Сценарий мероприятия «Путешествие в страну прав и обязанностей»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Салиндер Александра Альбертовна
Цель: создание условий для формирования у младших школьников правовой культуры, развития интереса к изучению правовых вопросов. Задачи: воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям, показать младшим школьникам единство прав и обязанностей; подвести к понятию того, что все люди имеют равные права.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_prav_i_obyazannostey.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия

«Путешествие в страну прав и обязанностей»

Цель: создание условий для формирования у младших школьников правовой культуры, развития интереса к изучению правовых вопросов.

Задачи: воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям, показать младшим школьникам единство прав и обязанностей; подвести к понятию того, что все люди имеют равные права.

Целевая аудитория: дети младшего школьного возраста

Количество участников: 3 команды по 10 человек.

Оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, музыкальное сопровождение

Дидактические материалы: презентация по содержанию мероприятия,

фрагменты мультфильмов "Вовка в тридевятом царстве", «Чиполлино», "Нехочуха" или подборка иллюстраций к ним;

карточки с заданиями;

конверты с цветными буквами ЖИЗНЬ, УЧЕБА, ОТДЫХ, наборы картинок, иллюстрирующих эти права;

3 листа ватмана,

карандашный клей на каждую команду.

Рекомендации по проведению: сценарий можно использовать как для проведения самостоятельного мероприятия, так и в рамках программы по правовому воспитанию младших школьников.

Ход мероприятия:

Слайд 1.

- Добрый день юные граждане своей страны.

- Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие.

Представьте себе, что вы попали в страну, в которой ВСЁ МОЖНО - что хочешь, то и делай.

  ОТРЫВОК ИЗ М/Ф "ВОВКА В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ".        СТОП  ПАУЗА

- Как вы думаете, хорошо ли будет жить в такой стране? (Ответы детей: Да, здорово! Хочешь - гуляй, хочешь - играй. Можно в школу не ходить и т.п.)

- Да, с одной стороны, вроде бы хорошо.

А если кто-то захочет отнять у вас любимую игрушку, стукнуть, прогнать из дома или что-нибудь еще хуже? Ведь здесь всё можно. (Ответы детей). 

Педагог обобщает и подводит детей к мысли:

- Комфортно ли нам будет жить в такой стране?

- Нет, в такой стране мы не будем чувствовать себя в безопасности!

- А если в какой-нибудь стране НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ? Нельзя гулять, играть, читать, спать, смеяться и т.д.

ОТРЫВОК ИЗ М/Ф «ЧИПОЛИНО»   СТОП  ПАУЗА

Слайд1

- Понравится ли нам жить в такой стране? (ответы детей)

- Нет, в такой стране нам тоже не понравится жить! Нельзя быть счастливыми в бесправном государстве!

- А в каком же государстве мы можем чувствовать себя В БЕЗОПАСНОСТИ? (Ответы детей).

- Правильно! В государстве, где есть ПРАВА и ЗАКОН, который эти права охраняет.

Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

Поэтому они все написали Закон и привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

Слайд 2

Мы отправляемся в путешествие по стране прав и обязанностей.

Давайте знакомиться, команда Приобской СОШ, капитан бежит ко мне, аплодисменты. Команда Приобской НОШ, капитан присоединяется к нам, аплодисменты. Команда «Дома детского творчества «Новое поколение», капитан спешит к нам, аплодисменты.

Я не зря пригласила капитанов команд, мы сейчас произведем жеребьевку, ваша задача достать шарик, какого цвета вам достанется шарик, такого цвета вы берете карточки для записи ответов и возвращаетесь в свои команды.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

А кто же будет считать баллы? Конечно уважаемое жюри, те, кто сегодня вместе с командами пришли на игру (представление жюри)

Познакомимся с правилами игры:

Звучит вопрос, вы командой обсуждаете и пишете вариант ответа на карточки, ответ отдаете жюри,  на выполнение задания дается 1, 2 минуты.

Если команда будет громко обсуждать ответ,  или пользоваться домашними заготовками, телефонами, ответ не засчитывается и снимается штрафной балл.

Уважаемые игроки, телефоны поставьте на беззвучный режим.  

Правила понятны, вопросы есть? Отправляемся в путешествие!

Слайд № 3

Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.

Обязанности и права, ты должен знать как дважды – два.

В наш, бурный, XXI век, культурный,

Здравый человек осмыслить должен

Для чего он на Земле живёт давно.

Давай представим, ты растёшь…

Учиться лет с шести пойдёшь

Окончишь, скажем, ты Лицей,

Перед тобою сто путей

И право чем тебе заняться,

Ты сможешь выбрать постараться.

С ребятами спорили мы много раз,

Ведь есть же закон в поддержку для нас.

Конвенция о правах ребенка вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года. В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.

Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному осуществлению и защите.

ВОПРОС:      Какие основные требования прописаны в Конвенции о ребенке?

Слайд № 4

ОТВЕТ: Выживание, развитие, защита прав и активное участие в жизни общества

ВОПРОС:      Так что же такое ПРАВО  ЧЕЛОВЕКА. 

Слайд № 5

ОТВЕТ:   Права - это нормы, правила поведения, которые регулируют отношения между людьми.

ВОПРОС:     Кем устанавливаются и охраняются права?

Слайд № 6

ОТВЕТ:     Права устанавливаются и охраняются государством.

ВОПРОС:    Какие права вы знаете? (Ответы детей).

Слайд № 7

ОТВЕТ: У каждого человека есть право на жизнь, семью, свободу, образование, охрану здоровья и другие.

ВОПРОС: Какие права ребенок имеет с рождения?

Слайд № 8

ОТВЕТ: Право на гражданство, на имя отчество и фамилию, жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.

- А теперь представьте, что мы с вами перенеслись в сказочную страну с названием "НЕХОЧУХИЯ". 

Слайд № 9

        Нам нужно поехать в город на автобусе, а водителю не хочется.

Повар в школьной столовой не захотел готовить завтрак, а дворникам стало лень убирать мусор.

Что же будет, если все будут делать только то, что им нравится?  (Ответы детей).

        - Да, плохо жить в стране Нехочухии.  Поэтому у каждого человека есть свои обязанности, которые он должен выполнять. Только тогда люди смогут жить спокойно в стране, если в ней кроме прав есть и обязанности, ведь прав без обязанностей не бывает.

ВОПРОС: Что такое обязанности человека?

Слайд № 10

ОТВЕТ: Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.

-У каждого человека есть свои обязанности, даже у самых маленьких детей.

Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.
Обязанности бывают самые разные - в школе, на улице, в общественных местах, по дому, на природе.  Главное - помнить о своих обязанностях и выполнять их. Внимание на слайд.

       Слайд № 11

- Каждый из вас, как и любой человек, имеет право на жизнь. Никто не имеет права лишить человека жизни.

ВОПРОС: А какие обязанности соответствуют этому праву?  Что вы обязаны делать, чтобы не потерять право на жизнь?

Слайд № 12

ОТВЕТ: Главная ваша обязанность - охранять свою жизнь и здоровье.

 А выполнять эту обязанность вы можете соблюдая правила дорожного движения, пожарной и электробезопасности, правила безопасного поведения в школе, на уроках физкультуры, труда, на занятиях в творческих объединениях   и т.д..

        Итак, мы вспомнили, что такое права и обязанности, а теперь попробуем разобраться со следующим заданием: вам необходимо выбрать предложение, в которых говорится о правах ребенка.

      Слайд № 13, 14

Карточку с ответами отдаем жюри.

СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ: определите, что является обязанностью школьника?

        Слайд № 15

ОТВЕТ:  варианты 1 и 2

СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ, выберите правильный ответ на вопрос.

             Слайд № 16

ОТВЕТ:  варианты 2

ВОПРОС: Какой первый официальный документ выдается каждому ребенку который не предусматривает  уплаты госпошлины и фотографии. 

        Слайд № 17

      ОТВЕТ:   свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния — факта рождения ребёнка, свидетельство о рождении.

Спасибо за ответы и мы с вами прибыли на творческую станцию «ДОМИНО»

 Слайд № 18

Каждая команда получает конверт с зашифрованным названием права, которое есть у каждого человека. Вам нужно разгадать эту шифровку,  сложить две половинки в одну строчку, наклеить на лист бумаги. Команды выполняют задание, время 5 минут.

Внимание правильные ответы

Слайд № 19
*образование – право на бесплатное образование;

* отдых и развлечение – право на отдых и досуг;

* книги и журналы – право на информацию;

* семья – право жить с родителями;

* одежда, подарки – право на заботу и внимание;

* собственность – право на личное имущество;

* творчество – право заниматься искусством;

* поддержка родителями – право на защиту и опеку;

* получение паспорта – право на гражданство;

* физкультура и спорт – право на здоровый образ жизни;

Слайд № 20

Следующая станция «УГАДАЙКА»

Вам необходимо ответить на вопросы. На своих листочках вы ставите цифру 1 и напротив неё пишите цифры варианты ответов. Например вопрос 1, варианты ответов 10, 12, 13.

Задание понятно, слушаем первый вопрос.

Слайд № 21

  1. В каких сказках герои могут пожаловаться на нарушение их права на неприкосновенность жилища? (8.«Лиса и заяц», 5. Три поросенка», 13 «Сказка о рыбаке и рыбке»)
  2. Герои каких сказок воспользовались правом на свободное передвижение? (3. «Лягушка – путешественница»,  12. «Волшебник Изумрудного города»)
  3. В каких сказках нарушены права на свободу и герои оказались в плену? (11. «Снежная королева»,  15. «Дюймовочка», 7. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)
  4. У героинь каких сказок нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (16. «Золушка», 17. «Двенадцать месяцев» 6. «Морозко».)
  5. В каких сказках герои подвержены нарушению права на жизнь и жестокому обращению? (11. «Золотой ключик, или Приключения Буратино», 4. «Красная Шапочка», 1.«Волк и семеро козлят».)

  1. Герои каких сказок постоянно пользовались правом на свободу мысли, слова, а также на выражение своих мнений и убеждений? (14. «Приключения барона Мюнхгаузена», 2.«Кот в сапогах», 9.«Приключения капитана Врунгеля»)

Задание выполнено, листочки отдаем жюри, а наша следующая станция

             Слайд № 22

      Конкурс «Песня о правах»

Для каждой из  команд исполняется песня (в записи). Ваша задача  сказать, о каких правах в ней идет речь.

 1.      Песня «Ничего на свете лучше нету…» (Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.)

 2.       Песня «Чему учат в школе»,  (Право на образование.)

  1. «Песенка черепахи»,  (Право на отдых).

 Наша игра подошла к концу, и закончить её хочется  на оптимистической ноте сказать стихами

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент.

Главных много - выбирайте, там - король, здесь - президент!!!

Про царей и про вождей знаем мы с пеленок,

Но главней, нужней, важней для страны - ребенок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земли права его - Право на надежду

Наступил торжественный момент, осталось узнать, какой команде  сегодня повезло чуть больше.  Слово предоставляется жюри.

             Слайд № 23

Всем спасибо за игру, Очень хочется, чтобы эти знания пригодились вам в жизни. Отстаивая свои права, уважайте и чужие права, но не забывайте про свои обязанности.

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия "Путешествие в страну Детства"

Сценарий ко Дню защиты детей. Главные герои праздника Лиса Алиса, Кот Базилио и ведущая. Вся программа построена в игровой форме....

Мероприятие “Путешествие в страну правил дорожного движения” (старшая группа)

ХОД ЗАНЯТИЯ:Дети заходят под песню “Автомобили”, имитируя движение автомобилей и крутя воображаемый руль.Ведущий:Здравствуйте, ребята, мы с вами встретились, чтобы поговорить об очень важном - о прави...

Сценарий мероприятия "Путешествие в страну "Моя безопасность""

МАОУ Лицей №6 «Перспектива» СП ДО «Ньютошка» Сценарий для воспитанников старшей группы«Смешарики»Путешествие по стране «Моя безопасность»Автор сост...

Открытое мероприятие "Путешествие в страну правил дорожного движения"

Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитыват...

Сценарий мероприятия "Путешествие в страну игрушек"

Сценарий мероприятия по произведениям Агнии Барто, в котором дети учатся бережному отношению к игрушкам....