Умелые пальчики
методическая разработка на тему
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики, творческих способностей, воображения...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelye_palchiki.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к программе дополнительного образования по развитию мелкой моторики
«Умелые пальчики»
Дошкольный возраст – период интенсивного формирования всех органов и систем организма. Именно в дошкольном возрасте формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития. Двигательное развитие часто рассматривается как одна из составляющих физической готовности ребенка к школе. Чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы быстро не уставал при письме, мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика. Еще Сухомлинский писал, сто истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Одной из составляющих готовности ребенка к школе является также развитие зрительно-двигательной координации. Ребенку в процессе учебы часто необходимо одновременно смотреть на предмет и списывать или срисовывать то, что в данный момент рассматривает. Потому-то важны согласованные действия руки и глаза, при этом важно, чтобы пальцы «слышали» ту информацию, которую им дает глаз. Таким образом, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки детей к школе. В школе, на первом этапе обучения, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается «зеркальное» письмо; ребенок не различает «лево-право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, анатомического восприятия речи, зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоении программы первого класса и вызывает необходимость разработки дополнительной программы. Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребенка писать. Этот процесс длительный и непростой. На занятиях мы имеем возможность, не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки руки дошкольника к письму. Он включает в себя следующие общие для всех возрастных групп задачи: укрепление руки, улучшение координации движений;? усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы,? корпуса, рук, тетради (прописи), ручки в руке; совершенствование способности к зрительному восприятию форм;? умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма;? поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлеченного мышления? детей; снижение психологической нагрузки ребенка.? Программа «Умелые пальчики» разработана с учетом примерной общеобразовательной Программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в нетрадиционном подходе к организации совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и представляет собой систему работы по развитию движений пальцев рук ребенка, подготовки руки непосредственно к школьному письму через систему специальных упражнений.
Умелые пальчики
Для развития речи детей особое значение имеет усвоение ими родного языка, формирование речи, развитие речи осуществляется во всех видах деятельности детей и является необходимой частью коррекционно-воспитательной работы для детей с нарушением зрения.
В процессе труда часто возникала необходимость объяснить что-то друг другу. Первой формой общения людей были жесты. Особенно велика здесь была роль руки. Позже жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляцией. Эта связь дает о себе знать и в наше время.
В процессе труда произошло еще одно событие: все более совершенствовались тонкие движения пальцев рук, в связи с этим происходило усложнение строения мозга, и увеличивалась площадь двигательной проекции руки в человеческом мозге. Так развитие функции руки и речи шло параллельно.
Аналогично этому идет ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Сопоставляя данные исследований ученых, можно прийти к выводу, что, готовя ребенка к речи, надо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и пальцы рук, а также помнить то, что кисть руки надо отнести к речевому аппарату, двигательную, же проекцию кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.
Актуальность программы. Эта тема актуальна, так как доказано, что «влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно, только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области». Отсюда большое значение придается использованию этого факта в работе с детьми, у которых нарушена речь.
На современном этапе рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. При ряде речевых нарушений у детей наблюдается выраженная в разной степени моторная недостаточность и соответственно отклонения в движениях пальцев рук. В системе работы по обучению и воспитанию таких детей нужно предусматривать усиленную коррекционную деятельность.
Проблема. Нормальное развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению, а ее недостаточное развитие негативно сказывается в учебном процессе. Однако, как правило, развитию мелкой моторики уделяется очень мало времени на занятиях, а задания как правило однотипны и скучны.
Цель: Формирование у детей умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов. Коррекция недоразвития речи у дошкольников путем развития мелкой моторики. Формирование координации, силы тонких движений, навыка выполнения действий с предметами. Подготовка к обучению в школе, в том числе, к письму.
Задачи:
- развитие пальчиковой моторики, используя серии последовательных движений, которые развивают и совершенствуют произвольное внимание и автоматизацию действий.
- усложнение заданий за счет увеличения числа переключений и ускорения ритма.
- выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов.
- Развитие способности лучшей ориентации в условиях пространства листа бумаги и подготовки руки к письму.
Методы: определяются в соответствии с целью и задачами. Применялись эмпирические (изучение документации на ребенка, наблюдение за детьми, эксперимент, процесс обучения и воспитания по разработанной системе) и статистические (обработка материалов) методы.
Теоретическая значимость определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления по данной проблеме, установить взаимосвязь особенностей развития мелкой моторики и развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста.
Принципы реализации программы
- Принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий
- Принцип доступности заданий
- Принцип систематичности знаний, предусматривающий определенную частоту занятий; желательно не менее двух раз в неделю
- Принцип закрепления усвоенного с привлечением родителей
Механизм реализации программы:
Работа по формированию умелости в дошкольном возрасте может быть очень многообразной и разносторонней. Ее можно организовать в различных направлениях.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость.
- Запускать пальцами мелкие волчки.
- Разминать пальцами пластилин, глину.
- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).
- Делать мягкие кулачки, которые можно разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы. И крепкие кулачки, которые не разожмешь.
- Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу то медленно, то быстро. Упражнение проводить как левой, так и правой рукой.
- Показать отдельно только один какой – то палец, потом два, три и т. д.
- Махать в воздухе только пальцами.
- Кистями рук делать «фонарики»
- Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
- Собирать все пальцы в щепотку.
- Нанизывать крупные пуговицы, бусинки, шарики на нитку.
- Наматывать тонкую проволоку на пальчик.
- Завязывать узлы на веревке, шнурке.
- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки; закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
- Закручивать шурупы, гайки.
- Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
- Складывание матрешек.
- Игры с песком, водой.
- Резать ножницами.
- Рисование в воздухе.
- Мять руками поролоновые шарики, губку.
- Рисовать, раскрашивать, штриховать.
- Перекладывание мелких предметов с места на место, причем по очереди выбирая треугольники, квадраты, полоски.
- Преставление палочек в доске с отверстиями.
- Сжимание – разжимание пальцев в кулак правой и левой рукой одновременно и по очереди.
- Сжимание обеими руками мелких резиновых мячей - большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.
- Круговые движения кистями.
- Отведение – приведение пальцев.
- Сжимание ластика разными пальцами.
- Соприкосновение концов пальцев разноименных рук с открытыми и закрытыми глазами. Касание указательным пальцем правой руки всех пальцев по очереди. Затем другими пальцами тоже самое. Темп, сила и надавливание разные.
- Руки в замок – круговые движения влево – вправо, вперед – назад.
- Постукивания пальцами рук по столу попеременно- большого до мизинца и в обратном направлении.
- Перекладывание мячей разного диаметра.
- Пальцы в замок. Попеременное сгибание и разгибание пальцев.
- Исходное положение – сидя или стоя, ладони вместе, пальцы переплетены. Сгибание и разгибание кистей в лучезапястных суставах.
- Сжимание и разжимание пальцев в кулак с разворотом рук наружу.
- Перекатывание в пальцах карандаша.
- Держать и передавать между пальцами теннисный шарик.
Различные виды деятельности дошкольников требуют участия обеих рук. Выполняя упражнения правой и левой рукой поочередно, стимулируется развитие обеих рук. Проводятся упражнения общего характера, включенные в различные виды деятельности:
- Конструирование из кубиков домиков, башен и т. п., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.
- Раскладывание и складывание разборных игрушек.
- Составление предметных разрезных картинок.
- Складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений, букв.
- Обведение контуров предметных изображений.
- Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.
- Вырезывание цветных полосок, фигурок.
- Наматывание ниток на катушку, клубок.
- Застегивание, расстегивание пуговиц; шнуровка.
- Работа с пластилином.
- Работа с мозаикой.
- Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.
- Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак – ладонь –ребро.
- Поочередная смена положений рук: левая рука – кулак, правая – ладонь; затем наоборот.
Ожидаемые результаты: совершенствование моторики, развитие конструктивной деятельности, следовательно, происходит развитие всех психических функций. Работа по развитию мелкой моторики, способствует речевому развитию, что, в конечном счете, позволит успешнее подготовить детей к школе.
План работы для старшей группы
Сентябрь
Тема: Я – человек
- «Кто это?» - обрывание лишней бумаги по контуру фигуры человека (из частей), выкладывание и наклеивание.
- «Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками фигуры человека по контуру.
- «Поможем бабушке» - сортировка гороха и перловки.
- «Мост через ручеёк и речку» - обрывание узких и широких полосок бумаги от большого листа.
Октябрь
Тема : Осень. Овощи. Фрукты
- «Красивые листочки» - обводка трафаретов листьев клёна, дуба, штриховка и раскрашивание по устной инструкции.
- «Собираем урожай» - лепка овощей.
Тема : Птицы
- «Это птицы» - выкладывание пластилиновыми жгутиками птицы по контуру.
- «Кто спрятался в комочке?» - разглаживание смятых трафаретов птиц из альбомной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием.
- «Лебеди» - занятие по развитию зрительного восприятия и мелкой моторики
рук.
Ноябрь
Тема: Орудия труда
- «Орудия труда» - обрывание лишней бумаги по контуру (топор, лопата, молоток ).
- «Удобный инструмент» - обматывание палочки ( «ручки инструмента») ниткой.
Тема: Одежда и обувь
- «Ножницы потерялись» - обрывание лишней бумаги у контурных изображений предметов одежды.
- «Маленький модельер» - конструирование предметов одежды из геометрических форм.
Декабрь
Тема: Город, транспорт
- «Строители» - выложить дом из палочек с заданным количеством этажей (3, 4, 5 )
- «Сборка грузовика» - заготовка геометрических фигур методом обрывания из бумаги (2 прямоугольника, квадрат, 3 кружка), выкладывание грузовика и наклеивание
Тема: Зимний лес. Дикие животные
- «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета ёлки, штриховка слева направо, справа налево.
- «Кто это?» - определение на ощупь, с предварительным рассматриванием, какие дикие животные изображены на плоскостных трафаретах, объём которых заполнен гречневой крупой.
Январь
Тема : Дикие животные и их детёныши
- «Картинки из яичной скорлупы» - измельчение яичной скорлупы и заполнение объёма трафарета зайца, медвежонка по методу цветной мозаики.
- «Разрезанные картинки» - сложить картинку дикого животного из 6-8 частей.
3. «Мышиное царство» - занятие по развитию мелкой моторики рук.
Тема : Домашние животные
- «Маленький конструктор» - выкладывание котёнка, щенка, поросёнка из готовых геометрических фигур ( из цветной бумаги).
- «Узнай, кто это?» - после предварительного рассматривания определение на ощупь, фигурок домашних животных, изображенных на плоскостных трафаретах.
Февраль
Тема: Семья
- «Одежда для куклы» - обводка трафаретов юбки и блузки, вырезание по контуру и заполнение объёма по методу цветной мозаики.
- «Иллюстрация к сказке «Три медведя» - выкладывание из спичек по контуру стульев для Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки.
Тема: Профессии
- «Фармацевт» - заготовка и расфасовка таблеток ( отщипнуть от пластилина комочек и придавить его на бумажную полоску).
- «Ткач» - плетение коврика из полосок цветной бумаги.
Март
Тема : Весна
- «Корм для птиц» - сортировка гречки, риса и семечек подсолнуха.
- «Волшебная капелька» - пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи.
Тема: Игрушки
- «Чудеса из бумаги» - изготовление игрушек методом оригами.
- «Чудесный мешочек» - после предварительного рассматривания определение на ощупь игрушки и материала, из которого она сделана.
Апрель
Тема : Одежда и обувь
- «Ловкие пальчики» - зашнуровать сапожок и завязать бантик.
- «Красивый сарафан в белый горох» - приклеить белые кружочки по всему цветному трафарету сарафана.
Тема: Птицы встречают весну
- «Птица с птенчиком» - обвести трафареты птицы и птенца ( большой и поменьше ) и заполнить объём клочками цветной бумаги по методу цветной мозаики.
- «Домик для скворца» - выкладывание из палочек по принципу « колодца».
Май
Тема : Весна. Труд весной
- «Ножницы потерялись» - изготовление трафаретов орудий труда из бумаги методом обрывания излишков по контуру.
- «Разрезные картинки» - сложить картинку с изображением трактора, разрезанную на 8 частей.
- «Посадка фасоли» - от белого или коричневого куска пластилина отщипнуть комочек, «посадить» на «вспаханную землю» в огороде и придавить.
- «Доски для забора» - заготовка «досок» для забора из бумаги методом обрывания излишков по контуру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект" Умелые пальчики".
В проекте отражается система работы по развитию мелкой моторики детей младшего возраста через пальчиковые игры:анализ внешней и внутренней среды, актуальность проблемы, цели и задачи проекта, схема из...
Кружок "Умелые пальчики"
Мой кружок создан для достижения таких целей как : развитие мелкой моторики, развитие памяти, развитие речи, обогощение словаря, обучение детей сочетать движения с текстом, развитие творческих способн...
работа по развитию мелкой моторики "Мои умелые пальчики"
Итоговая работа по теме самообразование: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста". В конспекте размещены упражнения способствующие развитию мелкой моторики такие как - пальчиковые гимна...
План работы кружка "Умелые пальчики"
План работы кружка «Умелые пальчики»...
"Умелые пальчики" программа дополнительного образования.
по направлению: «Познавательно-речевое развитие»Образовательная область «Коммуникация» для детей 4-5лет (средняя группа). Развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию ре...
Информационно-практический проект для детей и родителей I младшей группы «Наши умелые пальчики»
Цель проекта: развивать мелкую моторику пальцев рук воспитанников.Участники проекта: дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.Тип проекта: информационно-практически...