Занятие "Что такое этикет".
материал на тему

 Формирование представления детей о правилах культурного поведения и общения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Занятие "Что такое этикет".59 КБ

Предварительный просмотр:

Вводное занятие «Что такое этикет».

Цель:  формировать представление детей о правилах культурного поведения и общения

Задачи:   воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; познакомить воспитанников с понятиями «этикет»; формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений.

Оборудование: цветные карандаши.

Методическое обеспечение: таблица «Признаки воспитанного человека».

Организационный момент

Начинаем мы учиться

Нам лениться, не годиться,

Будем мы внимательны

На любом занятии.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Мотивационно-ориентировочный этап

Что такое здравствуй?

Лучшее из слов.

Потому что «здравствуй»

Значит «Будь здоров!».

Правило запомни,

Знаешь – повтори,

Старшим это слово

Первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра.

Значит, слово «здравствуй»

Говорить пора.

Воспитатель: Сегодня мы начинаем цикл занятий по теме «Секреты воспитания». Мы будем изучать этикет. В этой науке много всяких премудростей. Мы будем учиться вести себя в театре, в кино, в музее, в кафе. Научимся не ссориться с друзьями, делать приятное своим родным и близким людям, научимся беречь свое время. Когда мы изучим все эти премудрости, поймем и запомним их, нас можно будет назвать счастливыми людьми. Ведь не только детям, но и очень многим взрослым хочется, чтобы все их друзья, соседи и даже вовсе незнакомые прохожие всегда бы относились к ним внимательно, по-доброму, всегда бы любили и уважали их. Чтобы никто не делал им замечаний. Весь секрет в том, что к воспитанному, доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть добрые и верные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.

Основная часть

Воспитатель: Какими  качествами должен обладать человек, чтобы его считали воспитанным?

По ответам детей составляется таблица.

Признаки воспитанного человека.

        Честный        Добрый

                

Я

Культурный                          

                        Вежливый


                               Опрятный                                                   Уважает людей                                    

Воспитатель: А сейчас я раздам вам эту таблицу,  и вы подведите стрелочки от буквы «Я» к тем качествам, которые вы считаете, что у вас они есть. А вместо буквы «Я» нарисуйте свой портрет.

Воспитатель: Воспитанность – это умение щадить, беречь и уважать окружающих и соблюдать нормы поведения. Воспитанный человек всегда соблюдает нормы этикета. Этикет – это правила поведения в обществе.

Сейчас я прочитаю отрывок из книги Г.П. Шилаевой и О.М. Журавлевой «Новые правила поведения для воспитанных детей». А вы должны назвать норму этикета, которую нарушают ребята.

1)  Игрушек много у меня,-

     Я их не убираю,

     Хотя они уже два дня

     Всем проходить мешают!

     И что же вышло? – Сам упал,

     И было очень больно!

     С тех пор я убираться стал –

     И все теперь довольны.

+ Всегда следи за порядком в своей комнате.

2)     Я уже совсем большой –

        Сам решил одеться.

        Но когда я подошел

        В зеркало смотреться,

        То увидел, что не так

        Мама одевала.

        На руке один башмак,

        А перчаток мало.

        Сколько ног имею? Две!

        А носок всего один!

        И штаны на голове –

        Вот какой у мамы сын!

        Чтоб не стали все смеяться,

        Лучше все скорей сниму!!!

        Но пора уж научиться

        Одеваться самому.

+ Учись правильно одеваться.

3)    Знать обязаны детишки,

       Что не надо портить книжки:

       В них не стоит рисовать

       И листочки вырывать!

       Все странички в них важны,

       Книжки вы беречь должны.

       А закончили читать –

       Книжку надо в шкаф убрать.

       Книжек много есть вокруг,

       Каждая – прекрасный друг!

+ Никогда не порти книги.

4)    На себя не проливай

       Суп горячий или чай.

       Осторожней будь, когда

       Горяча твоя еда.

       Ешь спокойно, не вертись,

       Над тарелкой не крутись.

+ Сиди за столом спокойно.

Воспитатель: Вы  должны помнить о том, что с воспитанными людьми всегда приятно иметь дело.

Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнём.

Физкультминутка.

Это лёгкая забава -
Повороты влево-вправо. 
Нам известно всем давно -
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.) 
Приседаем быстро, ловко. 
Здесь видна уже сноровка. 
Чтобы мышцы развивать, 
Надо много приседать. (Приседания.) 
А теперь ходьба на месте, 
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Воспитатель: А если человек не воспитан? Сейчас я прочитаю вам сказку  Т. А. Шорыгиной «Федя и волшебный ключик». В тексте будут звучать вопросы, на которые вы должны дать ответы.

Федя и волшебный ключик.

   Утром Федя как обычно капризничал и ворчал: «Чай пить не буду! Он совсем остыл и к тому же не сладкий!»

– Не надоело тебе ворчать? – вздохнула мама. – Одевайся поскорее, а то я опоздаю на работу, а ты – в детский сад.

– Не пойду я сегодня в детский сад! – угрюмо сказал Федя.

   Мальчик не хотел говорить маме, что вчера поссорился с Колей.

– Но почему? Может быть, ты заболел? – встревожилась мама.

– Ничего я не заболел, просто неохота мне в детский сад идти. Вот и все.

– Может, кто-то тебя там обидел?

– Да никто меня не обижал, - хмуро бросил Федя.

– Тогда хватит капризничать, поскорей надевай куртку, шапку, завязывай шарф и побежали!

   Делать нечего! Пришлось Феде послушаться маму, одеться и идти в детский сад.

  • Почему Федя не хотел идти в детский сад?

   Не успел Федя повесить куртку в шкафчик, как к нему подлетела Верочка. Тряхнув короткой кудрявой челкой, она затараторила:

– Доброе утро, Федя! Надеюсь, ты не забыл, что мы с тобой сегодня дежурные! Быстрей переобувайся и пошли помогать Зинаиде Ивановне столики для завтрака накрывать.

– Не забыл, не забыл, - хмуро ответил Федя, даже не поздоровавшись с Верочкой. – Какая болтливая, вертлявая девчонка, - подумал он, когда Верочка танцующей походкой убежала в игровую комнату, и нехотя пошел следом за ней.

  • Как вы думаете, легко ли общаться и дружить с Федей? Почему?

   Нельзя сказать, что Федя был ленивым мальчиком, но дежурить ему не хотелось. Особенно портило настроение то, что пока он дежурит, другие ребята весело играют в разные увлекательные игры.

   Войдя в игровую комнату, Федя сразу заметил, что там появились новые игрушки: большой подъемный кран, микроавтобус, грузовик и красный бульдозер.

   Ребята уже играли с ними: все вместе строили высокий дом из разноцветных кубиков.

   Федя подошел поближе.

– Федя! – послышался голос Зинаиды Ивановны. – Давай поздороваемся.

  • Всегда ли вы, заходя в помещение, здороваетесь с теми, кто там находится?

– Здравствуйте, Зинаида Ивановна! Здравствуйте, ребята! – выдавил из себя Федя.

  • Можно ли назвать Федю вежливым и доброжелательным?

 – Здравствуй, Федя! – весело отозвалась Зинаида Ивановна. – Помоги-ка нам стол накрыть, скоро завтракать сядем.

   Феде очень хотелось поиграть с новыми игрушками, но спорить с Зинаидой Ивановной он не стал.

   После завтрака ребята с воспитательницей пошли на прогулку. Дима спросил:

– Будем  снежную крепость строить?

– Будем, - согласились ребята.

   Федя строил крепость вместе со всеми, катал большие снежные комья.

Крепость вышла на славу: прочная, высокая, с башнями и маленьким оконцем.

– Я буду командиром крепости! – крикнул Федя.

– Почему ты? – удивился Коля.

– Потому что я самый большой ком прикатил! Да и папа у меня военный. Я все команды знаю! – гордо ответил Федя.

   Ребята немного посовещались, и Коля сказал:

– Командиром крепости будет Дима!

– Да! Да! Дима! – хором подтвердили ребята.

– Это еще почему? – удивился Федя.

– Дима справедливый и добрый, - ответил Коля.

   А Денис добавил:

– Дима никогда не ворчит, никого не обзывает, все поровну делит.

  • А кого выбрали бы вы – Федю или Диму? Почему?

 – Тогда я вообще с вами играть не буду! – обиделся Федя и отошел в сторону.

   Вечером он вернулся из детского сада грустным. Как-то не складывались у Феди отношения с ребятами, а почему – мальчик не понимал.

  • А вы знаете, почему?

   В субботу папа взял Федю в гараж. Папа стал чинить машину, а сына попросил навести порядок в коробке с винтиками, гайками и разными мелкими деталями. Федя начал разбирать коробку и вдруг заметил в ней что-то яркое и блестящее. Он пригляделся и вытащил маленький ключик.

– Папа, смотри, что я нашел! Золотой ключик! От чего этот ключик, ты не знаешь?

   Папа взял ключик, повертел его в руках и пожал плечами:

– Не знаю, сынок! Я этого ключика раньше не видел.

   Федя полюбовался ключиком и положил его в карман джинсов. Мальчик даже не догадывался, что золотой ключик был волшебным!

   Когда в понедельник Федя пришел в детский сад, то первым, кого он встретил, был Коля. Федя хотел незаметно проскочить мимо, не поздоровавшись с Колей, но вдруг его губы сложились в приветливую улыбку, и он весело сказал:

– Доброе утро, Коля! Я рад тебя видеть!

– Доброе утро, «дядя» Федор, - пошутил Коля.

 Но Федя совсем не обиделся.

   На прогулке Федя предложил поиграть в поезд. Он поставил несколько санок друг за другом, связал их, усадил в санки девочек и сказал:

– Санки – это вагоны, вы будете пассажирами, а я – электровозом.

Федя загудел, изображая электровоз, и повез «вагоны» по заснеженной тропинке. Девочкам игра понравилась!

– Здесь остановка, - сказал Федя возле ледяной горки. – Немного покатаемся с горки, потом поезд снова отправится в путь.

   Федя придумывал новые и новые игры, и ребята всю прогулку не отходили от него.

  • Почему ребята во время прогулки не отходили от Феди?

 – Зинаида Ивановна, - вежливо обратился Федя к воспитательнице, - можно я помогу Вам: проверю, все ли совочки, лопаты, ведерки мы собрали. А то занесет их снегом, потом и не найдешь!

 – Ну, помоги, Федюня! – удивленно и ласково сказала Зинаида Ивановна.

   Честно говоря, Федя и сам себя не узнавал: ему хотелось всем помогать, говорить хорошие слова. Мальчик ни с кем не поссорился, как бывало раньше.

   Федя, конечно, не догадывался, что ему помогает волшебный ключик!

Скоро у Феди появилось множество друзей, а его лучшим другом стал Дима.

   Весной Федя переоделся в шорты, а волшебный ключик так и остался в кармашке его старых джинсов. Но Федя и без ключика  оставался доброжелательным, вежливым и веселым. Никто уже и не помнил, каким ворчливым и обидчивым он был.

Вот такая история! Хотите, верьте, хотите, нет!

Рефлексия

Что вам понравилось на занятии?

 Какие новые понятия вы сегодня узнали?

 Хорошо ли быть воспитанным человеком? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Что такое этикет?"

Данный материал познакомит родителей и детей с термином "этикет", с историей этикета и его видами. ...

что такое этикет?

презентация поможет детям уяснить некоторые правила поведения и узнать что такое этикет....

занятие ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ

Материал будет полезен для педагогов, работающих с дошкольниками....

Презентация по теме: "Что такое этикет?"

Презентация для детей на тему: "Что такое этикет?"Цель: Сформировать представления детей об этикете....

Что такое этикет?

Как в гостях себя вести?Как цветы преподнести?Как подарок подарить?Как веселым в праздник быть?......

«Что такое этикет?» (подготовительная группа)

Открытое  НОД для детей подготовительной группы...

"Что такое этикет знать должны мы с детских лет"

тематическое планирование по теме "Столовый этикет"...