Особенности развития внимания у детей с ОНР
статья на тему
В статье расматриваюся особености развития внимания у детей дошкольного возраста с ОНР. Предлагается перечень игр и упражнений, способствующих развитию внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития внимания у детей с ОНР
Основные понятия
Внимание – важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. В человеческий мозг ежесекундно поступает огромное количество сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
Основные функции внимания:
- Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов;
- Способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями;
- Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
Внимание человека обладает следующими основными свойствами:
- Устойчивость и концентрация внимания – способность в течение длительного времени концентрироваться на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь;
- Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного вида деятельности на иной. С переключаемостью внимания функционально связаны 2 разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания;
- Распределение внимания состоит в способности рассредоточить его на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности;
- Объем внимания определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует интересам и потребностям человека.
Опосредованное внимание – регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков.
Непроизвольное внимание – не связано с участием воли.
Произвольное внимание – включает волевую регуляцию.
Чувственное внимание – связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.
Особенности внимания при речевых нарушениях
Внимание детей с ОНР характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, сложностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредоточивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.
Обнаруживаются различия в проявлении произвольного внимания в зависимости от модальности раздражителя (зрительный или слуховой): детям с патологией речи гораздо труднее сконцентрироваться на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большое количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур.
Темп деятельности у дошкольников с ОНР не стабилен и имеет тенденцию к снижению в процессе работы. Распределение внимания между речью и практическим действием для таких детей оказывается трудной, практически невыполнимой задачей. При этом у них преобладают речевые реакции уточняющего и констатирующего характера, тогда как у детей с нормальным речевым развитием наблюдаются сложные реакции сопровождающего характера и реакции, не относящиеся к действию, выполняемому в данный момент. У детей с ОНР ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются. Характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы.
Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий, последующий) часто не сформированы или значительно нарушены, причем наиболее страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля. Последующий контроль (по результату), его отдельные элементы вступают в действие в основном при дополнительной помощи педагога: требуется повтор инструкции, показ образца, конкретные указания и т.д.
Особенности произвольного внимания у детей с ОНР ярко проявляются в характере отвлечений. Так, если детям с нормальным речевым развитием смотрят на экспериментатора, пытаются определить по его реакции, правильно ли они выполняют задание, то для детей с патологией речи преимущественными видами отвлечения являются следующие: «посмотрел в окно», «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания». Низкий уровень произвольного внимания у детей с ОНР приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности.
Т.о., у детей с речевыми нарушениями по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов, в т.ч. внимания.
Игры и упражнения, направленные на коррекцию и развитие внимания
Невербальные игры и упражнения
- Найди отличия
- Найди 2 одинаковых изображения (тень)
- Найди такой же
- Наложенные изображения
- Спрятанные изображения
- Зашумленные изображения
- Перепутанные линии
- Корректурные пробы
- Графические диктанты и срисовывание
- Соедини точки по порядку
- Картинки-паутинки
- Что исчезло или Что изменилось (дорисуй)
Подвижные игры и упражнения
- Зеркало или Обезьянка
- Фотограф
- Хранитель музея
- Путаная зарядка
- Запрещенное движение
- Пожалуйста
- Съедобное – несъедобное
- Слушай хлопки
- Поменяйтесь местами
- Зеваки
- Земля, вода, огонь, воздух
- Светофор
- Давайте поздороваемся
Вербальные игры и упражнения
- Ушаны
- «Да» и «нет» не говорить
- Бывает – не бывает
- Повторюшки
И многие-многие другие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов детского сада на тему «Внимание. Виды внимания. Особенности развития внимания у детей»
"Внимание можно уподобить лучу прожектора, при этом в роли прожектора выступает наше сознание. В освещенном круге оказываются далеко не все предметы вокруг нас, а только те, которые нас интересуют." Д...

Доклад "Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста"
Доклад посвящен важной проблеме дошкольного детства: особенностям развития внимания у детей дошкольного возраста. Представленный в докладе материал имеет важное значение для родителей, поскольку урове...

Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста
Что такое внимание, его виды, свойства. Пути развития внимания у детей дошкольного возраста....

Статья на тему Особенности развития внимания у детей 5-6 лет.
В статье описаны особенности внимания детей старшего дошкольного возраста.Так же описаны различные методы и приемы направленые на развитие внимания....

«Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста»
laquo;Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста»...

"Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста"
Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание прет...

Консультация для педагогов:"Особенности развития внимания у детей с речевым недоразвитием
Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и навыков. И немаловажным условием установления контакта со сверстник...