Сенсорное развитие ребёнка
план-конспект занятия на тему
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensorika.docx | 29.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
К задачам данной работы относится:
1) Рассмотреть возникновение и развитие сенсорных процессов у детей раннего возраста.
2) Определить содержание и методы сенсорного воспитания детей раннего возраста.
3) Привести варианты игр-занятий по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.
4) Выбрать методические рекомендации по проблеме сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Что должен уметь ребёнок в полтора — два года? В этом возрасте малыш, как правило, уже должен освоить следующие навыки сенсорного восприятия:
- Ориентируется в цветовой палитре, различает 3–4 цвета, сортирует предметы одинакового цвета.
- Собирает пирамидку по убыванию размера элементов. Минимальное количество элементов — 4–5. Желательно, чтобы элементы пирамидки резко контрастировали друг с другом в размере.
- Анализировать конфигурацию геометрической фигуры, успешно соотносит её форму с проекцией на плоскости. Например, заполняет отверстия на доске соответствующими формами геометрических фигур.
- Уверенно, не отрывая карандаш от бумаги, рисует вертикальные, горизонтальные, округлые линии. Может правильно прокомментировать то, что нарисовано (оценить длину и толщину линий, например).
В возрасте от двух до трёх лет умения ребёнка расширяются и дополняются. Теперь ребёнок должен оперировать следующими элементами сенсорного восприятия.
- Различать не менее 6 цветов, помнить их названия, сортировать предметы по заданному образцу цвета.
- Анализировать размеры при помощи минимум трёх определений (большой, средний, маленький).
- Без затруднений собирать пирамидку. Минимальное количество элементов в этом возрасте 5–8 колец. Хороший эффект даёт обратный сбор пирамидки, не только от большего элемента к меньшему, но и наоборот.
- Собирать целую картинку из разрезанных элементов. Оптимальное количество элементов в этом возрасте 4-6-8.
- Оперировать представлениями о форме предметов. Различать понятия «куб», «шар», «кирпичик».
- Сортировать одинаковые предметы по общим признакам: цвету, форме, размеру.
Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др.
Период первых трех лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Специально организованные игры с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами – орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго, третьего года жизни.
Очень важно соотносить тематическое планирование материала со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. Прежде чем предложить рисовать детям красками на тему «Листочки деревьев», необходимо поставить в воду срезанные ветки и дождаться, чтобы почки распустились. Рисованию на тему «Снежинки» должно предшествовать наблюдение за снегопадом.
Сенсорное развитие осуществляется в разных видах деятельности – в действиях с предметами в игре, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного развития ребенка в детском саду, школе.
Однако, чтобы эти возможности реализовались, взрослым необходимо специально заниматься развитием ребенка. В игре, игровых упражнениях развивающее взаимодействие взрослого и ребенка особенно эффективно. Важно вовремя заметить первые росточки личности, поддерживать, лелеять их и осознанно выращивать человека. И поэтому каждая из предлагаемых игр фактически многофункциональна, направлена на комплексное развитие ребенка.
Содержание игр направляют взрослых на организацию игрового взаимодействия с ребенком. Взрослый и ребенок объединены как бы общей игровой задачей, совместным выполнением игровых действий.
В итоге малыш не только усваивает то или иное «учебное» содержание, но и испытывает чувство радости от общения, одобрения взрослого и своих успехов. Поэтому он испытывает чувство безопасности, защищенности, ощущает свою нужность взрослым. У него развивается привязанность к играющему с ним человеку. Взрослый так же испытывает радость от общения с ребенком, от возможности видеть успехи, продвижения малыша в его развитии. Поэтому игры с детьми имеют взаимообогащающее, взаиморазвивающее значение.
«КАТИТСЯ - НЕ КАТИТСЯ»
Цель: вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.
Материал: деревянный желобок (дощечка, расположенная под наклоном к горизонтальной поверхности), пластмассовые (деревянные) шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе).
Ход игры:
Взрослый ставит желобок (дощечку) перед ребёнком и предлагает поиграть. Берёт шарик, кладёт на верхнюю часть желобка и отпускает его. Шарик скатывается. Взрослый говорит: «Смотри, катится! А теперь ты бери», — предлагает ребёнку взять с подноса любой предмет, помогает расположить его на верхней части желобка. При этом комментирует: катится или не катится предмет. В случаях затруднения педагог выполняет действия руками ребёнка, обращая каждый раз внимание на свойство предмета (катится или не катится).
После того как все предметы проверены, взрослый жестом и словом фиксирует выделенное свойство: шарики катятся, а кубики нет.
«ОПУСТИ ИГРУШКУ В СВОЙ ДОМИК"
Цель: вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.
Оборудование: две коробки: одна — с круглой прорезью, вторая — с квадратной, шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе).
Ход игры
Взрослый ставит перед ребёнком две коробки, берёт шарик, подносит к квадратной прорези и говорит: «Не проходит, не такая, надо в другую». Потом подносит шарик к круглой прорези, медленно опускает его и говорит: «Вот такая, круглая. Шарик круглый, у него такой домик». Затем предлагает малышу по очереди опускать предметы в прорези, каждый раз обращая его внимание на соответствие формы прорези и предмета. По окончании игры достаёт из каждой коробки опущенные предметы и обобщает выделенное свойство: «Здесь все такие, круглые, шарики. А здесь — не такие, здесь — кубики».
«СОБЕРИ ПИРАМИДКИ»
Цель: закрепить практические и игровые действия с предметами в соответствии с их свойствами (форма).
Материал: две подставки с вертикально расположенными стержнями, набор шариков и кубиков одного размера и цвета со сквозными отверстиями.
Ход игры
Взрослый ставит перед ребёнком подставки, поднос с шариками. При этом обращает внимание малыша на то, что на одной подставке все предметы круглые, это шарики, а на другой не такие — кубики.
«ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК»
Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.
Материал: мешочек, два шарика и два кубика одного размера и одного цвета.
Ход игры
Взрослый показывает мешочек и на глазах у ребёнка кладёт в него шарик и кубик. Показывает второй кубик и даёт малышу его потрогать, рассмотреть. Затем предлагает достать из мешочка такой же предмет, сравнивая и обобщая выполненное действие: «Ты достал такой же кубик». Задание повторяется с шариком.
«БРОСЬ ШАРИК»
Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом, формировать ориентировку на величину.
Оборудование и материал: бассейн (таз с водой), пластмассовые шарики одного цвета и двух размеров.
Ход игры
Взрослый показывает ребёнку большой шарик и просит дать такой же (выбор из двух шариков), оценивая результат действий малыша способом сравнения: «Ты взял такой, как у меня, ты взял большой шарик». После этого бросает его в бассейн и говорит: «Брось свой шарик». По окончании игры обобщает: «В бассейне все такие, большие, шарики».
«СПРЯЧЬ МЯЧИК В КОРОБОЧКУ»
Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.
Материал: два мячика одного цвета и разного размера, две коробочки с крышками одинаковой формы, цвета, но разного размера.
Ход игры
Взрослый даёт ребёнку один из мячиков, предлагает спрятать в коробочку и закрыть её подходящей крышкой. В случаях затруднения показывает, что большой мячик в маленькую коробочку не входит, фиксируя результат действий: «Видишь, мячик большой, а коробочка маленькая. Давай спрячем его в большую коробку».
«ПОСТРОЙ БАШНИ»
Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предмета, формировать практические способности ориентировки, учить пользоваться методом проб.
Материал: набор кубиков одного цвета, двух размеров.
Ход игры
Взрослый ставит перед ребёнком набор кубиков и предлагает построить башни: «Будем строить вначале из таких, больших, кубиков». Берёт один большой кубик и показывает его малышу: «Бери все такие и ставь на этот кубик. Обращает внимание ребёнка, что если поставить маленький кубик, башня упадёт. После того как башня из больших кубиков будет построена, все кубики снова выкладываются перед ребёнком. «А теперь будем строить башню из маленьких кубиков».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: " Сенсорное развитие ребёнка".
Это консультация о развитии ребёнка по сенсорике....
Создание условий в дошкольном учреждении для сенсорного развития ребёнка-дошкольника.
Статья раскрывает возможности дошкольного учреждения в создании условий для сенсорного развития детей....
Создание условий в дошкольном учреждении для сенсорного развития ребёнка-дошкольника.
Статья раскрывает возможности дошкольного учреждения в создании условий для сенсорного развития детей....
Сенсорное развитие ребёнка
Статья...
Картотека игр для сенсорного развития ребёнка
Картотека игр для сенсорного развития ребёнка...
Сенсорное развитие ребёнка
Материал для родителей, какое огромное значение играет в жизни ребёнка сенсорное воспитание, где даны рекомендации, о том какие приёмы и материалы можно использовать родителям развивая сенсо...
Консультация-практикум для родителей «Психомоторное и сенсорное развитие ребёнка 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи. Практические рекомендации. Анкетирование»
Индивидуальная консультация-практикум для родителей направлена на привлечение родителей к развитию у детей сенсорных и моторных функций, эмоциональных и познавательных процессов и для...