"Проблематика развития воспитания в системе образования"
статья на тему

Сидоранова Нина Сергеевна

Могут ли эти два понятия существовать независимо и изолированно друг от друга?  Возможно ли обучение дошкольника, школьника, студента на основе получения ими только лишь знаний без формирования всесторонне развитой личности? Однозначный ответ – нет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_seminar.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблематика развития воспитания в системе образования»

Прежде чем раскрыть проблему воспитания в системе образования, важно обратиться к значению этих двух значимых понятий - «воспитание» и «система образования». Воспитание - это целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Система образования – это модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, дополнительное образование, колледжи, др.), основной целью которых является образование обучающихся в них.

Могут ли эти два понятия существовать независимо и изолированно друг от друга?  Возможно ли обучение дошкольника, школьника, студента на основе получения ими только лишь знаний без формирования всесторонне развитой личности? Однозначный ответ – нет. Точно так же, как и невозможно ответить точно на вопрос «Что оказывает большее влияние : воспитание на образование или образование на воспитание?».  В современном мире, когда система образования подвергается постоянным реформам, претерпевает серьёзные изменения, педагогика также переживает очередной этап своего развития. И прежде всего от педагога, от воспитателя зависит воспитание и образование детей, а, значит, и будущее страны.

Так как становление человека и развитие его как личности  начинается с воспитания, необходимо подробно остановиться на основных концепциях современного воспитания. Вопрос воспитания актуален не одно десятилетие. Целые поколения родителей, воспитателей. Педагогов стараются подобрать идеальную модель формирования навыков и умения детей. Поиски лучшей модели воспитания приводят к появлению многих направлений в современной педагогике. Современные же концепции и теории воспитания имеют множество авторов, которыми являются ученые-исследователи в области формирования человеческой личности и роли педагога в процессе воспитания и развития ребенка.

Задача системы образования — социально-педагогическая и психологическая поддержка становления жизненного самоопределения детей и молодежи, формирования личностной, семейной и социальной культуры.

Важным компонентом социального заказа является духовно-нравственное воспитание и развитие. Основополагающим документом, разработанным в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», с учетом ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая определяет идеологическую и методологическую основу разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Воспитательный компонент федерального государственного образовательного стандарта общего образования представлен сейчас несколькими методическими документами. В их числе «Примерные программы воспитания и социализации обучающихся», «Требования к содержанию и условиям воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования».

Таким образом,необходимость  решения отмеченных выше проблем требует консолидации усилий всех здоровых сил общества, обновления содержания и форм воспитательной деятельности, перехода к открытым демократическим моделям воспитания и гуманистическим воспитательным системам.

«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» носит рекомендательный характер. Вместе с тем обязательным при организации воспитательного процесса является ориентирование деятельности на определенные в «Примерной программе» и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности» национальный воспитательный идеал, систему базовых национальных ценностей, а также основные направления воспитания и социализации, сформулированных в данных документах.

«Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Исходя их этого, приоритетами воспитательной деятельности в системе образования в Калужской области являются:


  • обеспечение информационной и духовной безопасности детей и молодежи; защита детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию; профилактика вовлечения детей и молодежи в деятельность экстремистских организаций;

  • формирование осознания безусловной ценности других людей, ценности человеческой жизни,толерантного отношения к людям и окружающему миру, внутреннего и внешнего непринятия действий и влияний, представляющих угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умения им противодействовать;

  • социально-педагогическая поддержка готовности и способности к духовному развитию,самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению, развитию совести, способности давать нравственную самооценку поступкам;

  • воспитание семейной культуры: осознание безусловной ценности семьи как первоосновы принадлежности к Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

  • патриотическое воспитание: принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций, готовность к укреплению национальной безопасности; знание и уважение истории семьи, родного села, города, области; понимание ценности и значения грамотного владения русским языком; 

  • формирование культуры межнациональных отношений, уважение к представителям иных культур и национальностей, понимание мира как единства в многообразии проявлений;

  • трудовое воспитание: развитие трудовой этики, уважения к результатам труда; мотивация творчества и созидания, готовность и способность к непрерывному образованию; профессиональная ориентация.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значимость патриотического воспитания в системе образования как ведущей социальной деятельности общества в соответствии с ФГОС.

Мы считаем своим долгом воспитать каждого ребенка высоконравственным гражданином России, принимающим судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны –...

Опыт работы на тему:"Взаимосвязь экологического образования и физического воспитания в системе работы над гармоничным развитием личности ребёнка старшего дошкольного возраста"

Особенность опыта характеризуется во взаимосвязи двух направлений, двух образовательных областей: познавательного и физического развития детей старшего дошкольного возраста, а также в использовании со...

Выступление на муниципальной педагогической конференции "Развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров". Тема доклада "Проблемы реализации инклюзивного образования в детском саду", о.Шикотан

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально ра...

Публичное выступление на тему «Дополнительное образование как средство развития личности в современной системе образования».

Публичное выступление на тему «Дополнительное образование как средство развития личности в современной системе образования»....

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ

Театрализованная деятельность не появится сама собой....

Актуальность проблематики«Картина мира» в современном образовании.

Актуальность проблематики "Картина мира" в современном образовании...