Профилактика дисфункции сенсорной интеграции у детей с ТНР
статья на тему

Буслова Светлана Петровна

Симптомы дисфункции сенсорной интеграции.  Пути решения этой проблемы (включение элементов сенсорной интеграции в общую систему воспитательной , образовательной и коррекционной работы).


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл дисфункция сенсорной интеграции18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика дисфункции сенсорной интеграции у детей с ТНР        

Дисфункция сенсорной интеграции- нарушение сбора и обработки сенсорной информации  (тактильной, зрительной , слуховой..) и выработки  ответной реакции.

Создателем метода сенсорной интеграции является  американский ученый , эрготерапевт  Джин Айрес.

Дети с ТНР проявляют следующие симптомы дисфункции сенсорной интеграции:

  • сенсорная защита: сверхчувствительность к касаниям; зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая сверхчувствительность
  •  сенсорный поиск: предпочтение определенных движений, цвета, пищи; социально несоответствующие манеры;  импульсивность и дезорганизованность  поведения
  •  гравитационная неуверенность : непереносимость движения; недостаточная способность к выполнению целенаправленных действий.

 Одним из возможных путей решения этой проблемы является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему воспитательной , образовательной и коррекционной работы.

Данная проблема решается в нашей группе путем экспериментирования, игр, предметно-практической деятельности, создания определённой развивающей предметно-пространственной  среды , способствущей  развитию всех видов анализаторов.

Основная идея метода сенсорной интеграции заключается в развитии взаимодействия между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами,  как базы, основы, предпосылки для формирования других чувств, для приобретения и накопления сенсорного опыта и развития личности в целом.  

Игры и упражнения на развитие равновесия  (балансировка) – «Канатоходец», «Аист» ,  катание на велосипедах, самокатах, прыжки через скакалку, игры с мячом  Некоторым детям необходима проприоцептивная стимуляция, для того чтобы их тело успокоилось, а они смогли регулировать уровень возбуждения ( «Огонь-лёд», «Замри» , имитация движений животных: ползание, катание на полу с боку на бок, «спонтанные танцы») .

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания.   Развитию тактильно-двигательных ощущений  способствуют  продуктивные  виды деятельности : лепка из   пластилина; соленого теста, рисование пальцами; игры с крупной и мелкой мозаикой ;сортировка мелких предметов ( пуговицы, желуди, бусинки),  игры с  камешками, сыпучими материалами  (устраиваем «сухой бассейн» для пальчиков, раскладываем шарики в разные емкости; бросаем шарики и кубики в воду; перекатываем между пальцами, выкладываем из них узоры), игры с песком ( пересыпание песка, «зарывание» рук в песок, рисунки на песке).

Способность к тактильному восприятию напрямую связана с развитием мелкой моторики рук, поэтому в своей работе мы используем традиционную пальчиковую гимнастику, элементы массажа и самомассажа, что также способствует повышению тактильной чувствительности. Хороший эффект дает использование массажных мячей, Су – Джок  шаров.

 Используемые нами  приемы сенсорной интеграции способствуют формированию представлений о предметах, явлениях окружающего  мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие  ребенка в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Дифференциация свистящих и шипящих звуков с элементами нейропсихологического подхода и сенсорной интеграции» для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

В конспекте отражены: программное содержание, оборудование, ход занятия с использованием элементов нейропсихологического подхода и сенсорной интеграции с приложением презентации занятия....

Развитие сенсорной интеграции у детей с ОВЗ.

Многие родители слышали, что сенсорная интеграция полезна для деток с аутизмом, так и для детей с ОВЗ. Известно, что все дети страдают от нарушений в сенсорной сфере (гиперчувствительность...

Нарушение сенсорной интеграции у детей

Нарушение сенсорной интеграции  представляет собой  нарушение  развития  сенсорной сферы у детей,  что приводит к нарушенипям в поведении . По ссылкам внизу вы  ...

Сенсорная интеграция. Дисфункция сенсорной интеграции.

Что делать с ребенком, который ведет себя нестандартно в, казалось бы, простых, безобидных ситуациях? Как реагировать, когда он за столом зажимает нос и отворачивается от еды, или наоборот, обнюхивает...

Дисфункции сенсорной интеграции у детей

Весь окружающий мир ребенок и взрослый познает с помощью органов чувств. Сенсорная интеграция способствует развитию интеллекта ребенка. Но есть дети с дисфункцией сенсорной интеграции, т.е неспособнос...

Проект по развитию сенсорной интеграции «Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ограниченными возможностям здоровья»

Проект направлен на сенсорную интеграцию. Использование научно-обоснованных рекомендаций по обучению воспитанников сенсорными играми приводит к тому, что у детей младшего дошкольного возраста формируе...