Программа личностного развития детей старшего дошкольного возраста в игре "Дружные ребята".
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему
Программа направлена на развитие произвольности общения и создания условий для развития у детей отношений личностного типа.Способствует проявлению творческого самовыражения у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzhnye_rebyata.docx | 52.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 83
Программа
личностного развития детей старшего дошкольного возраста в игре «Дружные ребята».
Катанаева К.В.
Хабаровск, 2018
«Программа личностного развития детей старшего дошкольного возраста в игре «Дружные ребята»».
Количество занятий: 11 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Цель:
- Развитие произвольности общения.
- Создание условий для развития у детей отношений личностного типа.
- Способствовать проявлению творческого самовыражения у детей.
Задачи:
- Способствовать формированию «личностной установки», осуществляющей регуляцию поведения детей.
- Формировать у детей ценностное отношение к нравственной стороне поступков.
Психологический результат:
- Благоприятный психологический климат в детском коллективе.
- Развитие партнерских взаимоотношений в игре.
Занятие № 1.»Знакомство».
Разминка: упражнение «Игрушка - визитка».
Цель: развитие эмпатии.
Заранее детей просят принести на занятие из дома или из группы свою любимую игрушку. Предложить детям идентифицироваться со своей игрушкой и рассказать об игрушке от ее имени:
- Что я за игрушка?
- Как я попала к хозяину?
- Как хозяин относится ко мне?
- Какая у меня сейчас жизнь?
Ведущий группы может помогать участникам, задавая подобные вопросы.
Основное содержание занятие:
Игра «Тропинка».
Цель: формировать уверенность в своих силах, развивать вербальные и невербальные навыки коммуникации.
Предложить детям построиться в колонну – встать все в затылок друг за другом. Выбрать ведущего – этот ребенок должен быть сообразительным и бойким. Участники этой игры идут змейкой по воображаемой тропинке в затылок друг за другом, причем, ведущий переходит воображаемые препятствия, перепрыгивает воображаемые рвы, а остальные дети повторяют его движения, которые называет в ходе игры руководитель. По хлопку руководителя, ведущий становится в хвост змейки, и ведущим становится второй стоящий ребенок в змейке.
Когда все побывают в роли ведущего можно отметить самые оригинальные движения детей.
Рекомендации: во время оценивания оригинальности ведущих игры, следует разобрать вместе с детьми изображение тех препятствий, которые вызвали у большинства из них затруднения. Игру можно проводить под музыкальное сопровождение, причем музыка должна быть подобрана в соответствии с преодолеваемым препятствием.
Игра «Совушка».
Цель: развивать произвольность действий, быстроту реакции, координационные способности и образные представления; умение работать коллективно.
Ребята становятся в круг. Один из них, находящийся в центре, изображает сову, а остальные - жучков, бабочек, птичек. По команде ведущего: «День наступает - все оживает!» - все дети бегают по кругу; сова в это время спит, т. е. стоит посередине, закрыв глаза. Когда ведущий командует: «Ночь наступает - все замирает!», все останавливаются и замирают, а сова выходит на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит в середину круга.
Игра «Кто есть кто? Что есть что?».
Цель: развивать внимание и умение детей действовать по правилам в играх и игровых упражнениях.
Напомнить детям, что некоторые слова можно по определенному признаку отнести к какому- либо классу (группе). Необходимо выяснить, какие группы знают дети (дикие и домашние животные, овощи, фрукты, деревья и т.д.)
Построить с детьми круг. Поочередно бросать каждому мяч. Ребенку надо поймать его и, бросив обратно, сказать слово, которое относится к группе. Например:
а) домашних животных;
б) диких животных;
в) деревьев и т.д.
Но необходимо как можно быстрее называть слова. Те ребята, которые долго не смогут назвать слово, или неправильно его назовут, выбывают из игры.
Рефлексия прошедшего занятия:
- Что вам запомнилось на занятии?
- Было ли что-то, трудное на занятии?
- Назовите, что вам понравилось, и что не понравилось на занятии?
- Чему вы научились на занятии?
- Что возьмете с собой, уходя с занятия?
Ритуал прощания: упражнение «Благодарю».
Цель: подкрепление благоприятного эмоционального фона.
Участники по кругу благодарят друг друга за что-либо конкретное (помощь, оказанную на занятии, улыбку, подаренную ему).
Занятие № 2 «Дружные ребята».
Ритуал приветствия: упражнение «Ласковые имена».
Цель: настроить на работу в группе, создать благоприятный эмоциональный фон.
Участники по очереди называют ласковое имя (уменьшительно-ласкательное) того, кто находится рядом, и передают друг другу «волшебный шар».
Разминка: коммуникативная игра «Паровозик».
Цель: повышение энергетического ресурса группы; формирование эмоционально положительного настроя на продолжение занятия; развитие коллективных форм взаимодействия.
Ведущий является «паровозиком», который должен составить поезд из детей. Ребятам отводится роль «вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При назывании имени можно попросить ребят придумать для себя одно хорошее слово, например:
- Я веселый паровозик Лена, а ты кто?
- А я красивый вагончик Саша.
- Поехали дальше вместе.
- Поехали.
Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор, пока не соберется целый веселый поезд.
Рефлексия прошлого занятия:
- Что запомнилось с прошлого занятия?
- Что было самым интересным?
- От какого упражнения поднялось настроение?
Основное содержание занятие:
Игра «Запомни порядок».
Цель: развивать произвольное внимание.
Выбирают 5-6 детей. Остальные – «зрители». Из выбранных детей один становится водящим. Другие 4-5 игроков выстраиваются в «паровозики». Водящий должен посмотреть на «паровозик» 1 мин., а затем надо отвернуться и пересчитать детей по именам так. Как они стоят в «паровозике». После этого игроки становятся «зрителями», а на «сцену» выходят другие дети.
Рекомендации: отметить детей, которым удалось запомнить правильно.
Игра «Автомобиль и водитель».
Цель: развитие самоконтроля, умения соотносить свои действия с действиями партнера.
Дети разбиваются на пары. Один ребенок – водитель, другой – автомобиль. Водитель управляет автомобилем, держа его за плечи. Он может: набирать или сбавлять скорость, поворачивать, ехать назад, останавливаться. Ведущий – светофор. Его сигналы: «Зеленый!» - свободное перемещение, «Красный!» - остановка, «Пробка!» - медленное движение.
Игра «Тактильный образ».
Цель: развивать невербальные навыки коммуникации.
Объясняя игру детям, необходимо проиграть один тур, для примера с ребенком, а затем предложить игру детям в парах. Дети разбиваются на пары, один из пары детей встает вперед, другой сзади за ним. Стоящий сзади ребенок рисует на спине своего партнера образ, например, корабли или дом. Партнер должен определить, что нарисовано. Если он угадывает, пара делает шаг вперед, а дети меняются местами. Побеждает та пара, которая быстрее дойдет до руководителя.
Рекомендации: Предметы выбирать точно и небольшое количество деталей.
Рефлексия прошедшего занятия:
- Что вам запомнилось на занятии?
- Было ли что-то, что вас удивило на занятии?
- Назовите, что вам понравилось, и что не понравилось на занятии?
- Чему вы научились на занятии?
-Что возьмете с собой, уходя с занятия?
Ритуал прощания: упражнение «Всем – всем, до свиданья!».
Цель: подкрепление благоприятного эмоционального фона.
Дети ставят сои кулачки «столбиком», затем громко говорят: «Всем – всем, до свиданья!» - и убирают кулачки.
Занятие № 3 «Затейники».
Ритуал приветствия: упражнение «Ладушки - ладушки».
Цель: настроить на работу в группе, создать благоприятный эмоциональный фон.
Предложить участникам группы здороваться друг с другом хлопая в ладошки.
Разминка: игра «Эврика».
Цель: развитие коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к сверстникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.
Раздать детям геометрические фигуры и дать задание: «Отправляйтесь на разведку. Пройдите по комнате и найдите предметы, по форме похожие на ваши фигуры. Когда найдете подходящий предмет, положите возле него фигуру и крикните: «Эврика!» Давайте потренируемся произносить это интересное слово: «Эврика! Эврика! Эврика!»
Основное содержание занятие:
Игра «Запретное движение».
Цель: развивать произвольность движений, умение действовать по правилам.
Звучит веселая ритмичная музыка (например, Дунаевского «До чего же хорошо кругом»). Дети стоят полукругом в центре – ведущий. Он показывает несколько движений, одно из которых (приседание) – запретное. Дети должны повторить все действия ведущего, кроме, запретного. Тот, кто ошибся – выбывает, а оставшиеся дольше всех игроки становятся лучшими игроками.
Подвижная игра «Совушка».
Цель: развивать произвольность действий, быстроту реакции, координационные способности и образные представления; умение работать коллективно.
Ребята становятся в круг. Один из них, находящийся в центре, изображает сову, а остальные - жучков, бабочек, птичек. По команде ведущего: «День наступает - все оживает!» - все дети бегают по кругу; сова в это время спит, т. е. стоит посередине, закрыв глаза. Когда ведущий командует: «Ночь наступает - все замирает!», все останавливаются и замирают, а сова выходит на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит в середину круга.
Игра «Я не знаю».
Цель: развивать вербальные и невербальные навыки коммуникации.
Выбирают ведущего мальчика или девочку – незнайку. О чем его не спросят, он ничего не знает. Дети по очереди начинают задавать вопросы, а он молчит, разводит руками, т. е. при помощи мимики и жестов показывает, что он не «знает», « ничего не видел».
Рекомендации: Показать детям жестами – поднятие бровей, опущение уголков губ, поднятие плеч, разведение руками.
Рефлексия прошедшего занятия:
- Что вам запомнилось на занятии?
- Каким было настроение до занятия? После занятия?
Ритуал прощания: упражнение «Возьми с собой».
Цель: подкрепление благоприятного эмоционального фона.
Участники по кругу передают друг другу «волшебный шар» и «берут» из него то, что сделает их веселыми затейниками.
Занятие № 4 «Волшебная полянка».
Ритуал приветствия: упражнение «Рукопожатие».
Цель: настроить на работу в группе, создать благоприятный эмоциональный фон.
Участники свободно передвигаются и приветствуют друг друга пожатием руки (не разговаривая).
Разминка: упражнение «Брыкание».
Цель: ослабление негативных эмоций.
Участники располагаются лежа на ковре и начинают брыкаться – выполнять резкие движения ногами и руками. Выполнить его в три – четыре подхода. Отдыхая, расслабляться лежа с закрытыми глазами. Необходимо достаточное расстояние между детьми. Упражнение можно сопровождать музыкой во время «брыкания». Во время отдыха музыку выключать.
Основное содержание занятие:
Упражнение «Физкультминутка»
Цель: развитие произвольности действий и пространственных представлений.
Детям предлагается небольшая фраза (пословица, поговорка, четверостишие и т.п.). Маршируя по кругу (или на месте), они повторяют предложенную им фразу. Им предлагается заменить последнее слово (или последний слог) хлопком, ничего не произнося.
1 раз — подарил утенку ежик пару кожаных сапожек;
2 — подарил утенку ежик пару кожаных - ХЛОПОК;
3— подарил утенку ежик пару - ХЛОПОК, ХЛОПОК;
4— подарил утенку ежик - ХЛОПОК, ХЛОПОК, ХЛОПОК;
5- подарил утенку - ХЛОПОК, ХЛОПОК, ХЛОПОК, ХЛОПОК;
6- подарил - ХЛОПОК, ХЛОПОК, ХЛОПОК, ХЛОПОК, ХЛОПОК;
7- ХЛОПОК (7 раз).
Упражнение «Игра в мяч».
Цель: Развитие самоконтроля.
Процедура игры. Дети свободно двигаются под веселую музыку. У одного из детей (водящего) в руках мяч. Он кидает его и кричит: «Таня!» Девочка из группы по имени Таня быстро подбегает и хватает мяч. Она задумывается, подбрасывает мяч и кричит новое имя. Тот, кто заигрался и не услышал своего имени, становится «зрителем» (выбывает из игры).
Замечание: Следите, чтобы дети не называли имена одних и тех же детей. В игре должны участвовать все ребята.
Игра «Кляксы».
Цель: промежуточная диагностика состояния участников коррекционной программы.
В этой игре необходимо заранее подготовить чистые листы бумаги, жидкую краску (гуашь). Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть краску на лист бумаги и сложить его вдвое, так чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная «клякса».
Рекомендации: Если кто-либо из ребят затрудняется ответить, на что похожа его «клякса», можно коллективно обсудить и помочь ребенку при ответе.
Информация для руководителя группы, которую можно получить в ходе этой игры:
1. Агрессивные или подавленные дети выбирают кляксу темных цветов. Они видят в кляксе агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище и др.) Обсуждение «страшного рисунка» способствует освобождению от негативных переживаний и агрессии в символической форме.
2. К агрессивному ребенку полезно посадить спокойного ребенка. Последний будет брать для рисунков светящиеся краски, видеть приятные вещи (бабочек, сказочные букеты и др.) Обсуждение рисунков может способствовать изменению состояния проблемного ребенка.
3. Дети, предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно черную или красную краски.
4. Дети с пониженным настроением выбирают лиловые и сиреневые тона (цвета грусти).
5. Серые и коричневые тона выбираются напряженными, конфликтными, расторможенными детьми (пристрастие к этим цветам говорит о том, что ребенок нуждается в успокоении)
6. Возможны такие ситуации. Когда дети выбирают цвета индивидуально и не прослеживается четкой связи между цветом и психическим состоянием человека.
Рефлексия прошедшего занятия:
- Что вам запомнилось на занятии?
- Было ли что-то, что вас удивило на занятии?
- Назовите, что вам понравилось, и что не понравилось на занятии?
- Чему вы научились на занятии?
- Что возьмете с собой, уходя с занятия?
Ритуал прощания: упражнение «Волшебный шар».
Цель: подкрепление благоприятного эмоционального фона, настрой на дальнейшую работу в группе.
Участники по кругу передают «волшебный шар» и «вынимают » из него подарок, для того, кто сидит рядом. Например, «Я подарю Светочке улыбку!»
Занятие № 5 «Мы веселые ребята».
Ритуал приветствия: упражнение «Песенка».
Цель: настроить на работу в группе, создать благоприятный эмоциональный фон.
Участники по очереди поют приветствие «Здравствуйте ребята!»
Разминка: игра «Горячий стул».
Цель: формирование позитивного образа «Я»; получение детьми позитивного опыта общения.
В центре комнаты стоит стул. Каждый по очереди занимает на нем место. Когда кто-то сидит на стуле, остальные члены группы, подходя к нему сзади, обращаются со следующими словами: «Больше всего мне в тебе нравится, что ты...» или «Ты лучше всех, потому что...» и т.д.
Основное содержание занятие:
Игра «Узнай, кто затейник».
Цель: развитие коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к сверстникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям, правилам.
Дети становятся в круг и выбирают ребенка, который должен на время удалиться. Пока его нет, дети выбирают затейника. Его роль состоит в том, чтобы показывать различные движения, которые все должны в точности повторять. Ребенок возвращается, становится в центр круга и пытается определить, кто затейник, кому ребята подражают. Если он правильно назовет затейника, игра заканчивается или повторяется с новым ребенком.
Игра «Слушай хлопки!»
Цель: развивать произвольность действий, координационные способности.
Дети двигаются свободно в помещении (можно под музыку). Когда ведущий хлопнет в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу (на 10-20 секунд). О количестве хлопков и положениях тела договариваются в начале игры.
Позы детей примерные:
1. Поза «аиста» - ребенок стоит на одной ноге. Поджав другую.
2. Поза «лягушки» - присесть, пятки вместе, носки и колени в сторону, руки между ногами на полу.
3. Дети возобновляют ходьбу.
Рекомендации: Проигрывание игры не более 4-х раз с добавлением ещё 2-х поз (зайчики, лошадки и т.д.)
Игра «Кого назвали, тот ловит мяч».
Цель: развивать произвольность действий, координационные способности.
Это усложненный вариант «Игры в мяч». Дети стоят в кругу, на расстоянии вытянутых рук. Первый игрок, которого вызывает ведущий группы, выбегает в центр круга и ловит мяч, который был подброшен первым игроком вверх. Причем первый игрок должен встать на место того, кого вызвал. Игра продолжается, пока все не побывают в центре круга.
Рефлексия прошедшего занятия:
- Что вам запомнилось на занятии?
- Было ли что-то, что вас огорчило на занятии?
- Чему вы научились на занятии?
- Что вы сейчас чувствуете?
Ритуал прощания: упражнение «Благодарю».
Цель: подкрепление благоприятного эмоционального фона.
Участники по кругу благодарят друг друга за что-либо конкретное (помощь, оказанную на занятии, улыбку, подаренную ему и т.д.)
Занятие № 6 «Хороший день».
Ритуал приветствия: упражнение «Голоса птиц».
Цель: настроить на работу в группе, создать благоприятный эмоциональный фон.
Участники, по очереди подражая голосам птиц, здороваются друг с другом. Например: «Ку-ку, ку-ку!», «Чик-чирик!», «Угу-угу!»
Разминка: упражнение «Не хотим мы больше спать!»
Цель: активизировать произвольную регуляцию с помощью игровой мотивации.
Сюжетно – ритмическая игра сопровождается игровыми движениями и действиями.
Утром рано мы проснулись,
Сладко, сладко потянулись,
Чтобы сон ушел – зевнули,
Головой слегка тряхнули.
Разбудил нас бег на месте
К ванной прибежали вместе:
Умывались и плескались,
Зубы вычистить старались.
Причесались аккуратно,
Приоделись все опрятно!
Не хотим мы больше спать,
Будем весело играть.
Рекомендации: стараться не опережать действия детей, дать им возможность самостоятельно придумывать движения к словам.
Основное содержание занятие:
Упражнение «Заметить все».
Цель: развивать произвольное внимание.
Положить в ряд 7—10 различных предметов и прикрыть их платком. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребятам перечислить все. Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8—10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали. Поменять местами два каких-либо предмета, показать снова все предметы на 10 секунд. Предложить детям уловить, какие два предмета переложены. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.
Игра «Диктор».
Цель: развивать внимание, монологическую речь.
Выбирается «диктор», который говорит в микрофон, что потерялся ребенок, описывает его внешность и особенности. Остальные участники стараются угадать, о ком идет речь. Кто угадал, становится «диктором».
Игра «Садовник».
Цель: развивать навыки невербальной коммуникации; обогащать опыт соподчинения своих действий с действиями партнера по игре.
Дети разбиваются на пары. Один изображает садовника, другой – цветок. Садовник показывает, как сажает семя в землю, поливает его, ухаживает, согревает. Цветок изображает, как он растет, раскрывает бутоны, улыбается садовнику.
Рефлексия прошедшего занятия:
- Что вам запомнилось на занятии?
- Было ли что-то, что вас удивило на занятии?
- Назовите, что вам понравилось, и что не понравилось на занятии?
- Чему вы научились на занятии?
- Что возьмете с собой, уходя с занятия?
Ритуал прощания: упражнение «Необычное прощание».
Цель: подкрепление благоприятного эмоционального фона.
Предложить каждому попрощаться с детьми по-другому. Это могут быть слова, жесты, движения.
Занятие № 7 «Солнечная полянка».
Ритуал приветствия: упражнение «Солнечный лучик».
Цель: настроить на работу в группе, создать благоприятный эмоциональный фон.
Участники передают друг другу ленту желтого цвета свернутую в рулон. Передавая, дети разворачивают ленту и продолжают за нее держаться. Когда «солнечный лучик» пройдет по кругу все участники оказываются соединенными ленточкой – «лучиком».
Разминка: Игра «Узнай, кто затейник»
Цель: развитие коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к сверстникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.
Дети становятся в круг и выбирают ребенка, который должен на время удалиться. Пока его нет, дети выбирают затейника. Его роль состоит в том, чтобы показывать различные движения, которые все должны в точности повторять. Ребенок возвращается, становится в центр круга и пытается определить, кто затейник, кому ребята подражают. Если он правильно назовет затейника, игра заканчивается или повторяется с новым ребенком.
Основное содержание занятие:
Игра «Запретное слово».
Цель: развивать произвольное внимание, умение действовать по правилам.
Ведущий задает вопросы, игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором заранее договариваются, например слово «нет». После этого можно начать задавать вопросы:
— Ты спишь в ванной?
— Снег белый?
— Ты умеешь летать?
— Ты был на Луне? и т.д.
Игра «Заморозки».
Цель: развивать умение регулировать свое поведение в соответствии с правилами игры.
Считалкой выбрать ведущего. Ребенок – ведущий по сигналу ловит детей. До кого дотронется, тот замирает – «замерзает». Разморозить его можно, если пролезешь в «воротики», то есть между ног замороженного игрока.
Рекомендации: объяснить детям, что «замерзая» игрок сразу ставит ноги врозь, а размораживать надо аккуратно, что бы ни уронить игрока.
Игра «Найди и промолчи».
Цель: развитие произвольной регуляции.
Детям предлагается найти спрятанную игрушку, но не называть место положения вслух, а подойти к ведущему и тихо сказать где она находится.
Рефлексия прошедшего занятия:
- Что вам запомнилось на занятии?
- Было ли что-то, что вас удивило на занятии?
- Назовите, что вам понравилось, и что не понравилось на занятии?
- Чему вы научились на занятии?
- Что возьмете с собой, уходя с занятия?
Ритуал прощания: упражнение «Улыбка на прощание».
Цель: подкрепление благоприятного эмоционального фона, развитие навыков невербального общения.
Предложить детям попрощаться молча, «передавая» по кругу улыбку. При этом передавать друг другу игрушку – смайлик.
Занятие № 8 «Дружба начинается с улыбки».
Ритуал приветствия: упражнение «Подари улыбку».
Цель: настроить на работу в группе, создать благоприятный эмоциональный фон.
Участники по очереди улыбаются тому, кто находится рядом, и передают друг другу «волшебный шар».
Разминка: игра «География комнаты».
Цель: повышение энергетического ресурса группы; тренировка зрительной памяти.
Ведущий дает детям инструкцию: «Я хочу взять вас с собой в фантастический рейс. Для этого закройте глаза и представьте, что мы движемся по комнате. Останавливаемся, что бы посмотреть на предмет, который я называю. Сейчас закройте глаза и глубоко вдохните. Когда мы глубоко вдыхаем, мы концентрируемся и собираемся. Теперь вспомните, где находится дверь в этой комнате. Не открывая глаза, укажите на дверь рукой. А где находится окно? А стол? Ваше любимое место в этой комнате?
Рекомендации: игра проводится в хорошо освоенном, знакомом детям помещении. После указания на предмет разрешить детям посмотреть на него.
Рефлексия прошлого занятия:
- Что запомнилось с прошлого занятия?
- Что было самым интересным?
- От какого упражнения поднялось настроение?
Основное содержание занятие:
Игра «Составим сказку».
Цель: формировать уверенность в своих силах, развивать вербальные навыки коммуникации (умение слушать сверстника).
Нужно с детьми выбрать всем хорошо знакомую сказку. При необходимости можно кратко вспомнить её содержание. «А теперь мы попробуем рассказать эту сказку следующим образом; каждый из присутствующих будет говорить по одному предложению из этой сказки, причем так, чтобы у нас с вами получилась целая сказка».
Рекомендации: Оказание помощи затрудняющимся детям.
Игра «Зеркало».
Цель: формирование уверенности в своих силах, развивать вербальные и невербальные навыки коммуникации.
Считалкой выбрать ребенка – ведущего. Он мимикой и жестами показывает различное настроение: радость, грусть, гнев, испуг и другие. Остальные дети – зеркало, они стараются повторять мимику, жесты и определять, что за настроение или эмоцию изображает ведущий.
Игра «Назови соседей».
Цель: развивать умение детей действовать по правилам игры, тренировать произвольную память.
Игроки сидят в кругу. Ведущий бросает мяч ребенку, называет числа от 0 до 10. Поймавший мяч должен назвать «соседей», то есть числа на 1 меньше и на 1 больше. После этого он возвращает мяч ведущему.
Рефлексия прошедшего занятия:
- Для чего мы проводим наши занятия?
- Чему вы научились на занятии сегодня?
- Как вам это поможет в жизни?
Ритуал прощания: упражнение «Волшебный круг».
Цель: подкрепление благоприятного эмоционального фона, установление доброжелательных отношений в группе и объединение детей.
Участники размещаются по кругу. Дети по очереди становятся в центр круга и говорят имя, которым бы они хотели, чтобы их назвали в группе. Ребенок, стоящий в кругу, закрывает глаза, а остальные участники аккуратными, нежными, движениями дотрагиваются до него и ласково называют его имя все вместе, повторяя несколько раз и добавляют «До свидания!» При этом дети двигаются по кругу. В кругу должен побывать каждый ребенок.
Занятие № 9 «Путешествие в зоопарк».
Ритуал приветствия: упражнение «Привет, я хитрый лисенок!».
Цель: настроить на работу в группе, создать благоприятный эмоциональный фон.
Участники по очереди называют себя, идентифицируя с любым животным, добавляя характеристику (прилагательное).
Разминка: упражнение «У жирафа пятна…»
Цель: повышение энергетического ресурса группы; формирование эмоционально положительного настроя на продолжение занятия.
Дети под музыкальное сопровождение выполняют ритмические движения:
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
Щипаем себя, как бы собирая складки.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
Рефлексия прошлого занятия:
- Что запомнилось с прошлого занятия?
- Что было самым интересным?
- От какого упражнения поднялось настроение?
Основное содержание занятие:
Игра «Маленькие обезьянки».
Цель:
Каждый из играющих детей принимает какую-либо позу. Водящий, поглядев на них секунд 40—50 (по сигналу), начинает копировать позу каждого, в то время как остальные стоят спокойно. Водящий меняется, и игра продолжается, пока все не побывают в роли водящего.
Игра «Животные».
Цель: развитие аналитических способностей, т.е. умения группировать слова по определенному признаку.
Называются различные слова. Например, стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, собака и т.д. Дети должны хлопками отреагировать на определенное слово — в данной игре — животное.
Упражнение «Зоопарк».
Цель: развитие пантомимики, жестов и выразительности движений.
Участникам группы раздаются карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. Например, если одному ребенку достанется карточка, на которой будет написано «слон», то у кого-то также на карточке будет написано «слон». Дети читают, что написано на их карточках, но так, чтобы надпись не видели другие. Задача каждого - найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и произносить характерные звуки животных. Когда дети находят свою пару, они остаются рядом, но продолжают молчать, не переговариваются. Только когда все пары будут образованы, ведущий группы спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?».
Рекомендации: Ведущих следует заранее подготовить на первых занятиях. Если дети не умеют читать, на карточках нарисовать животных.
Ритуал прощания: упражнение «Рукопожатие».
Цель: подкрепление благоприятного эмоционального фона.
Дети свободно двигаются по комнате и пожимают друг другу руку со словами: «До новых встреч!»
Занятие № 10 «Важные дела».
Ритуал приветствия: упражнение «Здравствуй, я рад тебя видеть...»
Цель: настроить на работу в группе, создать благоприятный эмоциональный фон.
Участники группы обращаются друг к другу по очереди, заканчивая фразу «Здравствуй, я рад тебя видеть...». Нужно сказать что-то хорошее, приятное от всей души, искренне.
Разминка: упражнение «Автомойка».
Цель: поддержание общности группы и дружелюбную атмосферу в ней.
Детям дается инструкция: «Станьте в колонну по одному, друг за другом. Расставьте ноги шире, так что бы получился тоннель для «автомобиля». Один из вас – машина в автомойке, а остальные дети – части большого аппарата, который моет автомобили. Когда автомобиль движется под вашими ногами, вы можете поскрести его, почистить, потереть. Делайте это осторожно, что бы ни поцарапать, не испортить. Каждый из вас поможет машине выехать из автомойки на улицу чистой и красивой.
Основное содержание занятие:
Игра «Запретный номер».
Цель: развитие внимания, произвольности в действиях.
Выбирается определенная цифра, например 5 запретная. Дети встают в круг по часовой стрелке и начинают по очереди счет: 1, 2, 3, 4. Когда доходит очередь до пятого ребенка, он не произносит цифру 5, а хлопает в ладоши (раз).
Рекомендации: В ходе дальнейшего счета, как только встречается число содержащее пять (15, 25, 35 и т. д.) вместо этого числа надо сказать: «1, - и хлопнуть вместо «5».
Упражнение «Насос и мяч».
Психолог предлагает детям разделиться на пары. Один из детей изображает мяч, другой – насос. Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с полученной ролью.
«Мяч сдутый» - ребенок сидит на корточках.
«Насос надувает мяч» - ребенок делает соответствующие движения руками, сопровождая их звуками «С-с-с…».
«Мяч становится все больше» - ребенок постепенно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх.
«Насос прекращает работу» - ребенок делает вид, что выдергивает шланг.
«Мяч вновь сдувается» - ребенок медленно садится, выпускает воздух из щек, опускает руки.
Упражнение повторяется несколько раз, затем дети меняются ролями.
Упражнение «Росток».
Исходное положение: сидя, сгруппировавшись, обхватив колени руками:
-2 - медленно выпрямляются колени, корпус при этом наклонен к коленям, голова и руки расслаблены и висят;
3-4 - медленно поднимается корпус, выпрямляется позвоночник;
5-6 - выпрямляется и вытягивается шея, поднимается голова, руки при этом висят;
7-8 - медленно поднимаются руки и вытягиваются вверх, ладони открыты, пальцы расставлены;
9-10 - все тело вытягивается вверх, но пятки не отрываются от пола. («Улыбнитесь и поприветствуйте солнце, мир вокруг вас и друг друга».)
Рефлексия прошедшего занятия: упражнение «Нарисуй свое настроение».
Ритуал прощания: упражнение «Спасибо, до свидания».
Цель: подкрепление благоприятного эмоционального фона.
Дети стоят в кругу. Мяч передается друг другу со словами «Спасибо, до свидания!».
Занятие № 11 «Волшебные цветы».
Ритуал приветствия: упражнение «Я цветок».
Цель: настроить на работу в группе, создать благоприятный эмоциональный фон.
Участники по очереди представляют себя в образе цветка. Например: «Я – ромашка. Я расту в высокой траве, мне нравится прятаться от других.
Разминка: упражнение «Похвала по кругу»
Цель: развитие эмпатии.
Участники по очереди говорят друг другу и принимают комплименты.
Основное содержание занятие:
Упражнение «Скучно, скучно так сидеть».
Цель: развитие раскованности, тренировка самоорганизации.
У одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей. Около противоположной стены комнаты также стоят стулья, но их число на 1 меньше количества детей. Дети садятся около первой стены комнаты. Ведущий читает стишок:
Скучно, скучно так сидеть.
Друг на друга все глядеть;
Не пора ли пробежаться и местами поменяться?
Как только ведущий заканчивает стишок, все дети бегут к противоположной стенке и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула.
Замечания: Не разрешайте детям начинать бег раньше,
чем кончится стишок. Запрещается ребенку сталкивать другого ребенка со стула, если первый занял его раньше второго.
Игра «Четыре стихии».
Цель: развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Играющие стоят в кругу. Ведущий договаривается с ними: если он скажет слово «земля», то все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Игра «Зеваки».
Цель: развивать волевое внимание.
Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Ребенок, не выполнивший правильно задание, выходит из игры. Музыкальное сопровождение: Э. Жак-Далькроз «Марш».
Игра «Не пропусти цветок».
Цель: развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Играющие сидят в кругу и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда встретится название растения, дети должны встать и тут же сесть. Например: дорога, тигр, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом и т.д.
Рефлексия прошедшего занятия:
- Что вам запомнилось на занятии?
- Было ли что-то, что вас удивило на занятии?
- Назовите, что вам понравилось, и что не понравилось на занятии?
- Чему вы научились на занятиях?
- Что возьмете с собой, уходя с занятия?
Ритуал прощания: упражнение – релаксация «Цветок».
Цель: подкрепление благоприятного эмоционального фона.
Участники становятся в круг, берутся за руки. Произнося слова, выполняют движения:
Мы один большой цветок,
Важен каждый лепесток. (Дети поднимают и опускают соединенные руки)
Солнце светит, мы раскрыты
Спинки прогибаются, (Дети, подняв руки, слегка прогибаются назад)
А под вечер лепесточки тихо закрываются. (Дети медленно опускаются и приседают).
Составила программу педагог-психолог___________ Катанаева К.В.
Список литературы.
1. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М. : Питер, 2008, 400 с.
2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / ред.-сост. Д. И. Фельдштейн, 3-е изд. Московский психолого-социальный институт; Воронеж : НПО МОДЭК, 2001.
3. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в Детстве / Г. М. Бреслав. - М. : Просвещение, 1990.
4. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей / Н. Винокурова. – М.: АСТ- Пресс, 1999.
5. Выготский. Л. С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 3. / ред.-сост. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983.
6. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств / С.В. Гиппиус. - СПб., 2001.
7. Гребенникова. О. В. Роль сверстников в формировании произвольного
поведения дошкольников / Психологический журнал, № 6 - 2006.
8. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие / Л. А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2004.
9. Дубровина И. В. Практическая психология образования / И.В. Дубровина. -М.: ТЦ «Сфера», 1998.
10. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. / В. А. Иванников. - М.: УРАО, 1998.
11.Фоппель К. Привет, ушки! Подвижные игры для детей 3-6 лет
Привет, ножки! Подвижные игры для детей 3-6 лет
Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3-6 лет
Привет, глазки! Подвижные игры для детей 3-6 лет
С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет
12. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет / О.В. Хухлаева. – М., 2003.
13.Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова.- 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя старшей группы Янбулатова Е.Н.)
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. ...
Программа по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к нормам и правилам поведения в обществе на основе гуманистических ценностей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО НАПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»)
Эта программа великолепно подходит для того, чтобы сформировать у детей чувство патриотизма....
Программа психолого-педагогического сопровождения социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста "Быть собой".
Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивноразвиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другимилюдьми является фундаментом...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО НАПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО- ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»,...
Программа социального – личностного развития детей старшего дошкольного возраста «Я в мире людей»
Пояснительная запискаПроблема социализации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в процессе развития общества, и в процессе ...
КАРТОТЕКА БУРЯТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР для детей старшего дошкольного возраста (приложение к парциальной программе социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «Приобщение к основам культуры народов Прибайкалья»)
Использование в игровой деятельности народных бурятских игр позволяет педагогам и родителям приобщить детей старшего дошкольного возраста к самобытной культуре бурят, коренных жителей Прибайкалья...