Программа инновационной деятельности
материал на тему
Инновационная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_innovatsionnoy_deyatelnosti.docx | 43.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО: На педагогическом совете МБДОУ детский сад «Звёздочка » Протокол № 3 от 02. 02. 2018 г. | УТВЕРЖДЕНО: Приказ № 9 от 08.02. 2018г. Заведующий МБДОУ детский сад «Звёздочка » _____________/Бушуева О.А./ |
Программа инновационной деятельности
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
- детский сад «Звёздочка» по приобщение детей к истокам русской народной культуры через проектную деятельность в рамках ФГОС
1. Информационно-аналитической справка
1.1. Актуальность инновационной деятельности по данному направлению
Последнее десятилетие в нашей стране и во многих других странах отмечается интенсивный рост национального сознания. В первую очередь, это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено. Наша жизнь сейчас заполнена большим количеством иностранного в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Все это привело к утере понятия истинных ценностей. Забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.
Наиболее незащищенными от негативных воздействий, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, подростки и молодежь. В этой связи особого внимания требуют дети дошкольного возраста, которые характеризуются, с одной стороны, высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, а, с другой, - возникновением ценностных приоритетов, определяющих поступки человека в ситуациях нравственного выбора.
Планомерная работа по приобщению воспитанников к истокам русской народной культуры в детском саду проводиться с 2014 года. Педагогический коллектив в части Основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, использует парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князевой О.Л., направленную на развитие детей в образовательной области «Познавательное развитие».
Программа рассчитана на работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста - с 3 до 8 лет.
Цели и задачи реализации Программы
Цели:
- расширить представление о жанрах устного народного творчества;
- показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка:
- воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства.
Задачи:
- содействие атмосфере национального быта;
- широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок, частушек;
- учить рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры;
- знать и различать народное искусство, как основу национальной культуры.
Приобщение к ценностям народной культуры начинаем с трёх лет. Это способствует развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем дети сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России.
На основании приказа Управление образования администрации муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области № 10 от 24.01.2018 об утверждении перечня муниципальных инновационных площадок в 2018 году в целях обеспечения развития инновационной деятельности в системе образования Аркадакского муниципального района МБДОУ – детскому саду «Звёздочка» присвоен статус инновационной площадки по приобщение детей к истокам русской народной культуры через проектную деятельность в рамках ФГОС. Заведующий издала приказ по ДОУ от 25.01.18 № 7 об организации инновационной площадке МБДОУ – детского сада «Звёздочка», была создана творческая группа педагогов, руководителем, которой является заведующий Бушуева Ольга Александровна.
2.Цель инновационной деятельности
Целью инновационной деятельности МБДОУ является Возрождение самобытной российской культуры, формирование духовно — богатой личности, развитие национального самосознания у детей дошкольного возраста, определение его уровня.
3.Задачи реализации цели
1. Организация планомерной работы коллектива дошкольного учреждения по приобщению воспитанников к истокам русской народной культуры.
2. Интегрирование народного искусства в различные виды деятельности дошкольников.
3. Привлечение родителей к реализации задач возрождения русских национальных традиций в условиях дошкольного учреждения и семьи.
4. Организация сотрудничества с учреждениями социума по этнокультурному образованию дошкольников.
5. Формирование представлений о народной культуре через традиционные народные праздники, обряды, театрализованные представления.
6. Разработка методических рекомендаций по приобщению дошкольников к национальной культуре. Обобщение и распространение опыта работы опытно — экспериментальной площадки на муниципальном уровне.
4. Ожидаемые результаты (в т.ч. продукты) инновационной площадки:
На муниципальном уровне:
- разработка и реализация программно — методического обеспечения образовательного процесса по духовно — нравственному воспитанию детей дошкольного возраста;
- организация взаимодействия педагогов города, творческая реализация планов, идей, программ, участие в работе семинаров, заседаний творческого объединения педагогов — дошкольников;
- оказание методической и практической помощи педагогам города в области этнокультурного образования детей дошкольного возраста.
На уровне ДОУ:
- приобщение педагогов, воспитанников и их родителей к истокам русской народной культуры;
- развитие познавательного интереса к истории своего народа, его традициям, особенностям национальной культуры, русскому народному творчеству;
- овладение знаниями о культурных и духовных ценностях родного края, малой родины, русского народа, его традициях, культуре и творчестве; — сотрудничество с учреждениями социума по этнокультурному образованию дошкольников;
- интегрирование народного искусства в различные виды деятельности дошкольников.
- развитие творческих способностей участников инновационной деятельности на материале этнокультурного образования и воспитания.
- введение духовно — нравственного воспитания в традиции ДОУ.
Продуктами инновационной деятельности:
- фольклорные уголки в группах;
- макет « русской избы», куда помещены предметы народного обихода;
- уголки патриотического воспитания с использованием геральдики родного города, области, России;
- фотоальбомы: «Земля Аркадакская», « Наш дом — Россия», «Москва — столица нашей Родины», «Природа родного края»;
- аудиотека с русскими народными песнями, русскими народными мелодиями;
- видеотека по приобщению детей к русской народной культуре;
- набор музыкальных народных инструментов,
- русские народные игрушки,
- художественные образцы народного творчества,
- русские народные костюмы;
- Этапы инновационной деятельности
Содержание деятельности | Ответственные | Научные результаты | |
Подготовительный этап (второе полугодие 2017-2018 учебного года) | |||
Определение проблемного поля инновационной деятельности, формирование нормативно-правовых ресурсов | заведующий МБДОУ Бушуева О.А., старший воспитатель Жиздюк Н.И. | создание банка нормативно- правовых ресурсов регламентирующих инновационную деятельность, | |
Подготовка и проведение педагогического совета с целью ориентации на развитие, совершенствование профессиональной деятельности, а также определения стартового уровня профессионально-педагогической компетентности педагогов, состояния их готовности к инновационной деятельности, диагностирования затруднений педагогов | заведующий МБДОУ Бушуева О.А., старший воспитатель Жиздюк Н.И. | создание творческой группы (протокол педсовета, приказ по МБДОУ), создание условий для индивидуального и коллективного образования, теоретического освоения инноваций | |
утверждение программно-методического обеспечения инновационной деятельности | заведующий МБДОУ Бушуева О.А., старший воспитатель Жиздюк Н.И | Внесение изменений в рабочие программы и методического обеспечения в образовательный процесс | |
информирование родителей об инновационной деятельности по приобщение детей к истокам русской народной культуры через проектную деятельность в рамках ФГОС | воспитатели | подготовка информационных материалов, составление протоколов родительских собраний | |
анализ материально-технического оснащения МБДОУ для реализации программы инновационной деятельности | заведующий МБДОУ, завхоз Марусина Е.Р. | аналитическая справка по оценке существующего материально-технического обеспечения | |
Основной этап (2018-2019, 2019-2020 учебные годы) | |||
Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта Распределение ответственности за реализацию инновационной деятельности | заведующий МБДОУ, старший воспитатель творческая группа, педагоги | Программа, планы по инновационной деятельности | |
наполнение и оснащение образовательного пространства МБДОУ с учётом требований к инновационной развивающей предметно-пространственной среде | заведующий МБДОУ, старший воспитатель, творческая группа, педагоги | приведение оснащения образовательного пространства МБДОУ в соответствие требованиям к инновационной развивающей предметно-пространственной среде | |
разработка системы мониторинга за ходом реализации инновационной деятельности | заведующий МБДОУ, старший воспитатель, творческая группа | таблицы мониторинга | |
Подведение промежуточных итогов | заведующий МБДОУ, старший воспитатель, творческая группа, педагоги | Аналитический отчёт | |
Коррекция результатов | старший воспитатель, творческая группа, педагоги | ||
Заключительный этап ( 2020-2021 учебный год) | |||
проведение мониторинга и анализ результатов реализации программы инновационной деятельности | заведующий МБДОУ, старший воспитатель, творческая группа | заполненные таблицы мониторинга и аналитический отчёт по результатам его проведения | |
распространение полученного опыта | заведующий МБДОУ, старший воспитатель, творческая группа, педагоги | публикации на сайте МБДОУ и в печатных изданиях, а также проведение семинаров, конференций, мастер-классов |
- Критерии и показатели эффективности реализации инновационной деятельности
Критериями эффективности реализации инновационной деятельности является наличие нормативно-правовых, материально-технических, методических и кадровых ресурсов, обеспечивающих приобщение детей к истокам русской народной культуры. Оценка реализации инновационной деятельности основывается на показателях научной, методической и социальной результативности.
Направление результативности | Качественные показатели | Количественные показатели |
научная | размещение информации, публикации на сайте МБДОУ и в научных изданиях | количество публикаций |
методическая | разработка методических рекомендаций, семинары, конференции, авторские программы | количество рекомендаций, разработок, проведённых конференций и семинаров |
социальная | доступность продуктов инновационной деятельности | обновление информации на сайте МБДОУ – не реже 1 раза в три месяца, публичный отчёт о реализации программы инновационной деятельности – не реже 1 раза в три года |
- Система мониторинговых исследований за ходом реализации инновационной деятельности
В ходе реализации инновационной деятельности будут использованы следующие виды мониторинговых исследований:
- информационный мониторинг (с целью сбора, накопления и систематизации материала),
- педагогический мониторинг (с целью изучения эффективности педагогического процесса, способствующего развитию дошкольников),
- управленческий мониторинг (с целью отслеживания и оценки эффективности принимаемых управленческих решений)
на всех этапах создания модели развивающей предметно-пространственной среды (предварительный, текущий и итоговый мониторинг).
Показатель мониторинга | Периодичность | Инструментарий |
изменение комфортности дошкольной жизни ребёнка, удовлетворение его запросов и ожиданий (изучение физического и психологического состояния ребёнка, его отношения к собственной деятельности, настроения, отношений с педагогами, сверстниками, родителями) | 1 раз в год | опрос, анкетирование |
изменение компетентности педагога, удовлетворение его профессиональных запросов, достижение успеха (изучение отношения педагога к делу, инновациям, взаимоотношений с коллегами, воспитанниками, родителями детей) | 1 раз в год | опрос, анкетирование, сертификаты о повышении квалификации |
изменение отношения родителей к ДОУ (вовлеченность родителей в жизнь ДОУ, удовлетворенность родителей образовательными возможностями учреждения, настроением и состоянием здоровья своих детей) | 1 раз в год | опрос, анкетирование |
3.1 Методы и приёмы диагностики.
1.3. Мониторинг освоения детьми ДОП «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Оценка эффективности в усвоении воспитанниками МБДОУ программного материала по приобщению детей к истокам русской народной культуры производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Основным методом диагностического исследования является использование специально подобранных диагностических заданий, которые предлагаются детям в игровой форме. При этом учитывается состояние ребенка, его хорошее настроение, спокойное эмоциональное состояние, физическое самочувствие. Длительность одного мониторингового задания не превышает 30 минут. Знания оцениваются по следующим направлениям: • содержания сказок, былин, легенд; • герои русских народных произведений; • народных игры, праздники; • виды народных искусств; • русский народный фольклор. Ожидаемые результаты: Ребенок может уметь: различать и узнавать русскую народную культуру. Ребенок может знать: • название жанров русского народного искусства; • название народных промыслов; • название народных игр; • название народных праздников. Ребенок может иметь представление: • о значимости русского народного искусства в мировой истории; • о значимости русского человека в мировой истории; • о русской народной культуре как о важной составляющей мировой цивилизации. Для изучения представлений детей о народной культуре, мы составили опросник, куда были включены следующие вопросы: 1.Какие народные игры ты знаешь? В какие любишь играть? 2.Какие знаешь народные праздники? Какие праздники тебе особенно нравятся? Чем? 3.Любишь ли ты заниматься рукоделием? Чему бы хотел научить своих друзей? 4.Как ты понимаешь пословицу «Труд – кормит, а лень – портит»? 5.Что значит «Много снега – много хлеба»? 6. Какую народную песню ты бы хотел исполнить? 7. Какие достопримечательности нашего города ты бы хотел показать гостям? Выработали критерии к диагностической карте: Высокий уровень. 1.Использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения. 2.Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными
8
приметами и делать соответствующие умозаключения. 3.Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства. 4.Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках. Знает названия праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает. 5.Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры. 6.Ориентируется в истории, традициях, быту русского народа. 7.Знает особенности своего края. 8.Имеет представление о народных промыслах. Имеет практические навыки в работе с различным материалом (тесто, ткань, опил, семена растений, бросовый материал) 9.Проявляет интерес к народной культуре. Средний уровень. 1.Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, использует их в речи. 2.Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни. 3.Знает названия некоторых народных праздников и принимает активное участие в них. 4.Знает русские народные игры и умеет объяснить правила некоторых из них. 5.Знает некоторые элементы истории, традиций и быта русского народа. 6.Знает некоторые особенности родного края. 7.Имеет практические умения в работе с различным материалом. 8.Проявляет интерес к отдельным элементам народной культуры. Низкий уровень. 1.Знает фольклор и иногда использует его компоненты в речи. 2.Знает народные приметы. 3.Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие. 4.Знает 2-3 народные игры и умеет объяснить правила к ним. 5.Имеет обрывочное представление об истории России и своего края. 6.Имеет элементарные навыки по работе с различным материалом. 7.Не проявляет интереса к народной культуре.
Для исследования были использованы различные психодиагностические методики в соответствии с возрастной группой дошкольников. С помощью этих методик был составлен оперативный констатирующий уровень формирования нравственно-патриотических качеств каждого ребенка.
Критерии диагностики:
I. Государственные символы России.
1 балл – ребенок затрудняется осмыслить и ответить на вопрос о символах России.
2 балла - ребёнок имеет элементарные представления и может частично объяснить некоторые символы России.
3 балла – ребёнок имеет полное представление о символах России, знает и понимает их смысл, и без помощи взрослого может в полном объёме объяснить.
II. Русский народный фольклор.
1 балл - ребёнок затрудняется осмыслить и объяснить смысл понятия «фольклор», не знает ни одного фольклорного произведения.
2 балла – ребёнок имеет элементарные представления о фольклоре, отвечает с помощью наводящих вопросов педагога.
3 балла – ребёнок имеет полное и правильное представление о фольклорных произведениях, знает и понимает смысл понятия «фольклор», понимает о роли русского народного фольклора в истории мирового искусства.
III. Традиционные обрядовые праздники
1 балл – ребёнок не знает ни одного обрядового праздника.
2 балла – ребёнок имеет элементарные представления о русских обрядовых праздниках, отвечает с помощью наводящих вопросов педагога.
3 балла – ребёнок имеет полное представление о русских традиционных обрядовых праздниках, может самостоятельно объяснить смысл каждого из праздников.
IV. Русские народные промыслы.
1 балл – ребёнок не имеет представления о русских народных промыслах.
2 балла – ребёнок имеет элементарные представления о русских народных промыслах, даёт объяснения при помощи наводящих вопросов педагога.
3 балла – ребёнок имеет полное представление о понятии «народные промыслы», самостоятельно умеет объяснить, в чём заключается смысл русских народных промыслов, активен, самостоятелен в своих суждениях, высказываниях.
V. Предметы русского быта.
1 балл – ребёнок не имеет никакого представления о понятии «предметы русского быта», не понимает о чём речь.
2 балла – ребёнок имеет некоторые элементарные представления о предметах русского быта, даёт объяснения при помощи наводящих вопросов педагога.
3 балла – ребёнок имеет полное представление о разнообразных предметах русского быта, может свободно без помощи педагога назвать и объяснить назначения предметов русского быта.
V. Народные игры и хороводы.
1 балл – ребёнок не знает ни одной народной игры, не принимает участия в играх.
2 балла – ребёнок имеет некоторое представление о народных играх и хороводах, принимает участие в них.
3 балла – ребёнок активно участвует в народных играх и хороводах, является инициатором их проведения, знает названия и правила игр.
Таблица результатов исследования уровня приобщения детьми к истокам русской народной культуры
Имя ребенка | Гос. символы России | Русский народный фольклор | Традиционные обрядовые праздники | Русские народные промыслы | Предметы русского быта | Народные игры и хороводы | Результат | |||||||
сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | |
Итоговый показатель: |
Результат обследования
Уровни | Сентябрь | Май |
Высокий | ||
Средний | ||
Низкий |
Преподнесение материала идет циклично (по спирали, что позволяет пополнять и совершенствовать ранее усвоенные знания.
На первом этапе дети знакомятся с историей русской народной культуры. В результате дети начинают понимать сущность русского народа её культуру, особенность, самобытность, колорит.
На втором этапе дошкольники продолжают знакомиться с русской народной культурой, дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы «Знакомство с русским народным костюмом» «Знакомство с народными промыслами», «Знакомство с русской народной утварью», расширяя представления детей о русской народной культуре.
На третьем этапе продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, вместе с детьми предметами русского быта пополняется организованная в дошкольном учреждении Русская горница. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.
Каждый этап завершается подведением итогов. В течение года дети в игровой, занимательной форме уточняют и закрепляют полученные знания о различных областях русской народной культуры. Особое место в этот период занимает практическая деятельность детей.
Работа ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, заставляет их заниматься самообразованием. Для этого предполагается глубокое изучение теории, программ по формированию у детей любви ко всему русскому, экспериментирование и поиск, создание пособий и методических рекомендаций, использование новых форм работы, игровых методов и приемов.
Работа по приобщению детей к русской национальной культуры строится на основе диагностики, которую проводят педагогические работники ДОУ. Ее результаты используются при планировании работы с детьми.
Педагогический анализ знаний, умений и навыков проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае) на основе рекомендаций программы «Приобщение детей к истокам русой народной культуры» под редакцией Князевой О. Л. Маханевой М. Д.
Целью диагностического обследования является выявление представлений детей дошкольного возраста о русской национальной культуре.
Основным методом диагностического исследования является использование специально подобранных диагностических заданий, которые предлагаются детям в игровой форме. При этом учитывается состояние ребенка, его хорошее настроение, спокойное эмоциональное состояние, физическое самочувствие. Длительность одного мониторингового задания не превышает 30 минут.
Знания оцениваются по следующим направлениям: содержания сказок, былин, легенд; герои русских народных произведений; народных игры, праздники; виды народных искусств; русский народный фольклор.
Созданная в детском саду система по приобщению детей к истокам русской народной культуры позволяет обеспечить эмоциональное и духовное благополучие каждому ребенку, способствует его полноценному психическому и физическому развитию.
- Перечень материалов, представляемых по окончании инновационной деятельности, возможность их тиражирования и трансляции
По окончании инновационной деятельности будут представлены следующие материалы:
- материалы инновационной деятельности членов педагогического коллектива на сайте МБДОУ и в научных изданиях;
- методические рекомендации для ДОУ по проблеме создания модели развивающей предметно-пространственной среды,
- материалы участия педагогов в научно-практических конференциях и конкурсах, мастер-классы, открытые мероприятия, творческие отчёты,
- образовательная программа, рабочие программы (планы) педагогов,
- информационные бюллетени для родителей с обобщением опыта работы инновационной площадки,
- фильм-презентация.
Библиотека педагогической литературы ДОО по теме инновации:
Допол нитель ная методи ческая литера тура | 2. Шевченко Л.Л. Добрый мир /Православная культура для малышей/ Учебно- методический комплект - М: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества», 2011. 3. Болотова С.А., Довгий Т.В. Сибиченков О.В. Азбука Смоленского края – Смоленск: Русич, 2004. 4. Наперстникова С.Э. Основы православной культуры и этики/ 1- ый год обучения – Смоленск: ГОУ Смоленский педагогический колледж, 2004. 5. Лукашенкова Ж.В. Формирование духовно - нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеурочной деятельности – Смоленск: Смоленская православная духовная семинария, 2013. 6. Нравственно - патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под. ред. Н.В. Микляевой – М: ТЦ Сфера, 2013. 7. Духовно - нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. Сост. Акинина Т.М., Степанова Г.В – М: УЦ «Перспектива», 2012. 8. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах – М: Сфера. 2013. 9. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении - М: Сфера, 2013. 10. Макарычева Н.В. Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства – М: АРКТИ, 2012. 11. Куликовская И.Э. Технология интегрированного праздника/ Практическое пособие - Ростов-на-Дону: Учитель, 2003. 12. Картушина М.О. Русские народные праздники в детском саду» -М: ТЦ «Сфера», 2006. 13. Науменко Г.М. Фольклорный праздник – М: Линка – Пресс, 2000. 14. Давыдова М.А. Сценарии музыкальных и календарных фольклорных праздиков – М: «ВАКО»,2007. 15. Луконина Н., Чадова Л. Утренники в детском саду – М: Айрис –Пресс, 2002. 16. Подвижные игры с песнями в детском саду/ Хороводы, инсценировки. Сост. Долманова Н.Н. – М: ТЦ «Сфера», 2002. 17. Царенко. От потешек к пушкинскому балу/ Пособие для воспитателей детских садов – М: Линка – Пресс, 1990. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа инновационной деятельности по теме "Театрализованная деятельность как культурная практика современного дошкольника"
Программа для педагогов ДОО, осуществляющих инновационную деятельность...
Программа инновационной деятельности «Взаимодействие детского сада и семьи, обеспечивающее нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Модуль «Моя родина»
Данная программа апробирована и применена в дошкольном учреждении по нравственно- патриотическому воспитанию....
Опыт работы по реализации программы инновационной деятельности
В ходе реализации программы инновационной деятельности мы хотели добиться понимание педагогами, родителями, воспитанниками, что работа по формированию духовно - нравственной культуры детей дошкольного...
Программа инновационной деятельности МБДОУ д/с № 26 «Формирование навыков социально-коммуникативного взаимодействия и развитие связной речи у дошкольников средствами детской журналистики»
laquo;Формирование навыков социально-коммуникативного взаимодействия и развитие связной речи у дошкольников средствами детской журналистики»...
Проект Программы инновационной деятельности по проблеме «Современная технология эффективной социализации детей в ДОО и школе: проектирование модели взаимодействия»
В сложившихся условиях модернизации, где поставлены акценты на обеспечение преемственности образовательных учреждений, учреждений социума, семей воспитанников в решении проблем...
Программа инновационной деятельности детского сада "Использование эффективных педагогических технологий в развитии речи детей дошкольного возраста"
Речевое развитие ребенка - один из главных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющих уровень социальных и познавательных достижений дошкольника - потребностей и интересов, знани...
Проект программы инновационной деятельности по реализации инновационной образовательной проектной инициативы.
: «Развитие познавательной активности детей средствами исследовательской деятельности в процессе реализации ФГОС дошкольного образования»...