Приобщение дошкольников к русской народной культуре, через театрализованную деятельность
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Лебедева Мария Владимировна

П.редлагаю Вашему вниманию, сценарий развлечения, посвященный дню рождения матрешки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon сценарий развлечения44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№ 373 «Скворушка»  города  Новосибирска

Статья : «Приобщение дошкольников у русской народной культуре через театрализованную деятельность. Конспект развлечения день рождения матрешки»

Выполнили: Лебедева Мария Владимировна,

учитель – логопед  первой квалификационной категории.

Панкова Оксана Алексеевна, воспитатель

высшей квалификационной категории.

Морковина Елена Ивановна, воспитатель

первой квалификационной категории.

Новосибирск 2018г.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и

активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в

самобытных жанрах фольклора русского народа.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской

народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась

учеными и практиками. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.

 Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих

культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком

опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.

Проанализировав уровень воспитанности детей в нашем ДОУ, мы

пришли к выводу, что у них недостаточно сформированы знания о культуре и традициях своего народа. Так появилась в нашей организации русская изба, или как мы её называем «Горница». Так же была разработана вариативная программа «Горница», где был разработан цикл занятий и досуговых развлечений, целью которых , является приобщение детей к национальной культуре. Одним из способов решения этой задачи мы выбрали  театрализованную деятельность, так как именно она является одним из самых распространенных видов детского творчества. Так возникло желание использовать другую вариативную программу «Маленький артист» Более подробно с программой «Горница» и «Маленький артист» можно ознакомиться на сайте нашего ДОУ. http://ds373nsk.edusite.ru/p95aa1.html 

Актуальность данной проблемы заключается в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные театрализованные занятия и развлечения позволяют приобщать детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры.

Цель:

Актуализация театрализованных занятий и развлечений по

русской народной культуре в работе с дошкольниками.

Задачи:

1.Приобщать детей дошкольного возраста к театральной культуре,

знакомить с различными видами театров, народным творчеством и

традициями русского народа, учить детей передавать образы с помощью

вербальной и невербальной стороны речи.

2.Развивать психофизические процессы (восприятие ,память, внимание, воображение), вербальную и невербальную сторону речи, творческие

способности (умение перевоплощаться, брать на себя роль), специальные

умения (актер, зритель).

3.Воспитывать положительное отношение к театральным играм,

желание играть с театральными куклами, эмоционально

-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре русского народа.

Предлагаю Вашему вниманию конспект развлечения, который прошел в нашем ДОУ.

Конспект развлечения «День рождения матрешки».

Ход мероприятия:

Ведущий: К нам придут, сегодня гости. Хотите узнать кто это? Тогда отгадайте загадку:

Девчонки деревянные,

Веселые, румяные.

Открывается игрушка,

А внутри сидит подружка.

Кто это?  (Матрешка)

Ведущий:

Дуйте в дудки, бейте в ложки

В гости к нам пришли матрешки

Ложки деревянные

Матрешечки румяные.   (В. Берестова)

Под русскую народную мелодию  (любую)

Входит   МАТРЁШКА (взрослый).  Матрешка пляшет – дети хлопают.

 Матрёшка:

К вам пришла я не одна,

Вам подружек привела.

Невеселые матрешки

Потерялись  на дорожке.

Плачут, слезы градом льют

Дом никак свой не найдут.

Что же делать?

Ведущий:

Ребята, поможем матрешкам найти свои домики?

ИГРА «Найди домики для матрешек»

На полу разложены матрешки красного и желтого цвета.  С одной стороны зала красный домик для красных матрешек, с другой – для желтых. Под музыку дети раскладывают матрешек в домики.

Матрёшка:

Я девчонка удалая, заводная, озорная

Плакать, хныкать не люблю,

Вас сейчас повеселю.

О себе я расскажу.

Вот послушайте про меня сказку.

Раньше взрослые были заняты работой, а детей нужно было чем-то забавлять, детских садов раньше не было. Игрушки делали своими руками из разного материала: что было под рукой, из того и мастерили - лепили из глины, выстругивали из дерева, выпиливали из кости, вязали из ниток и травы, делали из ткани. А из чего матрешка сделана? Правильно из дерева! Первая русская матрёшка была восьмиместной: за девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, потом девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга. Последняя, восьмая, изображала младенца. Изначально, у этой куклы не было даже названия.

Почему же, всеми любимую русскую куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Многие полагают, что это название происходит от женского имени Матрёна, очень популярного в то время в России. Матрёшка завоевала любовь и признание, как символ русского народного искусства. Существует такое поверье - если внутрь этой деревянной куклы положить записку с желанием, то оно обязательно сбудется. Матрёшка, с самого начала своего происхождения символизирует тепло и уют в доме.

 Сама идея создания такой необычной куклы заключает в себе глубокий философский смысл: чтобы найти истину, нужно дойти до сути, открыв, одну за другой, все части деревянной куклы. Другими словами, легких путей не бывает для решения разных проблем. Стоит приложить немало усилий для достижения определенного результата.Возможно, идея деревянной игрушки, состоящей из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была подана мастеру, создавшему матрёшку, содержанием русских сказок. Возьмем сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Вспомним сюжет о поисках «кощеевой смерти»: смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает.

Но все равно, когда мы слышим «матрёшка», то обязательно в голове возникает образ весёлой русской девушки в ярком народном костюме. Любовь к нашей любимой кукле будет передаваться, я думаю, из поколения в поколение. Ведь история происхождения матрешки – это история нашей культуры. (Вместе с рассказом матрешки дети смотрят презентацию).

В зал вбегают девочки в костюмах матрешек.

Матрешки: Здравствуйте друзья, к Вам спешили мы на праздник. Ведь у нас сегодня день рождения. Мы хотим Вам представленье показать и на ложках сыграть. (Дети поют частушки под русскую народную мелодию)

1. Мы матрешки, мы подружки,

Утром рано мы встаем,

Вчетвером поем частушки

И танцуем вчетвером.

2. И кроваток нам не нужно,

Потому что в час ночной

Спим мы вместе, спим мы дружно,

Спим мы все одна в другой.

3. Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрешечка.

4. Ох, уж у Матреши

Доченьки пригожи!

Доченьки пригожи,

На нее похожи!

5. Я – Матрешка – сувенир

В расписных сапожках,

Прогремела на весь мир

Русская Матрешка!

6. Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяна я:

Щеки, словно розы.

7. Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет!

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Ведущая: Ребята, а Вы знаете, что на день рождения принято дарить подарки?

Что же мы подарим нашим матрешкам?

Матрешка: Лучший для нас подарок это наш портрет.

Ведущая: Олично, сейчас мы нарисуем и распишем замечательных матрешек.

Матрешка: – Спасибо большое, ребята, за ваши подарки я приглашаю вас на чай из самовара.

Тары – бары, растабары!

 Выпьем чай из самовара!

С сухарями!  С кренделями!

 С бубликами вкусными!

 С сушками! С ватрушками! С пирогами русскими!

Все пьют чай с баранками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней, поэтому предлагаю авторсике дидактические игры по народной культуре....

Презентация "Приобщение детей младшего возраста к русской народной культуре через театрализованную деятельность".

Ни для кого не секрет, что дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам русской народной культуры. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живо...

«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через знакомство с народной игрушкой».

Игрушка- основной атрибут в игровой деятельности. К сожалению, в настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории. Это происходит потому, что прилавки магаз...

Программа самообразования «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность» на 2017-2018

Программа  самообразования«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность»...

Приобщение дошкольников к русской народной культуре через изучение традиционного народного костюма Белгородчины.

В данной статье рассматривается проблема приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры. Особое внимание уделено практической части, предложен комплекс игр и занятий, позволяющий добиться...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность....

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность»

laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность» выступление на педсовете...