Посиделки "Бабушкин сундучок"
материал (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Занятие-беседа для детей старшей
и подготовительной
группы с участием родителей
В зал входят дети, бабушки. Они рассаживаются на стульях. Входит ведущая посиделок – воспитатель группы. Звучит фонограмма колокольного звона.
Ведущая. Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Россия-мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
То многое бы рассказала.
Какие замечательные слова! Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались.
День становиться всё короче и короче, и вот, наконец, «сама идёт волшебница зима». Первые, самые сильные морозы бывают на зимнего Николу – 19 декабря. Недаром говорили в старину: « Никола на реках мосты мостит, деревья в лесах и парках трещать заставляет». Снег всё больше укрывает землю, появляются первые сугробы. Дети очень рады снегу.
- Почему дети радуются снегу?
- Какую работу выполняли зимой мужчины в деревне?
- Какую работу выполняли женщины?
Да, зимой торопиться некуда, погода не подгоняет. Мужчины возили с поля сено, кормили домашних, возили дрова из леса, кололи их, носили воду, расчищали дорожки от снега, плели лапти, подшивали валенки.
Воспитатель: Расскажите нам, дорогие наши бабушки, какие занятия были раньше у женщин?
Женщины трепали лён, пряли, вязали, вышивали, занимались рукоделием, хозяйничали у печи. В народном календаре зима – самое «богатое» праздниками время года. Когда урожай уже убран, наступает период развлечений.
- Какие же были развлечения?
Играли свадьбы, устраивали вечеринки, праздновали Новый год, Роджество.
Вечерами в избах парни и девчата собирались на посиделки. Вот и мы с вами сейчас заглянем на огонёк.
Ведущая и бабушки проходят в фольклорный уголок « Русская изба».
Ведущая.
Зимний вечер тёмен, долог,
Насчитаю сорок ёлок,
То носочек повяжу,
То немного попряду.
Позову-ка я ребят на посиделки!
Будут песни, будут пляски
и игра в горелки.
Эй, девчонки-девчушки,
Веселушки, хохотушки!
Эй, мальчишки-молодцы,
Озорные удальцы,
Приходите поплясать,
Зимний вечер скоротать!
Входят дети с угощением.
Дети. В избу твою жаркую
Мы пришли с подарками.
Ведущая. Проходите, гости дорогие, проходите. Милости прошу. Проходите да усаживайтесь. (Дети рассматривают угощение).
Ой, ребята, молодцы, как подарки хороши.
Пирожки и калачи прямо только из печи.
А сейчас сядем рядком, да поговорим ладком.
Раньше очень любили принимать гостей. И был такой старинный обычай, обычай гостеприимства. Скажите мне, детушки, что это за обычай , как принимали гостей? Если заходил запоздалый путник, его встречали поклоном: « Милости просим!», усаживали к столу, угощали всем, что было в доме из еды. Если гость заходил во время ужина, то он говорил : « Хлеб - соль», а хозяин отвечал: « Добро пожаловать, хлеба-соли откушать».
А ещё, детушки, был добрый обычай, когда люди помогали друг другу. Если в дом приходила беда, люди не ждали, когда их попросят о помощи, они оказывались рядом в трудную минуту. Если кто-то строил избу – помогали все, урожай тоже убирали все вместе.
А сейчас, детушки, давайте вспомним пословицы о гостеприимстве хозяина и о доброте.
Хозяин весел – и гости радостны.
Гостю щей не жалей, погуще влей!
Что ни есть в печи, всё на стол мечи!
Худо тому, кто добра не делает никому.
Добра желаешь, добро и делай.
Ведущая. Запомните, дети, эти мудрые народные пословицы. Старайтесь быть такими же добрыми и гостеприимными. Ведь народом пословица молвится: «Как аукнется, так и откликнется».
А сейчас, детишки
В круг вставайте поскорей
Да пляшите веселей!
Дети поют частушки.
Хором. Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться,
Тут народу очень много,
Можем растеряться.
Моя милая красива,
За рекой она жила,
Захотела повидаться,
В решете переплыла.
Я нашёл себе невесту,
Говорят, богатая.
Две подружки у неё
И коза рогатая.
А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А по лужам босиком
Прыгали девчушки.
На болоте, на снегу,
Укусил комар блоху.
Сидит заяц на берёзе,
Умирает со смеху.
Ведущая. Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Девочки.
Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть.
Неужели в этом доме
Половицы лопнут?
Я качалась на качели,
Потеряла брошку,
Не ругай меня, мамаша,
Я люблю Алёшку.
Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка.
Не ругай меня мамаша,
Что я простудилася.
Я у Коли в коридоре
Танцевать училася.
Мой дружочек, ох, хороший,
Да росточком очень мал,
Проводил меня до дому,
Я чихнула, он упал.
Я девчонка боевая
И нигде не пропаду,
С самолёта упаду,
Отряхнуся и пойду.
Не ругай меня, мамаша,
За помаду и духи,
Ведь не ты же покупала,
Покупали женихи.
Хором. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы вы нам похлопали.
Ведущая. Ой, да молодцы, ребятушки, развеселили вы нас.
Звучит мелодия русской народной песни.
Ведущая. Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною.
Вечно радуют кого-то
Наших прадедов работы.
Ну, детушки, повеселились, пора и за работу приниматься. Как говориться, делу время, а потехе час. А с песней любое дело спориться. Бабушки милые, спойте нам песню свою любимую.
Звучит русская народная песня в исполнении бабушек детей
( по выбору).
Воспитатель. Давайте-ка ребята, заглянем в бабушкин сундучок. Много там всего интересного: сарафаны, косоворотки, рукоделие наших бабушек. А ещё нашла я в сундучке вот такие игрушки - самоделки. Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки в минуту отдыха на забаву своим маленьким детям. Дети постарше и сами уже могли сделать себе такую потешку без помощи взрослых.
- Как вы думаете, из каких материалов могли раньше делать игрушки-самоделки? (Ответы детей).
Воспитатель. Все, что вы назвали,- дерево, шишки, жёлуди, мох, солома, береста, тряпки - для крестьян материал привычный, всегда под рукой. И называют его, поэтому подручным.
Педагог показывает детям «домовёнка»- игрушку-самоделку из мешковины.
Воспитатель. Очень забавны старинные соломенные куколки - стригушки. Они названы так потому, что снизу их подравнивали, подстригали ножницами. Если стригушка поставить на поднос и слегка потрясти, то куколка начинает поворачиваться, как бы танцевать.
Педагог показывает танец куклы-стригушка.
Воспитатель. Пожалуй, самой любимой была в старину кукла, сделанная из тряпок. В одной крестьянской семье таких кукол могло быть до ста штук! Уже пятилетняя девочка умела сама «свертеть» простую куколку из подходящих лоскутков.
Педагог показывает один из способов изготовления тряпичной куклы.
Лицо куколке раньше рисовали угольком из печки или вышивали цветными нитками. После этого её можно было рядить (наряжать). Кукольную одежду шили очень старательно, как настоящую, ведь по ней люди судили о вкусе и мастерстве девочки – будущей хозяйки. Нельзя быть девушке лентяйкой, ни к чему не годной, такую девушку и замуж никто не возьмёт!
Воспитатель предлагает детям вместе с бабушками самим «свертеть» тряпичную куклу по одному из известных способов.
Ведущая. Молодцы, детушки, да и бабушки молодцы. Вы славно потрудились. Вот какие у нас получились красивые, добрые куклы.
- Как назовёте вы своих кукол?
- Сами будете куклой играть или младшим сестрёнкам и братишкам подарите? ( Ответы детей)
Возьмите кукол домой на память о наших посиделках. Ребята, а вы знаете, что в старину очень любили чаёвничать. Выпивали чаю аж по десять стаканов и говорили: « Чай пить – не дрова рубить». Вот и мы с вами сейчас пригласим наших гостей к столу. Вспомните, дети, как гостеприимные хозяева приглашают: « Милости просим». А вот и пироги поспели. Проходите, за стол усаживайтесь.
Чаепитие.
Воспитатель приглашает детей и взрослых на чаепитие. Во время чаепития следует вспомнить знакомые пословицы о гостеприимстве, поговорить о доброте, широте характера русского человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное занятие "Волшебный сундучок"
Доминантное зантие в подготовительной группе по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах....
Конспект индивидуального занятия с детьми старшего возраста «Волшебный сундучок»
Форма и тип занятия: индивидуальное, изучение нового материала Цель: закрепить умение соотносить предметы по величине.Задачи1. Закрепить умения различать ...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"
Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....
"Поиск волшебного сундучка"
Сценарий празднования дня рождения в детском саду....
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы на неделю. тема "Сундучок, сундучок приоткрой ка свой бочок"
Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы на неделю. Тема: "Сундучок, сундучок приоткрой ка свой бочок"...
Реализации этнокультурного компонента через УМК «Семейский сундучок», «Бурятский сундучок», «Казачий сундучок»
В нашем детском саду проводится работа по Учебно- методическому комплекту «Семейский сундучок», «Бурятский сундучок», «Казачий сундучок»...