором указаны программное содержание и цели.
5.Подготовка к прогулке, прогулка.
Подготовка к прогулке является моментом активного общения с детьми. В процессе одевания с детьми необходимо поддерживать разговор о назначении предметов одежды, их сезонного назначения, уточняем название материалов из которых они изготовлены, деталей одежды. Все это способствует расширению и активизации словаря детей.
Цель прогулки: обеспечение высокой активной, содержательной, разнообразной, интересной деятельности и снятие утомления. В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе). Существует четыре вида прогулки:
Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).
Комбинированная, состоящая из двух частей: первая часть — целевая прогулка; вторая часть — свободная деятельность детей.
Прогулка-экскурсия, прогулка-поход.
Спортивная (соревнования, эстафеты)
Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд. Прогулка должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.
Во время прогулки нужно способствовать тому, чтобы дети провели ее с пользой для своего физического развития. Для этого проводятся подвижные игры развивающие быстроту, ловкость, выносливость. А так же проводить индивидуальную работу по развитию движений (равновесие, перепрыгивание, метание в цель, даль и др.)
При проведении посильного хозяйственного труда на участке нужно проводить беседы о назначении орудий труда, их безопасном использовании. Способствовать воспитанию уважительного отношения к труду, людям, выполняющим эту работу.
Важнейшим компонентом прогулки является наблюдение за живой и неживой природой, сопровождая художественным словом.
Есть следующие виды наблюдений:
Наблюдения за окружающим (неживыми предметами). Хотелось бы обратить внимание на инструкцию по охране жизни и здоровья детей. С детьми до трех лет, например, за небом не наблюдают, так как у детей еще не сформировано окончательно чувство равновесия.
Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).
Наблюдения за транспортом. В младшей и до середины средней группы наблюдают за транспортом на территории детского сада, который приезжает. Дети подходят к забору, не выходя за пределы учреждения. В старшей и подготовительной группе детей выводят на прогулку наблюдать за транспортом. Здесь в данном виде наблюдений обязательно нужно помнить о том, что идет глубокая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице.
Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на основы безопасности.
Наблюдения за трудом взрослых. В младшем и среднем возрасте наблюдают за трудом взрослых, находящихся в дошкольном учреждении. Сначала наблюдают за тем трудовой деятельностью взрослого и результатом этой деятельности. Следующий этап заключается в том, чтобы показать, насколько взрослый старается трудиться на своей работе. С конца средней группы дети ходят на экскурсии (фабрики, заводы).
По возвращении с прогулки, побуждать детей не только к самостоятельным действиям, но и воспитывать стремление оказывать посильную помощь друг другу при раздевании, что способствует сближению детей, становлению дружественных взаимоотношений. Следить за тем, чтобы дети аккуратно убирали вещи в шкаф, воспитывать бережное отношение к личным вещам, аккуратность.
ДЕНЬ
6.Подготовка к обеду, обед.
Создавать условия для повышения качества деятельности детей по самообслуживанию во время подготовки к приему пищи. Совершенствовать культурно - гигиенические навыки: аккуратно мыть и насухо вытирать руки, вешать полотенце на место.
Формировать привычку к здоровому образу жизни (профилактика нарушений осанки во время приёма пищи).
Продолжать формировать культуру поведения во время еды: правильно пользоваться столовыми приборами (столовой ложкой и вилкой); умение аккуратно пользоваться салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды.
Воспитывать вежливость (благодарить за еду, потребность в чистоте и аккуратности).
7.Организация сна
Период подготовки ко сну должен быть спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну помогут создать нежная спокойная музыка. Необходимо проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях. Создать умиротворенное настроение, способствующее хорошему сну. Во время сна детей педагог должен находиться в спальне и наблюдать за детьми.
8. Организация подъема детей и закаливающих процедур
Подъем проводится постепенно, по мере пробуждения детей, еще в кроватках можно провести зарядку для пробуждения, после подъема организуются закаливающие процедуры, проведение которых педагог согласовывает с медсестрой.
После сна дети закрепляют навыки самостоятельного одевания, а воспитатель помогает им при необходимости. Продолжается работа по воспитанию аккуратности, самостоятельности. Дети приводят в порядок прически. Девочкам с длинными волосами помогает воспитатель.
9.Подготовка к полднику, полдник.
При подготовке к данным режимным моментам решаются следующие задачи:
- Формировать навыки самообслуживания;
- Совершенствовать навыки умывания;
- Формировать КГН (мыть руки перед едой);
- Закреплять умения в дежурстве: накрывать на стол столовые приборы и посуду;
- Формировать понятие о здоровом образе жизни во время полоскания гигиенических процедур в ванной комнате.
ВЕЧЕР
10.Подготовка к вечерней прогулке, прогулка.
Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей. Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей. На вечерней прогулке, в присутствии ребенка воспитатель может проинформировать родителей о его достижениях в развитии, успехах в группе. Для наглядности было бы неплохо продемонстрировать работы детей. Кроме того воспитатель информирует родителей о проблемах, возникших у ребенка, и способах их решения, дает консультации по интересующим родителей вопросам.
ВАЖНО! Порядок именно такой: сначала положительное, потом - проблема. Каким бы ни был ребенок, сколько бы неудобств он вам не доставлял, но положительное найти нужно обязательно и похвалить в присутствии родителей. И только потом о проблемах. Тактично, ненавязчиво, грамотно, но настойчиво. И обязательно индивидуальный подход к каждой семье: кому, как и что можно сказать, а что нельзя.
Отдельно стоит обратить внимание на уход ребенка из детского сада. Ребенок должен не забыть о правилах хорошего тона, а именно попрощаться с воспитателем и детьми группы. Воспитателю и родителям необходимо формировать положительное отношение ребенка к детскому саду и настраивать детей на следующие посещения.
11.Подготовка к ужину, ужин.
Решаются следующие задачи:
- продолжать развивать навыки культуры еды,
- закреплять проявление желания есть самостоятельно,
- воспитывать благоприятное отношение к приёму пищи.
Практическое задание: Для того, чтобы закрепить услышанное, поделиться опытом, необходимо провести практическую работу. Педагоги берут по одному листочку. На листочках написан режимный момент, нужно рассказать о том, как его осуществляют в своей группе.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что правильная организация режимных моментов способствует решению вышеперечисленных образовательных задач и развитию интегративных качеств детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов
В консультации описаны формы работы образовательной деятельности, осуществляемой в разные периоды режимных моментов в ДОУ...
Методы и приемы организации образовательной деятельности в ходе режимных моментов
Данная работа предназначена для закрепления знаний детей и коллег о режимных моментах. ...
Организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов
В условиях модернизации отечественного образования российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивали собственную работу в соответствии с новым нормативно-правовым документом – Фед...
Конструкт организации совместной образовательной деятельности в ходе выполнения режимных моментов
Конструкт прогулки. Младшая группа....
Консультация с элементами практикума "Организация и проведение режимных моментов с детьми дошкольного возраста"
Изложенный в консультации материал поможет начинающим воспитателям правильно организовать и провести режимные моменты. Представлен материал для речевого сопровождения (стихи, потешки, песенки)....
Консультация для воспитателей: "Организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов в соответствии с ФГОС ДОУ"
Образовательный процесс в ДОУ должен идти непрерывно, в течении всего дня, и не только в образовательной деятельности, но и в режимных моментах. Существуют различные варианты современных форм обучения...
Педагогический совет по теме "Организация образовательной деятельности в ДОО в режимных моментах"
Представлен сценарий пед.совета...