"Развивающая и познавательная ценность дидактических игр для детей дошкольного возраста"
статья на тему
Предварительный просмотр:
«Развивающая и познавательная ценность дидактических игр для детей дошкольного возраста»
Как известно, игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Для педагога же она является одним из наиболее эффективных методов работы с детьми, поскольку ей присущи ценные качества, которые благоприятно сказываются на становлении маленького человека как личности.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
В. А. Сухомлинский
Цель и задачи дидактической игры в старшей группе ДОУ
Цель дидактической игры — сделать процесс обучения простым, интересным, не вызывающим утомления и скуки. Педагог «подстраивает» выполнение образовательных задач, которые для детей шестого года жизни достаточно обширны и серьёзны, под возможности малышей.
Задачи дидактических игр разнообразны и зависят от образовательной области и требований программы в ней, а также от восприятия детьми материала. Если ребята быстро и успешно усваивают знания, овладевают навыками, то задачи при повторе игры расширяют, несколько изменяют, а в случае, если материал оказался сложным для усвоения, проводят игру другого содержания, но с теми же программными задачами.
Например, пятилетки закрепляют образование однокоренных слов. Воспитатель проводит игру с мячом «Назови детёныша»: бросает детям по очереди мяч и произносит название животного. Ребёнок должен назвать соответствующее однокоренное слово: «волк — волчонок, «лиса — лисёнок» и т. д. Если дети не испытывают заметных трудностей, то можно расширить задачи и предложить дошкольникам подобрать прилагательные в аналогичной игре с мячом «Назови хвостик»: «у волка — волчий», «у лисы — лисий». Но если педагог видит, что его подопечные не уверены в ответах, игра «Назови детёныша» повторяется, но в другом оформлении. Ребятам предлагают «путешествие в лес» (по помещению группы), в котором они встречают различных зверей и называют их детёнышей. В первом случае меняются задачи, во втором — только внешнее оформление игры, чтобы детям было интересно повторять материал. Когда воспитанники усвоят информацию, игру усложняют.
Образовательные задачи игры зависят и от её вида. В игре с предметами воспитывается бережное обращение к игровому материалу, оборудованию, в словесной игре — умение выслушать ответ товарища, в настольно-печатной — терпение, выдержка (ребёнок должен дождаться своего хода).
Задачи игры тесно связаны и с её темой, которая, в свою очередь, исходит из темы блока. Учебный материал делится на тематические блоки, работа над темой длится 1–2 недели или месяц в зависимости от программы учреждения. Таким образом, если тема блока «Осень золотая в гости к нам пришла», то наибольшее количество игр будет посвящено осени и будут выполняться задачи по углублению и закреплению представлений детей об этом времени года. Поскольку блоки разнообразны, охватывают разные сферы общественной жизни, явления природы («Наша страна и город», «Профессии», «Семья», «Мой дом», «Животный и растительный мир», «Что такое хорошо и плохо», «Детский сад», «Жил-был я» и др.), то за год с детьми проводится множество обучающих игр обширной тематики, как того и требует программа, следовательно, выполняется весь объём предусмотренных задач.
Сказанное выше не означает, что воспитатель должен проводить дидактические игры строго по темам блоков. Если дети любят какую-либо игру, её можно организовать в свободное время вне темы блока. В индивидуальной работе по логико-математическому, речевому развитию, ознакомлению с природой можно проводить те игры, которые педагог сочтёт наиболее подходящими, даже если их тематика расходится с темой блока.
Условия успешного проведения дидактической игры в старшей группе ДОУ
Дидактическая игра в старшей группе будет эффективной, если учитывает требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и образовательных программ — как примерных, так и отдельного ДОУ. ФГОС и образовательные программы разработаны с учётом потребностей и особенностей дошкольников всех возрастных групп. Руководствуясь этими документами, педагог будет уверен, что его деятельность приносит пользу воспитанникам.
«Необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка»
А. В. Запорожец
Соответствие игры возрасту детей
Дети шестого года жизни более усидчивы, внимательны, склонны к обдумыванию действий, рассуждению, размышлениям с опорой на личный опыт и припоминание событий. Они производят впечатление «маленьких взрослых». Возросшие способности и возможности делают доступными понимаю старших дошкольников такие серьёзные темы, как охрана окружающей среды, освоение космоса, историческое прошлое Родины. Это позволяет существенно расширить тематику и содержание игр.
Интеллектуальные игры, головоломки, ребусы, шарады также очень полезны в этом возрасте. Их применение стимулирует мыслительные процессы, способствует росту сообразительности и любознательности, учит мыслить нестандартно, креативно.
Игра, в которой нужно приложить усилия, преодолеть трудности, интересна старшим дошкольникам. Она повышает их уверенность в себе, вырабатывает целеустремлённость, упорство, смелость.
Развивающая и познавательная ценность игры
Это требование актуально во всех возрастных группах, но в работе со старшими дошкольниками воспитателю мало давать готовую информацию и постепенно её усложнять. Нужно пробуждать в детях желание узнавать новое, стимулировать познавательную активность. Игра должна содержать неизвестное, тайное, скрытое, что ребятам предстоит открыть и разгадать. Достичь этого можно, использовав элементы занимательного сюжета:
- ищем сокровища;
- путешествуем, изучая страну математики, грамоты, мир природы;
- выручаем из беды персонажа литературного произведения;
- помогаем доброму инопланетянину знакомиться с земными обитателями.
В отличие от младшей и средней группы, где все дидактические игры строятся на знакомом детям материале, а знания и умения лишь закрепляются, старшие дошкольники могут знакомиться с новыми знаниями непосредственно в игре. Это не поставит их в тупик, не заставит растеряться, потому что психические процессы детей этого возраста устойчивы, а мышление — гибкое, разностороннее.
Степень самостоятельности воспитанников
Доля самостоятельности детей в играх растёт с каждым годом, и у будущих школьников она наиболее высока. Ведущие педагоги и психологи считают, что только самодеятельная игра в полной мере соответствует потребностям ребёнка. Воспитатель должен убедиться, что дети как следует, усвоили правила, а потом предложить им дидактическую игру для самостоятельной деятельности.
Старшие дошкольники могут создавать и свои игры с правилами на основе имеющихся в группе и с увлечением играть в них. Педагогу следует поощрять такую деятельность, интересоваться играми, которые придумали дети, принимать в них участие.
Научность — ключевое требование в организации обучающей игры
Это требование в старшей группе важно, как ни в одной другой ранее. Знания, которые получают дети, должны содержать только научные факты, изложенные в доступной форме.
Чтобы не допускать досадных ошибок, воспитателю нужно постоянно работать над повышением своей внутренней культуры, грамотности, эрудированности.
Виды дидактических игр в старшей группе детского сада
По используемому материалу игры бывают словесные и такие, в которых объединены:
- слово и наглядность («Что перепутал художник», «Найди различия», «Что кому нужно для работы»);
- слово и использование предметов («Накроем стол для гостей», «Что в мешочке?»);
- слово и действие («Где мы были — не скажем, а что делали — покажем», «Угадай животное»).
Отдельную группу составляют сюжетные дидактические игры, в которых воспитатель создаёт определённую ситуацию из жизни.
К примеру, чтобы закрепить умение детей составлять диалог, развивать связную речь, совершенствовать знания о поведении продавца и покупателя в магазине, прививать культуру общения, воспитатель организует игру «Магазин», но не сюжетно-ролевую, в которой дети сами играют и устанавливают правила, развивают сюжет, а дидактическую. У неё есть строгие правила: купить товар в магазине можно, составив предложение с его описанием: «Дайте мне, пожалуйста, куклу в синем платье. Я хочу купить машину-грузовик с красной кабиной». Необходимо вести себя вежливо, брать можно по одной вещи. Подобную игру можно проводить и на закрепление знаний по математике, если установить правило: покупатель может взять товар после того, как решит пример на карточке и «заплатит» соответствующее количество «монет». Это одновременно помогает и упражнять детей в решении примеров на сложение и вычитание, и в присчитывании предметов по одному.
Широко применяются имитационные дидактические игры, в которых дошкольники имитируют действия взрослых, сверстников и даже явления природы и животных. Такие игры учат детей контролировать своё эмоциональное состояние, расслабляться, способствуют повышению настроения.
В зависимости от содержания дидактические игры делятся на такие основные группы:
- логико-математические;
- по развитию речи и подготовке к обучению грамоте;
- по ознакомлению с окружающим миром (в том числе, с природой и экологические);
- музыкальные;
- изобразительные.
Организация и проведение дидактической игры в старшей группе детского сада
Организуя игру со старшими дошкольниками, педагог должен продумать множество обязательных моментов, без которых её проведение не сможет состояться или будет неудачным. В первую очередь это:
- Выбор игры. Он зависит от запланированных образовательных задач и темы блока.
- Определение задач. Они должны обеспечивать единство обучения, развития и воспитания, а при повторном проведении игры обязательно углубляться, расширяться, охватывая новые области знаний и умений.
- Время проведения зачастую определяет выбор игры.
- Место. Групповое помещение, музыкальный зал, игровая площадка, экологическая тропа — место проведения может быть разным в зависимости от вида и задач игры.
- Определение числа играющих
- Подбор материалов по основным критериям:
- научность;
- целесообразность;
- безопасность.
- Обдумывание, «проработка» игры.
- Уровень подготовки воспитанников.
Этапы и компоненты дидактической игры
Дидактические игры применяются как на соответствующих занятиях, так и вне организованной образовательной деятельности. От того, где применяется игра, зависит её длительность.
В структуре дидактической игры выделяют такие компоненты:
- Дидактическую задачу. Это задание для педагога, то, чему он обучает, что закрепляет, углубляет, совершенствует. Дидактическую задачу для детей подают в виде игрового задания.
- Игровые действия. Старшие дошкольники вполне способны определить круг игровых действий, если игра им знакома или аналогична известной.
- Правила. Следует добиваться чёткого выполнения условий игры, но если дети придумали свои правила, то воспитатель может это принять.
- Результат игры. На его достижение направлены все усилия как детей, так и педагога, но в то время, как ребята выполняют игровое задание, воспитатель стремится к осуществлению программных задач.
Основные этапы дидактической игры:
- Сообщение темы и содержания, знакомство с игровым материалом (1–2 мин). Заинтересовывающий, сюрпризный момент, мотивирующий к игре.
- Ознакомление с правилами (до 1 мин). Старшим дошкольникам не нужно подробно объяснять правила, они прекрасно разберутся с ними по ходу, лучше напомнить их в середине игры. С правилами можно знакомить и постепенно, по мере выполнения действий.
- Выполнение игровых действий (до 15 мин). Тут важен не показ воспитателя, а его активное участие, заинтересованность в игре, умение поддержать детей шуткой, советом, подсказкой.
- Подведение итогов (2–3 мин). Этому этапу необходимо уделить особое внимание, поскольку детям шестого года жизни в игре очень важен результат, признание их роли, вклада в общее дело. Поэтому все успехи, удачи должны быть отмечены и поощрены. Если были серьёзные ошибки, их тоже нужно разобрать, но начинать всегда стоит с положительных моментов: «Вы отлично справились, выполнили задание, но…». Так ребёнок воспримет критику с меньшим негативом.
В отдельных случаях воспитатель может продолжить обсуждение с ребёнком, у которого что-то не получилось в игре, в индивидуальной форме. Разобрав все ошибки и сделав акцент на удачных моментах, педагог мотивирует дошкольника на достижение успеха в будущем.
Игра учит, воспитывает, развивает. Причём не только ребёнка, но и самого педагога, что особенно заметно в старших группах ДОУ, когда на первый план выходит вопрос воспитания будущего школьника: уверенного в себе, умеющего выразить своё мнение, способного на крепкую дружбу и честные партнёрские взаимоотношения. Только научившись уважать маленького человека, педагог сможет развить у него важные компетенции. А поможет в этом дидактическая игра, в которой все равны и помогают друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект оформления развивающей среды для развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности детей дошкольного возраста по экологии на тему: "Клумбы в детском саду"
Зона природы на территории дошкольного учреждения. Большое влияние на развитие личности ребёнка, семьи....
Индивидуальный план работы по самообразованию Тема : «Современные технологии в становлении ценностей здорового образа жизни детей дошкольного возраста».
Тематическое планирование деятельности по самообразованию...
Развитие математических способностей через развивающую и дидактическую игру у детей дошкольного возраста.
Проект направлен на изучение математических способностей через развивающую и дидактическую игру....
«Творчество во всем». Сборник дидактических игр для детей дошкольного возраста с использованием развивающих модулей.
Методическая разработка представляет собой оригинальную систему развития познавательной сферы и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. В основе предлагаемых материалов л...
Познавательный интерактивно – дидактический комплекс для детей дошкольного возраста «Путешествие с Груней»
Познавательный интерактивно – дидактический комплекс для детей дошкольного возраста«Путешествие с Груней»...
«Дидактические игры, как универсальный вариативный элемент предметно-пространственной развивающей среды, непосредственно влияющий на развитие речи детей дошкольного возраста»
laquo;Дидактические игры, как универсальный вариативный элемент предметно-пространственной развивающей среды, непосредственно влияющий на развитие речи детей дошкольного возраста»...
Подборка дидактических игр для детей дошкольного возраста; Образовательные области: познавательное развитие
Дидактическая игра «Укрась бабочку»Дидактическая задача: учить детей классифицировать предметы по цвету.Игровые действия: воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прил...