Консультация для педагогов:"Особенности развития внимания у детей с речевым недоразвитием
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Елена Михайловна Данилюк
Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и навыков. И немаловажным условием установления контакта со сверстниками и взрослыми. Внимание обусловливает успешную ориентировку ребёнка и помогает практически в каждой части его жизни. Надеемся, этот материал будет полезен в практике работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnimanied.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Особенности развития внимания у детей с речевым недоразвитием».

Автор-составитель материала: Данилюк Елена Михайловна, учитель - логопед МБДОУ д/сада №58 г.Иркутска.

                     «Внимание – это самое загадочное явление психики человека».

                                                                                                             О.Купцова

ВНИМАНИЕ - это сосредоточенность на чем-либо. Оно связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания.
СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ 
Объем - это количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно. Объем внимания ребенка 1-5 объектов. Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста каждая буква является отдельным объектом. По мере овладения техникой чтения увеличивается и объем внимания, необходимый для беглого чтения.
Устойчивость - это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается.
Интенсивность характеризуется относительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности может проявляться с разной интенсивностью.
Концентрация - это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие.
Распределение - это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т.е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними.
Переключение - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации.
НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ 
Отвлекаемость - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Рассеянность - неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Рассеянность может проявляться а) в неспособности к сосредоточению; б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности. Рассеянностью называют также истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления.
Чрезмерная подвижность внимания - постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.
Инертность - малая подвижность внимания, патологическая его фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.
  Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом  особенностей: неустойчивостью, низким уровнем произвольного внимания, недостаточная концентрация на существенных признаках, сложностями в планировании своих действий. Дети с  трудом сосредотачивают своё внимание на анализе условий, поиске различных  способов и средств в решении задач.

В сравнении с возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру психических процессов, в том числе и внимания. Чтобы к моменту поступления в школу у ребят не было проблем, предлагаем  этот игротренинг.

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
* ЛОТО
* ДОМИНО
* «НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТА»
Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.
* «ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО»
Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.
* «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»
Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.
* ВЫКЛАДЫВАНИЕ УЗОРА ИЗ МОЗАИКИ ИЛИ ИЗ ПАЛОЧЕК
Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т.п.
* НАНИЗЫВАНИЕ БУСИНОК
Ребенку предлагается образец или схема нанизывания бус (например, -ОХОХОХО- -ОООХХХООО- -ООХХОХОХХОО-), нитка или проволока, бусинки. Ребенок собирает бусы.
* СРИСОВЫВАНИЕ ПО КЛЕТОЧКАМ
Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.
* ЛАБИРИНТ
Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом.
* «НАЗОВИ ПРЕДМЕТ» -ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.
* «СКОЛЬКО ЧЕГО?» - ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву "К", "Т", "С", все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы.
* «ДОРИСУЙ» - ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т.п.
*  «ЗАЧЕРКНИ» - ребенку предлагается таблица, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ 
* «ЧТО ЗВУЧАЛО?» - ребенку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало.
* «ЧЕТЫРЕ СТИХИИ» - играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: "земля" - руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
* «ПОСЛУШАЙ И ПРОСТУЧИ» -ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочкой по столу.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ 
* «КТО ЛЕТАЕТ?» - взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает "летает" и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.
* «СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ» -  в зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
* «УХО-НОС» -  ребенок слушает команду: "Ухо" и дотрагивается до уха. "Нос" - дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.
* «ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ* -   ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.

    Речь ребёнка теснейшим способом связана с другими сторонами психического развития ребёнка. По этой причине в коррекционный процесс по преодолению речевых нарушений у дошкольников-логопатов включена и работа по формированию внимания, памяти, мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы исследования проблемы развития внимания у детей с общим недоразвитием речи.

Интересные взгляды различных авторов на проблему развития внимания у детей с ОНР....

Семинар для педагогов детского сада на тему «Внимание. Виды внимания. Особенности развития внимания у детей»

"Внимание можно уподобить лучу прожектора, при этом в роли прожектора выступает наше сознание. В освещенном круге оказываются далеко не все предметы вокруг нас, а только те, которые нас интересуют." Д...

Консультация для педагогов «Особенности развития у детей с речевой патологией грамматического строя речи».

В консультации описаны особенности развития грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями....

Консультация для педагогов «Особенности взаимодействия с родителями по познавательно-речевому развитию детей»

Успех в работе по познавательно- речевому развитию детей зависит от тесной взаимосвязи педагогов, родителей и детей, цель которой:  - объединение усилий взрослых для успешного речевого развития к...

Консультация для педагогов . Особенности развития детей с диагнозом «Задержка речевого развития».

Особенности развития детей с диагнозом «Задержка речевого развития».Дети с диагнозом «Задержка речевого развития», как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне...

Консультация для педагогов: «Особенности развития воображения у детей с нарушениями речи»

Воображение ребенка - это то, благодаря чему он может мгновенно очутиться в прошлом, представить себе то, что может произойти в будущем или то, чего вообще на свете не бывает....

Консультация для педагогов «Значение развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровой деятельности»

Консультация для педагогов«Значение развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровой деятельности»Внимание представляет собой особое свойство человеческой психики,...