Формирование взаимоотношений в игре детей старшего дошкольного вазраста.
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Малинка Ольга Дмитриевна

Формирование личности ребенка начинается с раннего детства. От того, насколько грамотным, отвечающим достижениям педагогики и психологии будет это формирование зависит жизнь человека, а, значит, и будущее всего общества. Основным инструментом педагогического воздействия на дошкольника является игра. Поэтому задача формирования взаимоотношений детей в играх является актуальной как для педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), так и для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_vzaimootnosheniy_v_igre.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №30 комбинированного вида»

Формирование взаимоотношений в игре детей

               старшего дошкольного возраста.

Подготовила: Малинка О.Д.

   

Формирование личности ребенка начинается с раннего детства. От того, насколько грамотным, отвечающим достижениям педагогики и психологии будет это формирование зависит жизнь человека, а, значит, и будущее всего общества. Основным инструментом педагогического воздействия на дошкольника является игра. Поэтому задача формирования взаимоотношений детей в играх является актуальной как для педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), так и для родителей.

Результаты экспериментов позволили выявить существенные различия в решении проблем и в отношении к сверстнику у детей на разных возрастных этапах дошкольного возраста:

-Трехлетние дети по просьбе взрослого решали проблемные ситуации в пользу других: уступали очередь в игре, делились игрушками. Вместе с тем моральный смысл ситуации, равно как и отношение к сверстнику, мало волновал младших дошкольников. Главным для них были ситуативные игровые интересы и требования взрослого. Все это может свидетельствовать о том, что этические вопросы еще не играют важной роли в жизни ребенка.

-Решительный передом в этическом развитии и в отношении к сверстнику происходит в 4-5 лет. Спокойно-индифферентное отношение к ровеснику сменяется напряженным вниманием к нему. Общение детей начинает опосредоваться предметной или игровой деятельностью. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и реагируют на оценку взрослого яркими эмоциями. В этот же период возрастает сопереживание ровесникам, но они зачастую носят неадекватный характер – успехи сверстника могут огорчать и обижать ребенка, а его неудачи радовать. Дети начинают хвастаться, завидовать, конкурировать, демонстрировать свои преимущества. Резко возрастает количество и острота детских конфликтов. Усиливается напряженность в отношениях со сверстниками. Эти факты позволяют говорить о качественной перестройке в моральном сознании и в отношении к сверстнику. Сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено не на обнаружение общности, как у трехлеток, а на противопоставление себя и другого. Потребность в признании, в уважении сверстника становится главной и «закрывает» потребности и состояния другого ребенка.

-К шести годам значительно возрастает количество просоциальных действий (добровольных, призванных приносить пользу другим людям) и усиливается эмоциональная вовлеченность в действия и переживания сверстника, сопереживание другому  становится более выраженным и адекватным. Многие дети уже способны сопереживать как успеху, так и неудачам ровесника, готовы помочь и поддержать его. Существенно возрастает активность детей, направленная на сверстника (помощь, утешение, уступки). К семи годам снижается острота и напряженность конфликтов дошкольников. Непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то, безоценочная эмоциональная вовлеченность в его действия могут свидетельствовать о том, что ровесник стал для ребенка не только предметом сравнения с собой, но и самоценной, целостной личностью, а его настроение и желания становятся целью действий ребенка. Такое восприятие сверстника является основой нравственных чувств (сопереживания и сострадания) и нравственного поведения ребенка (19, стр.5-14).

В период дошкольного детства жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром, и ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Для ребенка ролевая игра дает возможность ориентации во внешнем мире, т.к. именно в такой игре дети моделируют смыслы человеческого существования и те формы отношений между людьми, которые существуют в обществе, и которые будут осуществляться этими людьми впоследствии, т.е. игра выступает в роли посреднической деятельности, позволяющей вступать в такое взаимодействие с отношениями жизни, с какими в реальной «взрослой» жизни таким образом невозможно взаимодействовать (3, стр.253). Суть человеческой игры, по мнению ученого, состоит в том, чтобы, отражая действительность, преображать ее. Потребность человека воздействовать на окружающий мир, стать субъектом своей деятельности впервые проявляется именно в возрасте дошкольного детства и именно в ролевой игре. Несмотря на то, что ребенок, играя, ничего не производит, он продолжает развиваться. Результатом игры становится «Я», развитое до нового уровня. Ребенок осваивает не только предметное поле взаимоотношений, но и характер отношений взрослых людей по поводу предмета. Далее Л.С. Выготский утверждает, что освоение человеческих отношений в ролевой игре происходит сначала на эмоциональном уровне, а потом на интеллектуальном. В ситуации таких отношений ребенок не только строит систему своих действий, но и просчитывает их последствия. (9, стр.47).  

 Окружающая ребенка действительность чрезвычайно многообразна, и поэтому в игре находят отражение лишь отдельные её стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской показывают, что развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми. ролевой игры ребенка как фактора социализации. 

Игра имеет свою специфическую структуру. Эта структура включает в себя следующие компоненты: сюжет, содержание, роль. Под сюжетом следует понимать ту сферу действительности, которую дети отражают в своих играх. Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим. При этом его игровые действия – одно из основных средств реализации сюжета (26, стр.62).

Все авторы, описывавшие или исследовавшие ролевую игру, единодушно отмечали, что на её сюжеты решающее влияние оказывает окружающая ребенка действительность. Д.Б. Эльконин считал, что действительность, в которой живет и с которой сталкивается ребенок, может быть условно разделена на две взаимно связанные, но вместе с тем различные сферы. Первая – это сфера предметов (вещей) как природных, так и созданных руками человека; вторая – это сфера деятельности людей, сфера труда и отношений между людьми, в которые они вступают и в которых находятся в процессе деятельности (23, стр. 65)

Содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношения и деятельность людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека – только то, с чем и как действует человек, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети создают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка. Одна и та же по своему сюжету игра может иметь совершенно разное содержание. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяет не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр. Поэтому мы можем сказать, что игра формирует личность ребенка, создает в его психике конструкты, помогающие ориентироваться в мире (21, стр.205). С.Л. Новоселова утверждает, что влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями   взрослых  людей,   которые  становятся   образцом  для его собственного   поведения,   и   в   ней   приобретает   основные   навыки   общения,  качества, необходимые для установления контакта со сверстниками (6, стр.10). 

Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным, его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, становится тем, кому подражает, т. е. играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Потому мы можем сказать, что роли, выполняемые детьми в играх, формируют в них и специфические качества. В сюжетно-ролевой игре объективной основой взаимоотношений являются содержание игры и роли, избираемые детьми. Основное назначение роли в совокупности с игровыми действиями заключается в отражении социального опыта окружающих взрослых. Беря на себя роль, ребенок тем самым в меру своего понимания входит в положение взрослого, через действие в роли осознает общественные нормы поведения. Р.С. Немов указывает, что игра способствует и развитию произвольности поведения. Поскольку в любой роли в скрытом виде заключены определенные правила поведения, принятие ребенком на себя какой-либо роли дает возможность осуществлять ролевое поведение. Роль - это образец того, как надо действовать. Соответственно этому образцу дошкольник и ведет себя: он контролирует и корректирует ролевое поведение партнера, а затем и свое собственное. Он осознает также смысл социальной функции контроля, что важно для его развития как социального существа. Д.Б. Эльконин подчеркивал: «Правило, соотнесенное с ролью, осознается ребенком значительно легче, чем правило неигровой деятельности, адресованное непосредственно самому себе».

В сюжетно-ролевой игре ребенок одновременно находится в двух планах: с одной стороны, он играющий человек, т.е. выполняющий определенную роль (врача, шофера, учителя), подчиняющийся правилам, а с другой стороны, одновременно находящийся вне смысла игры, контролирующий выполнение правил игры самим собой и другими ее участниками.

Таким образом, помимо игровых отношений, в игре развиваются и реальные взаимоотношения. Дети временно могут выйти из роли, делая своим партнерам по игре замечания, споря с ними по поводу выполнения роли, построения сюжета, подбора игрового материала. По ходу действия ребята оценивают выполнение роли своими товарищами. Эти реальные взаимоотношения могут быть дружескими, но могут создаваться и конфликтные ситуации в том случае, когда у детей не развиты навыки самоорганизации, не воспитаны определенные нравственные чувства. При формировании детского коллектива необходимо помнить об этом двойственном характере взаимоотношений и, учитывая воспитательное воздействие игровых взаимоотношений, одновременно формировать и развивать реальные дружеские взаимоотношения детей. Коллектив играющих имеет свои формы соподчинения и согласования действий, основывающихся на единстве игровых и реальных взаимоотношений, это позволяет воспитателю оказывать влияние на поведение детей.

Исследования Т.А. Репиной, А.А.Рояк, В.С.Мухиной, Т.В. Антоновой и др. показывают, что положение детей в ролевой игре неодинаково: одни выступают в роли ведущих, другие - в роли ведомых. Предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру.  В.Я. Воронова отмечала, что в процессе игры объединяются дети с различными характерами, вкусами и привычками. Происходит столкновение характеров, возникают конфликты и противоречия между играющими. В процессе развития игры и формирования детского коллектива в ней такие трудности преодолеваются, у детей воспитываются положительные черты характера и изживаются отрицательные. Ребенка, привыкшего командовать, надо научить подчиняться. Для этого он чаще должен выступать в ролях второстепенных, но при этом нужно показать необходимость любой роли, ее привлекательность. В то же время нельзя сразу поручать ведущую роль инертному ребенку, он может с ней не справиться. Для этого надо выбрать роль, соответствующую его возможностям, которая помогла бы поверить в силы.  В коллективной игре сталкиваются не только характеры, но и замыслы. Разрешение таких споров нужно использовать для воспитания нравственных чувств детей и организации детского коллектива. Споры, возникающие между детьми, могут,  во-первых, приучать ребенка считаться с мнением товарищей, уважать замысел каждого участника игры; во-вторых, воспитывать привычку добровольно подчиняться коллективу, отказавшись от своего замысла, если кто-то придумал интереснее; в-третьих, формировать критическое отношение к различным предложениям и умение выбирать наиболее интересные из них. Преодоление конфликтов дает возможность воспитывать в детях тактичность, чуткость, справедливость, сознание необходимости поступиться своим желанием ради совместной деятельности.

Е.М. Гаспарова полагает, что игра способствует развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Двойная позиция играющего - исполнитель и контролер - развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, предвидя реакцию других людей.

Социальная природа детской игры обуславливает формирование целого комплекса «качеств общественности» (А.П.Усова), социальных механизмов общения, взаимодействия, сотрудничества, лежещих в основе культуры взаимоотношений детей. В процессе совместных игр дошкольники учатся уступать любимую роль ради воплощения общего замысла игры, в приемлемой форме обсуждать ее содержание, способы осуществления, ориентируясь на настроение, личные особенности партнеров, доказывать свою позицию, добиваться, чтобы быть понятным. Все это способствует не только развитию самосознания, формированию представлений о собственном «Я», но и воспитанию свободной терпимой неагрессивной личности, умеющей сосуществовать в диалоге с другими (10, стр.16)

Таким образом, будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством  развития личности ребенка, большое влияние оказывает игра и на формирование у детей способности  взаимодействовать с другими людьми. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетная игра, как и любая другая деятельность, возникает не спонтанно сама собой, а передается людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть».

В своей работе с детьми необходимо использовать  всё разнообразие средств по формированию социально-нравственного поведения и воспитания, в целом, (игры-драматизации, режиссерские, подвижные, строительные, дидактические игры; наблюдения, этические беседы; занимательные и творческие задания и вопросы и т.д.) – все это стимулирует познавательную и коммуникативную активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных и жизненных задач, но наиболее интересным, увлекательным и эффективным средством формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, считаем, сюжетно-ролевые игры.

1. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.

2. Необходимо составить перспективный  план по использованию сюжетно-ролевых игр (как одного из средств социально-нравственного воспитания) для развития дружеских взаимоотношений, формирования собственно игрового поведения в коллективе, формирования навыков общения и взаимодействия с окружающей действительностью, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на основе наблюдений за игрой.

3. Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности.

4. Только та игра, которая захватывает ребёнка, мобилизует его ум и волю, пробуждает сильные чувства, может подчинить замыслу эгоистические побуждения, дурные привычки. Детский коллектив в игре формируется постепенно, под влиянием работы воспитателя. Формирование игрового коллектива зависит от содержания игры, богатства замысла, в свою очередь сам факт образования коллектива оказывает влияние на развитие игрового творчества. Поэтому при руководстве детскими играми необходимо использовать различные методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми (прямые и косвенные), которые предложены исследователями детской игры (Д.В. Менджерицкой, С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгиной, Н.Я.Михайленко, Н.А. Коротковой, Е.Е. Кравцовой и др.):

- Обогащение представлений и знаний детей об окружающей действительности, в том числе и об отношениях людей, правилах поведения, положительных качествах людей, посредством  экскурсий; встреч с известными людьми; непосредственного участия в той или иной деятельности; чтения художественной литературы; рассказывания; бесед (С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина, Н.Ф.Комарова).

- О необходимости создания необходимой игровой обстановки говорили все исследователи детской игры, при этом нужно и самих детей привлекать к изготовлению необходимых атрибутов, что позволит снизить количество конфликтов из-зи недостающих игрушек.

- Беседы с детьми об их игровых замыслах, о содержании предстоящей игры, о результатах игры, в том числе давая и оценку партнерских отношений.

- Использование настольно-печатных, подвижных игр, игр-инсценировок, игр-загадок, этюдов.

-  «Разговоры по телефону» очень эффективны для развиитя ролевого диалога и навыков общения.

- Создание проблемных ситуаций с целью обогащения содержания игры, передачи способов игры, формирования взаимодействия детей в игре.

- Совместная игра воспитателя с детьми на позиции «играющего партнера» или вступление педагога в игру дошкольников с целью «помешать» (дети хотят поехать на автобусе, а воспитатель говорит, что автобусы сегодня не ходят, что делать).

5. Все вышеперечисленные приемы должны применяться педагогом не только для развития игровых умений, но и для формирования положительных взаимоотношений в коллективе детей путем чтения литературы, создания проблемных ситуаций, разыгрывание этюдов, игр-драматизаций нравственного содержания. Воспитатель не со стороны должен говорить «так нельзя делать», «пожалей» и т.д., а показывать пути разрешения конфликтов, эмоциональную заинтересованность деятельностью, переживаниями другого человека, специально создавать определенные ситуации общения. Необходимо совместно обсуждать ход игры, вспоминая те или иные ситуации общения. Беседуя с ребёнком старшего дошкольного возраста о его поведении, действуя на его сознание, воспитателю необходимо приводить в пример любимых героев, людей, которым ребёнок подражает.

6. Для того чтобы  сориентировать детей на выслушивание друг друга, очень эффективна игра-придумывание совместного рассказа, сказки на определенную тему. По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события стимулировать детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием. С этой целью включить детей в игру.

7. С застенчивыми, малоактивными детьми требуется индивидуальная работа. Особенно трудно понять ребёнка, у которого застенчивость маскируется шалостями, заторможенность порой переходит в излишнее возбуждение. Застенчивость часто происходит от болезненного самолюбия, отсюда излишняя обидчивость и иногда даже агрессивность. По мере того, как ребёнок приобретает веру в свои силы, он избавляется от этих недостатков. Чтобы помочь малоактивному ребёнку войти в детский коллектив, воспитатель должен найти ему подходящего товарища, подобрать роль в коллективной игре, помочь хорошо её выполнить и тем завоевать признание товарищей. Вначале такому ребёнку предлагается интересная, но несложная роль, которая не требует организаторских умений, например, стать почтальоном или кассиром, но постепенно такого ребёнка следует привлекать и к более сложным ролям. Воспитатель должен стараться поддерживать его инициативу, всячески одобрить его, повысить его авторитет.

8. В период дошкольного детства взрослый является для ребенка непререкаемым авторитетом. На многие предметы и явления окружающей жизни дети смотрят глазами взрослых, перенимая их взгляды и оценки. Все, что взрослый оценивает отрицательно, - дети считают плохим, то, что положительно - хорошим. Поэтому использование оценок с целью корректирования поведения детей требует от воспитателя тщательного анализа ситуации, выявления мотивов детских поступков, а также знания.

9. Работа показала, что в творческой игре у детей активных, инициативных, общительных легче воспитать навыки коллективной жизни, поэтому их необходимо привлекать к помощи. Это достигается тогда, когда у воспитателя установлен тесный контакт воспитателя с этими детьми.

10. К работе по развитию взаимоотношений между детьми необходимо привлекать и родителей. Очень важны индивидуальные беседы с родителями, дети которых относятся к «неблагополучным» социальным группам. В ходе данных бесед выясняются причины излишней застенчивости или агрессивности, даются рекомендации по преодолению данных качеств. Кроме этого всем родителям необходимо объяснить роль игры в развитии ребенка, в том числе и в развитии навыков коллективизма, навыков общения и правильного поведения, провести с этой целью различные консультации, тренинги, семинары и т.д.

Заключение.

Именно в дошкольном периоде находятся истоки формирования личности человека. Группа детского сада для большинства детей является первой организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка его первые отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива. Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей - все это представляет исключительный интерес для исследователей (ученых).

Многие исследователи (Д.Б. Эльконин, Л.С.Выготский, А.П. Усова, Т.А.Репина, Д.В.Менджерицкая, С.Л.Новоселева и др.) указывали на влияние сюжетно-ролевой  игры в развитие взаимоотношений детей, т.к. игра – самостоятельная коллективная  деятельность дошкольников. В игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность ребёнка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных взаимоотношений. Если ребёнок увлечён своим замыслом, своей ролью, игровые взаимоотношения побеждают. Если же он равнодушен к игре, наблюдается другая картина: роль мало влияет на его поведение, его взаимоотношения с товарищами.

                  В результате подтвердилось и наше предположение о том, что в сюжетно-ролевых играх очень ярко проявляются  взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и, следовательно, педагог при косвенном и прямом участии может повлиять на коррекцию и дальнейшее развитие этих отношений в процессе организации сюжетно-ролевых игр. Но следует помнить, что старшие дошкольники еще не всегда сами могут придумать сюжет игры, длительное время развивать его. Бедность и примитивность игры отражаются  на коммуникативном развитии детей. Дошкольники, не умеющие играть, не способны содержательно общаться, заниматься совместной деятельностью, не умеют продуктивно разрешать возникающие конфликты. В результате нарастают проявления агрессивности, отчужденности, враждебности по отношению к сверстникам.

Поэтому воспитатель должен помочь разнообразить игру, включать в нее новые сюжетные линии и новых действующих лиц. Высокий уровень игрового творчества, богатое содержание игр, сплочённый общими интересами коллектив - всё это достигается благодаря длительной вдумчивой работе педагогов. Можно выделить два взаимосвязанных пути формирования детского коллектива:

• через игровой образ;

• через выполнение принятых в группе норм поведения.

С одной стороны, в игре проявляется культура поведения, воспитанная у детей вне игры. С другой стороны, увлекательное содержание детских игр способствует развитию дружеских чувств, сплачивает детей. Такое единство игровых и реальных взаимоотношений помогает создать нравственную направленность поведения детей.

Для того чтобы все дети чувствовали себя в группе комфортно, необходимы следующие условия: создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада; гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства ею. И тогда, сюжетно-ролевая игра станет действенным средством развития доброжелательности,  навыков правильного поведения, умения проникнуться переживаниями товарищей, сдерживать себя и своих товарищей, если их поступки мешают коллективу, средством воспитания чувства ответственности перед коллективом за выполнение любой роли, взятой на себя, даже если эта роль не ведущая, а второстепенная. Развитие вышеперечисленных навыков и умений у детей позволит создать в группе  настоящий  коллектив, повысит статус каждого ребенка в данном коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музей как средство оптимизации взаимоотношений родителей и детей старшего дошкольного возраста.

Обогащение содержания семейного досуга способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает улучшение взаимопонимания между ее членами и, особенно между...

обобщение опыта работы "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников (детей старшего дошкольного возраста)"

Уважаемые коллеги! представляю вам опыт работы по теме "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников" с презентацией....

обобщение опыта работы "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников (детей старшего дошкольного возраста)"

Уважаемые коллеги! представляю вам опыт работы по теме "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников" с презентацией....

Методические рекомендации «Формирование сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста»

Ни для кого не секрет, что игра в детском саду – ведущий вид деятельности, создающий особую среду, в которой ребенок может реализовать свои интересы и потребности. Но как создать такую творческу...

Формирование сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации посвящены вопросам эффективной организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО....

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...

Опыт "Использование народных игр Белгородской области как средства формирования доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание) "

В настоящее время в нашей стране активно происходит процесс качественного обновления образования. Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоят...