Современные родители.
статья (старшая группа) на тему

Николаева Екатерина Вячеславовна

Работа в ДОУ с современными родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_roditeli.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Родители сегодня  – какие они?

     Как известно, на воспитание ребенка влияет, в первую очередь, его семья, его родители.  И самые квалифицированные педагоги, работающие по самым современным программам, не смогут конкурировать с родителями, которые на глубинном, подсознательном уровне закладывают у ребенка представления о том, какова жизнь и по каким правилам можно в ней действовать. Поистине, «семья – это место, где делают людей» (Ф. Бэкон), где формируется их отношение к людям, к миру.   Изменения, происходящие в обществе, приводят к изменениям в семье, к изменениям отношений между супругами, между детьми и родителями. Сложный период ХХ века кардинально изменил уклад семьи, а начиная с 90х годов ХХ столетия, ситуация еще больше усложнилась. Сегодня в обществе мы наблюдаем кардинально противоположные социальные процессы и явления: есть люди высокообразованные и безграмотные, духовно развитые и бездуховные, невероятно богатые и бедные, практически нищие… И отношение к детям в семьях очень разное, одни семьи приглашают высокооплачиваемых гувернеров, а другие – стараются отдать своих чад в сады с круглосуточным пребыванием. В одних семьях господствует вседозволенность и попустительство, в других, наоборот жесткие требования.  И это особенность современных родителей. Что же ещё характерно для современных родителей, какие они?

     Современные родители - разные по возрасту: от совсем юных до 40-летних. Желание самореализоваться, сделать карьеру, обеспечить семью приводит к тому, что многие откладывают рождение ребенка на более поздний период своей жизни. Сегодня немало и тех, кто рожает не только второго, но и первого ребенка к 40 годам. Да и у самих родителей может быть разница в возрасте до 30 лет. Воспитателям приходится учитывать эти особенности в работе с семьей: с одной стороны, помогать молодым и неопытным и даже формировать их взаимоотношения с детьми, с другой – учитывать уже сложившиеся стереотипы у родителей «в возрасте».

 1. Родители сегодня вынуждены слишком много работать, поэтому они проводят со своими детьми гораздо меньше времени, чем им хотелось бы. Молодые родители больше стремятся к достижению благосостояния, удовлетворению личных амбиций и карьерному росту, в соответствии с широко распространившимися нормами и критериями. Чтобы "искупить" эту вину родители готовы покупать игрушки, гаджеты и модную одежду практически по первому требованию, не дожидаясь праздников и знаменательных дат, когда можно дарить подарки. Дорогие подарки без повода делаются ещё и в качестве "платы" за хорошее поведение, выполнение домашнего задания и работы по дому. То есть за всё то, что нынешние взрослые делали совершенно бесплатно, когда сами были детьми.  

2. Родителям психологически проще поощрять своих детей, чем что-либо им запрещать, поэтому "разрешительная" часть воспитательной системы явно доминирует над "запретительной". И если средства позволяют, детям действительно покупают любую игрушку вне зависимости от их поведения.

3. Надо понимать, что современные родители — это поколение 90-х годов, а это время, когда почти в каждом доме появлялся компьютер, дети стали меньше играть,  а  игры во дворе, на улице прекратились в принципе. Нам эти игры кто-то передавал, например старшие дети. В настоящее время даже старшие дети сами не знают, как и во что можно играть во дворе. Однако сказать, что современные дети вообще не играют во дворах, тоже не совсем корректно (они играют, но не слишком часто). В настоящее время  детей на улице сегодня в два-три раза меньше, чем лет 10 назад или тем более 20. Социальная ситуация такова, что  родители боятся отпускать детей на улицу, потому что там небезопасно, им страшно за  жизнь и здоровье детей – это естественно. И поэтому детское общение во дворе и сокращенно.  А ведь казаки-разбойники, дочки-матери - эти спонтанные ролевые игры включали воображение и помогали социальной адаптации ребенка.

4. Родители сегодня – это люди, проводящие много времени у экранов телевизоров или компьютеров.  А ребёнок что видит, то и перенимает, ведь дети стремятся подражать взрослым во всем. Вряд ли нужно запрещать детям пользоваться компьютером. Другое дело, что нужно объяснять, что компьютер создан не только для игр, это еще и рабочий инструмент, а с интернетом ещё и  источник полезной информации. Мы все уселись у экрана. Обратной связи с телевизором нет, эта связь односторонняя, и способность сопереживать, быть на одной волне - никак не тренируется у взрослых и не формируется у детей. Они растут эмоциональноотчужденными. Родители мало разговаривают с детьми, а о чувствах совсем редко. Дети живут на эмоциональной волне, они все прекрасно чувствуют - все тревоги, радости. Они самые счастливые существа на свете и самые несчастные. Потому что эмоции давят очень сильно, а психика истощается. Ребёнку надо говорить о своих чувствах и спрашивать о том, что чувствует он.  

5. Еще одна особенность современных родителей – гипервозбуждение. Детская агрессия, о которой сегодня так часто говорят, гиперактивность - это все реакции и следствие гипервозбуждения родителей. Мы все время чем-то недовольны, чего-то пытаемся достичь и пытаемся все делать быстро.  А, например,  любить детей по-быстрому – невозможно. Нужно максимально выражать свою любовь. На тактильном уровне, на уровне взгляда, на уровне эмоций. Нужно интересоваться переживаниями ребенка. Если у ребенка нет уверенности, что его примут с этой проблемой, она усугубляется и превращается в черту характера, которую потом трудно исправить.

Причины агрессивного поведения детей. Одна из причин – подражание родителям. Родителям сложно бывает признать, что они ведут себя агрессивно, может быть это не физическая, а вербальная агрессия. Совершая поступки, особенно в порыве гнева или эмоционального возбуждения, мы не обращаем  внимания на то, что происходит с ребенком, где он в этот момент находится.

6. Родители стали меньше уделять внимания формированию у детей таких важных качеств, как  ответственность и трудолюбие.  Общество потребления навязывает нам совсем другие ценности. Если во времена наших бабушек была установка трудиться, то сейчас - развлекаться. Родители, может, и неосознанно, транслируют эту установку своим детям.

7. Современные родители так спешат научить своих детей всему и сразу, что отбирают у них самое дорогое — радости этого неповторимого возраста. Дети стремительно взрослеют. Так, уже в два года дети учат английский или французский. В три родители добавляют им ещё один иностранный язык. Мы торопим детские жизни. Концентрируем и складываем, как фокусники, разнообразные предметы в один маленький рукав. Разумеется, хотим сделать лучше. И не чувствуем, что, нагрузив ребёнка знаниями, умениями, практичностью, лишаем его детства. Модная сейчас концепция раннего развития добивается противоположного эффекта. Чрезмерная загрузка разными методиками обучения - даже в игровой форме не дает мозгу самостоятельности, у него нет времени анализировать, он только запоминает.  

Современные дети рано начинают жить по законам взрослых. А это убирает из их фантазии очень существенное - сказочные острова и волшебные планеты, куда взрослый мысленно возвращается в сложные периоды своей жизни. У психологов даже есть такой термин - «детский ресурс». Этот ресурс формируется в играх в воображаемых мирах, таких же реальных для ребенка, как и обычная реальность для взрослого. Индустрия детской моды, кастинги, салоны красоты, интернеткафе, глянцевые журналы - все как у взрослых! Ребенок отыгрывает сценарии взрослой жизни уже не понарошку.  

8. Перекладывание ответственности за воспитание детей на бабушек, нянь, дошкольное учреждение.

Современная бабушка совсем не похожа на бабушку годов 60–70-х. Бабушки того времени – уже в солидном возрасте, в платочках, пекущие пирожки и блины для любимых внуков или вяжущие для них теплые носочки. Сегодня же можно услышать: извините, вы бабушка или мама? Современная бабушка нередко живет отдельно от своих детей и работает. Но, несмотря на занятость, она всегда готова откликнуться на просьбы и поручения воспитателей. Правда, такая бабушка зачастую считает, что она разбирается в проблемах воспитания лучше всех. И тогда педагогам приходится набираться терпения, чтобы выслушать массу полезных советов. Если же бабушка на пенсии, она всецело отдается внукам и детскому саду. Такие бабушки – опора в работе воспитателей. Они участвуют в праздниках и конкурсах, шьют, вяжут, делают игрушки. При этом они самореализуются, чувствуют, что их опыт и советы еще нужны. Бабушки и дедушки приносят в детский сад сделанные собственноручно вещи, авторские картины, сочиняют песни для конкурсов и ходят в походы. Получается, что детский сад оказывает обществу еще одну неоценимую услугу – поддерживает пенсионеров, дает им возможность почувствовать себя востребованными.

9. Высокая образованность родителей, компетентность во многих вопросах, правовых, экономических, но в меньшей степени в вопросах развития и воспитания.  

Учителя и школьные психологи отмечают возрастание негативного восприятия родителями детей. Большинство родителей с трудом способны развить тему «какой у меня хороший ребёнок», а о том, «какой плохой ребёнок», могут говорить часами. Одновременно и сами дети затрудняются сказать что-то хорошее друг о друге. По мнению учителей и педагогов, это результат воздействия общества на семью. В условиях социальной и экономической нестабильности под гнётом страха «не справиться» с жизнью: потерять работу, обеднеть, заболеть, родители сами становятся неуверенными, уязвимыми, эмоционально нестабильными, появился новый социальный страх – «неуспешность» детей. Родители боятся, что ребёнок, не подготовленный к школе или недостаточно хорошо справляющийся со школьными требованиями, может не выдержать конкуренции с другими детьми, оказаться неудачником, малоценным в глазах педагогов и сверстников, без перспектив в будущем.

 Психологи отмечают, что в современных условиях эталон «хороших родителей» - это родители, стремящиеся контролировать каждую минуту жизни ребёнка, день которого полностью расписан, так что невозможно «продохнуть». Родители считают это благом для ребёнка, поскольку готовят его к жизни в современном мире, где нужно конкурировать и побеждать. Поэтому он должен «освоить всё, что возможно - тогда что-нибудь из него да получится».

Компетентный родитель - кто это?

     Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться. Многие проблемы системы родитель-ребенок кроются в неумении взрослых своевременно передавать детям ответственность за их собственную жизнь. Детство – это не подготовка к жизни, это жизнь. Нет в ней черновиков. Если ты признаешь себя главным режиссером своей жизненной истории, то и ответственность появляется. Что нарисуешь, в том жить и будешь – твой личный выбор. Готовы ли мы, родители, помочь ребенку осознать свое жизненное авторство?  Чем больше родитель сам себя принимает, тем легче ему «видеть» своего ребенка реально и понимать его.

     В основном ничего нового: «Начни с себя. Хочешь изменить мир – измени себя». Трудные ситуации в воспитании детей – дело обычное и нормальное в жизни любого человека.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в средней группе «Современные дети и современные родители»

Родительское собрание в средней группе «Современные дети и современные родители» - 2 часть собрания проводится в нетрадиционной форме: Квест - игра " В поисках драгоценного клада"...

ТРЕНИНГ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ «Современные дети – современные родители»

У педагогов имеется определенный багаж знаний в области построения гармоничных отношений взрослый - ребенок. Использование полученных знаний в педагогической деятельности дает определенные результаты:...

Тренинг для родителей «Современные дети – современные родители»

Общая идея тренингаУ педагогов имеется определенный багаж знаний в области построения гармоничных отношений взрослый - ребенок. Использование полученных знаний в педагогической деятельности дает опред...

Тренинг с родителями «Современные дети – современные родители»

Развитие у родителей навыков гармоничного общения с детьми, обсуждение с участниками проблем взаимоотношений с их детьми, конфликтов, на формирование партнерских отношений, как с детьми, так и друг с ...

«Организация работы с современными родителями в современном ДОУ»

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с роди...