Влияние отечественных мультфильмов на воспитание детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему
В настоящее время мультипликация как вид искусства, обладает очень высоким воспитательным потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также большими образовательными возможностями. Мультипликационное кино представляет собой сложный процесс, построенный на объединении нескольких видов искусств, который оказывает значимое влияние на личность ребенка дошкольного возраста и его социальное развитие, воздействуя на его воображение и восприятие окружающего мира. Слово «мультфильм» имеет неоднозначные лексические значения, основанные на различных формах изобразительного искусства и иллюстрации. Первоначально понятие «мультфильм» в изобразительном искусстве означало подготовительный рисунок при создании картин, а современное значение относится к юмористической иллюстрации в печатных и анимационных фильмах [4].
Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в дошкольном возрасте является - мультфильм. За последние годы на телевидении появляется большое количество различных мультфильмов, которые наводят на размышления относительно их влияния на развитие и становление психики, воспитания в целом подрастающего поколения. Вызывают много вопросов новые технологии создания мультфильмов (компьютерная графика, различные спецэффекты и т.д.). Если старые кукольные и рисованные мультфильмы, были естественны, как по способу производства, так и по восприятию и не наносили вреда не устоявшейся психике ребёнка, современные мультфильмы часто не несут добра, и порядочности. В сознании взрослых людей мультфильм- это то, что предназначено именно для детей, но в последнее время, многие родители озадачены важным вопросом: что смотрят их дети и как это влияет на их развитие [5].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_otechestvennyh_multfilmov_alamchina_t.s._avtosohranennyy.docx | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ ОТЧЕСТВЕННЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Т.С. Аламчина, воспитатель
МАДОУ «Детский сад №6 комбинированного вида г. Горно-Алтайска»
В настоящее время мультипликация как вид искусства, обладает очень высоким воспитательным потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также большими образовательными возможностями. Мультипликационное кино представляет собой сложный процесс, построенный на объединении нескольких видов искусств, который оказывает значимое влияние на личность ребенка дошкольного возраста и его социальное развитие, воздействуя на его воображение и восприятие окружающего мира. Слово «мультфильм» имеет неоднозначные лексические значения, основанные на различных формах изобразительного искусства и иллюстрации. Первоначально понятие «мультфильм» в изобразительном искусстве означало подготовительный рисунок при создании картин, а современное значение относится к юмористической иллюстрации в печатных и анимационных фильмах [4].
Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в дошкольном возрасте является - мультфильм. За последние годы на телевидении появляется большое количество различных мультфильмов, которые наводят на размышления относительно их влияния на развитие и становление психики, воспитания в целом подрастающего поколения. Вызывают много вопросов новые технологии создания мультфильмов (компьютерная графика, различные спецэффекты и т.д.). Если старые кукольные и рисованные мультфильмы, были естественны, как по способу производства, так и по восприятию и не наносили вреда не устоявшейся психике ребёнка, современные мультфильмы часто не несут добра, и порядочности. В сознании взрослых людей мультфильм- это то, что предназначено именно для детей, но в последнее время, многие родители озадачены важным вопросом: что смотрят их дети и как это влияет на их развитие [5].
Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов, и врачей. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то вроде игрушки или книги. Телевоздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир Психология, самая выдающаяся из наук, заинтересовавшихся этой областью, сконцентрировала свое внимание на ребенке как индивиде и целом ряде связанных с этим проблем, таких, как социальное наущение посредством телевидения, влияние телевидения на поведение, развитие понимания телевизионного или то, что дети перенимают от телевидения и какого рода удовлетворение получают от этого. Данная проблема была разработана такими авторами, как В.С Собкин, М.В. Хлебникова, А.М. Грачева, В.П. Чудинова, Р. Пацлаф, А. В. Гриценко, К.А. Тарасов [2].
По мнению детского психолога И. Я. Медведевой, за этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В выборе мультфильма надо быть осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Поэтому мультфильмы эти полезны детям нездоровым или ослабленным какой-то душевной травмой. Для детей с проблемами общения (которых сейчас очень много) они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим [3].
Лучшими отечественными мультфильмами являются маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многие мультфильмы непросто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственной, волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельность характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширение знаний о предметах и явлениях, что ребенок непосредственно наблюдает. Дети заинтересованы в отношениях между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в контексте во многом определяет его развитие. Переход в старшие группы, связанные с изменением психологического положения детей: они первыми, начинают чувствовать себя самым старшим среди других детей в детском саду. Педагог дошкольного образования помогает понять эту позицию. Воспитатель поддерживает у детей чувство «зрелости» и на его основе -желание решать новые, более сложные задачи, познания, общения, деятельности [1]. На основе характеристики детей старшего дошкольного возраста возникает потребность в самоутверждении и признании их возможности со стороны взрослых, воспитатель создает условия для развития детей к самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, которые поощряют детей активно применять свои знания и навыки, и ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их, поддерживает желание преодолеть трудности, чтобы закончить свою работу, направлен на поиск новых творческих решений. Важно дать детям возможность самостоятельно решать поставленные задачи, и побудить в детях на поиск нескольких вариантов решения проблемы, поддерживает детские инициативы в проявлении творчества, помогает вызывать в них чувство радости и гордости успешных независимых действий [6].
С целью изучения особенностей понимания детьми сюжета мультфильмов, понимания персонажей, их поступков, переживаний, мотивов поведения, мы провели просмотр отечественного мультфильма «Дядя Степа-милиционер», а затем беседу, которая включала следующие вопросы:
- Вам понравился этот мультфильм?
- О ком он?
- Какая профессия была у него (персонажа)?
- Почему именно так назвали этот мультфильм?
- Что осуждается в этом мультфильме и почему?
- Зачем хотели показать нам эту историю?
Большинство детей ответили на поставленные вопросы, рассуждая развернутым, полным ответом, а это значит, что сюжет был понят. Дети проявили эмоции переживания, радости, дополнили похвалой работу главного героя и восхищение профессией. Мы выявили, что у детей средний уровень восприятия.
Мы провели беседу на тему «Что такое отечественный мультфильм?»
Целью беседы было выявление представления детей об отечественных мультфильмах. Исходя из ответов на поставленные вопросы, можно отметить, что уровень восприятия мультфильма – средний. Причем дети 5-ти лет, в общем количестве, дали 7 ответов, а дети 6-ти лет дали 10 ответов. Опираясь на результаты наблюдения, мы продолжаем работу над формированием восприятия сюжетов отечественных мультфильмов.
Таким образом, мы пришли к выводу, что мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на воспитание и развитие детей дошкольного возраста. С одной стороны, - это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы. Они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение. Также с полной уверенностью мы можем сказать о том, что мультфильмы с добрым и миросозидательным характером будут способствовать правильному, нравственному воспитанию детей.
Библиографический список
- Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада[Текст] / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 21 с.
- Глушкова, Е.В. Телевидение и здоровье детей. [Текст]// Дошк. восп. - 2005. - №4. -91 с.
- Гришеева, Н.П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольника. [Текст] // Нач. шк. Плюс до и после. - 2009. - №8. -75 с.
- Коростелева, Н. А. Постнова, В. В., Бондаренко, В. В. Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста [Текст] // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №3. - С. 36-38.
- Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст]. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 93 с.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и до. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»
Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...
Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....