Рабочая программа студии развития детей "Топ-хлоп"
проект

Горелик Светлана Ивановна

Рабочая  программа студии развития детей "Топ-хлоп" по развитию музыкально-ритмического воспитания с элементами музицирования и логоритмики для детей младшего и старшего дошкольного возраста, срок реализации  программы - 2 года

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 97 общеразвивающего вида»

Принята решением                                                                                                           Утверждаю:

педагогического Совета                                                            Директор МАДОУ «Детский сад №97»

от  «___»__________ 2014г.                                                                ________________  

протокол  № _______                                                                               « ____» _____________  2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

студии развития детей «Топ, хлоп»

по развитию музыкально – ритмического воспитания  

 с элементами музицирования и логоритмики

(для детей младшего и старшего дошкольного возраста)

Сроки реализации – 2 года.

                                                                          Составитель программы:

музыкальный руководитель –  Горелик Светлана Ивановна

Республика Коми, 2014 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Настоящая программа разработана для Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №97» г. Сыктывкара. Детский сад № 97 является дошкольным образовательным учреждением с ведущим, приоритетным   направлением в своей деятельности: художественно-эстетическое  развитие воспитанников. Настоящая программа составлена для детей младшего и среднего дошкольного возраста МАДОУ «Детский сад №97» г. Сыктывкара и рассчитана на два года обучения.

Всегда задавала себе вопрос: как сделать занятия с малышами  интересными, нужно ли требовать от детей заинтересованности, «потому что обязаны» быть заинтересованными, и как соединить игру и обучение? Первым пришло понимание значимости движения. Дети с нетерпением ждут момента двигательной активности. Их радость очевидна. Так почему же не наполнить музыку движением. Движение – игра - обучение – захотелось все это объединить. Ведь игра и детство взаимосвязаны и обогащают друг друга. Игра любит движение, где присутствует только радостный и чистый смысл. Игра необходима детям, потому что они играют, познавая окружающий мир.  Все новое постигается ребенком деятельно, и всегда в поле зрения того, что им уже усвоено и принято на основе зрительного, тактильного коммуникативного, ассоциативно-образного и игрового опыта.
Это приносит свои плоды: дети быстрее усваивают материал; умеют различать музыкальные жанры, узнают музыкальные произведения по вступлению, по мелодии, по ритмическому рисунку, чисто интонируют, эмоционально исполняют разнохарактерные песни, четко передают содержание через движение, умеют ритмично играть на шумовых инструментах. Занятие становится любимым, дети дарят окружающим эмоциональный отклик.  

        Работа  студии развития детей «Топ - хлоп» ставит перед собой цель  -  способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста средствами музыкального воспитания. Реализация поставленной цели представляется через обеспечение преемственности между семьёй и ДОУ, где музыкально – игровая деятельность является средством общего и социального развития, способом сохранения творческого контакта между родителями и ребёнком. Используя музыкально - игровую развивающую среду как средство развития, педагоги и родители содействуют обогащению сенсомоторного эмоционально-творческого совместного опыта детей как предпосылки их успешного общего, музыкального и социального развития. Характерной особенностью  является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает занятия музыки с малышами в весёлую обучающую игру. 

        Новизна данной программы заключается в использовании на занятии  игровых музыкально-двигательных упражнений для детей раннего возраста, которые имеют особую значимость, поскольку являются не только универсальным средством всестороннего гармоничного развития ребенка, но и служат незаменимым инструментом общения детей и взрослых, инструментом их эмоционального взаимодействия. На занятии дети вначале слушают музыку, у них возникают определенные эмоциональные переживания, под влиянием которых движения приобретают необходимый характер. В предлагаемой программе музыкальное развитие является не только целью, но и средством общего и социального развития детей младшего дошкольного возраста. Новизной программы является также сочетание  традиционных подходов и использование современных технических средств обучения (аудио- и видеоматериалом).

Актуальность программы обусловлена тем, что в свою очередь музыкально-ритмические занятия с детьми, благотворно влияют на психоэмоциональное состояние малышей. Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения при различных патологиях.

Программа представляет собой систему музыкально - ритмического воспитания детей на основе использования игровых музыкально – ритмических упражнений. Музыкальные способности проявляются у ребенка очень рано, и если правильно заниматься под руководством педагога, то их становление в младшем возрасте происходит очень естественно и легко.  Нельзя забывать и о развитии художественного вкуса детей, пластики движения и музыкальных данных ребенка, ведь в младшем дошкольном возрасте можно раскрыть таланты ребенка, которые в будущем, возможно, скажутся на выборе его профессии.  Ребенок дошкольного возраста  – это человек самый эмоционально отзывчивый на музыку, которого можно и нужно влюбить в неё на всю жизнь. И поэтому вопреки любым трудностям, нужно стремиться не упустить этот чрезвычайно благоприятный период. В музыкальном движении реализуются многие задачи не только музыкального, но и общего развития детей: формируется вся система музыкальности, в особенности элементарные компоненты музыкального мышления и чувства музыкального ритма, развивается двигательная сфера, внимание, память. Подобранные упражнения, пляски, игры объединены по принципу возрастания сложности и разнообразия движений, где чередуются игры и упражнения на различные группы мышц, напряжение и расслабление, развитие крупной и мелкой моторики. В последнее время заметно возрос интерес к развитию двигательно - игровых приемов в воспитании и развитии детей дошкольного возраста, в системе коррекционной работы с детьми. И музыкально – ритмическое воспитание в этом смысле оказывается одним из стержневых видов деятельности, объединяющим музыку (пение), движение и слово.

С помощью музыки можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить расторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Эти занятия рекомендованы  детям с проблемами в произношении, с умеренной задержкой речевого развития, стеснительным детям, которым не хватает общения со сверстниками, гиперактивным и излишне эмоциональным детям. Сегодня уже не нужно доказывать необходимость музыкально – ритмических занятий с детьми младшего дошкольного возраста, их благотворное влияние на психоэмоциональное состояние малышей. «Все дети любят двигаться! Даже когда сидят спокойно, можно увидеть, как они шевелят пальчиками ног или потирают, похлопывают ступнями, или тихонечко раскачиваются вперёд – назад». Движение под музыку используется как средство творческого, музыкального развития детей и как средство коррекции и лечения при различных патологиях. Движение является одним из наиболее эффективных способов анализа музыки: дети учатся слышать и слушать музыку, узнавать её, различать контрастные по характеру пьесы, части музыки, регистры,  и динамические оттенки. Выполняя упражнения, игры, танцы -  дети овладевают и новыми навыками и движениями: идти, как мишка, прыгать как зайчики, летать как птички  и т.д., а также движениями, требующими точной координации – удар по бубну, треугольнику, постукивание деревянными ложками, маракасами и др.

Включение логоритмических упражнений, пальчиковых игр в занятия помогают решить целый ряд задач: создание эмоционального комфорта, установление контакта с педагогом через игру, развитие устной речи детей  в сочетании слова с движением. Логоритмические занятия имеют сюжетный характер, доступны и интересны детям. Словесный материал подбирается в соответствии с темой занятия, легко запоминается, что способствует обогащению словарного запаса. Опора на слово имеет огромное значение и для развития речи детей и для конкретизации самого движения, наполнения его смыслом. Все упражнения просты для выполнения и направлены на согласование речи с движением. В целом такие композиции оказывают комплексное воздействие на ребенка, вызывая яркую эмоциональную реакцию и активизируя движение, желание подпевать, танцевать вместе со взрослым и сверстниками. Ребенок, вместе со взрослым на каждый слог синхронно совершает движений ладошками, руками, ногами, головой. На занятиях по логоритмике проводится работа над взаимосвязью между развитием речи и формированием общей мелкой и крупной моторики.

Большое влияние на желание детей подвигаться оказывают подвижные и ролевые игры, которые используются педагогом на каждом занятии. Разнообразные и несложные упражнения, танцы, игры помогут малышу развивать гибкость и укреплять здоровье. Главный акцент направлен на укрепление осанки и развитие гибкости.  Игровые музыкально – двигательные  упражнения для детей младшего возраста имеют особую значимость, поскольку являются не только универсальным средством всестороннего гармоничного развития ребенка, но и служит незаменимым инструментом общения детей и взрослых. Педагогом тщательно подобраны музыкальные игры – забавы, пляски для детей, которые особенно чувствительны к темпоритму музыка и к текстам, которые должны быть понятными, интересными и образными. В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые  сказочки  с шумовым оформлением являются весёлыми  и эффективными упражнениями для слухового восприятия,    а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей.

Данная рабочая программа рассчитана на младшие и старший дошкольный возраст.

Количество занятий в учебный год – 28 занятий;

Кол-во учебных часов в неделю - 1 занятие;

Продолжительность игровых занятий –

15 - 20 минут с детьми 3-4 лет, 25-30 минут с детьми 5-6 лет

Количество детей в группах  –  от 10  до 12 человек.

Дополнительные музыкальные занятия организуются на основе следующих авторских программ:

- «Музыкальные развивалочки» С. и Е. Железновых;

- «Топ – хлоп, малыши» А.Бурениной, Т. Сауко;

- «Бим – бам - бом» В.А. Тютюниковой,

- «Танцевальная ритмика» Т.И. Суворовой.

Задачи программы:

Способствовать  развитию ребёнка через комплексную музыкальную деятельность на занятиях и в семье.

  1. Обучать детей и родителей эффективным способам творческого взаимодействия, обеспечивать развивающий досуг и игровую деятельность не только на занятиях, но и в семье;
  2. Формировать оптимальные условия для регулярности занятий;
  3. Формировать готовность  детей к дальнейшему обучению;
  4. Формировать музыкальные способности: сенсорику, музыкальный  слух, мелкую и крупную моторику, творческие способности  в  период развития ребёнка; 
  • Воспитание интереса к музыкально – ритмическим движениям;
  • Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно – игровых движений;
  • Развитие музыкального слуха:
  • музыкальных сенсорных способностей (динамика, продолжительность звучания, высоты и тембра музыкального звука);
  • чувства ритма – способности выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии, отмечать сильную долю;
  • способности менять темп, характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания.
  • Развитие двигательной сферы: формирование основных двигательных навыков умений, развитие пружинных, маховых движений, выразительных жестов, элементов плясовых движений, развитие выразительных движений, умение передавать в мимике и пантомимике образы знакомых животных и персонажей;
  • Воспитание общительности, умения входить в контакт со взрослым и ребенком;
  • Развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега;
  • Формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве,  умение становиться друг за другом, двигаться стайкой за взрослым,  по кругу, вперед, назад, учить имитационным движениям;
  • Устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий;
  • Развивать речевое и слуховое внимание;
  • Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек (расширение словарного запаса);
  • Учить переключать внимание, включая смену движений;
  • Продолжать учить слушать музыку, различать темпы мелодий, петь соответственно  со звучанием музыки (тихо – громко);
  • Развивать мелкую моторику, точность движений;
  • Развивать силу голоса и выразительность речи, пения.
  • Формировать готовность к дальнейшему обучению.

Принципы программы:

  1. Имеет развивающий характер, ориентирована на общее  и музыкальное  развитие ребенка в процессе овладения им музыкальной деятельностью.
  2. В ней заложена возможность как подгрупповой, так и развивающей индивидуальной и коррекционной работы с детьми.
  3. В ней учтены идеи оздоровительного и развивающего компонента : принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми.
  4. Содержание программы ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка.

Содержание программы:

Технология музыкального обучения и воспитания базируется на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее, социальное и эстетическое развитие ребенка в процессе занятий. Организация музыкальных занятий происходит в разнообразных формах: в форме сюжетно – тематических музыкальных занятий, комплексных и интегрированных занятий.

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Развитие восприятия и музыкально-ритмического чувства, ритмичности движений

Согласованность движения с характером музыки

Обучение через игру, пляски, упражнения

Развитие художественно-творческих способностей

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ

Развитие музыкальных способностей

Развитие нравственных чувств

Умственное развитие

Физическое развитие в целом

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ

ИГРЫ

ПЛЯСКИ

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ

Сюжетные

Несюжетные

Импровизации

с фиксированными движениями

Совершенствующие основные движения

Образные

Подготовительные упражнения

Композиция

Обязательный минимум программы студии развития детей «Топ - хлоп»:

( младшая группа – дети 3-4 лет)

развивать: ребенок – активный участник, исполнитель музыкальных произведений, может выразить свои чувства, эмоции, настроение и переживания.

знать: музыкальные инструменты - бубен, погремушки, барабан, колокольчики  и т.д.;

уметь: различать звуки по высоте (высоко - низко);

  • при восприятии  музыки проявлять внимание, эмоциональную мобильность, внимание сохранять до конца прослушивания музыки;
  • подпевать  педагогу со стремлением к напевности и интонационной точности;
  • самостоятельно ритмично двигаться  под музыку; ритмично выполнять движения  (по показу); хлопать в ладоши и одновременно притопывать одной ногой, поворачивать кисти рук.
  • начинать и заканчивать движение одновременно с музыкальным сопровождением.

Обязательный минимум программы студии развития детей «Топ - хлоп»:

 ( старшая группа – дети 5-6 лет)

развивать: музыкальную культуру дошкольника, развитие позиции исполнитель-создатель музыкальных произведений в пении, танце, музицировании;

знать: музыкальные инструменты  (барабан, металлофон);

уметь: слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни;

  • высказываться  о характере прослушанных произведений (веселая – грустная), учить устанавливать простейшие связи между  характером музыкального образа  и средствами его выразительности (колыбельная для куклы – потому, что музыка медленная, медведь идет - потому, что музыка низкая и т.д.)
  • самостоятельно различать контрастные музыкальные регистры (высоко – низко), определять  динамику (тихо – громко);
  • петь протяжно, напевно, интонируя соответственно мелодии песни; эмоционально и выразительно читать стихи;
  • развивать навыки игры на детских музыкальных инструментах, координировать движение и мелкую моторику (шумовые инструменты);
  • самостоятельно прохлопывать простейшие ритмические рисунки и реагировать на смену музыкальных частей;
  • двигательно интерпретировать метроритм (плясовая – марш)выполнять танцевальные движения: кружится по одному и в парах,  двигаться под музыку с предметами (шары, мячи, ленты, цветы и т.д.), выполнять различные хлопки, прямой галоп;
  • передавать в пластике музыкальный образ, используя следующие виды движений:
  • основные: ходьба - бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом,   вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг); ходьба на четвереньках; бег - легкий, ритмичный, передающий различный образ ("бабочки", "птички", "ручейки" и т.д.); прыжковые движения - на 2-х ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп - "лошадки", поскок.
  1. Имитационные: импровизировать и передавать разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (веселый или трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка и т.д.);
  2. Плясовые:  простейшие элементы народных плясок, доступных по координации - например, поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной или двумя ногами, "выбрасывание " ног.

Направлениями работы по программе являются:

  1. «Игры на общение» (коммуникативные, хороводные)
  2. Пальчиковая гимнастика
  3. Игры - потешки
  4. Игры с предметами
  5. Игры с подражательными движениями
  6. Хороводные игры и танцы
  7. Развитие речи (в процессе пения и логоритмических игр)
  8. Развитие музыкально-слуховых представлений
  9. Слушание музыки
  10. Игра на шумовых и звуковысотных инструментах.
  11. Знакомство с музыкальной грамотой, нотами и клавиатурой.

В структуру занятия входят, и могут варьироваться следующие части:

  • Вводная часть (присутствует всегда)
  • Развитие речи и ознакомление с окружающим (речевые игры, пальчиковые игры, знакомство со сказками и стихами, знакомство с предметным миром)
  • Игры, направленные на развитие сенсорных способностей
  • Игры с куклой (элементы сюжетной игры)
  • Динамические паузы, пальчиковые игры, пение (по методике Железновых)
  • Продуктивная деятельность: танцы, игры, упражнения, музыкальный оркестр,  сказки, рисование кистью, пальчиками, ладошкой и работа с пластилином.

Используемые наглядные пособия:

  • Демонстрационно- иллюстрационный материал:

Фланелеграф, нотный стан, схемы, плакаты, иллюстрации.

  • Реквизитная – игрушки, маски, шапочки, атрибуты  к танцам, песням, играм, инсценировкам, раздаточный материал (карточки к муз- дидактическим играм).
  • Театральные костюмы (детские).
  • Кукольный театр.
  • Аудиозаписи (фонотека с записями кассеты и диски)

Средства ТСО:

  1. Фортепиано - 1 штука
  2. Музыкальный центр – 1 штука
  3. Микрофон – 3 штуки         

Детские музыкальные инструменты:

  • Металлофоны (маленькие) – 10 шт.
  • Гитара на батарейках – 1 шт.
  • Гитара струнная – 1 шт.
  • Бубны большие – 2 шт.
  • Бубны маленькие – 10 шт.
  • Бубны маленькие на ладонь (новые) – 7 шт.
  • Балалайки плоскостные – 10 шт.
  • Трубы-дудки  (белые) – 13 шт.
  • Дудки маленькие – 4 шт.
  • Ложки большие белые – 20 шт.
  • Ложки большие расписные – 30 шт.
  • Ложки маленькие расписные – 10 шт.
  • Скрипка – 1 шт.
  • Барабан – 2 шт.
  • Свисток-птичка – 1 шт.
  • Губная гармошка – 1 шт.
  • Рояль – 1 шт.
  • Трещотки – 4 шт.
  • Маракасы деревянные – 1 комплект (2 шт.)
  • Маракасы пластмассовые – 1 комплект (2 шт.)
  • Бубенцы  – 2 шт.
  • Бубенцы на руку – 1 шт.
  • Бубенцы разноцветные – 2 шт.
  • Кастаньеты пластмассовые – 4 комплекта (9 шт.)
  • Литавры большие – 1 комплект (2 шт.)
  • Литавры средние – 1 комплект (2 шт.)
  • Литавры маленькие – 1 комплект (2 шт.)  
  • Погремушки деревянные (в виде яиц) – 4 шт.
  • Треугольник средний – 1 шт.
  • Треугольник маленький – 1 шт.
  • Трещотка с перебором – 1 шт.
  • Пояса цветные с колокольчиками – 2 шт.
  • Набор коми музыкальных инструментов – 2 набора.

Учебно-тематический план занятий на первый год обучения:

Месяц

Наименование тем

Кол-во занятий

Октябрь

Весёлые песенки и упражнения для развития абсолютного слуха «Кошкин дом»

4

Ноябрь

Сказочки – шумелки с музицированием.

4

Декабрь

Песенки – упражнения для развития мелкой моторики у малышей «Десять мышек».

4

Февраль

Развивалочки для малышей «Веселые уроки»

4

Март

Подвижные игры для малышей «Забавные уроки»

4

Апрель

Игры - потешки

4

Май

Песенки – инсценировки для малышей «Мишка с куклой».

4

Всего

28 занятий

Учебно-тематический план занятий на второй год обучения:

Месяц

Наименование тем

Кол-во занятий

Октябрь

Сказочки – подражалочки для инсценировок, музицирования, общения «Лягушонок и другие».

4

Ноябрь

Сказочки – шумелки с музицированием.

4

Декабрь

Наш оркестр

4

Февраль

Пальчиковые игры «Пять поросят»

Новые музыкальные игры  «Топ – топ, хлоп – хлоп».

4

Март

Пластилиновая азбука

4

Апрель

Катин день или счет в пределах десяти

4

Май

Музыкальные игры «Золотые ворота»

4

Всего

28 занятий

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Первый год обучения.

    Октябрь:                           

Неделя,№ занятия

Тема

Задачи

Музыкальный

репертуар

Материал,

оборудование

1- я  Неделя, занятие № 1

Весёлые песенки и упражнения для развития абсолютного слуха «Кошкин дом»

Вызывать у детей живой интерес и потребность к пению, чему способствуют  забавные тексты детских песенок, яркая музыка русских композиторов, красочная аранжировка.

«Жук»,    « Киса»,

«Петушок»,  

 «Два кота»,

 «Гуси»,   «Дудочка»

ударные инструменты: бубен, барабан, музыкальный треугольник.

2- я  Неделя, занятие № 2

Весёлые песенки и упражнения для развития абсолютного слуха «Кошкин дом»

Учить запоминать песенки при помощи несложных мелодий для детских музыкальных инструментов. Обучение пению и музицированию.

«Рано утром», «Ворона»,

«Комарики»,  «Водичка»,

Большая коробочка, деревянные кубики, пластмассовая бутылочка
набитая крупой

3- я  Неделя, занятие № 3

Весёлые песенки и упражнения для развития абсолютного слуха «Кошкин дом»

Вызывать потребность слушания песни путем беседы о её содержании, иллюстрируя слова игрушкой или рисунком, можно слепить с малышом пластилиновую фигурку.

«Баюшки»,   «Коза», «Считалка», «Гуси»,   «Дудочка»,

Наглядность: картины, иллюстрации, игрушки.

4- я  Неделя, занятие № 4

Весёлые песенки и упражнения для развития абсолютного слуха «Кошкин дом»

Обучать детей  приемам игры под музыку на детских ударных музыкальных инструментах бубен, барабан, ложки, треугольник, деревянные кубики, палочки, киндеры, пластмассовые бутылочки с крупой и т.д.

«Кую ножку»,

 «Кошкин дом»,   «Божья коровка»,

Педагог может играть руками детей.

Ноябрь:   

1- я  Неделя, занятие № 1

Сказочки – шумелки с музицированием.

Развивать мелкую моторику, слуховую память, внимание и фантазию. Красивая музыка и забавные звукоподражания способствуют развитию речи  детей  в условиях семьи и ДОУ. Развивать выдержку, навыки сотрудничества и сотворчества.

«Лиса и рыба»;

«Танец для мышки»

предложить малышам постучать погремушкой  по ладошке, по коленям,  по полу.

2- я  Неделя, занятие № 2

Сказочки – шумелки с музицированием.

Решать актуальную проблему развития внимания. Развивать мелкую моторику, слуховую память и фантазию при помощи эффективных упражнений для слухового восприятия

«Трусливый заяц»;

«Страшный Пых»;

играть, чередуя ручки (сначала играет левая рука – затем  - правая

3- я  Неделя, занятие № 3

Сказочки – шумелки с музицированием.

Учить реализовывать свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом, сказочном оформлении. Вызывать положительные эмоции.

«Зима в лесу»;

«Глупая лисичка»;

«День рождения»;

Упражнения с погремушками и колокольчиками

4- я  Неделя, занятие № 4

Сказочки – шумелки с музицированием.

Обучение запоминанию названия инструментов. Узнавать их по слуху, различать оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы. Развивать слуховую память, учить внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

«Пришла весна»;

«Чей голос лучше?»;

«Три поросенка»;

использовать клавишные инструменты.

Декабрь:

1- я  Неделя, занятие № 1

Песенки – упражнения для развития мелкой моторики у малышей «Десять мышек».

Развивать речь и мелкую моторику. Формировать разнообразные сенсорные и эмоциональные впечатления. Способствовать возможности педагогу играть с малышами, и радовать их.

«Обезьянки»,

 «Мальчик с пальчик

«Ладушки»,

«Где же ручки»

Рекомендуемые музыкальные инструменты:

металлофон, ксилофон, деревянные ложки, барабан, бубен, трещотка, треугольник, колокольчик, бубенцы

2- я  Неделя, занятие № 2

Песенки – упражнения для развития мелкой моторики у малышей «Десять мышек».

Формировать и укреплять теплые взаимоотношения между детьми, а также между ребенком и  педагогом. Содействовать тактильному взаимодействию между ребенком и взрослым.

«Рисование»

 «Тук – ток»,

«Вот лягушка» Маленькая мышка», «Паучок»,

маракасы, тон блок рубель, большая тарелка, маленькая тарелочка.

3- я  Неделя, занятие № 3

Песенки – упражнения для развития мелкой моторики у малышей «Десять мышек».

Благоприятствовать созданию веселого настроения, помогать и содействовать  ритмичному и выразительному исполнению. Забавные тексты песенок являются подсказкой для предлагаемых движений.

«Замок», «Пчелки», «Червячки» Пальчики» «Перчатка Поросята» «Рыбки»,

коробочка деревянная, погремушка маракасы бубенчики-колокольчик, целлофан, расческа  трубка с фольгой

4- я  Неделя, занятие № 4

Песенки – упражнения для развития мелкой моторики у малышей «Десять мышек».

Способствовать развитию внимания, памяти и мышления малышей, особенно такие игры важны для коррекционной работы. Обучать взаимодействию детей друг с другом (провести её друг на друге, например: паучок ходит по ветке, не только по руке самого ребенка, но и по руке педагога или другого ребенка).

«Апельсин», «Тараканы», «Краб», «Часы», «Улитка», «Серый волк»,  «Шла кукушка».

Платяная щётка, детская гитара или леска-струна  клавишные.

Февраль

1- я  Неделя, занятие № 1

Развивалочки для малышей «Веселые уроки»

Создавать праздничное настроение, помогать  ритмичному и выразительному исполнению. Способствовать развитию памяти, внимания и мышления малышей.

«Котята», «Разминка», «У жирафов», «Утро»

Использование педагогом жестов, мимики.

2- я  Неделя, занятие № 2

Развивалочки для малышей «Веселые уроки»

Обучать детей основным движениям: «лошадки», подскоки, боковой галоп и др. Формировать правильную осанку, добиваться ритмичности выполнения движений

 «Божьи коровки и жучки», «Пять жеребят», «Десять лягушат», «Весна»

Подсказка педагогом жестов, мимики

3- я  Неделя, занятие № 3

Развивалочки для малышей «Веселые уроки»

Добиваться ритмичности выполнения движений, дать возможность  почувствовать нужный темп музыки, - постучать или похлопать руками педагога под музыку (взрослый регулирует темп движения).

«Два рыжих таракана», «Цветочек», «Тим и Том», «Весна»

Ленты, мячи, шапочки, игрушки.

4- я  Неделя, занятие № 4

Развивалочки для малышей «Веселые уроки»

Развивать словесную и двигательную активность. В такт движения приговаривать топ -  топ, хлоп - хлоп, тук - тук, бам - бам, бай - бай и др. Для развития ритма  детей учить проговаривать нараспев или петь песенки в темпе, удобном для ребенка, подстраиваясь под его движения.

«Метро», «Десять мышке», «Козел», «Лесенка».

Ленты, мячи, шапочки, игрушки.

Март

1- я  Неделя, занятие № 1

Подвижные игры для малышей «Забавные уроки»

 Развивать способность детей к восприятию  музыкальных произведений различного характера, а также формировать умение концентрировать своё внимание.  

«Червячок», «Зайка и капустка», «Чай», «Змейка», «Мальчик»

Имитационные движения, словесный и наглядный показ

2- я  Неделя, занятие № 2

Подвижные игры для малышей «Забавные уроки»

Учить детей при помощи «приветственных» и «прощальных» песенок настраиваться на начало и окончание занятия. Помогать без проблем начинать  и завершать занятие.

«Здравствуйте», «Шарик», «Гусеница» «Кролик», «Моё настроение», «Два козлика»

Имитационные движения, словесный и наглядный показ

3- я  Неделя, занятие № 3

Подвижные игры для малышей «Забавные уроки»

Добиваться формированию чувства уверенности и комфорта, в процессе хороводных игр и пребывания в общем круге.. В песенках, где называется имя ребенка, внимание детей сосредотачивается на  отдельном ребенке.

«Помощники», «Цыплята», «Два котеночка», «Берлога», «Два мышонка», «Левая и правая», «Пять поросят», «Двое толстых поросят».

Костюмы и шапочки

4- я  Неделя, занятие № 4

Подвижные игры для малышей «Забавные уроки»

Способствовать  интеграции малыша в подгруппе. Добиваться слаженности движений.

«Дом», «Серенький козел», «Зайцы», «В лесу». «Пять мух», «Ракушки»,

Имитационные движения, словесный и наглядный показ

Апрель

1- я  Неделя, занятие № 1

Игры - потешки

Р.н. песенки в обработке А. Лядова способствуют развитию воображения детей, адаптированы для показа с игрушками, игр-плясок и игр с водой.

«Татусеньки», «Ходит мишка», «Матушка Волга», «Уж я сяду», «Я хожу ли», «Над водой», «Я с комариком», «Баюшки».

Игрушки: куклы, мишки, зайчики  и т.д.

2- я  Неделя, занятие № 2

Игры - потешки

Развивать музыкальный вкус детей, учить вызывать живой интерес к воплощению простейших музыкально-ритмических движений.

«Гуленьки», «Все мы песни перепели», «Пчелка», «Музыкальные игрушки»

Игрушки: куклы, мишки, зайчики  и т.д.

3- я  Неделя, занятие № 3

Игры - потешки

Учить двигаться с предметами, слышать изменения в музыке. Пропевать простейшие тексты, импровизировать с игрушками.

«А кто у нас умный?», «Сидит мишка», «Где же наши ручки?», «Что мы будем делать», «Покажи-ка куколка», «Кашка»

Любые мягкие игрушки

4- я  Неделя, занятие № 4

Игры - потешки

Способствовать интеллектуальному и эмоциональному развитию детей. Закрепить полученные умения и навыки.

«Листочки», «Около березки», «По дорожке» «Кораблик», «Пляшет медвежонок», «Как весною»

Любые мягкие игрушки

Май

1- я  Неделя, занятие № 1

Песенки – инсценировки для малышей «Мишка с куклой».

Учить элементарным танцевальным движениям и самостоятельной игровой деятельности, создавать атмосферу эмоционального комфорта.

«Марш», «Пальчики», «Тихо куколка», «Солнышко», «Куколка»

Использование в процессе игр тематические аксессуары.

2- я  Неделя, занятие № 2

Песенки – инсценировки для малышей «Мишка с куклой».

Развивать образность мышления путем разнохарактерной музыки и  игровых сюжетов. Воспитывать активность, увлеченность и умение осуществлять творческий замысел.

«Мячик», «На улице», «Качели»,  «Школа», «Дождик», «На лошадке»

Маски, шапочки, накидки и т.д.

3- я  Неделя, занятие № 3

Песенки – инсценировки для малышей «Мишка с куклой».

Способствовать не только общефизическому развитию детей, но и стимулировать фантазию, творческое мышление и воображение,

«Яблоки», «Зайцы», «Работнички», «Мышки», «Кот и мыши»

если играем в зайчиков, мышек, медвежат и т.д., то можно сделать ушки из картона,

4- я  Неделя, занятие № 4

Песенки – инсценировки для малышей «Мишка с куклой».

Воспитывать у детей целенаправленность, настойчивость, наблюдательность.

«Паровозик», «Садовники»,  «Карусели», «Стирка» «Музыканты», «Машинист», «Пора спать».

если в бабочек или птичек – крылья из платков и т.д.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Второй  год обучения.

Октябрь:

Неделя,№ занятия

Тема

Задачи

Музыкальный

репертуар

Материал,

оборудование

1- я  Неделя, занятие № 1

Сказочки – подражалочки для инсценировок, музицирования, «Лягушонок и другие».

Способствовать развитию внимания, памяти, социальных навыков, речи.

«Лягушонок»;

«Пушок»;

«Яблонька»;

Музыкальные игрушки

2- я  Неделя, занятие № 2

Сказочки – подражалочки для инсценировок, музицирования, «Лягушонок и другие».

Способствовать выразительному исполнению движений, иллюстрирующих текст. Учить согласовывать слова песен с танцевальными и имитационными движениями.

«Два медведя»;

«Лиса и журавль»;

Карточки для каждого ребенка, иллюстрации

3- я  Неделя, занятие № 3

Сказочки – подражалочки для инсценировок, музицирования, «Лягушонок и другие».

Учить инсценировать, озвучивать сказки, проводить их  в виде игры  или музицирования. Для музицирования использовать вариант сказок с паузами.

«Ёлочка»;

«Как кот хозяйничал»;

Музыкальные игрушки

4- я  Неделя, занятие № 4

Сказочки – подражалочки для инсценировок, музицирования, «Лягушонок и другие».

Способствовать созданию увлекательной, творческой атмосферы. Приучать слушать красивую музыку и забавные звуковые иллюстрации. Сказочки для подражательных движений помогают обеспечить веселые игровые музыкальные занятия для детей.

«В детском клубе»;

«Новый год».

Карточки для каждого ребенка, иллюстрации

Ноябрь:

1- я  Неделя, занятие № 1

Сказочки – шумелки с музицированием.

Развивают активное развитие речи, развитие музыкального слуха, творческих способностей,

«Наши ручки», «Ножки», «Ослик», «Паровозик», «Понарошки»

Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

2- я  Неделя, занятие № 2

Сказочки – шумелки с музицированием.

Развивать мелкую и крупную моторику, учить в процессе музицирования положительному общению и обращению со сверстниками. 

«Часы», «Щеночек», «Бычок», «Ворона», «Гуси»,

Различные  музыкальные и шумовые инструменты.

3- я  Неделя, занятие № 3

Сказочки – шумелки с музицированием.

Учить запоминать и повторять слова, развивать детскую речь.  дарят массу положительных эмоций,

«Два кота», «Две чашки», «Котенок», «Машина»,

Говорить необходимо медленно и выразительно, используя паузы.

4- я  Неделя, занятие № 4

Сказочки – шумелки с музицированием.

Вызывать положительные эмоции. Закрепить названия музыкальных и шумовых инструментов.

«Кубики», «Мошка», «Мишка, «Дятел», «Гуси», «Бим-бом»,

Различные  музыкальные и шумовые инструменты.

Декабрь:

1 я  Неделя, занятие № 1

Наш оркестр

Обучать игре на детских музыкальных инструментах, пропевая мелодии песен, акцент для  партии ударных инструментов. Вызывать желание играть в коллективе.

 «Пришел медведь», «Сорока-белобока», «Ворона» «Карнавал»,

Различные  музыкальные и шумовые инструменты.

2- я  Неделя, занятие № 2

Наш оркестр

Создавать позитивный эмоциональный настрой на занятиях,

 «Магазин игрушек», «Про котенка», «Дятел», «Едем-едем», «Котенок», «Лошадка»,

Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

3- я  Неделя, занятие № 3

Наш оркестр

Развивать у детей чувство товарищества, вырабатывать дисциплинированность, ответственность

«У кошки болит», «Ворона» «Карнавал», Лягушка», «Машина»

Таблицы, наглядность, иллюстрации

4- я  Неделя, занятие № 4

Наш оркестр

Способствовать развитию координации движений и концентрации внимания.

«Кукушка и осёл», «Снеговик»,  Храбрые портняжки»

Различные  музыкальные и шумовые инструменты.

Февраль:

1- я  Неделя, занятие № 1

Пальчиковые игры «Пять поросят»

Способствовать развитию речи и музыкального слуха, чувства ритма и внимания. Активизации речи и вокальных проявлений детей.

«Паровозик», «Щенок», «Понарошки». «Гоп-гоп», «Журавль», «Игра»

Игра должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

2- я  Неделя, занятие № 2

Пальчиковые игры «Пять поросят»

Развивать внимание, память, мышление, воображение и наблюдательность. Формировать правильную речь  и мелкую моторику  (проговаривание и подпевание песенок-игр).

«Идет коза», «Ковалечек», «Курочка», «Кую,кую», «Лады, лады», «Лапушки», «Месим тесто»

Говорить необходимо медленно и выразительно, используя паузы.

3- я  Неделя, занятие № 3

Новые игры  «Топ – топ, хлоп – хлоп».

Учить ребенка принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы. Формировать готовность и умение действовать в коллективе.

«Воробушки», «Зимняя прогулка», «Поездка в лес», «Часы», «Цирк» «Музыкальный магазин»

Имитационные движени

4- я  Неделя, занятие № 4

Новые игры  «Топ – топ, хлоп – хлоп».

Развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные  способности к восприятию.

«Веселый мячик», «Снежинки», Цирковое представление»,  

Показ забавных игрушек или соответствующих иллюстраций.

Март:

1- я  Неделя, занятие № 1

Пластилиновая азбука

Предлагаемый метод знакомства детей с буквами вызывает живой интерес  детей и способствует развитию мелкой моторики, а также развитию речи.    

Петух ( ку, ги гу, ки, ко, ка  и т.д.), и вариант караоке

Использование пластилина,  карточек с буквами, слогами,
песенки с вариантом караоке.    

2- я  Неделя, занятие № 2

Пластилиновая азбука

Способствовать развитию мелкой моторики, а также развитию речи.      

Коза (зу, зе, зы, за, зи и т.д.) и вариант караоке

Использование пластилина,  карточек с буквами, слогами,
песенки с вариантом караоке.        

3- я  Неделя, занятие № 3

Пластилиновая азбука

Учить работать совмнстно с педагогом. На первых порах педагог помогает детям и комментирует свои действия, в дальнейшем помощь сокращается.

Ёж  (жа, жу, же, жи, жо и т.д.) и вариант караоке

Ё

Использование пластилина,  карточек с буквами, слогами

4- я  Неделя, занятие № 4

Пластилиновая азбука

Учить рисовать и проговаривать выбранную букву, предлагая детям повторить звук. Затем включив фонограмму, педагог напевая песенку с детьми ещё раз показывает букву.

Журавли (ли, ло, ля, лю, ле, лы и т.д.) и вариант караоке

Использование пластилина,  карточек с буквами, слогами,
песенки с вариантом караоке.    

Апрель:

1- я  Неделя, занятие № 1

Катин день или счет в пределах десяти

Обучать детей в увлекательной, веселой форме: сказке, песенках, смешных задачках. Запоминать состав числа.

«Начнем урок», «Ну-ка все встали в круг», «Вот все ребята собрались», «Хлоп», «Едет котик», «Машина», «Ну-ка повторяйте»

Использование карточек с цифрами,
песенки с вариантом караоке.

2- я  Неделя, занятие № 2

Катин день или счет в пределах десяти

Обучать детей счету в игровой форме. Закреплять на практике полученные умения и навыки.

«Хорошо играем», «Бубен», «Лошадки и мышата», «По кругу мы шагаем», «Сороконожка»

Показ забавных игрушек или соответствующих иллюстраций.

3- я  Неделя, занятие № 3

Катин день или счет в пределах десяти

Характерной особенностью является игровая форма подачи учебного материала, доступность и практичность использования.

«Соседи», «В лодке», «Целый час мы занимались», «Всем домой пора», «Прошел урок».

Использование карточек с цифрами,
песенки с вариантом караоке.

4- я  Неделя, занятие № 4

Катин день или счет в пределах десяти

Веселый счет без труда в игровой форме обучит малышей азам математики.

«Цепочка», «Тихо», «Части тела», «Носик», «Едет барин», «Прощальная»    

Показ забавных игрушек или соответствующих иллюстраций.

Май:

1- я  Неделя, занятие № 1

Музыкальные игры «Золотые ворота»

Способствовать развитию чувства ритма и формированию двигательных навыков. Учить воспринимать музыку через движение.  

«Золотая рыбка»,  Лютики-ромашки», «Котик», «Бука».

Шапочки для инсценирования

птичек и зверей

2- я  Неделя, занятие № 2

Музыкальные игры «Золотые ворота»

Способствовать развитию пластичности, координации и концентрации внимания. Развивать двигательные навыки, формировать правильную осанку

 « Кто в тереме живет», «Музыкант», «Золотая рыбка»,

Имитационные движения.

3- я  Неделя, занятие № 3

Музыкальные игры «Золотые ворота»

Обучать танцевальным, подражательным движениям в хороводах, учить выбирать партнеров, вызывать эмоциональный отклик на р.н. музыку.

«Ой, лелешеньки», «Во саду ли в огороде», «Бай-качи», «Времена года»,

Словесный и наглядный показ

4- я  Неделя, занятие № 4

Музыкальные игры «Золотые ворота»

Развивать музыкальный слух, чувство ритма, приучать к определенной дисциплине. Песенки – игры учить сопровождать ритмическими движениями, вызывать радость.

«Шапочка», «Хоровод», «Цветы», Люблю с друзьями танцевать»,

Различные  музыкальные и шумовые инструменты.

                ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ (1-й год обучения):

  • Малыши стали уверенными и самостоятельными в движении, внимательно слушают музыку, начинают и заканчивают движения в соответствии с продолжительностью её звучания;
  • Легко различают музыкальные жанры и самостоятельно показывают в движении марш (маршируют), пляску (танцуют), и колыбельную (присаживаются), сложенные ладошки под щечку, глазки закрывают);
  • Уверенно ходят, легко бегают, ритмично прыгают и приседают, а так же выразительно исполняют образные движения (зайчики, лисички, мишки, птички и т.д.);
  • Слушая песенки, дети не только подпевают, но и поют целые фразы, а иногда и все слова. Благодаря стихотворным текстам песен значительно расширился как пассивный, так и активный словарь ребенка, речевые интонации стали выразительными, эмоциональными;
  • Групповые занятия воспитали в детях общительность, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. На дополнительных занятиях дети легко усвоили многие важные правила поведения (умение здороваться, прощаться, приглашать на танец, в гости, умение двигаться и взаимодействовать с атрибутами и игрушками и т.д.)
  • Развитие темпо – ритмических и мелодико – интонационных характеристик речи, развитие умения сочетать движение и речь, координировать их, подчинять единому ритму, формирование пространственных представлений, развитие эмоциональной отзывчивости;
  • Логоритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений         и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободить от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, профилактике речевых нарушений.
  • В музыкальном движении решаются многие задачи не только музыкального , но и общего развития детей: формируется вся система музыкальности, в особенности эмоциональная отзывчивость на музыку, элементарные представления музыкального мышления и чувства музыкального ритма. Развивается двигательная сфера, внимание, память.
  • Хорошая, яркая, выразительная музыка, ритмичный, четкий, красивый показ движений сформировал у детей хороший вкус. Дети самостоятельно умеют пользоваться атрибутами, шапочками, музыкальными инструментами
  • Дети самостоятельно различают двух- и трёх- частную музыку, легко запоминают и самостоятельно выполняют движения, различают регистры: низкий  - высокий, средний и высокий, темпы быстрый и умеренный, динамику тихо – громко.  К концу четвертого года жизни малыши легко узнают марши, колыбельные и плясовые, помнят яркую изобразительную музыку: птички, зайчики, мишки, бабочки, собачки, машины и т.д.
  • Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с помощью педагога  научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов. Музицирование детей без помощи взрослых, бережное обращение  к инструментам.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ (2-й год обучения):

  • Сформирована эмоциональная отзывчивость детей старшего возраста к эстетической стороне окружающего мира.
  • У детей развит устойчивый интерес, внимание, сосредоточенность  при прослушивании песен и инструментальных пьес, они умеют высказывается  о характере и тембре прослушанных произведений.
  •  Определяют высокие и низкие по звучанию звуки, динамику, темп.
  • Знают музыкальные инструменты: фортепиано, металлофон, ложки, колокольчики, бубны, скрипка, саксафон, маракасы и т.д.
  • У детей протяжное, напевное пение, интонирование в соответствии с мелодикой песни.
  • Воспитан интерес, потребность в движениях под музыку, развито слуховое внимание, умение выполнять движения в соответствии с характером и темпом музыки, обогащён слушательский и двигательный опыт.
  • Развиты двигательные качества и умения, способность передавать в пластике музыкальный образ, используя следующие виды движений:

ходьба - бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом,   вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг); ходьба на четвереньках;

бег - легкий, ритмичный, передающий различный образ.

прыжковые движения - на 2-х ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп - "лошадки", поскок

Общеразвивающие упражнения: на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность), которые даются, как правило, на основе игрового образа.

Имитационные движения: разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (веселый или трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка и т.д.).

Плясовые движения: простейшие элементы народных плясок, доступных по координации - например, поочередное выставление ноги на пятку, ковырялочка, "выбрасывание " ног и др.

  • Развиты творческие способности, воспитана потребность к самовыражению игры на музыкальных инструментах, под музыку; сформировано умение исполнять знакомые песни и мелодии в игровых ситуациях, развито воображение, фантазия, дети могут находить свои, оригинальные мелодии для выражения характера музыки, игрового образа при помощи различных музыкальных инструментов, самостоятельно исполняют простейшие мелодии по одному и в коллективе вместе со сверстниками.
  • Развиты психические процессы:  слуховое внимание, умение начинать и заканчивать пение и движение вместе с музыкой, способность координировать слуховые представления и двигательную реакцию; развито умение выражать эмоции при помощи жестов, мимики и пантомимы: радость - грусть и т.д., дети умеют изменять движения и играть в соответствии с различным темпом (умеренно быстрым и умеренно медленным), формой (двухчастной) и ритмом музыки; умение исполнять задания от начала до конца, не отвлекаясь.



Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ.

Исполнитель:

Музыкальный руководитель

 МБДОУ-детский сад № 7 г.Балаково

Латынина Вера Сергеевна

2012 год

Содержание.

1.ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ.        3

2. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.        4

3. ВНЕДРЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ  В  ПРАКТИКУ.        15

4. РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ В ПРАКТИКУ.        16

ЛИТЕРАТУРА.        18

1.Постановка задачи.

       Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр.

 Музыкально-дидактические игры – важное
как средство развития музыкальных способностей дошкольников. Я всегда использовала их в своей практике  и сочла нужным систематизировать их применения.

 Цель: 

  • Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме - посредством  музыкально - дидактических пособий и игр.  
  • Использование в играх всех видов музыкальной деятельности :    пение, слушание, музицирования, движение под музыку и т.д.
  • Побуждение к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий.

Задачи:

  • Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
  • Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.
  • Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
  • Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).

Организация  работы проводится по трем направлениям:

  • Групповая и индивидуальная работа с детьми.
  • Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
  • Совместная работа педагогов ДОУ.

Результаты  использования игровых технологий в работе:

  • Дети легче усваивают и запоминают материал занятия;
  • Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их  в самостоятельной деятельности;
  • В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.
  • Повышается  уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

2. Анализ методической литературы.

Я изучила и проанализировала следующую методическую литературу.

  • Кононова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя.
  • Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников
  • Н. А.  Ветлугиной  «Музыкально-дидактические игры, развивающие чувственное восприятие музыки»;
  • Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр
  • И. Л. Дзержинская «Игра, как средство педагогического воздействия к разным видам музыкальной деятельности»
  •  Н. А. Метлов «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса, чувства ритма;
  • Выготский Л.С. Педагогическая психология

Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они – особенные.

Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На первый взгляд она «бесцельна»: дети прыгают, бегают. На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности. Это – осознание ребёнком себя причастным к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь.

А каково содержание игровой деятельности? Игра как бы дана самой природой, чтобы ребёнок подготовился к взрослой жизни.

Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна прежде всего цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра как бы не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.

Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для играющих. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается, разваливается.

Как  уже было сказано, игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра – средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за приделы ограниченного мира детской и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами.

В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может с помощью условных действий.

В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры.

Обратимся к игре как к педагогической категории. Так как игра занимает огромное место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство. Так, ещё в конце прошлого века игру в целях развития стали использовать дефектологи: лечение заикающихся детей, отстающих в психическом развитии и т. д.

Игра в педагогическом процессе может «сливаться» с другими видами деятельности, обогащая их. Так, например, общеизвестно, что положительный эффект даёт слияния трудовой и игровой деятельности в детском возрасти. Кроме того, отдельное место в педагогики занимают дидактические игры, существенно обогащая процесс обучения.

Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая деятельность? Прежде всего, это установление контакта с ребёнком. Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют его контактом содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительские, дружеские отношения с ребёнком.

Игра также является прекрасным средством диагностики как личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра – всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно.

Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может придти на помощь, потому что это – мощное стимулирующее средство.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Функции игры.

Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:

Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.

Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.

Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.

Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

Функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.

Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

Методика организации дидактических игр.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дид. игры, её проведение и анализ

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дид.игры;
  • выбор места для игры;
  • определение кол-ва играющих(вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • подготовка необходимого дид. материала для выбранной игры (игрушки ,разные предметы ,картинки и др.);
  • подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дид. материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа ,в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
  • объяснение хода и правил игры. При этом педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
  • показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие ,доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
  • определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия педагога в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дид. задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
  • подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

  В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.

 Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Руководство дидактическими играми.

Успешное руководство дид-ми играми прежде всего предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, четкое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

  Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки),вновь составить и т.п. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, педагогу необходимо постепенно переводить игру

  Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей (4-6лет) достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деят-ть дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринуждённость, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.

  Педагог намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дид-им задачам, игровым действиям и правилам. Отдельные изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.

  Для детей раннего возраста дид.игра является наиболее подходящей формой обучения. Однако уже на втором, а особенно на третьем году жизни малышей привлекают многие предметы и явления окружающей действительности, происходит интенсивное усвоение родного языка. Удовлетворение познавательных интересов детей третьего года жизни, развитие их речи требуют сочетание дид. игр с целенаправленным обучением на занятиях, осуществляемым в соответствии с определённой программой знаний, умений, навыков. На занятиях более успешно, чем в игре формируются и способы учения: произвольное внимание, умение наблюдать, смотреть и видеть, слушать и слышать указания педагога и выполнять их.

  Следует учитывать, что в дид. игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова педагога  и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами и т.д.

 К наглядности относятся:

1)предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры;

2)картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов;

3) наглядный показ, пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил.

   При помощи словесных пояснений, указаний педагог направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий.

  Руководя играми, педагог использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает о каком-либо событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п.

  Надо помнить, с одной стороны об опасности, чрезмерно усиливая обучающие моменты, ослабить игровое начало, придать дид.игре характер занятия, а, с другой, увлёкшись занимательностью, уйти от задачи обучения.

  Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры, темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется. Не следует допускать излишней медлительности и ненужного убыстрения темпа игры: убыстрённый темп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Дошкольники не успевают втянуться в игру, перевозбуждаются. Замедленный темп игры возникает тогда, когда даются чересчур подробные объяснения, делается  много мелких замечаний. Это приводит к тому, что игровые действия как бы отдаляются, правила вводятся несвоевременно, и дети не могут руководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Они быстрее утомляются, однообразие снижает эмоциональный подъём.

  В дид.игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения её замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями. Умение удержать игру в пределах установленного времени - большое искусство. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.

   Заканчивая игру педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: "Новая игра будет ещё интереснее". Педагог разрабатывает варианты знакомых детям игр и создаёт новые- полезные и увлекательные.

Педагогическая ценность дидактических игр.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.

Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний

Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Рекомендации по планированию дидактических игр.

Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группе раннего возраста -основной формой организации учебного процесса. Кроме того, в часы, отведённые для игр, д/игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.

Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня  Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).

  На занятиях используются те дид.игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.

  При планировании дид.игр в воспитательно-образовательном процессе необходимо, чтобы новые игры, взятые на занятии, затем проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности, являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью, требующей приложения умственных усилий.

  Дид.игры в большинстве случаев проводятся тогда, когда дети уже получили на занятиях определенные знания и навыки, иначе будет достаточно трудно осуществить игру.

3. ВНЕДРЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ  В  ПРАКТИКУ.

На своих занятиях я использую следующие типы дидактических игр:

  • сюжетно-ролевые;
  • подвижные;
  • настольные.

Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука.

Характерным для каждой дидактической      игры  является наличие в ней:

  • обучающей задачи;
  • содержания;
  • правил;
  • игровых действий.

Я  использую следующие виды музыкально-дидактических игр:

  • для развития звуковысотного слуха;
  • на развитие чувства ритма;
  • на развитие тембрового слуха;
  • на развитие диатонического слуха;
  • на развитие памяти и слуха;
  • на развитие детского творчества.

Музыкально-дидактические пособия и игры я применяю:

  • в процессе пения;
  • в процессе слушания музыки;
  • в процессе ритмических движений;
  • в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

4. Результаты внедрения программы в практику.

  1. Для систематизации и соблюдения последовательности применения программы  были составлен  тематический и календарный планы. Составила картотеку дидактических игр.
  2. Изготовила МДИ различных видов.
  3. Провожу занятия, развлечения и использованием  МДИ.
  4.  Подобрала материал для консультаций воспитателей, наглядный материал .
  5. Подобрала материал для консультаций родителей, наглядный материал.
  6. Делюсь опытом с другими педагогами.

     7.Провожу два раза в год диагностику музыкального развития. Наблюдаю   положительную динамику.

Сравнительная диагностика за 2009-2010, 2010-2011, 2011-2012 уч.г.

(данные на конец года.)

Уровень

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Высокий

3,16%

17,71%

23,23%

Средний

71,58%

70,83%

65,66%

Низкий

25,26%

11,46%

11,11%

Положительная динамика результатов диагностики музыкальных способностей детей позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии игровых  технологий на процесс музыкального воспитания.

Литература.

  • Кононова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя.;
  • Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников;
  • Н. А.  Ветлугиной  «Музыкально-дидактические игры, развивающие чувственное восприятие музыки»;
  • Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр;
  • И. Л. Дзержинская «Игра, как средство педагогического воздействия к разным видам музыкальной деятельности»;
  •  Н. А. Метлов «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса, чувства ритма;
  • Выготский Л.С. Педагогическая психология.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет  «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...

Рабочая программа студии "Размышляйка"

Использование развивающих игр В.В.Воскобовича...

Рабочая программа студии детского творчества "Цветная мозаика" по развитию мелкой моторики рук и творческих способностей (старшая группа).

Развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателе...

Рабочая программа "Студии креативного рисования" для детей 3-4 лет

Рабочая программа дополнительного образования по рисованию с использованием нетрадиционных техник, расчитанная для детей 3-4 лет....

Рабочая программа на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков у детей старшего дошкольного возраста в рамках театральной студии "Мыльная феерия"

В рабочей программе отражены принципы и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков....