дополнительная образовательная программа "Пайгоня"
рабочая программа (младшая группа) на тему
Дополнительная образовательная программа "Пайгоня"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programm_paygonya.docx | 32.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа «Пайгоня»
Нормативно-правовой аспект программы.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
• в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования, за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
• в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением правительства Российской Федерации от 7 марта 1995г. № 233, и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26. п. 2).
Содержание дополнительных образовательных программ.
Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
• обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
• формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
• интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
• формирование человека и гражданина интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
• воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества;
Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
Пояснительная записка
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно, в том числе и мордовский национальный фольклор.
Знакомство с фольклором нужно начинать в дошкольном возрасте, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что:
- фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
- мордовский народный фольклор – универсальное средство введения детей в традицию мордовской национальной культуры;
- фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в фольклоре (играх, музыке, сказках и т. д, транслирует вечные нравственные ценности, задаёт ребёнку надёжные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до маленького человека высокие нравственные идеалы.
- фольклор, как неиссякаемый источник устного народного творчества дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения дошкольников, помогает решить задачи поликультурного, нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения;
- фольклор одно из средств познания родного языка. А родной язык, являясь одновременно и методом и источником умственного и социально-нравственного воспитания, формирует ребенка как личность.
Произведения устного народного творчества сопровождают ребенка с первых дней жизни: перед ним раскрываются незабываемые образы фольклорных произведений, поэтические картины природы, выразительность и меткость языка, красота художественного слова.
Любовь к родному слову, воспитанная в дошкольном детстве, постепенно перерастает в любовь к литературе и искусству, которая сопровождает человека всю жизнь.
Рабочая программа кружка «Пайгоня» направлена на познавательное развитие и социально-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Причиной, побудившей углубленно заняться изучением фольклорных форм послужило то, что в семье этой теме не уделяется достаточного внимания. Это было выяснено через анкетирование родителей, через частные беседы с родителями и детьми, наблюдениями в повседневной жизни.
Реализация настоящей программы требует от педагога особенных личностных качеств: развитого чувства ответственности, терпения, быстрой ориентировки в ситуации, способности увлечь и заинтересовать детей, найти нестандартное решение проблем и индивидуальный подход к воспитанникам.
Цель: познакомить детей младшего дошкольного возраста с мордовским фольклором, привить любовь к нему, сформировать чувство самоуважения, и уважения к мордовской национальной культуре, к культуре народов, населяющих республику, развитие творческих способностей у детей.
Задачи:
Образовательные:
- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
- обеспечить знание традиционного мордовского поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;
Воспитательные:
- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;
- формировать национальное самосознание детей, уважение к своему народу;
Развивающие:
- развивать творческие способности учащихся;
-развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
Педагогическая целесообразность программы «Пайгоня» состоит в углублении знаний о разнообразных фольклорных формах, развитии памяти, эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста. Данная рабочая программа предполагает, что младшие дошкольники более глубоко и осознанно будут знакомиться с мордовским народным творчеством: потешками, прибаутками, колыбельными песенками, загадками, сказками, играми; учиться различать фольклорные жанры.
Возраст детей: 3-4 года
Сроки реализации программы: 1 учебный год
Режим занятий: 1 раз в неделю по 15 мин.
В работе с дошкольниками использовались следующие методы и приемы:
- словесные: беседа, чтение стихов, рассказов, малых форм фольклора, пересказ, рассказ, обсуждение, заучивание наизусть.
- наглядные: рассматривание произведений живописи и скульптуры, иллюстраций, картин, открыток, национальных костюмов, орнаментов по мотивам народного творчества.
- практические: игры, игровые ситуации, фольклорные праздники, экскурсии, имитация движений, постановка спектаклей, драматизация, слушание аудио-видео записи, продуктивная деятельность, выставки.
Условия реализации программы:
1. Специально организованная предметно-развивающая среда:
- специально оборудованные помещения (мини-музей, изба, музыкальный зал и физкультурный залы);
- музыкальные инструменты: бубен, трещотка, и т. д.;
- атрибуты для театрализованной деятельности (костюмы, маски, разнообразные виды театра, ширма).
- технические средства обучения: видео и аудиоаппаратура, наборы СD- и DVD дисков.
- национальные костюмы;
- игрушки (кукла в национальном костюме, деревянные игрушки народных мастеров, игрушки-забавы);
- народное творчество (вышивки, росписи, резьба по дереву);
- художественная литература мордовских писателей и поэтов, мордовский национальный фольклор;
2. Методическое обеспечение программы:
- демонстрационный и дидактический и материал;
- методические пособия и комплекты «Народное творчество - детям», «Народный костюм».
- методическая литература;
- конспекты непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям.
- конспекты сценариев праздников, развлечений.
Предполагаемые результаты реализации программы «Пайгоня»
1. Создание условий для ознакомления дошкольников с мордовским народным фольклором.
2. Внедрение новых форм работы с детьми.
3. Положительная динамика развития восприятия и усвоение устного творчества мордовского народа.
- воспитанники должны знать:
- детские жанры народно-песенного творчества (считалки, потешки, песни - игры, игры – загадки);
- виды хороводов (круг, ручеёк);
- стихи, рассказы, сказки мордовских авторов;
- песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки, прибаутки.
- элементы мордовского национального орнамента.
Дети умеют:
- обыгрывать образы героев в песнях и играх;
- исполнять песни, потешки, выполнять игровые, хороводные движения;
-выполнять элементарные плясовые движения (ходить по кругу, притопывая);
- использовать элементы народной культуры в повседневной жизни.
4. Совершенствуются коммуникативно-речевые навыки детей.
5. Повышается познавательная активность и творческие интересы детей.
Перспективное планирование
Октябрь
1. | Экскурсия в мордовскую избу | Воспитывать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства. | |
2. | Познакомить детей с мордовской игрой «Нумолняса» («В зайчиков») | Научить детей играть в мордовскую народную подвижную игру «Нумолняса» | |
3. | Знакомство с мордовской народной игрушкой: птичкой-свистулькой, стилизованной матрешкой-мордовочкой» | Вызывать у детей эмоциональный отклик на яркость цветовых образов и оригинальность форм этих изделий. Рассказать о костюме мордовочки. | |
4. | Декоративная аппликация. Украшение салфетки мордовским орнаментом». | Воспитывать интерес к аппликации по мотивам мордовского орнамента. Учить составлять узоры из геометрических фигур. Учить накладывать одну деталь на другую, получать простейшие композиции узоров. |
Ноябрь
1. | Чтение стихотворения А.Ежова «Мастер» | Побуждать у детей желание слушать данное стихотворение и эмоционально его воспроизводить; помочь в овладении отдельных слов и фраз из стихотворения. |
2. | «Урнякс» (В белочек) | Научить детей играть в мордовскую народную подвижную игру «Урнякс». Развивать двигательную активность детей, координацию движения. |
3. | Заучивание наизусть стихотворения Ф. Бобылева «Хитрая морковка» | Помочь детям запомнить стихотворение; учить рассказывать его интонационно выразительно, формировать положительное отношение к поэзии. |
4. | «Кукла Татю засыпай!» Познакомить детей с колыбельными песенками. | Рассказать о значении колыбельной песни в народе. «Заучивание колыбельной песенки «Ай баву, баву, баву…» |
Декабрь
1. | Чтение сказки «Благодарный медведь» | Учить внимательно слушать народные сказки, побуждать проговаривать некоторые мордовские слова, формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя. |
2. | Прибаутка «Ай. козочка, козочка…» | Познакомить детей с прибаутками. Рассказать, для чего их использовали в жизни. Заучить прибаутку наизусть. |
3. | Дидактическаяигра «Няканя» («Куколка») | Развивать мелкую моторику руки пальцев руки, сосредоточенность; воспитывать любовь и уважение к национальным традициям мордовского народа. |
4. | Чтение сказки «Пугливая мышь» | Учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования. |
5. | Аппликация «Флажок» | Познакомить с государственным флагом Мордовии, развивать эстетическое отношение к флагу, любовь и гордость за свой край. |
Январь
1. | ||
2. | Чтение сказки «Кто виноват?» | Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки, учить понимать и оценивать характер и поступки героев, подвести к пониманию жанровых особенностей сказки. |
3. | Разучивание мордовской народной игры «Мацикс да врьгазкс» («В гусей и волка») | Постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений. |
4. | Экскурсия в мордовскую избу | Воспитывать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства. |
Февраль
1. | Рассказывание рассказа П.Макшанцева «Сорока-воровка» | Пробуждать у детей желание слушать сказки мордовских авторов. | |
2. | Музыкальный фольклор. Слушание песни «Ай, катоня, катоня» (Ой, кошечка, кошечка) | Развивать внимание, эмоциональную отзывчивость на мордовскую музыку разного характера и содержания. | |
3. | Папин день. «Рубаха для папы» | Побуждать желание детей делать приятное своим родителям. Украшаем мордовским узором рубашку для папы. | |
4. | Потешка «Ай ацици, ацици». | Вызвать у детей радость от слушания потешки, поощрять попытки малышей проговаривать слова |
Март
1. | Чтение сказки «Луна и солнышко» | Развивать умение слушать и отвечать на простейшие вопросы воспитателя. |
2. | Сарафан для мамы. Аппликация | Учить получать простейшие комбинации узоров из подготовленных форм. |
3. | Мордовские подвижные игры | Совершенствовать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением. Формировать желание перевоплощаться в какой-либо образ. Побуждать принимать участие в игре. |
4. | «Нюрямня» («Колыбельная»). Слушаем колыбельную песенку. | Прослушивание колыбельных песен на CD. Использование имитационных приемов «укачивание младенца». |
Апрель
1. | Волшебный сундучок с загадками | Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. | |
2. | Чтение сказки «Мышка» | Развивать умение детей слушать мордовские народные сказки. | |
3. | Зажжем разноцветные огоньки. Аппликация. | Продолжать учить наклеивать готовые формы, любоваться своей работой. Создать праздничное настроение. | |
4. | Музыкальный фольклор. Слушание песни «Нармоннят, нармоннят». (Птички, птички). | Подводить к исполнению образных движений. Повышать интерес к музыке в процессе шумовых инструментов. |
Май
1. | Чтение рассказа П. Макшанцева «Вкусная малина» | Воспитывать у детей умение слушать художественные произведения, оценивать некоторые доступные их пониманию действия персонажей, умение слушать один и тот же сюжет в сокращенном и полном вариантах. | |
2. | Колыбельная песенка: «Баю, баю, баиньки…» | Вызывать желание слушать мордовскую колыбельную, наблюдая за действиями педагога. Сделать общение с детьми радостным, понятным и необходимым. Заинтересовать детей действиями педагога с мягкой игрушкой. Побуждать их включаться в игру, предложенную взрослым. Развивать эмоциональную отзывчивость. | |
3. | Заучивание стихотворения П. Макшанцева «Огородник» | Продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание поэтического текста; помочь детям запомнить стихотворение. | |
4. | Экскурсия в мордовскую избу. Итоговое занятие с чаепитием. | Воспитывать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства. |
Список используемой литературы
1. Алешина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом», М. 1998г.
2. Богатеева З.А. «Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду», 1982 г.
3. Бояркин Н.И. «Мордовское народное музыкальное искусство», 1983 г.
4. Исайкина А.И. Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях РМ. Программа и методические рекомендации/Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр» культур финно- угорских народов» ; МО РМ, МРИО,- Саранск, 2007.
5. «Мордовские народные игры» // Методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений, / Сост. А.И.Исайкина.— Саранск, 1993
6. «Мордовский народный костюм» (альбом, 1990 г.)
7. «Мордовские народные сказки (сост. Самородов К.Т., 1978 г.)
8. «Народные сказки» (сост. Т.С. Борисова, 1996 г.)
9. Хрестоматия к программе «Валдоня» (Светлячок). Пособие для дошкольных образовательных учреждений РМ/ Авт. - сост. Е. Н. Киркина. /-Саранск, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»
laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...
Московсковский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам в 2017/2018 учебном году
Материал для воспитателей...
Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программа 2017-2018 учебном году.
Методические пособия для детей по ПДД...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка ») разработана с учётом Основной образовательной программы Муниципального автономного дошкольного образовательно
Дополнительная образовательная программахудожественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка »)разработана ...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...