Эссе "Я - педагог"
статья на тему

Карева Елена Алексеевна

В эссе описаны рассуждения автора по поводу мотивов выбора профессии учителя-дефектолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе "Я - педагог"18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я – педагог»

Мир "особого ребенка
Интересен и пуглив.
Мир "особого" ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир "особого" ребенка -
Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир "особого" ребенка -
Он закрыт от глаз чужих.
Мир "особого" ребенка
Допускает лишь своих!
                     (Калиман Н.)

Каждый человек хотя бы раз в жизни задаёт себе вопрос:  «Правильно ли я выбрал для себя профессию? Не жалею ли о своем выборе?». И, конечно же, у каждого человека ответ будет разным. Разным будет и путь к профессии, кто то выберет профессию сразу после школы, а другие  будут идти к ней долгим путем. Так случилось и в моей жизни.

 К профессии учителя-дефектолога я пришла не сразу. Мне повезло, где бы я ни училась, везде встречались на пути замечательные преподаватели, которые, помимо знаний, заложили интерес, уважение и ответственное отношение к тому делу, которым занимаешься.  После школы поступила в Нарьян-марское педагогическое училище им. Выучейского, именно педучилище и его преподаватели заложили тот фундамент, на котором строилась вся моя дальнейшая педагогическая деятельность. Несколько лет проработала воспитателем ДОУ, затем заочно получила высшее образование по специальности «Дошкольная педагогика и психология» и стала работать педагогом-психологом. Как психологу мне часто приходилось  работать с детьми, имеющими особенности в развитии, и снова пришло понимание, что не хватает знаний, специальных знаний для работы с такими детьми. Уже получая дополнительное образование по специальности «Олигофренопедагогика» и проходя практику в одном из коррекционных детских садов г.Архангельска, поняла, что хочу работать с такими детьми.

 Есть замечательная фраза «Полюбите нас чёрненькими, а беленькими нас каждый полюбит» (слова знаменитого русского актера Михаила Семеновича Щепкина, ставшие крылатыми благодаря Н. В. Гоголю, который использовал их в своей поэме «Мертвые души»). Легко любить «без проблемного» ребенка, которого понимаешь, к которому легко найти подход. Любить особого ребенка труднее, зачастую мы педагоги не понимаем их, и поэтому боимся, сторонимся. Но дефектолог не ищет легких путей. Работая с детьми, имеющими различные нарушения в развитии, которым каждый новый шаг дается с большим трудом, я поняла, что именно люди моей профессии, как никто, умеют любить «черненьких», то есть принимать сложный детей такими, какие они есть.

Сказать, что учителю-дефектологу легко найти подход к каждому ребенку – значит сказать не правду. Это всегда очень сложно, сложно распознать проблему, отграничить ее от других, схожих проблем, выбрать тот путь, те методы и средства, которые помогут именно этому ребенку, потому что ко всем детям, даже имеющим схожие проблемы развития, нужен свой подход. Поэтому учитель-дефектолог, как крот, сначала роет, чтобы докопаться до сути проблемы, потом роет, среди множества методов и приемов, чтобы отобрать наиболее ценные для каждого конкретного ребенка, отбирает, сортирует и пробует новые сочетания.  Но мало подобрать правильные методы и приемы обучения и развития, важно, прежде всего, подобрать ниточку к сердцу «особого» ребенка, помочь ему открыться и довериться тебе, а через тебя - поверить в себя, поверить в свои возможности. Каждый учитель-дефектолог должен обладать чувством «оптимизма» - верить в положительный результат своего труда, в успех каждого ребенка. При этом важно обладать еще и чувством «реализма», самое страшное в профессии – разочарование, поэтому, необходимо реально оценивать возможности свои и ребенка, предвидеть тот реальный результат, которого можешь добиться, и радоваться каждому маленькому успеху, как огромному достижению!  

Важно также помнить, что «Один в поле не воин» - каким бы ни был профессионалом и ассом своего дела учитель-дефектолог, он не сможет в одиночку помочь ребенку. Ему нужна сплоченная команда единомышленников: родителей и педагогов, работающих с этим ребенком (воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель и т.д.). Учитель-дефектолог должен быть коммуникабельным и обладать организаторскими, координаторскими способностями, чтобы создать такую команду, в которой каждый  знает свою роль и понимает ее значимость и осознает свою ответственность.

Подводя краткий итог своему эссе, хотелось бы сказать, что в профессии учителя-дефектолога, словно крепкие корни векового дерева, сплелись воедино гуманность врача, мудрость педагога и прозорливость психолога. Весь мой педагогический путь к этой профессии был не напрасен, опыт работы воспитателем и психологом, опыт людей, которых я встречала на своем профессиональном пути -  является очень ценным для моей работы сегодня. И отвечая на вопрос, заданный вначале моего эссе «Правильно ли я выбрал для себя профессию? Не жалею ли о своем выборе?» - хочу ответить короткой фразой, Я ЛЮБЛЮ СВОЮ РАБОТУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...