Особенности развития внимания у детей с ОНР
статья на тему

Уткина Любовь Анатольевна

В статье расматриваюся особености развития внимания у детей дошкольного возраста с ОНР. Предлагается перечень игр и упражнений, способствующих развитию внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_razvitiya_vnimaniya_u_detey_s_onr.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития внимания у детей с ОНР

Основные понятия

Внимание – важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. В человеческий мозг ежесекундно поступает огромное количество сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.

Основные функции внимания:

  • Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов;
  • Способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями;
  • Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Внимание человека обладает следующими основными свойствами:

- Устойчивость и концентрация внимания – способность в течение длительного времени концентрироваться на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь;

  • Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного вида деятельности на иной. С переключаемостью внимания функционально связаны 2 разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания;
  • Распределение внимания состоит в способности рассредоточить его на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности;
  • Объем внимания определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует интересам и потребностям человека.

Опосредованное внимание – регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков.

Непроизвольное внимание – не связано с участием воли.

Произвольное внимание – включает волевую регуляцию.

Чувственное внимание – связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.

Особенности внимания при речевых нарушениях

Внимание детей с ОНР характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, сложностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредоточивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.

Обнаруживаются различия в проявлении произвольного внимания в зависимости от модальности раздражителя (зрительный или слуховой): детям с патологией речи гораздо труднее сконцентрироваться на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большое количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур.

Темп деятельности у дошкольников с ОНР не стабилен и имеет тенденцию к снижению в процессе работы. Распределение внимания между речью и практическим действием для таких детей оказывается трудной, практически невыполнимой задачей. При этом у них преобладают речевые реакции уточняющего и констатирующего характера, тогда как у детей с нормальным речевым развитием наблюдаются сложные реакции сопровождающего характера и реакции, не относящиеся к действию, выполняемому в данный момент. У детей с ОНР ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются. Характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы.

Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий, последующий) часто не сформированы или значительно нарушены, причем наиболее страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля. Последующий контроль (по результату), его отдельные элементы вступают в действие в основном при дополнительной помощи педагога: требуется повтор инструкции, показ образца, конкретные указания и т.д.

Особенности произвольного внимания у детей с ОНР ярко проявляются в характере отвлечений. Так, если детям с нормальным речевым развитием смотрят на экспериментатора, пытаются определить по его реакции, правильно ли они выполняют задание, то для детей с патологией речи преимущественными видами отвлечения являются следующие: «посмотрел в окно», «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания». Низкий уровень произвольного внимания у детей с ОНР приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности.

Т.о., у детей с речевыми нарушениями по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов, в т.ч. внимания.

Игры и упражнения, направленные на коррекцию и развитие внимания

Невербальные игры и упражнения

  1. Найди отличия
  2. Найди 2 одинаковых изображения (тень)
  3. Найди такой же
  4. Наложенные изображения
  5. Спрятанные изображения
  6. Зашумленные изображения
  7. Перепутанные линии
  8. Корректурные пробы
  9. Графические диктанты и срисовывание
  10. Соедини точки по порядку
  11. Картинки-паутинки
  12. Что исчезло или Что изменилось (дорисуй)

Подвижные игры и упражнения

  1. Зеркало или Обезьянка
  2. Фотограф
  3. Хранитель музея
  4. Путаная зарядка
  5. Запрещенное движение
  6. Пожалуйста
  7. Съедобное – несъедобное
  8. Слушай хлопки
  9. Поменяйтесь местами
  10. Зеваки
  11. Земля, вода, огонь, воздух
  12. Светофор
  13. Давайте поздороваемся

Вербальные игры и упражнения

  1. Ушаны
  2. «Да» и «нет» не говорить
  3. Бывает – не бывает
  4. Повторюшки

И многие-многие другие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов детского сада на тему «Внимание. Виды внимания. Особенности развития внимания у детей»

"Внимание можно уподобить лучу прожектора, при этом в роли прожектора выступает наше сознание. В освещенном круге оказываются далеко не все предметы вокруг нас, а только те, которые нас интересуют." Д...

Доклад "Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста"

Доклад посвящен важной проблеме дошкольного детства: особенностям развития внимания у детей дошкольного возраста. Представленный в докладе материал имеет важное значение для родителей, поскольку урове...

Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста

Что такое внимание, его виды, свойства. Пути развития внимания у детей дошкольного возраста....

Статья на тему Особенности развития внимания у детей 5-6 лет.

В статье описаны особенности внимания детей старшего дошкольного возраста.Так же описаны различные методы и приемы направленые на развитие внимания....

«Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста»

laquo;Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста»...

"Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста"

Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание прет...

Консультация для педагогов:"Особенности развития внимания у детей с речевым недоразвитием

Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и навыков. И немаловажным условием установления контакта со сверстник...