Исследовательский проект Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников
проект по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Данный эксперимент раскрывает механизм поэтапного преобразования системы воспитания экологической культуры дошкольников в МБДОУ «Детский сад «Снежинка», содержащий систему мероприятий, направленных на решение поставленных задач, средством взаимодействия и мобилизации педагогического коллектива. Реализация проекта способствует формированию современного образовательного пространства в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sayta.docx | 41.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Снежинка»
(МБДОУ «Детский сад «Снежинка»)
г. Гагарин Смоленской области, ул. Строителей, д.78
Исследовательский проект
Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников
Разработчики проекта:
руководитель творческой группы
воспитатель Сукач М.Ю.,
члены творческой группы:
заведующий Зорина Е.В.
зам. заведующего Перезашкевич Н.А.
воспитатели Евса Т.А.,
Штанникова Е.В., Мартыновская С.Г.
г. Гагарин
Содержание
- Введение_________________________________________________с.3
- Паспорт проекта__________________________________________с.6
Введение
Данный материал представляет собой описание исследовательского проекта «Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников», разработанного и апробированного педагогическим коллективом МБДОУ «Детский сад «Снежинка» г.Гагарин Смоленской области.
В нормативно-методических документах последних лет подчеркивается необходимость непрерывного экологического образования на всех ступенях – от дошкольной, до высшей профессиональной. Основой экологической компетентности, в соответствии с образовательными стандартами, являются экологические знания функционального характера. Это не просто объем знаний об окружающей природе и необходимости ее сбережения. Это система экологического образования, реализуемая на основе деятельностного подхода. Образовательную среду детского сада необходимо рассматривать как многокомпонентную систему. Условия и средства положены в основу системы методической работы по воспитанию экологической культуры дошкольников в условиях детского сада и семьи.
Изучая исторические аспекты, понимаешь, что вопросы о роли природы в воспитании детей, о содержании знаний об окружающем мире, о формах взаимодействия детей с природой всегда находились в центре внимания педагогов.
Положительное влияние на решение вопроса об ознакомлении детей с природой оказали научные труды А.П. Усовой. Благодаря ее усилиям в 1953 году в практику дошкольного воспитания стали входить систематические занятия с дошкольниками, ориентированные на формирование знаний об окружающем мире, предусматривающие ознакомление детей с природой, при руководящей и ведущей роли воспитателя.
В 1962 году на основе методических разработок А.П. Усовой появляется первый в истории дошкольного образования нашей страны программно-методический документ, отражающий систему работы воспитания с детьми на протяжении всего дошкольного детства.
Основным недостатком данной программы являлась ее ориентация только на ознакомление детей с природой, а вопросы экологического образования детей не входили в ее содержание. До 70-х годов XX столетия в методике дошкольного образования в частности не было системных работ, отражающих экологическое образования дошкольников.
Начиная с В.А. Сухомлинского в методике экологического образования дошкольников вновь появляется исторически сложившийся принцип природосообразности воспитания, который приводит к осмыслению важности культуры взаимоотношений в системе «человек – природа». Впоследствии опыт творческой работы школы В.А. Сухомлинского послужит прообразом современной системы экологического воспитания. Стремление победить природу постепенно уступило место осознанию необходимости ее беречь и использовать рационально.
Дальнейшее развитие получила и «Теория и методика ознакомления детей с природой». Это нашло отражение в исследованиях и методических рекомендациях С.А. Веретенниковой, Е.И. Золотовой, М.В. Лучич, A.M. Маневцевой, П.Г. Саморуковой и др. Термины "экологическое воспитание" и «экологическое образование» еще не рассматривались, но появились такие компоненты, как развитие гуманного отношения к природе, формирование системы знаний о природе у дошкольников и т.д.
В 1984 году, в соответствии с новыми социальными условиями развития общества и переходом на обучение детей с шестилетнего возраста, вышла новая «Типовая программ воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Р.А. Курбатовой и Н.Н. Подъякова. Это было новым шагом к экологическому образованию дошкольников. В содержании был выделен специальный раздел по ознакомлению с природой, научно определен состав уголка живой природы.
Исследования С.Н. Николаевой, В.Д. Сыч, В.Г. Фокина и др. в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. В дальнейшем на процесс создания новых программ существенное влияние оказала «Концепция дошкольного воспитания» (1988 год), разработанная В.В. Давыдовым и В.А. Петровским. В концепции впервые появился термин «экологическое сознание». Его формирование происходит через приобщение дошкольников к миру человеческих ценностей. Отношение к природе выступает как основа формирования будущего и позволяет ребенку приобрести познавательные ценности.
«Программа воспитания в детском саду», в которой был раздел «Ознакомление дошкольников с природой». С предметами и явлениями природы дети знакомились «концентрически: неоднократно, но каждый раз шире и глубже». В программе просматривался сезонный принцип построения, при этом чувственное познание природы было неразрывно связано с овладением родным языком. Поэтому во всех группах материал по ознакомлению с природой был объединен с развитием речи и лишен ярко выраженной экологической направленности.
Научное определение экологическому образованию впервые было дано на третьей Всесоюзной конференции по образованию в области окружающей среды, прошедшей в 1990 году в Казани, в докладе Г.А. Ягодина. В решении конференции была признана необходимость в построении системы непрерывного экологического образования. Одним из направлений данной программы была подготовка педагогических кадров - специалистов дошкольного воспитания. Также подчеркнута необходимость новых исследований по данному вопросу.
Современный этап развития методики экологического воспитания дошкольников в нашей стране начинается с создания правовой базы, определяющей государственную политику в области экологического образования, Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», где говорится об «овладении минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний».
Все последние годы XX века продолжались поиски и исследования специалистов в области экологического образования, шло развитие понятия «экологическая культура» основанная на определении С.Н. Николаевой: «Экологическая культура – это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; начало она берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого».
Следует отметить, что становление методики экологического образования дошкольников сопряжено с определенными трудностями, связанными с тем, что эта наука не имеет длительной истории.
Отсутствие в авторских методических разработках четкой системы (календарного планирования) по экологическому воспитанию вызывает большие трудности у педагогов при постановке цели и определении задач по конкретным направлениям воспитания экологической культуры дошкольников. Эта проблема и послужила толчком к разработке педагогическим коллективом собственной системы экологического образования и воспитания дошкольников.
Результатом исследовательского проекта «Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников» явилось создание системы работы по воспитанию экологической культуры дошкольников в МБДОУ «Детский сад «Снежинка». Учитывая требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к части образовательной Программы, формируемой участниками образовательных отношений, мы выбрали различные направления работы по формированию экологической культуры дошкольников, в соответствии с возрастом детей, учетом особенностей нашей местности, условий образовательного учреждения. Учли образовательные потребности и интересы педагогов. Это авторское видение системы экологической работы в детском саду, результат плодотворной работы всего педагогического коллектива.
Паспорт проекта
1. Наименование проекта | Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников. | |||
2. Разработчики проекта | Заведующий Зорина Елена Владимировна Заместитель заведующего Перезашкевич Наталья Александровна Воспитатели: Сукач М.Ю., Евса Т.А., Штанникова Е.В., Мартыновская С.Г. | |||
3. Тип проекта: | по виду деятельности – исследовательский по срокам реализации – долгосрочный (2016-2019 год) по составу участников – групповой (педагоги – 27 человек). | |||
4.Методы исследования. | Теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент. | |||
5.Предмет исследования | Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на уровень воспитания экологической культуры дошкольников. Проект предназначен для актуализации перспективного направления развития образовательного процесса на основе анализа работы МБДОУ за предыдущий период. В нем отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования по экологическому воспитанию дошкольников и организации образовательной деятельности. | |||
6. Гипотеза | По утверждению В.А. Ясвина: «Экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни. И только при глубоком понимании педагогами задач воспитания экологической культуры дошкольников и интеграции направлений, форм и методов работы с дошкольниками экологическое образование выходит на высокий уровень. | |||
7.Научно-методические основы разработки педагогического эксперимента | Приложение 9. Картотека методической и художественной литературы методического кабинета МБДОУ «Детский сад «Снежинка» по направлению работы «Воспитание экологической культуры дошкольников». | |||
8. Краткое содержание педагогического эксперимента | Данный эксперимент раскрывает механизм поэтапного преобразования системы воспитания экологической культуры дошкольников в МБДОУ «Детский сад «Снежинка», содержащий систему мероприятий, направленных на решение поставленных задач, средством взаимодействия и мобилизации педагогического коллектива. Реализация проекта способствует формированию современного образовательного пространства в ДОУ. | |||
9. Описание проблемы, решению остроты которой посвящен проект | Актуальность поднимаемой нами темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологическое воспитание детей – новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомления детей с природой. Прежние программы ориентировали на накопление у детей живых представлений об объектах и явлениях природы. Дети учились различать и называть объекты природы, видеть некоторые их особенности: внешний вид, поведение (о животных), условия произрастания (о растениях), способы ухода и др. Важнейшей особенностью традиционного подхода к образованию детей дошкольного возраста является то, что фактически экологическое образование подменялось занятиями по ознакомлению с природой. Все программы воспитательно-образовательной работы ставили задачу воспитания у детей бережного и заботливого отношения к природе. При этом в современные программы экологического образования дошкольников до сих пор привносятся многие стереотипы, складывавшиеся годами и своими корнями уходящие именно в традиционный подход. Отсутствие в авторских методических разработках четкой системы (календарного планирования) по экологическому воспитанию вызывает большие трудности у педагогов при постановке цели и определении задач по конкретным направлениям воспитания экологической культуры дошкольников. Создание системы работы по воспитанию экологической культуры дошкольников в МБДОУ «Детский сад «Снежинка» – это авторское видение системы экологической работы в детском саду, результат плодотворной работы всего педагогического коллектива. | |||
10. Основные целевые группы, на которые направлен эксперимент | Дети дошкольного возраста и педагоги детского сада при взаимодействии с семьей. | |||
11. Цель и задачи педагогического эксперимента | Цель: определить маршрут повышения эффективности работы педагогического коллектива по воспитанию экологической культуры дошкольников. Задачи: – проверить состояние рассматриваемой проблемы в научно-методической литературе; – разработать комплекс мероприятий (систему работы) по повышению уровня экологического воспитания дошкольников; – провести апробацию разработанного комплекса мероприятий; – выявить степень эффективности данной системы. | |||
12.Основные принципы разработки проекта | – Направленность проекта на реализацию задач организации образовательного пространства ДОУ в соответствии с законодательством Российской Федерации. – Соответствие целей, задач, этапов, мероприятий и механизмов реализации проекта концептуальным и нормативным основаниям модернизации дошкольного образования. – Принцип научности. – Принцип интеграции образовательных областей. – Принцип целостности приобщения ребенка к таким формам познания мира, как наука и искусство. (В познании сочетаются две дидактики – научная и художественная; первая строится на размышлении, вторая – на переживании); – Принцип постепенности погружения в проблему в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. | |||
13. Календарный план реализации проекта | ||||
Этапы работы над проектом Констатирующий эксперимент. Цель констатирующего эксперимента: определение уровня развития экологической культуры дошкольников. Задачи констатирующего эксперимента: 1) определить критерии уровня экологической культуры дошкольников; 2) подобрать диагностический материал и оборудование; 3) провести диагностику уровня экологической культуры детей в контрольных группах. Приложение 1. Формирующий этап. Задачи:
Модуль организационно-методических технологий: – Педагогический совет, на котором представлены актуальность, значимость эколого-педагогической работы в ДОУ, глобальная цель экологического воспитания, главные пути ее достижения и конечный результат. – Проведение на протяжении 3 лет систематической методической работы с педагогическим коллективом в форме ежемесячного семинара-практикума, на котором отрабатываются содержательные методы экологического воспитания детей, технологии и педагогической работы с детьми разного возраста: 1-й этап – освоение содержания и методов экологического воспитания детей. 2-й этап – знакомство с технологиями экологического воспитания дошкольников разных групп, первоначальное вхождение в спланированную систему форм и методов работы с детьми на протяжении учебного года. 3-й этап – освоение технологий работы с детьми разного возраста, творческий поиск в их приспособлении к местным условиям работы ДОУ. – Работа творческих групп педагогов по основным направлениям работы по ЭВ: 1. Экологические акции. 2. Экологические сказки. 3. Экологические эксперименты. 4. Экологические прогулки и экскурсии. 5. Эко 5. Экологическая тропа. 6. Экологические праздники и развлечения. – Пропаганда экологических знаний среди родителей, индивидуальная работа с семьей. – Установление связей с различными учреждениями (детские сады города, ЦДД «Звездный») для взаимодействия по всевозможным аспектам экологического образования. – Календарное планирование по воспитанию экологической культуры дошкольников в соответствии с тематическим планированием МБДОУ «Детский сад «Снежинка». Контрольный эксперимент. Цель контрольного эксперимента: определение уровня развития экологической культуры дошкольников. Задачи контрольного эксперимента: 1) определить критерии уровня экологической культуры дошкольников; 2) подобрать диагностический материал и оборудование; 3) провести диагностику уровня экологической культуры детей в контрольных группах; 4) дать сравнительный анализ констатирующего и контрольного эксперимента. | Сроки Январь – май 2016 года Сентябрь 2016 – декабрь 2018 Февраль – май 2019 | |||
Заключительный этап проекта. Анализ работы педагогического коллектива. Распространение опыта работы коллектива среди педагогической общественности. | Промежуточные результаты работы над проектом представлены на РМО воспитателей в ноябре 2017 года | |||
14. Ожидаемые результаты проекта | Задачу по формированию экологической культуры дошкольников можно считать выполненной, если по окончанию дошкольного образования дети овладеют такими общими понятиями: – каждый живой организм нуждается для своего существования в одновременном присутствии многих условий (в комплексе условий); – нарушение хотя бы одного из них приводит к ухудшению состояния, а зачастую и к гибели организмов; – у разных организмов потребность в условиях разная. По внешнему виду организма можно примерно определить, в каких условиях он нуждается; ориентиром служат его отдельные признаки; – если человек берет под опеку животное или растение, он несет за него ответственность; поэтому, вначале нужно узнать, в каких условиях оно нуждается, а затем создать эти условия, глубоко изучив особенности данного организма по литературе и спросив у знающих людей; – в природе не бывает ни полезных, ни вредных организмов. Таковыми они считаются только по отношению к человеку. Поэтому каждый организм, каким бы вредным он ни был для нас, имеет право на существование. Допустим, паразит не виноват, что не может питаться ничем, кроме тканей человека; точно так же как человек вынужден использовать в пищу организмы растений и животных; – человек – единственное существо, которое обладает развитым разумом. Благодаря разуму он является самым сильным существом на Земле, поэтому оказывает более значительное влияние на природу, чем животные и растения. Следовательно, он несет ответственность за создание благоприятных условий жизни не только для домашних, но и для свободно живущих организмов; – последствия поступков человека отражаются не только на ближайшем окружении, но и в масштабах планеты. В отношении педагогов: – повышена педагогическая компетентность педагогов; – повышен уровень конкурентноспособности педагогического коллектива. В отношении родителей: – привлечено о внимание взрослого населения к вопросам экологии. |
Заключение
Педагогический эксперимент, проведенный нами в соответствии с целью исследования и гипотезой, проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
В ходе констатирующего эксперимента мы разработали критерии уровня определения экологической воспитанности старших дошкольников, подобрали диагностический материал и оборудование, провели диагностику уровня экологической воспитанности детей в контрольных группах. Диагностика проводилась с учетом возрастных особенностей дошкольников по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, нами была выстроена программа действий по обогащению экологической культуры дошкольников и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Закономерностью является то, что именно в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. В ходе решения образовательной и воспитательной задач, тесно связанных с развитием эмоций ребенка, детям прививали сочувствие, сопереживание, умение удивляться, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, умение видеть красоту окружающего мира. У дошкольников сформировалась активная позиция, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону. Педагоги помогали детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных действий зависит, каким будет окружающий мир. Дошкольники научились понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.
Для определения эффективности проделанной работы нами проведен контрольный эксперимент.
Контрольный эксперимент позволил сделать вывод о том, что разработанная нами система мероприятий по повышению уровня экологической культуры дошкольников в разнообразных видах деятельности достаточно эффективна. Результаты проведенной работы говорят о том, что методы и приемы, используемые в дошкольном учреждении, поддерживают и развивают интерес дошкольников к получению новых знаний. Осуществляется сотрудничество воспитателей и родителей по всем аспектам вопроса экологического образования детей.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
Вместе с тем, педагоги получили личную убежденность в том, что их вклад в воспитание экологической культуры дошкольников является наиважнейшим делом всех неравнодушных людей к судьбе нашей планеты.
Труд наших воспитателей был оценен по достоинству. Проект «Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников» стал победителем муниципального конкурса педагогического мастерства «Марафон педагогических открытий». Свой педагогический опят коллектив представил на районном методическом объединении воспитателей ДОО в 2018 году и получил высокую оценку коллег.
Наши воспитанники регулярно принимают участие в международном игровом конкурсе федерального уровня «ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА» Новосибирского центра продуктивного обучения, показывают достойные результаты.
В перспективе педагогической работы коллектива поставлена новая задача.
Дело в том, что, несмотря на то, что наш детский сад расположен в городе, многие дети проживают с родителями в сельской местности, семьи имеют дачи за городом. Особенно в теплое время года дети и взрослые непосредственно взаимодействуют с природной средой. Не всегда родители ведут себя корректно по отношению к природе (сбор весенних цветов, разведение костров, вырубка елей и др.) Это определило характер нашей дальнейшей деятельности. Использование приема «Дети – взрослым» приведет к взаимообогащению, и поведение родителей станет экологически грамотным.
Список используемых источников.
- Закон РСФСР от 19.12. 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды».
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации».
- Международная конференция «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста как фактор сохранения всемирного природного наследия». Составители Э.Ф.Курмаева, Я.М. Плотникова, г. Отрадный Самарская область, 24.11.2016.
- Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. Издательство Нижневартовского государственного гуманитарного университета, 2008.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.– 336с.
- Современное состояние методики экологического образования дошкольников studexpo.ru/81975/pedagogika/...(дата обращения 15.03.2018).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация практических достижений профессиональной деятельности «Опыт работы по формированию основ экологической культуры дошкольников через трудовую деятельность ».
Вашему вниманию представляю вам свою методическую разработку : «Опыт работы по формированию основ экологической культуры дошкольников через трудовую деятельность ». Как сказал Антон Семёно...
Система эколого-педагогической работы по воспитанию основ экологической культуры детей дошкольного возраста в условиях города
Планирование работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...
Исследовательский проект по формированию основ экологического сознания"Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников"
Проект по формированию основ экологического сознания."Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ эко...
Педагогический проект "Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников".
Данный проект раскрывает механизм поэтапного преобразования системы экологического воспитания дошкольников в МБДОУ «Детский сад «Снежинка&ra...
Исследовательский проект Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников
Исследовательский проект Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников....
Перспективный план работы по формированию основ экологической культуры дошкольников в средней группе «Светлячок» на 2021-2022 учебный год
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29084776","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...