Доклад на тему "Применение игровых технологий в образовательном процессе доу с детьми среднего возраста "
статья (средняя группа) на тему

Полетаева Олеся Леонидовна

Мой доклад на тему "Применение игровых технологий в образовательном процессе доу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_igrovoy_tehnologii.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ с детьми среднего дошкольного возраста.

Сегодня любая дошкольная образовательная организация в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка.

Какая технология расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни? (ИГРОВАЯ)   

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире».

В.А. Сухомлинский

 Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад.

 Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

     Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога.

Главная Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Ее значение:- активизирует воспитанников;

  • повышает познавательный интерес;
  • вызывает эмоциональный подъем;
  • способствует развитию творчества;
  • максимально концентрирует время занятий за счет четко сформулированных условий игры;

 Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.      

Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, мы педагоги могли быть уверенными в том, что в результате  получим гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. 

Существует несколько классификаций игр детей дошкольного возраста:

1. по виду деятельности:

на физические,    двигательные,    интеллектуальные,    умственные,

трудовые. 

Интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и/или эрудиции. Как правило, в таких играхот участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни.

 Трудовые игры, т.е. игры, в которых осваиваются элементарные трудовые навыки, благотворно влияют одновременно и на физическое, и на психическое развитие ребенка: повышается работоспособность и деятельность всего организма, совершенствуется нервная система, укрепляются мышцы ребенка, содействуют развитию внимания, наблюдательности, сообразительности. В трудовой деятельности малыш узнает много нового, интересного для него о предметах и материалах, которые использует. 

2. По характеру педагогического процесса :а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;б) познавательные, занимательные, воспитательные, развивающие;в) репродуктивные, продуктивные, творческие;г) коммуникативные, диагностические,

Строительно – конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми.

3. По характеру игровой методики:

Предметные;

Сюжетно-ролевые (творческие, интеллектуальные игры, игры с готовыми правилами);

Дидактические;

Подвижные.

Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

Например игра «Чудесный мешочек»  «Найди по листу дерево», «Найди такой предмет» Цель: помочь различать предметы по качествам и свойствам, развивать наблюдательность. И др. игры.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

4. По содержанию

музыкальные,

математические,

социализирующие,

логические и т. д.

Музыкальная игра – это творческий процесс, связанный с активным осмысленным восприятием музыки, способствующим развитию фантазии ребѐнка, эстетических и нравственных чувств.

5. По игровому оборудованию:

настольные,

компьютерные,

театрализованные,

сюжетно-ролевые,

режиссёрские и т. д.

Сюжетно -ролевая игра - это игра, направленная на активное усвоение новых социальных ролей, самореализацию, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает ребенка в новые для него отношения. С/Р игра - есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. 

Как доказано в исследованиях Н. Я. Михайленко, Е. Е. Коротковой, игры развиваются в следующей последовательности:

- младший возраст – ролевая игра (игра-диалог) ;

-средний возраст – игра с правилами, театрализованная игра;

-старший возраст – игра с правилами, режиссёрская (игра – фантазия, игра- драматизация)

В нашем ДОУ мы выделили игровые центры, в которых дети разворачивают любые сюжетно – ролевые игры. Организуя игру, я стараюсь занять позицию включённого партнёра: прошу ребёнка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и беря на себя определённую роль. 

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.                                                                                            

 В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение социо-игровой технологии в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста

Для воспитания  сегодня как никогда актуально правило:  «Чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни». В ФГОС ДО содержится указание на то,...

Доклад «Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС ДОУ»

«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего де...

Доклад «Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС ДО»

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в и...

Доклад «Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в ФГОС ДО»

Игра - вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит как в её результате, так и в самом процессе. С. Л. Рубинштейн отмечал, что игра хранит и развивает детское ...

Доклад на педсовет "Использование игровых технологий в образовательном процессе экологического воспитания"

Экологическое воспитание дошкольников по праву занимает особое место в системе дошкольного образования. Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивности в  работе по формиров...