Консультация для воспитателей: Логоритмика как средство развития речевых, двигательных и музыкальных способностей детей
консультация по коррекционной педагогике
В данной статье указываются не только цель и коррекционные задачи, но и музыкальные средства коррекции, а также примеры ритмодекломации, которые можно применить на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 7
Консультация для воспитателей:
«Логоритмика как средство развития речевых, музыкальных и
двигательных способностей детей»
Подготовила: музыкальный руководитель Лукина Анастасия Владимировна
Актуальность данной темы продиктована увеличением количества детей с различными нарушениями речи. С каждым годом оно растет по ряду причин: недостаточное внимание со стороны родителей, замена живого общения с ребенком гаджетами, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. На музыкальных занятиях у детей наблюдается излишнее напряжение мышечного тонуса при движениях, особо у детей с задержкой речевого развития, имеются темповые нарушения и общая моторная неловкость, слабо развит артикуляционный аппарат и музыкально-сенсорные способности. В результате появляется неуверенность в своих силах, что ведет к негативным последствиям, тормозит творческие проявления детей. Поэтому необходимо искать эффективные и интересные детям формы коррекции речи, развивать двигательные и музыкальные способности.
Логопедическая ритмика – музыкально-коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями в развитии средствами движения, музыки и речи.
Современная модель логопедической ритмики
Исторически под логопедической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с музыкой и произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.
Основная цель логоритмики – преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы.
Коррекционные задачи логоритмики :
- преодоление основного речевого нарушения;
- развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- развитие, совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
Средства логопедической ритмики – различные виды упражнений:
- ходьба и маршировка в различных направлениях;
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- упражнения, активизирующие внимание;
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
- ритмические упражнения;
- пение;
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- игра на музыкальных инструментах;
- самостоятельная музыкальная деятельность;
- игровая деятельность;
- упражнения для творческого воображения, творческой инициативы.
Почти у всех детей, имеющих речевые проблемы, можно наблюдать различные двигательные расстройства функций артикуляционного аппарата, мимической, ручной и общей моторики, которые выражаются в неточности, слабости движений и быстрой истощаемости.
Моторная недостаточность проявляется не только при выполнении артикуляторных движений, но и при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями. Недостатки ручной моторики проявляются в основном в нарушении точности, быстроты и координированности движений. При этом отмечаются добавочные движения, повторения движений, перестановки, нарушения оптико-пространственных координаций.
Многочисленные исследования физиологов и психологов доказывают, что состояние двигательных функций влияет на осуществление речи. Известно, что мелодика языка является врожденной характеристикой просодии, в которую входят высота, ритм и интенсивность голоса, типичные для каждого национального языка.
Слово является главным средством, которое усиливает действие музыки. Активизируя внимание, пробуждая фантазию, оно раскрывает и делает понятным то, что прошло бы незамеченным, проскользнуло бы, не задев чувства и не оставив след в памяти. Только в соединении со словом музыка приобретает свое воспитательное значение.
Ритмичность – важное свойство любого живого организма. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, а также его речевую функцию. Развивающее чувство ритма ребенок начинает активно проявлять и вне восприятия музыки и стихов, сам, совершая ритмические движения, произнося слова в определенном ритме.
Темпоритмические показатели движений у дошкольников далеки от четкого соответствия слышимой музыке, в то же время все дети успешно повторяют ее основной контур. Тренировка движений под музыку существенно влияет на развитие точности восприятия и воспроизведения сначала общих движений, а потом речевых. Речевой ритм имеет физиологическую и психологическую основу. Как элемент звучания, он опирается на ритм дыхания, а как элемент коммуникации ритм соотносится со смыслом высказывания. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием речевых, музыкальных и двигательных способностей детей в доступной для них форме ритмических упражнений и игр.
Музыкальные средства коррекции.
Таким детям трудно чувствовать заданный ритм и передавать его в собственных движениях и пении (нарушения межполушарного взаимодействия), соответственно, задачей педагога является работа над темповыми характеристиками деятельности, развитием неречевого слуха, восприятием интонации, мелодики речи и музыкальных произведений.
Развитие чувства ритма – заключается в развитии умения воспринимать заданный ритм, чувствовать ритм исполняемой музыки, сопровождать музыку аккомпанементом, ритмично стуча или хлопая в ладоши. Средства для восприятия ритма: исполнение песен, опора на собственное движение; ходьба по залу под музыку разного характера, освоение пространства.
Развитие слухового внимания и восприятия – упражнения на различение контрастных тембров.
Отдельное внимание отводится игре на музыкальных инструментах – развитие моторных навыков, координации.
Средства музыкальной выразительности (темп, ритм, высотное восприятие) используются мною для упорядочения характера и темпа движения ребенка. Это очень важно для детей, имеющих проблемы речевого развития, так как они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают моторное беспокойство. Музыкально-двигательные игры помогают ребенку корригировать общую моторику. Это благотворно влияет на появление экспрессивной речи.
Период дошкольного детства является наиболее оптимальным для развития чувства ритма, поскольку в этом возрасте достаточно быстро вырабатываются и закрепляются навыки как общих, так и артикуляционных движений. Сочетание музыки, ритма, движений и речевых упражнений в процессе логопедической ритмики активно воздействует на центральную нервную систему, положительно влияя на состояние высших психических функций.
Среди всех элементов логоритмики в моей копилке особое место занимают речевые игры и стихотворения с движениями, ритмизация стихов, речевое музицирование. Такие упражнения предполагают развитие координационно – регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Характерным моментом в играх подобного рода являются переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким, дифференцированным движениям, что, несомненно, свидетельствует о появлении выразительности и способностей к пластической интерпретации произведений.
Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности. Кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи. Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу.
Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка , формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Предлагаю познакомиться с некоторыми примерами:
«Царапки» | Вот какой коташка, круглая мордашка, И на каждой лапке коготки-царапки. Котик точит коготки, очень острые они. А потом играет – мячик догоняет. | Руки согнуты перед грудью, качают головой впр-вл Обводят ладонью вокруг лица Сжимают и разжимают пальцы Скребут пальцами по коленям Стучат ладонями по бедрам |
«Капуста» | Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста? Если я - капуста! Мы капусту рубим, Мы капусту трем, мы капусту солим, Мы капусту жмем. | Сжимать и разжимать пальцы. Ладони соединить «бутоном», покружить ими. Сделать из пальцев шар. Резкие движения ладонями вверх и вниз Тереть кулачки друг о друга. Интенсивно сжимать и разжимать пальцы |
«Тики-так» | Тики-так, тики-так, так ходики стучат Туки-так, туки-так, так колеса стучат. Туки-ток, туки-ток, так стучит молоток | В высоком регистре: указат. пальцы подняты вверх и ритмично покачивают вправо-влево Покачать ладонями или прижать ладони и покрутить в разные стороны Стучать кулачками |
«Снег» | Как на горке – снег, снег, И под горкой - снег, снег, И на елке – снег, снег, И под елкой – снег, снег. А под снегом спит медведь. Тише, тише. Не шуметь! | Поднимают руки вверх, два хлопка над головой Приседают на корточки – два шлепка. Поднимают руки вверх, два хлопка над головой Приседают на корточки – два шлепка Притопы. Произносят шепотом, указ. палец возле губ. |
«Ты, мороз» | Ты, мороз, мороз, мороз, Не показывай свой нос! Уходи скорей домой, стужу уноси с собой. А мы саночки возьмем и на улицу пойдем. Сядем в саночки-самокаточки! С горки упали! От мороза убежали! | Идут в круг, грозят пальцем. Идут из круга спиной, показывают двумя руками нос. Ладошками «отгоняют мороз» Кружатся вокруг себя притопами Бегут по кругу, потирая ладони. Останавливаются и поднимают руки вверх Резко приседают, опускают руки. Разбегаются, воспитатель ловит. |
«Фома» (речевая игра со звучащими жестами) | Стучит, бренчит по улице: Фома едет на курице, Тимошка - на кошке По кривой дорожке. Фома песенки поет, Тимка семечки грызет. Ехали, ехали, в темный лес заехали. В лесу мишка сидит и нас рычит: - Р-р-р-р! | Притопы с хлопками. Шлепки по бедрам. Щелчки Показывают руками кривую дорожку. «Пружинка» с хлопками Кружатся дробным шагом. Присаживаются на корточки. Убегают от «мишки» |
«Разноцветный дождик» | Дождик, лей веселей! Теплых капель не жалей! Для лесов, для полей, И для маленьких детей, И для мам, и для пап Кап-кап! Кап-кап! Будет, будет лето В радугу одето! | Хлопки и притопы. Руки вверх и покачивание, вниз и покачивание Показывают на себя Рука в сторону, другая в сторону. Стучат пальцем по ладошке. Руки на пояс, повороты корпуса Соединить пальцы рук над головой, разводят в стороны |
«Воробей» | Воробей, воробей, Не гоняй голубей! Гоняй галочек Из-под палочек! Не клюй песок Не тупи носок Пригодится носок Клевать колосок. | Ритмично хлопать в ладоши Стучат поочередно по коленям. Стучат по коленям кулачками. Стучат пальчиками по коленям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/19/picture-961554-1676798187.jpg)
консультация для родителей "Лепка, как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"
quot;Лепка, как средство развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/07/picture-291660-1378498066.jpg)
МО воспитателей детского сада Мастер – класс «Музыкальные игры, сказки , песенки, логоритмика как средство развития речевых, музыкальных и двигательных способностей дошкольников»
МО воспитателей детского садаМастер – класс «Музыкальные игры, сказки , песенки, логоритмика как средство развития речевых, музыкальных и двигательных способностей дошкольников»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/02/picture-906775-1609593297.jpg)
Консультация для воспитателей "Блоки Дьенеша для развития сенсорных эталонов и интеллектуальных способностей детей"
Данная консультация разработана для ознакомления педагогов ДОУ с дидактическим материалом Дьенеша - методикой его применения для интеллектуального развития детей....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/31/picture-1249248-1590922805.jpg)
Консультация для воспитателей «Мнемотехника, как средство развития речевой активности детей»
Использование средств мнемотехники в овладении детьми связной речью позволяет ребенку, опираясь на образы памяти, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, что ускоря...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/17/picture-1256267-1592404799.jpg)
Консультация для воспитателей "Логоритмика как средство развития речи дошкольников"
Логоритмика хорошее средство профилактики и коррекции речевого нарушения у дошкольника. Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной си...