План работы по самообразованию
календарно-тематическое планирование на тему

Простакова Светлана Васильевна

План работы по самообразованию: актуальность,цели, задачи , календарно-тематическое планирование по группам (2 младшая, средняя )

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №5 «Гуси-лебеди»

План работы по самообразованию на тему:

«Развитие творческих способностей дошкольников через дизайнерскую деятельность»

(2018 – 2019 уч. год.)

        

                                                                               Воспитатель:

Простакова С.В.

План работы по самообразованию

Тема:  Развития творческих способностей дошкольников через дизайнерскую деятельность»

Воспитатель: Простакова С.В.

План работы по самообразованию

Цель: Выяснить роль и значение дизайн - деятельности в развитии творческих способностей дошкольников.

Задачи:

1. Изучить литературу по теме.

2. Разработать перспективный план.

3. Разработать рекомендации для педагогов по проведению образовательной работы по дизайн-деятельности с дошкольниками.

Актуальность:

Существует мысль, что искусство-

это способ продления детства.

С.П. Ломов

Мир детства – чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Маленькие жители его знают, многое умеют, многое понимают, но у них пока мало жизненного опыта. Природа начинает эстетически восприниматься современным ребенком гораздо позднее, чем вещи, в среде которых он проводит большую часть жизни. На ранних этапах развития воспитательное воздействие среды осуществляется стихийно, но к старшему дошкольному возрасту это влияние осмысливается.

Дизайн - термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирования эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн – художественное конструирование.

       Актуальность проблемы определяется и тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Таковой деятельностью и является детская дизайн-деятельность.

Целью художественно – дизайнерского образования является формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям.

На основе эстетических знаний и художественного опыта у детей формируется интерес к собственной изобразительной деятельности. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительных явлений.

В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.

Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает, как содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему специальных (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Задачи художественно-дизайнерского развития детей:

  • Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, народное и декоративное искусство, дизайнерское искусство),
  • Формировать эстетику среды, окружающую ребенка, стимулировать его творчество;
  • Показывать, чем отличаются различные виды искусства, обсуждать их содержание, формировать эстетическое отношение;
  • Расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности детей; активизировать выбор сюжетов о бытовых, общественных и природных явлениях;
  • Научить детей различать реальный и фантазийный мир;

Развитие руки, глазомера.

В рисовании – познакомить с разными техниками рисования акварельными и гуашевыми красками.

В аппликации – инициировать самостоятельный выбор детьми разных способов создания выразительного образа.

В конструировании – рассматривать, изучать объекты природы и объекты предметной среды; учитывать в работе: композиционную целостность, технологичность, единство предмета и среда и среды.


Поэтапный перспективный план работы воспитателя по самообразованию на 2018-2019 уч. год.

№п/п

Содержание работы

Сроки выполнения

Примечание

(заполняется в процессе реализации плана)

Теоретический этап

1.

Изучение методической литературы по данной теме.

В течение года

2.

Изучение статей в журналах:

«Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».

Изучение статей в интернете.

Периодически

Практический этап

3.

Изучение опыта педагогов – дизайнеров, педагогов дополнительного образования.

Регулярно

4.

Изучение методики преподавания дизайна для детей в интернете

Регулярно

5.

Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом.

Регулярно

6.

Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет

Ежемесячно

7.

Оказывать педагогическую поддержку воспитанникам испытывающим трудности:

Создавать индивидуальные подходы

Регулярно

8.

Участие в конкурсах и выставках различного уровня

По плану

9.

Совершенствовать свои знания в области дизайна и педагогики

Регулярно

10.

Повышать уровень эрудиции, общей культуры (посещение спектаклей, музеев и т.д.)

Регулярно

11.

Обогатить личную библиотеку новыми книгами о дизайне, методической литературой, журналами.

Ежемесячно

Форма отчетности.

  1. Выступление на  итоговом педсовете о проделанной работе .
  2.  Разработать рекомендации для воспитателей по проведению образовательной работы по дизайн - деятельности с дошкольниками.
  3. Публикация материалов по данной тематике на  сайте  ДОУ.

Календарно –тематическое планирование

 (средняя группа)

Сентябрь

Вид деятельности

Тема

Задачи

1

рисование-экспериментирование

«Цветные стихи и картинки для Радуги»

Материалы: карандаши, фломастеры, бумага.

познакомить с цветами радуги, учит слушать текст и изображать услышанное на бумаге

2

рисование

Путешествия в разноцветные королевства

Материалы: акварель, карандаши, бумага, салфетки, кисти, вода

учить рисовать по замыслу, используя определенные цвета

3

рисование

« Собираем красивые листья»

Материалы: акварель, кисть, вода, тряпочки

составление осенней декоративной композиции; техника «по-сырому»

4

лепка

«Лепка рыбки». Рельеф.

Материалы: тесто, доска, стеки, тряпочки

знакомство с рельефной лепкой

Октябрь

1

рисование

«Осенний пейзаж»

Материалы: гуашь, три основных цвета, добавление черной и белой краски, осенние листья, кисти, тряпочки.

передача первого и второго планов цветными гуашевыми красками; нахождение линии горизонта; знакомство с техникой «монотипия»

2

лепка

«Дымковская народная игрушка-птичка»

Материал: глина, стеки, тряпочка, вода

лепка из отдельных кусочков глины, знакомство с приемами работы с глиной

3

рисование

«Дымковская народная игрушка-птичка»

Материалы: гуашь, кисти, палитра, салфетки, вода

рисование элементов дымковских узоров, составление композиции на шаблоне дымковской птички, роспись готового изделия

4

лепка

«Твоя посуда». Декоративная кружка

знакомство с искусством в твоем доме, декоративное оформление посуды, лепка кружки ленточным способом

Ноябрь

1

художественное конструирование

«Холодный дождик и осеннее солнышко». Коллективная композиция из силуэтов цветных ладошек.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

использование цвета для передачи настроения объектов; отработка навыков и умений вырезания по заданному силуэту, работы с клеем

2

рисование по памяти и по представлению

«Декоративное изображение насекомых». Графика

Материалы: бумага, гелиевые ручки

выполнение стилизации растительного и животного мира, составление узоров.; знакомство с приемами рисования графическими материалами (гелиевая ручка)

3

рисование по замыслу

«Фантастические цветы»

Материалы: бумага белая или тонированная, краски гуашевые, фломастеры, цветные карандаши, ватные палочки

свободное применение и комбинирование знакомых художественных техник

4

лепка на форме с элементами конструирования

«Такие разные часы»

Материалы: пластилин, стеки, картонные коробки. Пуговицы, бусины

создание образов бытовых предметов в детской дизайн-деятельности по мотивам декоративно-прикладного искусства

Декабрь

1

аппликация

Декоративная композиция из полосок разной ширины, спиралей, колечек.

Материалы: цветная бумага, белая бумага, ножницы, клей, кисть для клея, шаблоны

составление композиции из декоративных полосок; отработка навыков работы с оттенками цветной бумаги

2

художественное конструирование

«Чудесная бутылочка». Композиция из геометрических фигурок.

Материалы: бумага белая, цветная; ножницы, клей

составление композиции на форме бутылочки вытянутой формы (шаблон заданной формы)

3

                рисование на тему

                «Зимние забавы».

Материалы: цветная темно-синяя бумага, гуашь, кисть, палитра, вода

овладение живописной техникой гуашевыми красками на цветной бумаге

4

симметричная аппликация

«Вырезная снежинка. Коллективная работа

Материалы: ватман, цветная бумага, клей, ножницы

овладение навыками симметричного вырезания

Январь

1

художественное конструирование

«В царстве зимушки-зимы». Коллективное панно.

Материалы: ватман, цветная бумага, ножницы, клей

выполнение коллективного панно на тему сказочного зимнего леса

2

лепка

«Как украшает себя человек».

Материалы: шаблоны, глина, стеки, тряпочка, вода

дать представление о том, как украшения могут рассказать о своем хозяине, развивать творческое воображение

3

рисование пастелью

«Полярное сияние».

Материалы: бумага большого формата белого цвета, пастель, бумага цветная, салфетки, куски поролона, ватные диски, ножницы, клей

освоение нового художественного материала(пастель), созданное колористических нефигуративных композиций

4

аппликация (коллаж)

«Белый медведь любуется полярным сиянием».

Материалы: белая бумага большого формата, пастель, цветная и серебристая бумага, салфетки, ватные диски, ножницы

создание сюжетной композиции в технике коллаж, расширение возможеостей бумажной пластики

Февраль

1

рисование с натуры

«Натюрморт»

Материалы: альбомный лист, карандаш, гуашь, палитра, кисть, баночка для воды

знакомство с жанром натюрморта, передача колорита изображаемых цветов

2

лепка

«Дымковская лошадка»

Материал: глина, стека, тряпочка, вода

освоение приемов лепки из целого куска глины

3

рисование с элементами рисования и письма

«Перо жар-птицы».

Материалы: цветная бумага, бумажные прямоугольники разного размера и цвета для накладной аппликации, ножницы, клей, клеевые кисточки, цветные карандаши, фломастеры

свободное сочетание разных изобразительных техник, включение элементов письма в оформление перьев жар-птицы

4

декоративное рисование

«Дымковская лошадка».

Материалы: гуашь, кисть, палитра, тряпочки, вода

роспись готового изделия; закрепление знаний об узорах, их использование на объемной форме, знакомство с контрастными цветами

Март

1

лепка

тестопластика

«Денежное дерево».

Материалы: соленое тесто, стека, вода, декоративная рамка, ткань, монеты, ножницы, клей

знакомство с новой техникой «тестопластика», освоение приемов лепки, оформление декоративного панно

2

художественное конструирование, аппликация (основы дизайнерского искусства)

«Декоративная открытка. Подснежники».

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей

знакомство с понятием «открытка», с декоративной композицией.

3

аппликация декоративная

«Узорчатые полотенца».

Материалы: бумажные прямоугольники разного цвета, ножницы, карандаш, клей

создание образов красивых домашних вещей с ленточным орнаментом, развитие чувства ритма и композиции

4

лепка модульная из колец

«Красивая посуда для детского кафе».

Материалы: пластилин, стеки, доски, салфетки, бусины, бисер, пуговицы, тесьма

освоение оригинального способа лепки посуды из столбиков, замыкающихся в кольца

Апрель

1

рисование декоративное

«Красивые салфетки для кафе».

Материалы: бумажные формы-круглые или квадратные, гуашь, кисти, салфетки, баночки

создание образов красивых домашних вещей с центрическим орнаментом, развитие чувства ритма и композиции

2

декоративное рисование

«Пир на весь мир».

Материалы: листы бумаги желтого цвета, гуашь, кисти, салфетки, банки

создание коллективной композиции на основе общего замысла ( по мотивам декоративно-прикладного искусства)

3

рисование-экспериментирование

«Я рисую море-голубые дали…».

Материалы: листы белой бумаги, кисти, старые зубные щетки, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, блестки, бисер

экспериментирование с бытовыми предметами для изображения волн разными способами

4

декоративное рисование

« В гости к нам пришла матрешка».

 Материалы: бумага белая, цветная, гуашь, кисти, салфетки

знакомство с декоративной композицией, гармоничными цветами, составление узора на заданной форме

Май

1

лепка

«Сказочный терем».

 Материалы: цветная бумага, цветной пластилин, стеки

составление декоративной рельефной композиции, лепка декоративных деталей

2

рисование на тему

«Праздничный салют».

Материалы: гуашь, цветная и белая бумага, вода, тряпочка

составление сюжетной композиции, смешанная техника

3

экскурсия

Музеи искусств нашего города

познакомить с разными видами искусства нашего края

4

видео-экскурсия

Путешествие по музеям России

формирование понятия о важности хранилищ культурного наследия человечества

                         

                               Календарно - тематическое планирование.

(2 младшая группа)

Тема

 Способы работы

Цель

 Октябрь

1.

 «Осеннее дерево»

Аппликация из сухих листьев

 Формировать культуру труда, повторить правила безопасности работы с инструментами (стека).

Учить наклеивать  сухие листья на лист бумаги, создавать изображение листопада. Развивать воображение, творческие способности.

2.

  «Ягоды рябины»

 

  Барельеф

Учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

3.

 «Дерево»

 Моделирование из веточек и пластилина

 Учить закреплять веточки при помощи пластилина, создавая макет дерева. Развивать мелкую моторику рук.

4.

«Осенний букет»

Рисование тычками

Познакомить детей с «тычком» Учить детей рисованию тычками, развитие мелкой моторики рук, координации движений.

Ноябрь

1.

 «Осенние

листочки»

  Аппликация с использованием салфеток

  Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму

2.

«Кап-кап

дождик»

Рваная аппликация

Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.

3.

  «Ёжик»

 

 

  Моделирование из семечек и пластилина

Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму

4.

«Угощение»

 

 Тестопластика с раскрашиванием

  Учить раскатывать тесто между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, сплющивать, соединять концы, прижимая их друг к другу

Декабрь

1.

«Первый снег»

 Рисование тычками

  Учить детей рисованию тычками, белой гуашью на синей цветной бумаге.

2.

«Снеговик»

Аппликация из ваты

Учить наклеивать кусочки ватных дисков и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями.

3.

«Сугробы»

Печатка из картофеля и пробок

Познакомить детей с техникой печатания пробкой, печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка.

4.

«В гости

к елочке»

Аппликация с использованием пластилина

   

      Январь

Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму .

1.

«Снежинка»

Аппликация манкой

Познакомить с новой техникой художественного творчества – аппликация манкой

2.

«Деревья в сугробах»

Печать поролоном

Учить рисовать сугробы лёгкими прикосновениями к бумаге. Упражнять в рисовании дерева.

3.

«Зайка

беленький»

Аппликация из обрывков бумаги

Продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять изображение при помощи фломастеров необходимыми деталями.

4.

«Неваляшка»

Печатание на пластилиновой основе

Продолжать учить создавать композиции способом печатания. Подбирать крышки по размеру для создания образа. Дополнять деталями.

Февраль

1.

«Собачка»

 

 Аппликация из ниток

 Учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать технические навыки.

2.

«Овечка»

Аппликация из комочков бумаги

Учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.

3.

«Открытка к 23

февраля»

Аппликация

Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика.

4.

«Цыплёнок»

Аппликация из обрывков бумаги

Учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги, заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы.

Март

1.

 «Открытка

для

любимой

мамочки»

  Аппликация

 Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы кружка, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка.

2.

«Котёнок с

клубком»

Аппликация из ниток

Продолжать  учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать творческие способности.

3.

«Весенняя

капель»

Рваная аппликация

Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.

4.

«Мимоза»

Аппликация из комочков бумаги

Продолжать учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять сюжетную аппликацию

Апрель

1.

«Весенняя

веточка»

 

 Рисование ватными палочками

 Учить смешивать светло- зелёный цвет и изображать листочки к веточкам ватными палочками.

2.

«Мать-и-мачеха»

Рисование тычками

Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.

3.

«Красивые цветы для пчелки»

Рисование ладошкой и пальчиком

Продолжать рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, развивать творческое воображение.

4.

«Уточка с утятами»

Барельеф

Закреплять умения детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании в создаваемых предметах. Воспитывать самостоятельность.

                                                         Май

1.

 «Вот такой

у нас салют»

 Рисование тампоном и бумагой.

 Предложить нарисовать праздничный салют доступными средствами. Совершенствование навыка детей рисования пробкой, тампоном и бумагой, для изображения салюта.

2.

«Красивое

платье»

Аппликация из ткани

Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.

3.

«Чашка для бабушки»

Техника печатания

Оттиск пробкой, рисование пальчиками. Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Украшать в технике печатания. Поощрять использование рисования пальчиками

4.

Итоговое занятие

Подвести итоги работы за год. Провести презентацию работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

План работы по самообразованию на тему " Развитие детского творчества с использованием в работе дошкольников природного материала"

В материале описывается актуальность данной темы, определена цель, поставлены задачи, а также разработан перспективный план работы с родителями и детьми....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...