Методические разработки
материал на тему

Василенко Анастасия Аркадьевна

Методические разработки по теме самообразования

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧТО ТАКОЕ РАЗВИВАЮЩИЕ  ИГРЫ?

"Детский мир" - настоящее царство игр и игрушек. Чего тут только нет! На все вкусы и возрасты: и настольные, и электрифицированные, и механические, и музыкальные... Море красок и океан ребячьих желаний: "Мам, купи! Ну, пожалуйста... ты же обещала!" Какое родительское сердце не дрогнет? Но давайте попытаемся разобраться: чем вы руководствуетесь при покупке детской игрушки или игры? Желанием ребёнка? Чем бы дитя ни тешилось? Полезно? Модно? Ну вот уже купили: это очередная кукла, автомобиль или что-то дорогое, сверкающее, совсем-совсем как настоящее... "Спасибо, мамочка!" Новая игрушка - всегда радость, но... проходит полчаса, час, в лучшем случае день-два, и она уже брошена, уже неинтересна. Кто тут виноват: игрушка, ребенок или... папа с мамой? Вопрос этот очень не прост. "Понимание атома - это детская игра по сравнению с пониманием детской игры" - в этом образном высказывании физиолога X. Хогленда выражено и огромное уважение к проблеме детской игры, и ясное представление о чрезвычайной сложности этой проблемы. Об играх написано немало книг. Специалисты создают новые игрушки, их производством занимаются целые отрасли промышленности. Все это, конечно, не только потому, чтобы дать детям больше радости и забав. Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основной формой деятельности дошкольника. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность! Люди совершают каждый день массу всяких дел, маленьких и больших, простых и сложных. Каждое дело - задача, более или менее трудная. Но при всем их внешнем разнообразии, а иногда и несравнимости, все дела можно разделить на две группы, если подойти к ним с одной меркой - известная, старая эта задача или неизвестная, новая? Вот машинистка печатает на машинке. Шофер ведет автобус по улице. При этом они решают свои профессиональные задачи. Как их решать, каждый из них хорошо знает. Сначала их обучали этому, а потом они напрактиковались за годы работы. Профессиональные задачи являются для них старыми, известными. И привычная работа называется исполнительской деятельностью. Обучаясь профессии, человек развивает свои способности к этой деятельности: внимание, память, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, умение довести профессиональный навык до автоматизма (машинопись, стенография, телеграфирование и т. п.). Эти способности позволяют человеку поступать в какой-либо привычной деятельности по установленным правилам подчас даже машинально. Недаром машинистки, печатая и даже не сбавляя при этом темпа работы, могут переговариваться между собой, шофер, продолжая вести машину, объявляет остановки, делает по микрофону замечания пассажирам и даже может пошутить. Но вот перед машинисткой длинный текст, который надо расположить на одном листе наиболее экономно или каким-то необычным способом. Это непривычно - раньше ей не приходилось с этим

сталкиваться, это новая для нее задача. Или шоферу, пришедшему утром в гараж, не удается запустить мотор. Неисправность может быть в системе и питания, и зажигания, и электропроводки. Ни один учебник и инструктор не может предусмотреть все возможные поломки и неисправности и научить этому шофера, как это делается при обучении вождению машины. Значит, это тоже новая задача. Надо самому поразмыслить, найти решение этой задачи. И хотя она не очень сложна, ее можно уже отнести к творческим задачам. Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности - от нахождения неисправности в моторе, решения головоломки до изобретения новой машины или научного открытия, - но суть их одна: при их решении происходит акт творчества , находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как умение сопоставлять и анализировать, умение комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д., -все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Все виды человеческой деятельности включают в себя и исполнительский, и творческий компонент, но в разных пропорциях. Рабочий у конвейера на производстве почти лишен творческой деятельности, а авиаконструктор или изобретатель в основном только ею и занимается. В наше время людей, особенно молодых, привлекает та деятельность, в которой преобладает творческое начало. Это закономерно и в высшей степени симптоматично: мы живем в век невиданной еще в истории человечества научно-технической революции, одной из тенденций которой является передача исполнительских функций человека машинам и высвобождение сил и времени людей для творчества. В то же время научно-техническая революция делает жизнь во всех ее проявлениях разнообразнее и сложнее: она требует от человека не шаблонных, привычных действий, освященных многовековыми традициями, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых жизненных задач. Особенные требования к человеку предъявляет современное производство, где буквально на наших глазах появляются и исчезают целые профессии и на убыль идут как раз те, где нужен тяжелый, однообразный, исполнительский труд. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую изюминку в любом деле, а поэтому достичь высокой производительности труда. Таким образом, научно-техническая революция, с одной стороны, освобождает силы человека для творчества, а с другой - требует все больше и больше творчески развитых умов, способных обеспечить прогресс общества. Перед нашим государством, школой, воспитателями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого (буквально каждого!) из тех, кто сейчас ходит в детский сад и кто еще только должен родиться, вырастить не только сознательным членом социалистического общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно! - инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу. И активная жизненная позиция естественна для человека, если он мыслит творчески, видит вокруг возможности для совершенствования. Значит, все должны стать творцами? Да! Но откуда же взять столько талантливых и способных? А нельзя ли научиться выращивать таланты? Во всех крупнейших странах мира ведутся научные и практические поиски в этом направлении. И результаты этих поисков удивительны. Биологи считают, что "среди 15 миллиардов клеток головного мозга активно работают лишь 15 -- 20%". Психологи признают, что "человеческий мозг несет в себе огромную, пока далеко не используемую избыточность природных возможностей" и что "гениальность - это не отклонение, не аномалия человеческого ума, как склонны считать некоторые, а, напротив, высшая полнота его проявления, обнажение природных возможностей". Оказывается, природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самый высокий уровень развития в творческой деятельности! Но в жизни мы видим совсем иное: сколько еще слез проливают ребятишки, которым трудно учиться, сколько горьких раздумий достается на долю отца и матери, когда с учебой у детей плохо! Может быть,

правы те, кто говорит: "Умным надо родиться"? Но вот что утверждают советские генетики: "...в наши дни... стало очевидным, что духовное развитие не записывается в генах. Оно фиксируется в социальной программе, которая передается путем воспитания, усложняется и развивается с каждым новым поколением". А что показывает практика? Не испытывают трудностей в учебе те ребята, которые уже до школы обладали высоким уровнем развития. В результате многочисленных исследований в разных странах открылась удивительная картина - от рождения до 3 лет ребенок проходит половину своего интеллектуального развития, т. е. в самые первые годы жизни закладываются основные качества его психики, начинают формироваться все его способности. Значит, первые годы жизни - самые ценные для его будущего. Именно эти первые годы в огромной степени зависят от мамы и папы, от того, что они предпримут для развития ребенка, даже от того, как разговаривают с малышом, чему учат, как поощряют и в чем ограничивают. К сожалению, большинство родителей, уделяя главное внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним, питанию, режиму, одежде, не придают особого значения условиям его развития. Какая разница, считают они, раньше или позже он пойдет, раньше или позже начнет малыш играть в кубики, держать карандаш и рисовать, когда будет читать и считать. Зачем торопиться? Придет время - и научится. В действительности это далеко не так. Как, например, ребенок овладевает родной речью? Если малыш слышит разговор взрослых со дня рождения, если с ним постоянно говорят, побуждая его к ответному лопотанию, повторению слов, то он около года начинает произносить первые слова, через год уже легко составляет простые фразы, а от 2 до 5 лет (по утверждению К. И. Чуковского) каждый ребенок - гениальный лингвист. Но это относится только к нормально развивающимся детям. Если же до года ребенок редко слышит обращенную к нему речь, если никто не вызывает у него потребности в речевом общении, то речь развивается намного позже. И главное - усвоение родного языка идет у него с огромным трудом, очень медленно, и это сказывается потом на общем развитии. Долгие годы ему и в школе бывает трудно учиться, и даже при большом прилежании он становится хронически отстающим. Науке известно более 50 случаев, когда младенцы попадали в логово к диким животным (волкам, медведям, обезьянам) и вырастали среди них. Иногда удавалось возвратить таких детей в человеческое общество, но возвращение это обычно оказывалось трагическим. Если ребенку было больше 6 - 7 лет, его уже никакими средствами не могли сделать человеком, не могли даже научить говорить. Почему? Куда девалась его общечеловеческая способность к овладению речью? Оказывается, возможность развиваться не остается неизменной! После рождения, вместе с ростом ребенка мозг его дозревает и становится способным к функционированию. Это время и есть самое лучшее для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но развиваться начинают только те способности, для формирования которых создаются условия к моменту этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем разнообразнее дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идет его развитие. Пятилетняя англичанка Верина Гринвей "говорит и читает по-английски, по-французски и по-итальянски. Она пишет так же хорошо, как и десятилетние дети, и не делает при этом грамматических ошибок... По арифметике она знает наперед за три класса. Она плавает, играет на пианино, катается на коньках и танцует...". Мать девочки убеждена, что "большинство детей могут быть такими, как и ее дочь", если родители создадут определенные условия. Но если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования (накормлен, напоен, уложен спать), то в таких условиях замедляется его эмоциональное и интеллектуальное развитие. Современные исследования на молекулярном уровне (эксперименты шведского нейробиолога Хидена) подтверждают, что мозг на ранних стадиях своего развития требует не только соответствующего питания, но и стимуляции. Если нейроны лишены стимулирующей "учебной" среды, они уже не могут формировать богатую сеть волокнистых соединений мозга, становятся, образно говоря, пустыми мешками и в конце концов атрофируются. Лишив ребенка

своевременного и полноценного воспитания и обучения в младенческом и дошкольном детстве, мы тем самым обрекаем его на громадные затраты сил и времени на развитие способностей в будущем. Итак, первое условие успешного развития способностей - раннее начало. Но как "нащупать", где лежит тот оптимальный срок, то самое наилучшее время начала развития, когда совершенствование идет и легко, и быстро, и наиболее продуктивно для будущего? Это определить тем более трудно, что, по-видимому, существует целый ряд индивидуальных отклонений в ту или другую сторону. Как же быть? Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка говорить. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. Просто говорят -- со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется, ничего . Проходит 5, 10 месяцев, наступает момент -- произнесено первое слово! Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи, стимулировали его и были уже готовы к моменту созревания соответствующих мозговых структур. Не по этой ли причине в семьях музыкантов, где ребенок с младенчества слышит музыку и очень рано пробует свои силы в этой области, дети, как правило , обладают высокоразвитыми музыкальными способностями? А в семьях художников -изобразительными способностями, математиков - математическими и т. д.? А что если и в развитии других способностей поступить подобным образом: насколько возможно, заранее окружить ребенка такой средой и таков системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться? Именно в этом и состоит второе важное условие эффективного развития способностей. Третье чрезвычайно важное условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот "потолок" все выше и выше. Это давно знают, например, шахматисты, которые всегда проводят тренировочные встречи только с сильными или даже превосходящими их по силе тренерами. Парадоксально, но это условие максимального напряжения сил легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания окружающего мира в это время идет очень интенсивно, но опытом взрослых не воспользуешься - объяснить такому маленькому еще ничего нельзя! В это время малыш больше чем когда-либо вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи самостоятельно и без предварительного обучения. Укатился мяч под диван. Десятимесячный малыш хочет его достать: ложится на живот и заглядывает под диван. Мяч далеко, у самой стенки, но он все равно протягивает ручонку и... не достает мяча. А голова под диван не пролезает - ножки у дивана коротки. Сделав несколько безуспешных попыток достать мяч спереди, малыш заходит сбоку, а тут на пути низенькая скамеечка. Малыш просовывает ручонку в узкую щель между стеной и скамеечкой. И опять неудача, пальчики только поцарапали по мячику ноготками, а взять его невозможно. Еще и еще попытка, и опять безрезультатно. Но расстроенный неудачей малыш с обидой резко вытаскивает руку из щели и... отодвигает при этом от стены скамеечку. Щель стала сразу шире, через нее хорошо уже виден мяч, и теперь малыш сам сердито отпихивает скамеечку дальше и дальше. Вместо щели уже целый проход, туда можно втиснуться, и малыш сразу же ползет туда, на ходу цепляя скамеечку и отодвигая ее еще дальше в сторону. Но вот мяч в руках, и малыш, готовый заплакать, уже улыбается. Понаблюдайте за малышом во время подобного, на первый взгляд простого действия: как сосредоточенно и напряженно работает он в это время! Именно эта интенсивная умственная деятельность позволяет в удивительно короткий срок ползунку-несмышленышу превратиться в неутомимого Почемучку. И здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать четвертое важное условие: ребенку

надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т. д. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большие напряжения ума пойдут малышу на пользу. Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - вот последнее  пятое немаловажное условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь - в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка - распространенная форма "помощи" детям, но она только вредит делу! Есть великая формула "дедушки космонавтики" К. Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: "Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и , наконец стал открывать истины, никому еще не известные". Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь. И одним из эффективных средств для этого является игра. Наше время, время научно-технического прогресса, как мы видели, выдвинуло новое требование: развитие творческого потенциала каждого будущего члена общества. Как же этот социальный заказ реализуется в современных играх и игрушках? Что чаще всего покупают, например, для девочек? Куклы, посуду, мебель, швейные и стиральные машины, рукодельные принадлежности, т. е. уменьшенные модели того семейного быта, с которыми женщине придется иметь дело всю жизнь. Конечно, подготовка к будущей семейной жизни нужна. Это хорошо. Плохо другое: чаще всего этим и ограничивается круг игр для девочек . Мальчикам повезло больше: кроме пистолетов, ружей, автомашин и самолетов для них предназначаются строительные материалы, сборные модели, управляемые игрушки и всевозможные "конструкторы", ценность которых для интеллектуального развития детей вряд ли кто будет оспаривать. С помощью "конструктора", безусловно, можно развить многие стороны творческих способностей, но, по нашему мнению, они часто используются далеко не лучшим образом. Кроме того, игры этого типа рассчитаны на детей более старшего возраста, во всяком случае на школьный. Ведь не купит папа "конструктор" 2 - 3-летнему малышу? К "конструкторам" обычно начинают присматриваться тогда, когда дети уже подросли, т. е. годам к 8 - 9. А как же самый благоприятный для развития возраст? Что предложить ребенку в год, два, три? Чтобы пользы было не меньше, чем от "конструктора", и чтобы игра увлекала малыша, давала ему здоровую и интересную пищу для ума, и при этом достаточно сложную. Причем очень важно, чтобы эта сложность возрастала вместе с ростом малыша, опережая его развитие. И не день, не неделю, не месяц, а год, два, три вела бы его за собой. Почему часто мы видим такую картину: у ребенка много игрушек, а он не играет с ними? Причин, конечно, много, но чаще всего - главная в том, что игрушки уже себя "исчерпали". Исчез элемент новизны. А он-то и привлекает ребенка в первую очередь. Дать же ему задачу для ума, длительную интеллектуальную нагрузку может не всякая игрушка. В этом отношении намного лучше строительные материалы, пирамидки, мозаика и пр. Эти игры дольше "служат" детям, не надоедают им, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций. Но развивающие возможности этих игрушек ограниченны: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребенка, а в лучшем случае удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. Но ведь этого так мало для успешного развития творческих способностей! А время уходит. Как же быть? Нужны игры нового типа, игры, моделирующие творческий процесс и как бы создающие свой микроклимат, где есть возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими играми нового типа, по нашему мнению, и являются развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно: их цель -развитие ребенка. Для этих игр характерны следующие особенности: Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из "конструктора-механика" и т. д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной инструкции и т. п., таким образом , знакомят его с разными способами передачи информации. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей "конструктора"  видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно задание с решением и самому проверять точность выполнения задания. Задачи расположены в порядке возрастания сложности и имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных 2 - 3-летнему до непосильных иногда взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, преимущественно формирующего исполнительские черты у ребенка. Возьмем, например, игру "Сложи узор": 16 ее кубиков окрашены одинаково, но необычно - все 6 граней каждого по-разному. Поэтому ребенок может поставить кубик на стол 12 разными способами. К игре приложено более ста рисунков с узорами, начиная с совсем простых, доступных детям в 1,5 - 2 года, и кончая очень сложными, с которыми справится не всякий взрослый. Если малыш уже различает цвета, то он может справиться с первыми задачами - найдет на кубике грань нужного цвета и сложит из кубиков такой же узор, как на рисунке. Но каждый следующий узор в какой-то мере сложнее предыдущего: то меняется расположение кубиков, то вводятся двухцветные грани, то узор поворачивается на 45 градусов, то вместо 4 кубиков надо взять 9 или 16 штук, то исчезает контур узора и т. п. И каждое это усложнение узора малыш должен понять и преодолеть самостоятельно -- как бы сделать для себя микрооткрытие. Первые узоры могут быть для него легкими, т. е. ниже его возможностей, но, поднимаясь, как по лесенке, от узора к узору, он подходит и к таким, которые заставят его приложить все усилия, включить полностью все умственные и волевые способности "на полную мощность". Этот процесс очень радует ребенка - он видит свои успехи, испытывает огромное удовлетворение от того, что "трудно, а получилось!". Но вот какой-то узор ребенок не смог сложить, например, такой, где нужны кубики с двухцветными гранями, - "домик", "фонарик". Малыш крутит кубики и так и сяк, а "домик" не получается! Значит, он добрался до "потолка" своих нынешних возможностей. Это критическая точка и для ребенка, и для старшего: подсказывать - ни словом, ни жестом - нельзя! Можно только утешить огорченного малыша и обязательно обнадежить его: "Еще раз-другой попробуешь -получится!" И когда завтра или через несколько дней, даже недель ребенок наконец преодолевает и следующую ступеньку - он воспримет это как большое достижение, у него возникнет желание двигаться все дальше и дальше. И это действительно достижение - ребенок самостоятельно решил ту задачу, которая еще вчера ему не поддавалась. Ему никто не подсказывал, не показывал, он додумался сам, что крыша "домика" получается из двух кубиков, сложенных особым образом. Это целое открытие! А оно влечет за собой сдвиг в пространственном воображении, в умении комбинировать. Сделан пусть крохотный, но шаг в развитии творческих способностей! В развивающих играх, в этом и заключается их главная особенность, удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным принципом творческой деятельности - самостоятельно и по способностям. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: во-первых, развивающие игры могут дать пищу для развития творческих способностей с самого раннего возраста; во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего"потолка", ребенок развивается наиболее успешно; в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; в-пятых, играя в эти игры со своими детьми, родители незаметно для себя приобретают очень важное умение - держать себя в руках, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. Если вы внимательно читали начало книги, то вы обязательно обратите внимание на только что перечисленные пять пунктов. Они соответствуют всем пяти основным условиям развития способностей! Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные по содержанию игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, пространственное представление, воображение, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умению создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки.



Предварительный просмотр:

Особенности детского экспериментирования в разных возрастных группах

Дошкольникам присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Оно позволяет обобщать представления о предметах и явлениях, устанавливать связи между ними.

В каждом экспериментировании можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:

1.Осознание того, что хочешь узнать.

2.Формулирование задачи исследования.

3.Продумывание методики эксперимента.

4.Выслушивание инструкций и критических замечаний.

5.Прогнозирование результатов.

6.Выполнение работы.

7.Соблюдение правил безопасности.

8.Наблюдение результатов.

9.Фиксирование результатов.

10.Анализ полученных данных.

11.Словесный отчет об увиденном.

12.Формулирование выводов.

Каждому возрасту соответствует определенная специфика формирования данных этапов. Рассмотрим это подробнее:

2-ая младшая группа. 

На четвертом году жизни возникает наглядно-образное мышление. У детей ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует о трех важных достижениях:

-у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);

-сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;

-появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.

Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Взрослый помогает малышу продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети второй младшей группы еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это совместно со взрослыми, поэтому педагогу участие в совершении любых действий является обязательным.

Дети уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопросы «Почему?» и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них.

Приобретая личный опыт, дети четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого более осмысленно; однако сами следить за выполнением правил  безопасности совершенно не способны.

Средняя группа.

В средней группе все наметившиеся тенденции усиливаются: количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого складывается свой стиль в работе. Появляются первые попытки действовать самостоятельно. Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим - и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, так как  без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырехлетнего ребенка затухает, как останавливаются часы, когда кончается завод.

В средней группе впервые начинают проводить эксперименты по выявлению причин отдельных явлений.

При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года постепенно начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей. А также первые схематические рисунки тех детей. У которых технические навыки развиты достаточно хорошо.

Определенные усложнения претерпевают и последние этапы экспериментирования: давая словесный отчет об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, сказанными в ответ на вопрос педагога, а произносят несколько предложений, которые хоть и не являются развернутым рассказом, но уже приближается к нему по объему.

В средней группе можно пытаться проводить длительные наблюдения, которые хоть и не относятся к экспериментам в прямом смысле слова, но создают предпосылки для проведения длительных экспериментов в следующем году.

Старшая группа.

При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей.

В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов.

 При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и пополнив одно задание, ребята получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.

Расширяются возможности по фиксированию результатов. Шире применяются разнообразные графические формы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, консервирование и т.д.) Поддерживаемые доброжелательным интересом со стороны взрослого, дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Но мера самостоятельности пока невелика. Без поддержки со стороны педагога - хотя бы молчаливой - речь детей постоянно прерывается паузами.

Ребятам старшей группы становятся доступными и двух-, и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им надо чаще задавать вопрос «Почему?». И сами они в этом возрасте становятся почемучками: подавляющее большинство вопросов начинается с этого слова. Появление вопросов свидетельствует об определенных сдвигах в развитии логического мышления. Воспитатель своими вопросами стимулирует этот процесс.

В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство.

Поскольку сложность экспериментов возрастает и самостоятельность детей повышается, необходимо еще больше внимания уделять соблюдению правил безопасности. В этом возрасте дети довольно хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но из-за несформированности произвольного внимания часто забывают об указаниях и могут травмировать себя или товарищей. Таким образом, предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента.

Подготовительная к школе группа.

В этой группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают определенные выводы.

Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижении гипотез (простейших с точки зрения взрослого, но достаточно сложных для них), проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердиться. Семилетки способны делать выводы о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а так же давать яркое, красочное описание увиденного.

Однако, это не может быть отнесено ко всем детям. Среди них имеются значительные различия, и рядом с ребенком, владеющим высокой культурой экспериментирования, может находиться ровесник, который по уровню развития близок к средней группе. В таком случае нужно терпеливо обучать ребенка навыкам экспериментирования и не считать, что он должен владеть ими только по тому, что достиг того или иного возраста. Степень овладения навыками определяется не возрастом, а условиями, в которых воспитывался человек, а так же индивидуальными особенностями ребенка.

Сводные данные о возрастной динамике формирования всех этапов экспериментирования.

Рассмотрев динамику формирования навыков экспериментирования, видно, что с возрастом у детей  происходит переход количественных изменений в качественные, то есть  на первый план выступает не количество знаний ребенка, а их качество.

На основе анализа детского экспериментирования в разных возрастных группах можно выделить следующие особенности данного метода:

-направленность на получение новых сведений о том или ином предмете как основной мотив деятельности;

-гибкость детского экспериментирования и способность детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов;

-постановка новых, все более усложняющихся целей по мере получения ребенком новых сведений об объекте и попытка их реализовать;

-появление новых способов преобразования объектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...