Выступление на РМО
материал на тему
Выступление на районном методическм объединении на тему: "Коммуникативное развитие детей посредством патриотического воспитания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.67 КБ |
![]() | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного
возраста средствами патриотического воспитания»
2 слайд
Коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Это необходимо для того, чтобы ребенок был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста процесс довольно сложный и трудоемкий, но очень важный, ведь с развитием будет изменяться и его эмоциональная сфера, ребенок начинает сознавать и лучше контролировать свои эмоции.
Уже давно доказано, что ребенок становится человеком только в общении со взрослыми и сверстниками. Именно через общение он проходит инкультурацию и социализацию, становится представителем своего народа и культуры, а также учится соотносить свое поведение с действиями других людей, образуя вместе с ними единый общественный организм-социум. В процессах социально-культурного взаимодействия приобретают свою устойчивую форму нормы, ценности и институты той или иной культуры. Поэтому общение во всех своих формах, видах, типах наиболее полно раскрывает специфику человеческого общества.
3 слайд
Коммуникативное развитие является компонентом образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Данная область реализуется в 4 направлениях:
4 слайд
- социализация, развитие общения, нравственное воспитание;
- самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;
- формирование основ безопасной жизнедеятельности;
- ребенок в семье и обществе, патриотическое воспитание.
Остановимся подробнее на патриотическом направлении.
Проблема патриотического воспитания остро встает в современных условиях, когда все чаще появляются факты искажения исторической правды. Некоторые политики и историки пытаются подвергнуть сомнению значимость вклада советского народа в Победе во второй мировой войне. Под лозунгами переосмысления тех исторических событий некоторые авторы доходят до откровенной фальсификации.
5 слайд
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа.
Основной категорией общества, на которую нацелены попытки переписания истории, привития новых традиций и отбрасывания, устоявшихся моральных и этических ценностей, являются дети, которые подобно губке впитывают всю информацию. Как писал канцлер Германии Отто Фон Бисмарк: «Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но Русским можно привить лживые ценности и тогда они победят сами себя».
В настоящее время патриотическое воспитание является первостепенной задачей современного общества и представляет собой важный компонент социального заказа. Оно призвано формировать патриотическое сознание российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Перед нами воспитателями возникает ряд проблем, которые ставят вопрос, как организовать образовательный процесс, чтобы помочь ребенку овладеть основами коммуникативной компетентности детей, способствующей его успешной социализации, развитию культуры общения.
6 слайд
Начиная работу по изучению проблемы коммуникативного развития посредством патриотического воспитания, в первую
- Очередь изучила опыт коллег по данной теме.
- Осуществила обор и подбор методической литературы по данной теме;
Обозначила целый комплекс задач по изучению данной проблемы с помощью которых мы:
- воспитываем у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
- воспитываем уважение к труду;
-развиваем игровой опыт ребенка посредством коммуникации;
- воспитываем стремление к игровому общению со сверстниками;
- используем различные коммуникативные средства общения: образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные;
- развиваем интерес к русским традициям, любовь к культуре своего народа;
- воспитываем чувство гордости за свою Родину, за победу советского народа в Великой Отечественной войне;
- формируем чувство уважения и симпатии, доброжелательного отношения к людям разных национальностей;
- развиваем чувство толерантного отношения к людям Земли, миролюбия, умения жить в согласии с другими народами;
- развиваем эмоциональную отзывчивость, развиваем эмпатию по отношению к другим людям;
- развиваем умение договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
- сопереживать героям художественных произведений;
- стимулировать и поддерживать речевую активность каждого ребенка.
(Пауза) Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо искать нетрадиционные методы воздействия на ребенка – не скучные, назидательные, а естественно и гармонично наполняющие его мировоззрение. Поэтому, одним из наиболее эффективных методов коммуникативного развития считаю проектную деятельность, позволяющую создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Проектная деятельность является уникальным средством, позволяющим реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребенка.
Для решения поставленных задач мною были разработаны и реализованы следующие педагогические проекты: «Профессия – повар», «Мой город – Тарко-Сале», а также проект «Помню, горжусь».
- Также провела анализ индивидуального развития воспитанников, помогающий проследить динамику развития детей в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»,
- А также разработала картотеку игр направленную на развитие невербального общения.
7 слайд
В ходе реализации проектов мною были решенные многие задачи. На мой взгляд, очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным городом в том плане, что она воспитывает у ребенка любовь и привязанность к родному городу, улице, активизирует детей на речевую активность.
8 слайд
Вместе с ребятами мы совершили экскурсию к памятным местам нашего города. Так, например в рамках реализации проекта «Мой город – Тарко – Сале», мы побывали у памятника «Бородинскому хлебу», который находится на территории второй школы. Ребята познакомились с историческим фактом возникновения данного памятника. В основе, которой горькая судьба воина погибшего в Бородинской битве. Ребята с неподдельным интересом слушали рассказ, а затем некоторые поведали о нем родителям дома. Также дети узнали в честь кого названы улицы нашего города, и почему были они названы именами наших горожан. Кульминацией проекта стала игра – бродилка, изготовленная на основе карты нашего города. В игре ребята могут развивать свой игровой опыт посредством коммуникации.
9 слайд
Также мною был реализован проект «Профессия – повар», в ходе которого были решены следующие задачи: воспитание уважительного отношения к труду, воспитываем у ребенка любовь к детскому саду. Нас посетила мама одной воспитанниц и рассказывала о том, кто такой повар и в чем заключается ее работа, затем Людмила Николаевна пригласила нас в свою вотчину - пищеблок.
10 слайд
И мы вместе с удовольствием совершили экскурсию на кухню, познакомились с кухонной утварью, а также с процессом приготовления блюд.
11 слайд
Итоговым же мероприятием выступало веселое развлечение «Варись, Варись кашка», где ребята смогли поиграть в невербальные игры, которые помогают развивать образно-жестовые средства коммуникации. Суть таких игр заключается в активизации телесных чувств, условно их еще называют как сенсорно-двигательные игры. Сенсорно-двигательным играм присущи следующие черты: в их основе ритмически организованный текст (стихотворный и музыкально-певческий) и определённый целостный образ какого-либо действия или события. Содержание игр построено на ритмически выстроенных образных движениях, в которых представлены различные виды темпо-ритмов и контрастных ощущений: быстро-медленно, высоко-низко, громко-тихо. Жестово-двигательные игры построены на подражании ребенка выразительным действиям взрослого. Это могут быть отобразительные игры с повседневными сюжетами (умывание, одевание, зарядка, прогулка). В нашем случае, дети отображали действия повара на кухне, они на терке терли овощи, помешивали блюда, чистили картофель ну и так далее.
12 слайд
Следующим не менее интересным проектом, о котором мне хотелось рассказать, стал проект: «Помню, горжусь». В ходе реализации, которого были решены следующие задачи: воспитание чувства гордости за свою Родину, за победу русского народа в Великой Отечественной войне; развитие эмоциональной отзывчивости, развитие эмпатии по отношению к советскому солдату, его подвигу, развитие речевой активности детей, поддержка детской инициативы. В рамках реализации проекта дети просмотрели презентации, из которых они узнали о детях – героях ВОВ, Ребята обогатили свои знания о подвигах детей пионером, все эти подвиги глубоко запали в душу дошколятам. Некоторых девочек рассказы растрогали до слез. Один из воспитанников впоследствии летом вместе с семьей посетили музей в городе Минске, откуда роддом был герой ВОВ Марат Казей.
13 слайд
Вместе с ребятами мы совершили экскурсию к памятнику Воинам Пуровчанам и возложили цветы к обелиску. В дань уважения и почета погибшим во времена ВОВ.
14 слайд
Кульминацией проекта послужило создание альбома памяти: «Помним, гордимся», в котором, была помещена информация о предках наших воспитанников, которые сражались в годы ВОВ. Ребята с родителями подготовили информацию. Совместно мы ее структурировали и затем создали альбом, который с удовольствием рассматривали с ребятами, дети рассказывали о своих прадедушках и прабабушках, о их наградах и подвигах.
Вместе с тем, поставленные задачи старалась решать и в других видах детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту, а также в ходе других режимных моментах.
15 слайд
Так, например, мы с ребятами учились, драматизировали русские народные сказки. В ходе драматизации дети сопереживали героям сказки, учились оценивать поступки всех персонажей. В течение проходивших репетиций, ребята учились договариваться друг с другом, тесно взаимодействовали друг с другом. Дети старались более точно передать своего персонажа, интонационно передавая речь героя. Драматизация сказки позволила развить мимические способности ребят, что является необходимым условием развития коммуникативного общения.
16 слайд
Вместе с тем, в преддверии праздника «Дня защитника Отечества», дети и родители приняли активное участие в благотворительной акции «Посылка солдату». Совместно мы собрали три посылки военнослужащим Российской Армии. Помимо продуктов питания, ребята отправили солдатам свои рисунки и поздравительные открытки. Дети с большим интересом отнеслись к этой акции. Они делились своими впечатлениями друг с другом, обсуждали свои рисунки, и все как один в будущем собирались идти служить, в том числе и девочки нашей группы.
17 слайд
По истечении некоторого времени наши посылки достигли своих адресатов, и наши защитники отправили нам свои фотоотчет. Солдаты передали нам слова благодарности, а также обещания охранять нашу страну от врагов. В дальнейшем также планируем продолжать подобные акции, ведь они позволяют нам воспитывать у ребят чувство гордости за свою Родину, формировать уважение и симпатию к защитникам нашей Родины, а также знакомить с традициями празднования знаменательных событий.
18 слайд
По завершении своей работы, мною была создана картотека игр на развитие коммуникативных способностей по всем возрастам, которую я продолжаю активно использовать в своей повседневной работе.
В воспитательной работе по развитию коммуникативных качеств я применяла разнообразные дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольные игры. Все эти методы и приемы позволили более эффективно решить поставленные задачи. Целенаправленные педагогические приёмы позволяют развивать у воспитанников коммуникативные, речевые умения, культуру общения, познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.
19 слайд
Анализ результатов проведенной работы показал, что образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» повысилась, по сравнению с началом учебного года. На начало учебного года она составляла 89% и на конец года она составила 99%. Таким образом, можно говорить, о том, что организованная мною работа зарекомендовала себя как один из эффективных методов коммуникативного развития.
20 слайд
И, свое выступление хотелось бы закончить словами великого педагога Льва Семеновича Выготского:
Первоначальная функция речи - коммуникативная.
Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста включает в себя мотивацию на общение с окружающими, умение контактировать с ними и знание норм общения: навыки слушания собеседника, умение сопереживать и правильно разрешать конфликтные ситуации.
Социально-коммуникативное развитие Трудовое воспитание, самообслуживание, самостоятельность Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Патриотическое воспитание, ребенок в семье и в обществе. Формирование основ безопасной жизнедеятельности
«Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но русским можно привить лживые ценности и тогда они победят сами себя» Отто Фон Бисмарк
Экскурсия к памятнику Бородинского хлеба
Экскурсия на кухню Проект «Профессия – повар»
Развлечение «Поварята»
Экскурсия к памятнику «Вечный огонь» с возложением цветов
Альбом памяти «Помню. Горжусь»
Драматизация русских народных сказок
Благотворительная акция «Посылка солдату»
Посылки нашли своего адресата
Картотека игр по развитию невербального общения
Первоначальная функция речи - коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания. Л.С. Выготский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/16/picture-42147.jpg)
Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию
Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/08/picture-191232-1365449414.jpg)
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/11/picture-265148-1370948838.jpg)
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/11/picture-265186-1370956357.jpg)
Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)
Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/30/picture-638748-1432982119.jpg)
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/08/picture-752150-1454950404.jpg)
Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»
Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/28/picture-883928-1485594534.jpg)
Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».
Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....
- Мне нравится (1)