"Что такое этикет знать должны мы с детских лет"
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Стародубова Галина

тематическое планирование по теме "Столовый этикет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_stolovyy_etiket.docx56.81 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (20-24 октября 2014г.)

Старшая группа «Антошка»

Тема: «Что такое этикет знать должны мы с детских лет».

Цель:

Формирование этикетного поведения у детей старшего  дошкольного возраста.

Создание единых требований в соблюдении правил столового этикета и культуры поведения в семье и в детском саду.

Воспитание хороших манер у детей, как часть общей культуры личности.

Задачи:

Познакомить с правилами культуры еды; вариантами сервировки стола.

Развивать эстетические чувства и желание всё делать красиво (сервировать стол, красиво есть)

Закреплять знания о столовых приборах, развивать умение правильно ими пользоваться.

Усвоение правил и норм поведения в гостях.

Воспитывать аккуратность.

 

Итоговое мероприятие: «Вечер сладкого чая»                              Дата проведения –   31 октября 2014 г.

Распорядок дня

Групповая,

Подгрупповая

Индивидуальная

ОДРМ

СДД

Сотрудничество с семьями и социумом

1

2

3

4

5

6

7

Понедельник,   27        октября 2014

Утро: игры, дежурство, инд. работа, поручения, утр. гимнастика, КГН,

Завтрак, игры.

Утренняя гимнастика «Мы дружные ребята» (Д.д)

Дежурство по столовой – алгоритм сервировки стола к завтраку (Т.д.)

М\п и с мячом «Назови правильно» (Д.д)

Беседа «Как правильно сидеть за столом во время еды?» - Егор, Никита, Федор. (К.д)

Беседа «Что такое этикет? Это можно, это нет...»

 (понятие этикет, общие правила этикета). (К.д)

Знакомство со схемами: «Накрываем праздничный стол», «Сервировка стола к завтраку, обеду и ужину», «Чайный стол».

Знакомство с темой недели.

Обратить внимание родителей на культуру поведения за столом и культуру еды у своих детей. Задуматься над вопросами:

Как ест ваш ребенок?

Каково его поведение за столом?

Умеет ли он пользоваться ножом и вилкой, полотняной и бумажной салфетками?

Знает ли он, что люди оценивают его по манере еды?

Образовательная деятельность

1.Познание: формирование целостной картины мира.

2.ИЗОдеят-ть.

ФЦКМ    «Что такое этикет знать должны мы с детских лет».

Цель: Знакомство детей с навыками культурного поведения за столом,  важностью соблюдения правил столового этикета.

Задачи:

Познакомить детей со столовой посудой, ее применением. Увидеть в ней необходимость, удобство, а так же красоту и легкость посуды.

Продолжить учить детей этикету за столом.

Закрепить правила поведения за столом.

Формировать элементарные представления о хороших и плохих поступках; умение правильно оценивать себя и других.

Закреплять  правила поведения в общественных местах.

Игровая: 

Игра «Что чем едят»

Двигательная: физминутка «Точим нож»

Продуктивная:

Трудовая: Сервировка стола.

Коммуникативная: Загадки

Беседа «Что такое этикет»

Игра «Преобразование слов»

Познавательно – исследовательская:

 Игра «Что к чему?»

Х/творческая:

Чтение х/л: стих. «Что такое этикет»

Игры, подготовка к прогулке.

Подвижная игра «Раз, два, три, свою группу собери!» (Д.д)

Труд в центре природы  (Т.д.)

Инд. словесная игра «Преобразуй слова» (суп – супница…) – Данила, Соня, Полина. (К.д)

 

Опыт:

Салфетка бумажная и тканевая – свойства.  (П/и.д)

Этюд-драматизация «Федорино горе» Уточнить правила обращения с посудой. Воспитывать привычку к чистоте. (М/х.д)

Предложить детям выносной материал – посуду, для сюжетной игры «Гости»

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном

Чтение детям: Чтение С.А.Насонкина «Уроки этикета» глава «Ура! Гости!» Учить детей анализировать произведение, отвечать на вопросы.

 (Х.л.)

Инд. Закрепление: алгоритм сервировки стола к обеду. – Саша, Ваня, Никита.

Самостоятельная деятельность детей в различных центрах активности.

Вечер

Гимнастика пробуждения «Мы проснулись, улыбнулись…» (Д.д)

«Знакомство с ножом» Познакомить детей со столовым ножом. Учить безопасным приемам пользования им. Воспитывать самостоятельность. (К.д)

Просмотр презентации 

«Способы сервировки стола»

С/ролевая игра «Кукольное застолье» (И.д)

Прогулка.

Наблюдение за состоянием погоды, п/и «Жмурки», самостоятельная активная деят-ть.

Распорядок дня

Групповая,

Подгрупповая

Индивидуальная

ОДРМ

СДД

Сотрудничество с семьями и социумом

1

2

3

4

5

6

7

Вторник,     28      октября 2014

Утро: игры, дежурство, инд. работа, поручения, утр. гимнастика, КГН,

Завтрак, игры.

Утренняя гимнастика «Мы дружные ребята» (Д.д)

Пальчиковая гимнастика «Точим нож»  (К.д)

Игра м/п с мячом «Назови предмет посуды» (Д.д)

Дидактическая игра «Найди пару»   (посуда) (И.д)

Труд. поручение: Протереть пыль в игровом уголке  Савелий, Варя (Тд).

Беседа «Как принимали гостей в старину» (К.д)

Рисование по теме «Салфетка» 

Предложить краски, восковые мелки, карандаши, штампы для печати. (Х.т)

Консультации для родителей на тему «Детям о правилах семейного этикета»

Оформление выставки необходимой литературы для родителей по ознакомлению детей с этикетом.

Образовательная деятельность

1.Развитие речи

2.ИЗОдеят-ть.

Развитие речи

Тема: «Федорино горе»

Задачи:

Расширять знания по теме посуда.

Продолжать учить классифицировать посуду (чайная, столовая, кухонная).

Учить перечислять части предмета.

Упражнять в употреблении существительных ед.ч., в Род.п.

Закреплять умение образования прилагательных от существительных.

Развивать  память, внимание, мелкую моторику рук, координацию речи с движением.

Развивать  память, внимание, мелкую моторику рук, координацию речи с движением.

Прививать любовь к доброте, чистоте и порядку

Физкультура на улице

Игровая: д/игра «Исправь меня»

Двигательная: физминутка «Я чайник-ворчун»,

Пальч. Гимн. «Вот помощники мои»

Продуктивная: аппликация «Чайник»

Трудовая: подготовка к НОД

Коммуникативная: игра «Скажи наоборот»

Загадки, «Вспомни, что сбежало», «Преобразуй слова».

Познавательно – исследовательская:

«Что на полочке стоит?», «Чего не стало?»

Х/творческая: «Собери чайник из осколков» (разрезные картинки)

Чтение х/л: отрывки из «Федорино горе»

Игры, подготовка к прогулке.

Наблюдение за играми детей во дворе. (П/и.д)

Труд: Подкормка птиц на участке, расчистка кормушек. (Т.д.)

П/и – эстафета «Кто быстрее» (Д.д)

Инд.работа по ФИЗО – упражнения в равновесии (Полина, Коля) (Д.д)

Словесная игра «Доскажи словечко» (К.д)

Учимся красиво складывать салфетку. (Х.т)

Разрезные картинки «Тарелки» (И.д)

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном

Чтение детям Братья Гримм «Горшок каши», (Х.л.)

Навыки сервировки стола к обеду.

(Т.д.) Никита, Саша.

Самостоятельная деятельность детей в различных центрах активности.

Вечер

Гимнастика пробуждения «Мы проснулись, улыбнулись…» (Д.д)

Трудовое поручение – помочь мл. воспитателю накрывать стол к ужину (Т.д.)

С/р игра «Принимаем гостей»

Дать элементарное представление по сервировке стола.  Учить детей общаться между собой, распределять роли.   (К.д, И.д)

Прогулка.

Наблюдение за ветром, движением воздуха. П/и «Мышеловка», самостоятельная активная деят-ть.

Распорядок дня

Групповая,

Подгрупповая

Индивидуальная

ОД в режимных моментах

СД детей в ходе режимных моментов

Сотрудничество с семьями и социумом

1

2

3

4

5

6

7

Среда,  29      октября 2014

Утро: игры, дежурство,индивид.  Работа,поручения, утр. гимнастика, КГН,

Завтрак, игры.

Утренняя гимнастика «Мы дружные ребята»  (Д.д)

Беседа «Чем и как едят?» (К.д)

М/п игра «Жмурки в кругу»  (Д.д)

Уход за растениями (Т.д.)

Дежурство по столовой. (Т.д.)

Этюд на развитие дикции «Дали Кларе кашу с простоквашей» – Дарина,  (К.д)

Д/и «Накроем стол» Расширять знания о сервировке стола и столовых приборах (И.д)

Творческая мастерская. Предложить пластилин для лепки столовых приборов, вазы с цветами. (Х.т)

Консультация «Вас пригласили в гости»

Буклет: «Столовый этикет для детей»

Образовательная деятельность

1.ФЭМП  

2.Лепка/аппликация

3.Физкультура

ФЭМП №7 «В гости к Мухе - Цокотухе»

Задачи:

формировать умение сравнивать числа 6 и 7, получать равенство из неравенства (неравенство из равенства);

закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте, раскладывать их в ряд в порядке убывания (возрастания);

упражнять в счете на слух, учить устанавливать связи между количеством звуков и количеством зрительно воспринимаемых предметов, при отсчете запоминать число, брать предметы по одному; развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать, доказывать. 

Аппликация  

Тема: «Федора в гостях у ребят»

Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с выполнением  аппликации способом обрыва бумаги; формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности, закреплять знания о цветах; учить работать в парах, согласовывать действия друг с другом; активизировать употребление прилагательных, глаголов; продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; закрепить названия: блюдце, чашка, ручка чашки.

Развивающие задачи: Закреплять навыки коммуникативного поведения; упражнять в работе с трафаретами, развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к деятельности, желание работать в коллективе, художественный вкус.

Лепка  Тема «Чайная пара»

Задачи:

Образовательные задачи:

 Продолжать учить детей лепить посуду.

Закреплять приёмы лепки.

Учить видеть и понимать разницу в передаче формы и строения блюдца, чашки (блюдце круглое, мелкое; чашка высокая и глубокая).

Развивающие задачи: Закреплять навыки коммуникативного поведения; упражнять в работе с трафаретами, развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к деятельности, желание работать в коллективе, самостоятельность, умение отражать свои впечатления в работе, художественный вкус.

Игровая:

Двигательная: Физминутка «Пляшут муха с комаром»

Продуктивная:

Трудовая: подготовка к НОД

Коммуникативная: загадки

Познавательно – исследовательская:

«Найди самый высокий – низкий самовар», «Найди самую длинную – короткую скамеечку»

«Посчитай гостей»

«Положи столько, сколько услышал звуков»

Х/творческая: раскраски по теме.

Чтение х/л: отрывок из «Муха-Цокотуха»

Игровая: игра «Магазин посуды»

Двигательная: физминутка

Продуктивная: аппликация

Трудовая: подготовка к НОД

Коммуникативная: игра «Магазин посуды»

Познавательно – исследовательская: «Чего не хватает?»

Х/творческая: украшение чашки

Чтение х/л: отрывки из «Федорино горе»

Игровая: орг. момент

Двигательная: физминутка

Продуктивная: выставка чайных пар

Трудовая: подготовка к НОД

Коммуникативная: описание посуды

Познавательно – исследовательская: какой бывает чайная посуда?

Х/творческая: лепка чайной пары

Чтение х/л: стих. «У Наташи день рожденья…»

Игры, подготовка к прогулке, прогулка.

Очищение кормушек от снега (Т.д.)

П/и «Чья команда быстрее соберется». (Д.д)

Развитие движений.

Цель: упражнения на равновесие  (Д.д)

Беседа «Как нужно вести себя за столом?»

Детская мастерская:

Оформление правил

«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ». (Х.т)

При наличии снега – лепка посуды.

 (Х.т)

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном

Чтение детям: М.А. Потоцкая  «Острое поросячье заболевание» (Х.л.)

Трудовое поручение

«Накроем стол к обеду». (Т.д)

Интеллектуальная игра «Танграм»

 (предложить схемы по теме). (И.д)

Вечер

Гимнастика пробуждения. «Мы проснулись, улыбнулись…» (Д.д)

Просмотр презентации «Традиции сибирского гостеприимства» (К.д)

Учимся красиво складывать салфетку. (Х.т)

Вероника, Юстина, Миля.

Творческая мастерская:

Предложить алгоритмы лепки посуды, пластилин, соленое тесто. (Х.т)

Прогулка.

Наблюдение за вечерним небом, п/и«Прятки» (ДД), самостоятельная активная деят-ть.

Распорядок дня

Групповая,

Подгрупповая

Индивидуальная

ОДРМ

Самостоятельная деятельность детей в ходе режимных моментов

Сотрудничество с семьями и социумом

1

2

3

4

5

6

7

Четверг,       30        октября 2014

Утро: игры, дежурство,индивид.  Работа, поручения, утр, гимнастика, КГН,

Завтрак, игры.

Утренняя гимнастика

«Мы дружные ребята»  (Д.д)

Загадки, пословицы, поговорки по теме. (К.д)

Протереть полки в центре природы. (Т.д.)

М/п игра «Замри!» (Д.д)

Дидактическая игра «Юные повара» Познакомить детей с праздничными блюдами, составлением праздничного меню. (К.д)

Беседа – размышление  «Моя помощница — салфетка»

Познакомить детей с различными видами салфеток. К.д)

Раскрашивание восковыми мелками «Столовая посуда».

Цель: развитие моторики рук. (Х.т)

Буклет: «Столовый этикет для детей»

Предложить подготовить с детьми проект -  презентацию на тему «Как вилка на Руси появилась»

Образовательная деятельность

1.Обучение грамоте

                                   2.Рисование                            3.Музыка

Обучение грамоте №8 "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Программное содержание.

Закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова.

Учить детей производить звуковой анализ слова мак.

Закреплять у детей умение называть слова с определенным, заданным воспитателем звуком.

Игровая: ситуация «Письмо от деда Грамотея», игра «Магазин».

«В поисках отгадки»

Двигательная: физминутка «Буратино»

Продуктивная: штриховка

Трудовая: подготовка к НОД

Коммуникативная: загадки, «Доскажи словечко», «Подбери слово»

Познавательно – исследовательская:

Разбор слова МАК, деление слов на слоги

Х/творческая:

Чтение х/л: рассказ «Подружки»

Игры, подготовка к прогулке, прогулка.

Наблюдение за снегом, снежинками. (П/и.д)

Убрать крупные ветки. (Т.д.)

Спортивные соревнования «Эстафета с флажком» (Д.д)

Игра-упражнение «Великаны и лилипуты» (Егор, Никита, Полина) (Д.д)

Игра – этюд «Птичья столовая» (по стихотворению) (К.д)

Экскурсия в мини – музей ДОУ «Русская изба».

Цель:Познакомить наглядно со старинной утварью и назначением старинной посуды. (К.д)

Инд. поручения: подкормить птиц на прогулке. (Т.д.)

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном

Чтение: Д. Хармс «Самовар Иван Иваныч». (Х.л.)

Инд. игра «Найди и назови»  (К.д)

Деятельность в центре дидактических игр: «мозаика», «пазлы», «лото». (И.д)

Вечер

Гимнастика пробуждения. «Мы проснулись, улыбнулись…» (Д.д)

Трудовое поручение – помочь мл. в-лю накрыть стол к ужину. (Т.д.)

Решение ситуаций «Поросенок за столом», «Лиса и журавль». (К.д)

Прогулка.

Наблюдение за ветром, п/и «Убегай - догоняй». (ДД), самостоятельная активная деят-ть.

Распорядок дня

Групповая,

Подгрупповая

Индивидуальная

ОДРМ

Самостоятельная деятельность детей в ходе режимных моментов

Сотрудничество с семьями и социумом

1

2

3

4

5

6

7

      Пятница 31октября

Утро: игры, дежурство, индивид.  работа, поручения, утр. гимнастика, КГН,

Завтрак, игры.

Беседа «Культура еды» (К.д)

Утр. гимн «Мы дружные ребята».  (Д.д)

Д.и «Загадки и отгадки». (Кд)

Полить растения в группе. (Т.д.)

Упражнение

«Бульки»

Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.

«Бабушкин сундучок» Познакомить детей со старинными столовыми приборами и посудой.

 Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток по теме «Столовый этикет»

Сочинение сказки «Жила-была чашечка»

Организовать для детей чайный стол со сладостями.

Приобрести красивые салфетки.

Образовательная деятельность

1.Физкультура            

2.Конструирование/Позн.иссл.д-ть

Конструирование  (Салфетки, одноразовая тарелка, яичная скорлупа)

Тема:  «Секреты Мастера Декупажа»

Цель: Формирование элементарных представлений об истории человечества через знакомство  с произведениями прикладного творчества (декупаж, декор).

Задачи:

Продолжать учить детей правильно держать ножницы, резать по контуру и прямой линии; формировать умение отделять используемый в работе красочный слой  салфетки;

украшать тарелочку вырезанными мотивами, красиво располагая их на тарелочке;

оформлять тарелочку фрагментами яичной скорлупы;

развивать творческие способности, воображение, фантазию;

воспитывать отзывчивость, доброту, бережное отношение к посуде.

формировать умение ориентироваться на плоскости (тарелочке).

Расширять представления детей о профессиях (художник - декоратор).

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ Д-ТЬ

Тема: «Приключения ложек – деревянной и металлической»

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах дерева и металла через организацию совместной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

 1. Расширять и закреплять знания детей о предметах, сделанных из разных материалов.

 2. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, мягкий-твердый, тяжелый-легкий, металл нагревается, дерево горит.

 3.  Учить сравнивать предметы по характерным признакам.

 4.  Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем.

 5.  Закрепить правила обращения с горячими предметами.

Игровая: ситуация «Катина беда»

Двигательная: пальч.гимн: «Вот помощники мои», физминутка «Мы устали».

Продуктивная: украшение тарелки в технике декупаж.

Трудовая: подготовка и уборка рабочих мест

Коммуникативная: беседа «Что такое декупаж», «Доскажи словечко»

Познавательно – исследовательская: рассматривание и сравнение тарелочек,

Х/творческая: декупаж тарелки

Чтение х/л:

Игровая: Дидактическая игра «Из чего сделано», "Чудесный мешочек"

Двигательная: физминутка «Мы поедем в магазин…»

Продуктивная:

Трудовая: подготовка к НОД

Коммуникативная: загадки,

Познавательно – исследовательская: «Узнай, что в коробке», сравнение дерева и металла. Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл». Опыт «Тонет-плывет», опыт с магнитом. Опыт «Холодная – горячая».

Х/творческая:

Чтение х/л:

Игры, подготовка к прогулке.

Наблюдение за движением солнца. (П/и.д)

Вымести под навесом. (Т.д.)

Подвижная игра «Ловишка с мячом». (Д.д)

Сбор семян и плодов для «птичьей столовой». (Т.д.)

Бег змейкой – Саша, Никита, Света, Миша.

Д/и «Какая это посуда».

Определить из чего сделана посуда и отметить  её предназначение.

(К.д)

Рассказ воспитателя «Как правильно есть печенье».

Предложить детям навести порядок в игровом центре «Наш маленький дом».

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном

Презентация детско – родительского проекта:  «Как вилка появилась на Руси» (К.д)

Д\у «Четвертый лишний» (К.д) (Савелий, Саша, Ваня)

Вечер

«Вечер сладкого чая»

Расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для чаепития, закрепить знания о  предметах, необходимых для чайного стола, воспитывать внимательность, заботливость, расширять словарный запас.

Хозяйственно – бытовой труд:

самостоятельная уборка посуды после чаепития.

Прогулка.

Наблюдение за долготой дня, п/и «Кого назвали, тот ловит мяч» (Д.д), самостоятельная активная деят-ть.

Итоговое мероприятие: «Вечер сладкого чая»

Расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для чаепития, закрепить знания о  предметах, необходимых для чайного стола, воспитывать внимательность, заботливость, расширять словарный запас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Правила движения дети знать должны"

НОД по ПДД для детей старшей группы...

Знают люди с детских лет, «Что такое – этикет»!

Этикет – это волшебные правила, которые помогут тебе стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком. Зная эти правила, ты сможешь более легко и просто общаться со своими друзьями, родителями, бли...

«Правила движения знать должны все без исключения!» Мероприятие с участием родителей на автодроме детского сада по правилам дорожного движения.

«Правила движения знать должны все без исключения!» Мероприятие с участием родителей на автодроме детского сада по правилам дорожного движения. В празднике участвуют 2 команды: дети и родите...

Знают люди с детских лет, «Что такое – этикет»…

  А знаешь ли ты — что это такое? Правила этикета для детей – это волшебные правила, которые помогут тебе стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком. Зная эти правила,...

Сценарий образовательной деятельности в средней группе: «Знает каждый с детских лет, что такое этикет»

Цель:Формирование навыков культурного, этически грамотного поведения.Задачи:Познакомить с вариантами приветствия, сформировать навыки вежливости.Расширить представления о правилах поведения за столом,...

«Что такое этикет – знать должны мы с детских лет».

Статья "Что такое этикет - знать должны мы с малых лет"....

Проект на тему «Этикет с детских лет. Что такое этикет?» в подготовительной к школе группе

Проект  на тему «Этикет с детских лет. Что такое этикет?» в подготовительной к школе группе...