«Организация работы с современными родителями в современном ДОУ»
статья

Прохоренко Снежана Викторовна

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prohorenko_s._v._statya_sovremennye_roditeli.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

 

Prokhorenko S. V., vospitatel,

s. Gaz-Sale,

Municipalnoe byudzhetnoe

 doshkolnoe obrazovatelnoe

 uchrezhdenie detskij sad

«Belyj medvezhonok»

«Организация работы с современными родителями в современном ДОУ»

Далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

С 1января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение, Как заинтересовать современных родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Что можно сказать о современных родителях, кто они? Появление новых технологий привело нас к тому, что родители во многом не могут передать свой опыт жизни ребенку. Оказалось, что детство современных детей уникально. Такого детства еще не было ни у кого: детства со всевозможными новинками технического прогресса. И значит современный родитель - это  тот, кто воспитывает детей по-современному.   Беря  информацию о воспитании детей чаще всего из интернета, и впитывая ее из совершенно противоречивых источников, мамы и папы, еще до рождения младенца пытаются написать что-то вроде сценария его будущей жизни. И, безусловно, лучший сценарий — как вырастить гения. Ординарные родители желают иметь неординарных детей, «растворяясь» в ролях, по их мнению, идеальных родителей, забывая о нюансах собственной жизни и не зная о существовании педагогической науки, воспитывают своих детей интуитивно.

    Нынешним родителям, хочется, чтобы дети росли яркими, творческими личностями, умели принимать самостоятельные решения и преодолевать возникающие сложности. Именно для реализации этого сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

Можно выделить пять уровней участия родителей:

1) оказание разовой помощи;

2) способности родителей время от времени используются при проведении занятий;

3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;

4) родители помогают определять основные направления работы в группе;

5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада.

Очень важно использовать разнообразные виды деятельности, которые создают возможность для сотрудничества родителей и воспитателей. Учитывая, что у  родителей в современном обществе нет лишнего времени, организованная с ними работа должна быть компактной, но эффективной.

Можно  так сформулировать цели работы с родителями в современном мире:

- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

- Установление доверительных и партнерских отношений с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для скоординированной работы детского сада и родителей необходимо поставить  перед собой следующие задачи:

- Создать атмосферу сотрудничества и сотворчества, установить партнёрские взаимоотношений в профессиональном общении с родителями воспитанников;

- Обеспечить преемственности воспитания в семье и в ДОО

- Содействовать в возрождении и сохранении традиций народной педагогики;

- Оказывать помощь в овладении родителями психолого-педагогической культурой, гуманистическим подходом к ребёнку.

Несмотря на современные веяния, в основном в работе ДОУ используются традиционные формы работы с родителями (консультации, анкетирование, информационные стенды, папки-ширмы, папки-передвижки и др.) Но при всех их положительных характеристиках имеются объективные трудности, это:

  • ограниченное количество времени у родителей, как для посещения родительских собраний, так и посещения консультаций в детском саду;
  • использование этих форм не всегда способствует возникновению интереса у родителей к вопросам воспитания и обучения детей.

Сегодня большинство родителей заняты добыванием средств  к  существованию, что приводит к сокращению времени, которое мамы и папы должны уделять воспитанию и образованию своих детей. Поэтому педагоги вынуждены искать новые пути взаимодействия с семьями воспитанников. И тогда на помощь приходят нетрадиционные формы сотрудничества - компьютерные технологии. Такие современные технологии помогают разнообразить и усовершенствовать партнерские отношения с родителями. Эти формы успешно входят в жизнь дошкольных учреждений – чаты в социальных сетях, видеоконференции, размещение информации на сайте ДОУ и пр. Они направлены на привлечение внимания родителей к детскому саду, на установление неформальных контактов.  Смысл нетрадиционной работы педагогов с родителями  не только в установлении контактов, но и в том, что, благодаря созданной таким образом благоприятной  эмоциональной атмосфере, родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более откровенными, открытыми для восприятия помощи.

Педагог и родители – партнёры в общем важном и нелёгком деле – воспитании детей. Успешным партнёрство может быть только при наличии взаимоуважения, доброжелательности

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-то  работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Не забывайте хвалить своих родителей!

Организация взаимодействия с семьей в современном мире – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником  семьям воспитанников.

Список литературы:

 1. Агавелян, М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.

 2.  Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация психолога ДОУ "Работа педагога с родителями на современном этапе"

Презентация  создана для выступления перед педагогами по теме "Работа педагога с родителями на современном этапе". Расставлены акценты на наиболее значимых моментах взаимодействия педагога с роди...

Опыт работы на тему: «Современные подходы к организации работы воспитателя с родителями по воспитанию всесторонне развитого ребенка»

Актуальность:За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспи­тания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, о...

Опыт работы на тему: «Современные подходы к организации работы воспитателя с родителями по воспитанию всесторонне развитого ребенка»

Актуальность:За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспи­тания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, о...

Опыт работы "Взаимодействие с родителями в современном ДОУ"

Опыт работы "Взаимодействие с родителями в современном ДОУ"...

Родительское собрание в средней группе «Современные дети и современные родители»

Родительское собрание в средней группе «Современные дети и современные родители» - 2 часть собрания проводится в нетрадиционной форме: Квест - игра " В поисках драгоценного клада"...

Проект "Организация мастер-классов с родителями, как современная форма взаимодействия с семьёй по вовлечению её в образовательный процесс"

Одной из актуальных задач нашего времени становится взаимодействие и сближение образовательной организации и семьи, а также распространение накопленных в этом направлении опыта и технологий.Привлечени...

ТЕМА: «Современные подходы к организации работы воспитателя с родителями по воспитанию всесторонне развитого ребенка»

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.Разработать перспективный план по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошко...