Диагностика одаренности дошкольников
статья (старшая группа) по теме

Илларионова Светлана Анатольевна

Данная статья затрагивает вопрос выявления одаренности детей дошкольного возраста. Статья может быть полезна воспитателям, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_odarennosti_doshkolnikov.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

                    Диагностика одаренности дошкольников.

С. А. Илларионова,

МБДОУ Детский сад №53 г. Белово, Кемеровская обл.

Данная статья затрагивает вопрос выявления одаренности детей дошкольного возраста. Статья предназначена воспитателям, родителям.

                                                      «Можно сказать без всякого преувеличения,

                                                что решительно все практические мероприятия

                                                по охране развития ребенка, по его воспитанию

                                                и обучению… нуждаются в диагностике развития».  

                                                                                                        Л. С. Выготский.

        Проблема выявления одаренности детей дошкольного возраста волнует и ученых, и педагогов, и это не случайно: по последним статистическим данным, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены поддержки, так необходимой для развития своих талантов. В результате всего лишь 2-5%   детского поколения действительно проявляет себя как одаренные.

         Поэтому важно начинать проводить диагностику детей уже в дошкольном возрасте.  

        Диагностика  одаренности - это выявление у ребенка в детском саду необычайной внимательности (умения длительное время концентрироваться на определенном занятии и при этом не уставать), огромного любопытства, отличной памяти, прекрасно развитого воображения, умения классифицировать.

       Цель диагностики – установление наличия признаков одаренности ребенка и определение степени их выраженности.

       Задачи:

 - Раскрыть индивидуальные особенности детей в той или иной области;

- Определить степень выраженности одаренности у детей;

- Создать благоприятные условия для развития одаренных детей.

      Поскольку возможна одаренность  лишь к определенному  виду деятельности, выделяют два вида одаренности: специальную, создающую возможность успеха в определенной деятельности и общую, которая обеспечивает успешность освоения широкого круга деятельности.

      Дети значительно различаются по уровню одаренности. Особая, исключительная одаренность –  это одаренность, для выявления которой, как правило, не нужны ни тесты, ни специальные наблюдения. Эта одаренность, что называется, видна невооруженным взглядом. Такие яркие способности не даются даром: именно эти дети чаще всего относятся к группе психологического риска. У них отмечаются серьезные проблемы общения, часто повышенная эмоциональная возбудимость, гиперактивность, в некоторых случаях проявляется синдром аутизма.

     Гораздо меньше проблем с одаренными детьми, условно называемыми «высокая IQ ума». Это тоже одаренные дети, но их одаренность носит более нормальный, привычный характер. Этим детям повезло с самого начала, у них хорошая семья, много внимания и любви родителей. Именно эти дети демонстрируют такой факт: пропасти между одаренными и обычными детьми нет, а одаренность может быть в той или иной мере результатом полного и яркого развития достаточно обычных от природы возможностей.

      Указанные выше группы одаренных детей даже по внешнему виду резко отличаются друг от друга: особо одаренные дети часто меньше ростом и физически слабее своих сверстников, а дети с «высокой нормой» здоровее и выше своих сверстников.

      По виду деятельности, в которой проявляется одаренность, различают несколько ее видов: интеллектуальная, академическая, художественная, организаторская, психомоторная.

      Детей с интеллектуальной одаренностью называют «светлыми головами» и «надеждой образовательного учреждения». Можно выделить два основных подвида интеллектуальной одаренности: проявляются общие умственные способности или же незаурядные способности, в какой – либо одной области знаний. Как правило, такие дети почти всегда вступают в конфликт с педагогами, оспаривают свою правоту, иногда конфликт перерастает в принципиальное несогласие педагога с ребенком, и ребенок либо замыкается в себе, либо попадает в разряд трудновоспитуемых.

     Дети с академической одаренностью, прежде всего, блестяще учатся.

    Художественная одаренность проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности: музыке, танцах, живописи, сценической деятельности, скульптуре. Дети с этим видом одаренности не особо хорошо учатся. Для этого много причин: и пониженная мотивация к усвоению, и, собственный, иногда очень причудливый мир, в котором не всегда есть место групповым занятиям.

    Организаторская или лидерская одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию.

    Психомоторную, или спортивную, одаренность иногда связывают с пониженными умственными способностями, но это не так. Дети со спортивными способностями не всегда хорошо учатся, но это связано с недостатком времени и желания.

    Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Одаренность невозможно выявить по одному тесту, поскольку высокие или низкие значения по определенной методике не являются показателем наличия или ее отсутствия. Диагностика одаренности должна осуществляться по нескольким методикам, охватывающим все сферы ребенка. Она не должна концентрироваться на интеллектуальных тестах, поскольку высокий уровень интеллекта не всегда является признаком одаренности ребенка. Уникальность одаренного человека состоит в том, что все, что бы он ни сделал, обязательно будет отличаться от того, что может сделать другой (в том числе и не менее одаренный человек). Поэтому один из акцентов  диагностики одаренности должен быть сделан на выявлении индивидуального стиля деятельности (кодирования и переработки информации, постановки и решения проблем, познавательного отношения к миру).

    Обычно в детском саду выявляют  одаренных детей воспитатели.

   Детская одаренность выявляется в процессе наблюдения за детьми, изучения их психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления с помощью тестов, анкетирования.

    Для  проявления детской одаренности  необходимо использовать следующие формы работы:

 - конкурсы – выставки детского творчества разной тематики;

 - музыкальные шоу;

- спортивные соревнования;

- поэтические и литературные гостиные;

- викторины;

- интеллектуальные игры (КВН, «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?»);

- турниры по шашкам.

        Диагностика одаренности детей проходит в три этапа:

1 этап – групповой мониторинг детей и отбор группы детей, показавших высокие и выше среднего результаты.

2 этап – анализ результатов наблюдений воспитателей (воспитатели заполняют «Карту выявления одаренных детей») и анкетирования родителей (родители заполняют «Таблицу экс – опроса»). По оценке взрослых выявляются одаренные дети.

3 этап – индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью, анкет, тестов.

       Уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности.

1 этап предполагает открытие, констатацию одаренности ребенка, его интересов и склонностей.

       Информация поступает от родителей, воспитателей, специалистов ДОУ. На этом этапе воспитатели знакомят родителей с возрастными особенностями детей, наблюдают за детьми, анализируют индивидуальные особенности каждого ребенка, выявляют детей с ярко выраженными способностями.

          Несоответствие индивидуального статуса ребенка возрастным закономерностям развития и образовательным возможностям должно  рассматриваться как усиление внимания к ребенку с целью определения индивидуального плана развития, построения развивающей работы.

        На  2 этапе -  с помощью экспертных оценок педагогов и родителей можно получить дополнительную информацию об индивидуальной одаренности ребенка, а также выявить детей, высокий уровень способностей которых по каким – либо причинам не был раскрыт.

          На 3 этапе диагностики происходит уточнение выявленных способностей ребенка. На этом этапе воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других специалистов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка.  

        Для уточнения способностей детей  используется пакет  методик  с целью определения уровня личностного развития ребенка в рамках четырех основных направлений дошкольного образования: социально – личностного, познавательно – речевого, художественно – эстетического, психофизического.

       Диагностические задания следует проводить в игровой форме в тот промежуток времени, когда ребенок продуктивно активен и занимается с желанием. Поскольку тестирование требует большой самоотдачи, диагностическое обследование следует проводить не спеша, постепенно предлагая не более 1 – 2 заданий за один промежуток времени (для детей 5 – 6 лет до 20 минут, для детей 6-7 лет не более 30 минут).

        Далее обобщается вся информация о ребенке,  разрабатывается индивидуальная программа развития одаренного ребенка.

       Для определения уровня развития способностей у детей возможно использование следующих методик:

      Опросник для выявления (экспертной оценки) одаренных детей А. А. Лосевой. Данный опросник может быть использован для оценки одаренности дошкольников педагогами, родителями. Опросник включает    характеристики 10 сфер, где ребенок может проявить  способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. Экспертам предлагается оценить по четырехбальной системе характеристики указанных сфер проявления одаренности. Если какая- то характеристика присуща дошкольнику в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого.

        Опросник креативности Дж. Рензулли, в адаптации Е. Е. Туник (для детей от 5 лет), состоящий из списков характеристик творческого мышления и поведения, разработанные специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. С работой можно быстро справиться (за 10 -20 минут) и произвести подсчеты. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений педагога, родителей за социальными взаимодействиями ребенка в окружающей среде (во время игры, на занятии, во время какой – либо иной деятельности). По результатам обследования выявляется уровень креативности.

           Для оценки специальных способностей дошкольников педагогам целесообразно предлагать экспертные карты, содержащие компоненты специальных способностей: музыкальных, математических, художественных и др.

    Методика оценки общей одаренности, разработанная А. И. Савенковым.

Методика адресована родителям (может использоваться педагогами). Ее задача – оценка общей одаренности ребенка. Методика должна рассматриваться  как дополнительная к комплекту методик для специалистов.

      В инструкции к методике родителям предлагается оценить по пятибалльной шкале уровень сформированности девяти характеристик, наблюдаемых у одаренных детей: любознательность (познавательная потребность), сверхчувствительность к проблемам, способность к прогнозированию, словарный запас, способность к оценке, изобретательность, способность рассуждать и мыслить логически, настойчивость (целеустремленность), требовательность к результатам собственной деятельности. По результатам оценки строится девятиугольник. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую работу с дошкольником.

   Методика «Карта одаренности», разработанная А. И. Савенковым. Методика предназначена для родителей, и позволяет оценить степень развития у ребенка от 5 до 10 лет следующих видов одаренности: интеллектуальной, творческой, академической, художественно – изобразительной, музыкальной, литературной, артистической, технической, лидерской, спортивной.

    Выбор методик определяется возрастным контингентом обследуемых детей, выявляемыми видами и компонентами одаренности, поставленными диагностическими задачами, уровнем подготовленности педагогов к работе с данными методиками.

    Итак, одаренность ребенка может реализоваться  в зависимости от взрослых, умеющих вовремя ее распознать и направить в нужное русло.

                                      Список литературы

1. Дементьева Л. А. Диагностика детской одаренности: методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми. Курган, 2009.

2. Одаренные дети / Под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. М., 1991.

3. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. М., 2000.

4. Хеллер К. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Современные концепции одаренности и творчества / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997.

                                   

       

         

     

       

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика одаренности детей

Проблемы выявления одаренности детей-дошкольников...

Диагностика и развитие интеллектуальной одаренности дошкольников

Проблема определения одаренности, ее выявление, развитие и сопровождение интересовала людей еще много столетий назад. …Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили сво...

Методики диагностики одаренности дошкольников

Методики диагностики одаренности дошкольников...

Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,посредством развивающих математических игр и упражнений»(из опыта работы)

Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет, посредством развивающих математических  игр и упражнений&raqu...