Программа инновационной деятельности
материал на тему

Жиздюк Надежда Ивановна

Инновационная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_innovatsionnoy_deyatelnosti.docx43.69 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРИНЯТО:

На педагогическом совете МБДОУ

детский сад «Звёздочка »

Протокол № 3 от 02. 02. 2018 г.

                                             УТВЕРЖДЕНО:

                        Приказ № 9 от 08.02. 2018г.

                                  Заведующий   МБДОУ

                             детский сад «Звёздочка »

                       _____________/Бушуева О.А./

Программа инновационной деятельности

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

- детский сад «Звёздочка» по приобщение детей к истокам русской народной культуры через проектную деятельность в рамках ФГОС

1. Информационно-аналитической справка

1.1. Актуальность инновационной деятельности по данному направлению

Последнее десятилетие в нашей стране и  во многих других странах отмечается интенсивный рост национального сознания. В первую очередь, это связано с проблемой  восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено. Наша жизнь сейчас заполнена большим количеством иностранного в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Все это привело к утере понятия истинных ценностей. Забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты  взаимного уважения и «лада» в семье.

Наиболее незащищенными от негативных воздействий, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, подростки и молодежь. В этой связи особого внимания требуют дети дошкольного возраста, которые характеризуются, с одной стороны, высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, а, с другой, - возникновением ценностных приоритетов, определяющих поступки человека в ситуациях нравственного выбора.

Планомерная работа по  приобщению воспитанников к истокам русской народной культуры в детском саду проводиться с 2014 года. Педагогический коллектив в части Основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, использует парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князевой О.Л., направленную на развитие детей  в  образовательной области  «Познавательное развитие».

Программа рассчитана на работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста - с 3 до 8 лет.

Цели и задачи реализации Программы

Цели:

- расширить представление о жанрах устного народного творчества;

- показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка:

- воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства.

 Задачи:

- содействие атмосфере национального быта;

- широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок, частушек;

- учить рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры;

- знать и различать народное искусство, как основу национальной культуры.

Приобщение к ценностям народной культуры  начинаем с трёх лет. Это способствует развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем дети сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России.

На основании приказа Управление образования администрации муниципального образования  Аркадакского муниципального района Саратовской области № 10 от 24.01.2018  об утверждении перечня муниципальных инновационных площадок в 2018 году     в целях обеспечения развития инновационной деятельности в системе образования Аркадакского  муниципального района МБДОУ – детскому саду «Звёздочка» присвоен статус инновационной площадки   по приобщение детей к истокам русской народной культуры через проектную деятельность в рамках ФГОС. Заведующий издала приказ по ДОУ от 25.01.18 № 7 об организации инновационной площадке  МБДОУ – детского сада «Звёздочка», была создана творческая группа педагогов, руководителем, которой является заведующий Бушуева Ольга Александровна.

2.Цель инновационной деятельности

Целью инновационной деятельности МБДОУ является Возрождение самобытной российской культуры, формирование духовно — богатой личности, развитие национального самосознания у детей дошкольного возраста, определение его уровня.

3.Задачи реализации цели

1. Организация планомерной работы коллектива дошкольного учреждения по приобщению воспитанников к истокам русской народной культуры.

2. Интегрирование народного искусства в различные виды деятельности дошкольников.

3. Привлечение родителей к реализации задач возрождения русских национальных традиций в условиях дошкольного учреждения и семьи.

4. Организация сотрудничества с учреждениями социума по этнокультурному образованию дошкольников.

5. Формирование представлений о народной культуре через традиционные народные праздники, обряды, театрализованные представления.

6. Разработка методических рекомендаций по приобщению дошкольников к национальной культуре. Обобщение и распространение опыта работы опытно — экспериментальной площадки на муниципальном уровне.

4. Ожидаемые результаты (в т.ч. продукты) инновационной площадки:

На муниципальном уровне:

- разработка и реализация программно — методического обеспечения образовательного процесса по духовно — нравственному воспитанию детей дошкольного возраста;

- организация взаимодействия педагогов города, творческая реализация планов, идей, программ, участие в работе семинаров, заседаний творческого объединения педагогов — дошкольников;

- оказание методической и практической помощи педагогам города в области этнокультурного образования детей дошкольного возраста.

На уровне ДОУ:

- приобщение педагогов, воспитанников и их родителей к истокам русской народной культуры;

- развитие познавательного интереса к истории своего народа, его традициям, особенностям национальной культуры, русскому народному творчеству;

- овладение знаниями о культурных и духовных ценностях родного края, малой родины, русского народа, его традициях, культуре и творчестве; — сотрудничество с учреждениями социума по этнокультурному образованию дошкольников;

- интегрирование народного искусства в различные виды деятельности дошкольников.

- развитие творческих способностей участников инновационной деятельности на материале этнокультурного образования и воспитания.

- введение духовно — нравственного воспитания в традиции ДОУ.

Продуктами инновационной деятельности:

-  фольклорные уголки в группах;

-  макет « русской избы», куда помещены предметы народного обихода;

-  уголки патриотического воспитания с использованием геральдики родного города, области, России;

-  фотоальбомы: «Земля  Аркадакская», « Наш дом — Россия», «Москва — столица нашей Родины», «Природа родного края»;

- аудиотека с русскими народными песнями, русскими народными мелодиями;

- видеотека по приобщению детей к русской народной культуре;

- набор музыкальных народных инструментов,

- русские народные игрушки,

- художественные образцы народного творчества,

- русские народные костюмы;

  1. Этапы инновационной  деятельности

Содержание деятельности

Ответственные

Научные результаты

Подготовительный этап (второе полугодие 2017-2018 учебного года)

Определение проблемного поля инновационной деятельности, формирование нормативно-правовых ресурсов

заведующий МБДОУ Бушуева О.А.,

старший воспитатель

Жиздюк Н.И.

создание банка нормативно- правовых ресурсов регламентирующих инновационную деятельность,

Подготовка и проведение педагогического совета с целью ориентации на развитие, совершенствование профессиональной деятельности, а также определения стартового уровня профессионально-педагогической компетентности педагогов, состояния их готовности к инновационной деятельности, диагностирования затруднений педагогов

заведующий МБДОУ Бушуева О.А.,

старший воспитатель

Жиздюк Н.И.

создание творческой группы (протокол педсовета, приказ по МБДОУ), создание условий для индивидуального и коллективного образования, теоретического освоения инноваций

утверждение программно-методического обеспечения инновационной деятельности

заведующий МБДОУ Бушуева О.А.,

старший воспитатель

Жиздюк Н.И

Внесение изменений в рабочие программы и методического обеспечения в образовательный процесс

информирование родителей об инновационной деятельности по приобщение детей к истокам русской народной культуры через проектную деятельность в рамках ФГОС

воспитатели

подготовка информационных материалов, составление протоколов родительских собраний

анализ материально-технического оснащения МБДОУ для реализации программы инновационной деятельности

заведующий МБДОУ,

завхоз Марусина Е.Р.

аналитическая справка по оценке существующего материально-технического обеспечения

Основной этап (2018-2019, 2019-2020 учебные годы)

Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта Распределение ответственности за реализацию инновационной деятельности

заведующий МБДОУ, старший воспитатель

 творческая группа,

           педагоги

Программа, планы по инновационной деятельности

наполнение и оснащение образовательного пространства МБДОУ с учётом требований к инновационной развивающей предметно-пространственной среде

заведующий МБДОУ,

старший воспитатель, творческая группа, педагоги

приведение оснащения образовательного пространства МБДОУ в соответствие требованиям к инновационной развивающей предметно-пространственной среде

разработка системы мониторинга за ходом реализации инновационной деятельности

заведующий МБДОУ,

старший воспитатель, творческая группа

таблицы мониторинга

Подведение промежуточных итогов

заведующий МБДОУ,

старший воспитатель, творческая группа, педагоги

Аналитический отчёт

Коррекция результатов

старший воспитатель, творческая группа, педагоги

Заключительный этап ( 2020-2021 учебный год)

проведение мониторинга и анализ результатов реализации программы инновационной деятельности

заведующий МБДОУ,

старший воспитатель, творческая группа

заполненные таблицы мониторинга и аналитический отчёт по результатам его проведения

распространение полученного опыта

заведующий МБДОУ,

старший воспитатель, творческая группа, педагоги

публикации на сайте МБДОУ и в печатных изданиях, а также проведение семинаров, конференций, мастер-классов

  1. Критерии и показатели эффективности реализации инновационной деятельности

Критериями эффективности реализации инновационной деятельности является наличие нормативно-правовых, материально-технических, методических и кадровых ресурсов, обеспечивающих приобщение детей к истокам русской народной культуры. Оценка реализации инновационной деятельности основывается на показателях научной, методической и социальной результативности.

Направление

результативности

Качественные

показатели

Количественные

показатели

научная

размещение информации, публикации на сайте МБДОУ и в научных изданиях

количество публикаций

методическая

разработка методических рекомендаций, семинары, конференции, авторские программы

количество рекомендаций, разработок, проведённых конференций и семинаров

социальная

доступность продуктов инновационной деятельности

обновление информации на сайте МБДОУ – не реже 1 раза в три месяца,

публичный отчёт о реализации программы инновационной деятельности – не реже 1 раза в три года

  1. Система мониторинговых исследований за ходом реализации инновационной деятельности

В ходе реализации инновационной деятельности будут использованы следующие виды мониторинговых исследований:

  1. информационный мониторинг (с целью сбора, накопления и систематизации материала),
  2. педагогический мониторинг (с целью изучения эффективности педагогического процесса, способствующего развитию дошкольников),
  3. управленческий мониторинг (с целью отслеживания и оценки эффективности принимаемых управленческих решений)

на всех этапах создания модели развивающей предметно-пространственной среды (предварительный, текущий и итоговый мониторинг).

Показатель

мониторинга

Периодичность

Инструментарий

изменение комфортности дошкольной жизни ребёнка, удовлетворение его запросов и ожиданий (изучение физического и психологического состояния ребёнка, его отношения к собственной деятельности, настроения, отношений с педагогами, сверстниками, родителями)

1 раз в год

опрос, анкетирование

изменение компетентности педагога, удовлетворение его профессиональных запросов, достижение успеха (изучение отношения педагога к делу, инновациям, взаимоотношений с коллегами, воспитанниками, родителями детей)

1 раз в год

опрос, анкетирование, сертификаты о повышении квалификации

изменение отношения родителей к ДОУ (вовлеченность родителей в жизнь ДОУ, удовлетворенность родителей образовательными возможностями учреждения, настроением и состоянием здоровья своих детей)

1 раз в год

опрос, анкетирование

3.1 Методы и приёмы диагностики.

        1.3. Мониторинг освоения детьми ДОП «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

 

Оценка эффективности в усвоении  воспитанниками МБДОУ программного материала по приобщению детей к истокам русской народной культуры производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Основным методом диагностического исследования является использование специально подобранных диагностических заданий, которые предлагаются детям в игровой форме. При этом учитывается состояние ребенка, его хорошее настроение, спокойное эмоциональное состояние, физическое самочувствие. Длительность одного мониторингового задания не превышает 30 минут. Знания оцениваются по следующим направлениям: • содержания сказок, былин, легенд; • герои русских народных произведений; • народных игры, праздники; • виды народных искусств; • русский народный фольклор. Ожидаемые результаты:  Ребенок может уметь: различать и узнавать русскую народную культуру.  Ребенок может знать: • название жанров русского народного искусства; • название народных промыслов; • название народных игр; • название народных праздников.  Ребенок может иметь представление: • о значимости русского народного искусства в мировой истории; • о значимости русского человека в мировой истории; • о русской народной культуре как о важной составляющей мировой цивилизации. Для изучения представлений детей о народной культуре, мы составили опросник, куда были включены следующие вопросы: 1.Какие народные игры ты знаешь? В какие любишь играть? 2.Какие знаешь народные праздники?  Какие праздники тебе особенно нравятся? Чем? 3.Любишь ли ты заниматься рукоделием? Чему бы хотел научить своих друзей? 4.Как ты понимаешь пословицу «Труд – кормит, а лень – портит»? 5.Что значит «Много снега – много хлеба»? 6. Какую народную песню ты бы хотел исполнить? 7. Какие достопримечательности нашего города ты бы хотел показать гостям? Выработали критерии к диагностической карте: Высокий уровень. 1.Использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения. 2.Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными

8

 

приметами и делать соответствующие умозаключения. 3.Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства. 4.Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках. Знает названия праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает. 5.Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры. 6.Ориентируется в истории, традициях, быту русского народа. 7.Знает особенности своего края. 8.Имеет представление о народных промыслах. Имеет практические навыки в работе с различным материалом (тесто, ткань, опил, семена растений, бросовый материал) 9.Проявляет интерес к народной культуре. Средний уровень. 1.Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, использует их в речи. 2.Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни. 3.Знает названия некоторых народных праздников и принимает активное участие в них. 4.Знает русские народные игры и умеет объяснить правила некоторых из них. 5.Знает некоторые элементы истории, традиций и быта русского народа. 6.Знает некоторые особенности родного края. 7.Имеет практические умения в работе с различным материалом. 8.Проявляет интерес к отдельным элементам народной культуры. Низкий уровень. 1.Знает фольклор и иногда использует его компоненты в речи. 2.Знает народные приметы. 3.Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие. 4.Знает 2-3 народные игры и умеет объяснить правила к ним. 5.Имеет обрывочное представление об истории России и своего края. 6.Имеет элементарные навыки по работе с различным материалом. 7.Не проявляет интереса к народной культуре.

 

   Для исследования были использованы различные психодиагностические методики в соответствии с возрастной группой дошкольников. С помощью этих методик был составлен оперативный констатирующий уровень формирования нравственно-патриотических качеств каждого ребенка.

Критерии  диагностики:

I. Государственные символы России.

1 балл – ребенок затрудняется осмыслить и ответить на вопрос о символах России.

2 балла - ребёнок имеет элементарные представления и может частично объяснить некоторые символы России.

3 балла –  ребёнок имеет полное представление о символах России, знает и понимает их смысл, и без помощи взрослого может в полном объёме объяснить.

II. Русский народный фольклор.

1 балл - ребёнок затрудняется осмыслить и объяснить смысл понятия «фольклор», не знает ни одного фольклорного произведения.

2 балла – ребёнок имеет элементарные представления о фольклоре, отвечает с помощью наводящих вопросов педагога.

3 балла – ребёнок имеет полное и правильное представление о фольклорных произведениях, знает и понимает смысл понятия «фольклор», понимает о роли русского народного фольклора в истории мирового искусства.

III. Традиционные обрядовые праздники

1 балл – ребёнок не знает ни одного обрядового праздника.

2 балла – ребёнок имеет элементарные представления о русских обрядовых праздниках, отвечает с помощью наводящих вопросов педагога.

3 балла – ребёнок имеет полное представление о русских традиционных обрядовых праздниках, может самостоятельно объяснить смысл каждого из праздников.

IV. Русские народные промыслы.

1 балл – ребёнок не имеет представления о русских народных промыслах.

2 балла – ребёнок имеет элементарные представления о русских народных промыслах, даёт объяснения при помощи наводящих вопросов педагога.

3 балла – ребёнок имеет полное представление о понятии «народные промыслы», самостоятельно умеет объяснить, в чём заключается смысл русских народных промыслов, активен, самостоятелен в своих суждениях, высказываниях.

V. Предметы русского быта.

1 балл – ребёнок не имеет никакого представления о понятии «предметы русского быта», не понимает о чём речь.

2 балла – ребёнок имеет некоторые элементарные представления о предметах русского быта, даёт объяснения при помощи наводящих вопросов педагога.

3 балла – ребёнок имеет полное представление о разнообразных предметах русского быта, может свободно без помощи педагога назвать и объяснить назначения предметов русского быта.

V. Народные игры и хороводы.

1 балл – ребёнок не знает ни одной народной игры, не принимает участия в играх.

2 балла – ребёнок имеет некоторое представление о народных играх и хороводах, принимает участие в них.

3 балла – ребёнок активно участвует в народных играх и хороводах, является инициатором их проведения, знает названия и правила игр.

Таблица результатов исследования уровня  приобщения детьми к истокам русской народной культуры

Имя  ребенка

Гос. символы России

Русский народный фольклор

Традиционные обрядовые праздники

Русские народные промыслы

Предметы русского быта

Народные игры и хороводы

Результат

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

Итоговый показатель:

Результат обследования

Уровни

Сентябрь

Май

Высокий

Средний

Низкий

            Преподнесение материала идет циклично (по спирали, что позволяет пополнять и совершенствовать ранее усвоенные знания.

            На первом этапе дети знакомятся с историей русской народной культуры. В результате дети начинают понимать сущность русского народа её культуру, особенность, самобытность, колорит.

            На втором этапе дошкольники продолжают знакомиться с русской народной культурой, дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы «Знакомство с русским народным костюмом» «Знакомство с народными промыслами», «Знакомство с русской народной утварью», расширяя представления детей о русской народной культуре.

            На третьем этапе продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, вместе с детьми предметами русского быта пополняется организованная в дошкольном учреждении Русская горница. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

            Каждый этап завершается подведением итогов. В течение года дети в игровой, занимательной форме уточняют и закрепляют полученные знания о различных областях русской народной культуры. Особое место в этот период занимает практическая деятельность детей.

            Работа ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, заставляет их заниматься самообразованием. Для этого предполагается глубокое изучение теории, программ по формированию у детей любви ко всему русскому, экспериментирование и поиск, создание пособий и методических рекомендаций, использование новых форм работы, игровых методов и приемов.

       Работа по приобщению детей к русской национальной культуры строится на основе диагностики, которую проводят педагогические работники ДОУ. Ее результаты используются при планировании работы с детьми.

            Педагогический анализ знаний, умений и навыков проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае) на основе рекомендаций программы «Приобщение детей к истокам русой народной культуры» под редакцией Князевой О. Л. Маханевой М. Д.

            Целью диагностического обследования является выявление представлений детей  дошкольного возраста о русской национальной культуре.

            Основным методом диагностического исследования является использование специально подобранных диагностических заданий, которые предлагаются детям в игровой форме. При этом учитывается состояние ребенка, его хорошее настроение, спокойное эмоциональное состояние, физическое самочувствие. Длительность одного мониторингового задания не превышает 30 минут.

            Знания оцениваются по следующим направлениям: содержания сказок, былин, легенд; герои русских народных произведений; народных игры, праздники; виды народных искусств; русский народный фольклор.

            Созданная в детском саду система по приобщению детей к истокам русской народной культуры позволяет обеспечить эмоциональное и духовное благополучие каждому ребенку, способствует его полноценному психическому и физическому развитию.

  1. Перечень материалов, представляемых по окончании инновационной деятельности, возможность их тиражирования и трансляции

По окончании инновационной деятельности будут представлены следующие материалы:

  1. материалы инновационной деятельности членов педагогического коллектива на сайте МБДОУ и в научных изданиях;
  2. методические рекомендации для ДОУ по проблеме создания модели развивающей предметно-пространственной среды,
  3. материалы участия педагогов в научно-практических конференциях и конкурсах, мастер-классы, открытые мероприятия, творческие отчёты,
  4. образовательная программа, рабочие программы (планы) педагогов,
  5. информационные бюллетени для родителей с обобщением опыта работы инновационной площадки,
  6. фильм-презентация.

Библиотека педагогической литературы ДОО по теме инновации:

Допол

нитель

ная

методи

ческая

литера

тура

2. Шевченко Л.Л. Добрый мир /Православная культура для малышей/ Учебно- методический комплект -  М: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества», 2011.                                                                                                                                        3. Болотова С.А., Довгий Т.В. Сибиченков О.В. Азбука Смоленского края – Смоленск: Русич, 2004.                                                                            4. Наперстникова С.Э. Основы православной культуры и этики/ 1- ый год обучения – Смоленск: ГОУ Смоленский педагогический колледж, 2004.                                                                                                                                 5. Лукашенкова Ж.В. Формирование духовно - нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеурочной деятельности – Смоленск: Смоленская православная духовная семинария, 2013.                                                      6. Нравственно - патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под. ред. Н.В. Микляевой – М: ТЦ Сфера, 2013.                                                                                                               7. Духовно - нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. Сост. Акинина Т.М., Степанова Г.В – М: УЦ «Перспектива», 2012.                                                                                                                    8. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах – М: Сфера. 2013.                                                                                                  9. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении -  М: Сфера, 2013.                                                                                                                                           10. Макарычева Н.В. Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства – М: АРКТИ, 2012.                                                                                 11. Куликовская И.Э. Технология интегрированного праздника/ Практическое пособие - Ростов-на-Дону: Учитель, 2003.                                                                                                12. Картушина М.О. Русские народные праздники в детском саду» -М: ТЦ «Сфера», 2006.                                                                                                   13. Науменко Г.М. Фольклорный праздник – М: Линка – Пресс, 2000.                                                                                                                                 14. Давыдова М.А. Сценарии музыкальных и календарных фольклорных праздиков – М: «ВАКО»,2007.                                                 15. Луконина Н., Чадова Л. Утренники в детском саду – М: Айрис –Пресс, 2002.                                                                                                                                               16. Подвижные игры с песнями в детском саду/ Хороводы, инсценировки. Сост. Долманова Н.Н. – М: ТЦ «Сфера», 2002.                        17. Царенко. От потешек к пушкинскому балу/ Пособие для воспитателей детских садов – М: Линка – Пресс, 1990.                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа инновационной деятельности «Взаимодействие детского сада и семьи, обеспечивающее нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Модуль «Моя родина»

Данная программа апробирована и применена в дошкольном учреждении по нравственно- патриотическому воспитанию....

Опыт работы по реализации программы инновационной деятельности

В ходе реализации программы инновационной деятельности мы хотели добиться понимание педагогами, родителями, воспитанниками, что работа по формированию духовно - нравственной культуры детей дошкольного...

Программа инновационной деятельности МБДОУ д/с № 26 «Формирование навыков социально-коммуникативного взаимодействия и развитие связной речи у дошкольников средствами детской журналистики»

laquo;Формирование навыков социально-коммуникативного взаимодействия и развитие связной речи у дошкольников средствами детской журналистики»...

Проект Программы инновационной деятельности по проблеме «Современная технология эффективной социализации детей в ДОО и школе: проектирование модели взаимодействия»

В сложившихся условиях модернизации, где поставлены акценты на обеспечение преемственности   образовательных учреждений, учреждений социума, семей воспитанников в   решении проблем...

Программа инновационной деятельности детского сада "Использование эффективных педагогических технологий в развитии речи детей дошкольного возраста"

Речевое развитие ребенка - один из главных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющих уровень социальных и познавательных достижений дошкольника - потребностей и интересов, знани...

Проект программы инновационной деятельности по реализации инновационной образовательной проектной инициативы.

: «Развитие познавательной активности детей средствами исследовательской деятельности в процессе реализации ФГОС  дошкольного образования»...