План работы по самообразованию
календарно-тематическое планирование на тему
План работы по самообразованию: актуальность,цели, задачи , календарно-тематическое планирование по группам (2 младшая, средняя )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.doc | 154 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад №5 «Гуси-лебеди»
План работы по самообразованию на тему:
«Развитие творческих способностей дошкольников через дизайнерскую деятельность»
(2018 – 2019 уч. год.)
Воспитатель:
Простакова С.В.
План работы по самообразованию
Тема: Развития творческих способностей дошкольников через дизайнерскую деятельность»
Воспитатель: Простакова С.В.
План работы по самообразованию
Цель: Выяснить роль и значение дизайн - деятельности в развитии творческих способностей дошкольников.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме.
2. Разработать перспективный план.
3. Разработать рекомендации для педагогов по проведению образовательной работы по дизайн-деятельности с дошкольниками.
Актуальность:
Существует мысль, что искусство-
это способ продления детства.
С.П. Ломов
Мир детства – чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Маленькие жители его знают, многое умеют, многое понимают, но у них пока мало жизненного опыта. Природа начинает эстетически восприниматься современным ребенком гораздо позднее, чем вещи, в среде которых он проводит большую часть жизни. На ранних этапах развития воспитательное воздействие среды осуществляется стихийно, но к старшему дошкольному возрасту это влияние осмысливается.
Дизайн - термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирования эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн – художественное конструирование.
Актуальность проблемы определяется и тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Таковой деятельностью и является детская дизайн-деятельность.
Целью художественно – дизайнерского образования является формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям.
На основе эстетических знаний и художественного опыта у детей формируется интерес к собственной изобразительной деятельности. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительных явлений.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.
Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает, как содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему специальных (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Задачи художественно-дизайнерского развития детей:
- Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, народное и декоративное искусство, дизайнерское искусство),
- Формировать эстетику среды, окружающую ребенка, стимулировать его творчество;
- Показывать, чем отличаются различные виды искусства, обсуждать их содержание, формировать эстетическое отношение;
- Расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности детей; активизировать выбор сюжетов о бытовых, общественных и природных явлениях;
- Научить детей различать реальный и фантазийный мир;
Развитие руки, глазомера.
В рисовании – познакомить с разными техниками рисования акварельными и гуашевыми красками.
В аппликации – инициировать самостоятельный выбор детьми разных способов создания выразительного образа.
В конструировании – рассматривать, изучать объекты природы и объекты предметной среды; учитывать в работе: композиционную целостность, технологичность, единство предмета и среда и среды.
Поэтапный перспективный план работы воспитателя по самообразованию на 2018-2019 уч. год.
№п/п | Содержание работы | Сроки выполнения | Примечание (заполняется в процессе реализации плана) |
Теоретический этап | |||
1. | Изучение методической литературы по данной теме. | В течение года | |
2. | Изучение статей в журналах: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду». Изучение статей в интернете. | Периодически | |
Практический этап | |||
3. | Изучение опыта педагогов – дизайнеров, педагогов дополнительного образования. | Регулярно | |
4. | Изучение методики преподавания дизайна для детей в интернете | Регулярно | |
5. | Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом. | Регулярно | |
6. | Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет | Ежемесячно | |
7. | Оказывать педагогическую поддержку воспитанникам испытывающим трудности: Создавать индивидуальные подходы | Регулярно | |
8. | Участие в конкурсах и выставках различного уровня | По плану | |
9. | Совершенствовать свои знания в области дизайна и педагогики | Регулярно | |
10. | Повышать уровень эрудиции, общей культуры (посещение спектаклей, музеев и т.д.) | Регулярно | |
11. | Обогатить личную библиотеку новыми книгами о дизайне, методической литературой, журналами. | Ежемесячно | |
Форма отчетности.
- Выступление на итоговом педсовете о проделанной работе .
- Разработать рекомендации для воспитателей по проведению образовательной работы по дизайн - деятельности с дошкольниками.
- Публикация материалов по данной тематике на сайте ДОУ.
Календарно –тематическое планирование
(средняя группа)
Сентябрь
№ | Вид деятельности | Тема | Задачи |
1 | рисование-экспериментирование | «Цветные стихи и картинки для Радуги» Материалы: карандаши, фломастеры, бумага. | познакомить с цветами радуги, учит слушать текст и изображать услышанное на бумаге |
2 | рисование | Путешествия в разноцветные королевства Материалы: акварель, карандаши, бумага, салфетки, кисти, вода | учить рисовать по замыслу, используя определенные цвета |
3 | рисование | « Собираем красивые листья» Материалы: акварель, кисть, вода, тряпочки | составление осенней декоративной композиции; техника «по-сырому» |
4 | лепка | «Лепка рыбки». Рельеф. Материалы: тесто, доска, стеки, тряпочки | знакомство с рельефной лепкой |
Октябрь
1 | рисование | «Осенний пейзаж» Материалы: гуашь, три основных цвета, добавление черной и белой краски, осенние листья, кисти, тряпочки. | передача первого и второго планов цветными гуашевыми красками; нахождение линии горизонта; знакомство с техникой «монотипия» |
2 | лепка | «Дымковская народная игрушка-птичка» Материал: глина, стеки, тряпочка, вода | лепка из отдельных кусочков глины, знакомство с приемами работы с глиной |
3 | рисование | «Дымковская народная игрушка-птичка» Материалы: гуашь, кисти, палитра, салфетки, вода | рисование элементов дымковских узоров, составление композиции на шаблоне дымковской птички, роспись готового изделия |
4 | лепка | «Твоя посуда». Декоративная кружка | знакомство с искусством в твоем доме, декоративное оформление посуды, лепка кружки ленточным способом |
Ноябрь
1 | художественное конструирование | «Холодный дождик и осеннее солнышко». Коллективная композиция из силуэтов цветных ладошек. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей. | использование цвета для передачи настроения объектов; отработка навыков и умений вырезания по заданному силуэту, работы с клеем |
2 | рисование по памяти и по представлению | «Декоративное изображение насекомых». Графика Материалы: бумага, гелиевые ручки | выполнение стилизации растительного и животного мира, составление узоров.; знакомство с приемами рисования графическими материалами (гелиевая ручка) |
3 | рисование по замыслу | «Фантастические цветы» Материалы: бумага белая или тонированная, краски гуашевые, фломастеры, цветные карандаши, ватные палочки | свободное применение и комбинирование знакомых художественных техник |
4 | лепка на форме с элементами конструирования | «Такие разные часы» Материалы: пластилин, стеки, картонные коробки. Пуговицы, бусины | создание образов бытовых предметов в детской дизайн-деятельности по мотивам декоративно-прикладного искусства |
Декабрь
1 | аппликация | Декоративная композиция из полосок разной ширины, спиралей, колечек. Материалы: цветная бумага, белая бумага, ножницы, клей, кисть для клея, шаблоны | составление композиции из декоративных полосок; отработка навыков работы с оттенками цветной бумаги |
2 | художественное конструирование | «Чудесная бутылочка». Композиция из геометрических фигурок. Материалы: бумага белая, цветная; ножницы, клей | составление композиции на форме бутылочки вытянутой формы (шаблон заданной формы) |
3 | рисование на тему | «Зимние забавы». Материалы: цветная темно-синяя бумага, гуашь, кисть, палитра, вода | овладение живописной техникой гуашевыми красками на цветной бумаге |
4 | симметричная аппликация | «Вырезная снежинка. Коллективная работа Материалы: ватман, цветная бумага, клей, ножницы | овладение навыками симметричного вырезания |
Январь
1 | художественное конструирование | «В царстве зимушки-зимы». Коллективное панно. Материалы: ватман, цветная бумага, ножницы, клей | выполнение коллективного панно на тему сказочного зимнего леса |
2 | лепка | «Как украшает себя человек». Материалы: шаблоны, глина, стеки, тряпочка, вода | дать представление о том, как украшения могут рассказать о своем хозяине, развивать творческое воображение |
3 | рисование пастелью | «Полярное сияние». Материалы: бумага большого формата белого цвета, пастель, бумага цветная, салфетки, куски поролона, ватные диски, ножницы, клей | освоение нового художественного материала(пастель), созданное колористических нефигуративных композиций |
4 | аппликация (коллаж) | «Белый медведь любуется полярным сиянием». Материалы: белая бумага большого формата, пастель, цветная и серебристая бумага, салфетки, ватные диски, ножницы | создание сюжетной композиции в технике коллаж, расширение возможеостей бумажной пластики |
Февраль
1 | рисование с натуры | «Натюрморт» Материалы: альбомный лист, карандаш, гуашь, палитра, кисть, баночка для воды | знакомство с жанром натюрморта, передача колорита изображаемых цветов |
2 | лепка | «Дымковская лошадка» Материал: глина, стека, тряпочка, вода | освоение приемов лепки из целого куска глины |
3 | рисование с элементами рисования и письма | «Перо жар-птицы». Материалы: цветная бумага, бумажные прямоугольники разного размера и цвета для накладной аппликации, ножницы, клей, клеевые кисточки, цветные карандаши, фломастеры | свободное сочетание разных изобразительных техник, включение элементов письма в оформление перьев жар-птицы |
4 | декоративное рисование | «Дымковская лошадка». Материалы: гуашь, кисть, палитра, тряпочки, вода | роспись готового изделия; закрепление знаний об узорах, их использование на объемной форме, знакомство с контрастными цветами |
Март
1 | лепка тестопластика | «Денежное дерево». Материалы: соленое тесто, стека, вода, декоративная рамка, ткань, монеты, ножницы, клей | знакомство с новой техникой «тестопластика», освоение приемов лепки, оформление декоративного панно |
2 | художественное конструирование, аппликация (основы дизайнерского искусства) | «Декоративная открытка. Подснежники». Материалы: цветная бумага, ножницы, клей | знакомство с понятием «открытка», с декоративной композицией. |
3 | аппликация декоративная | «Узорчатые полотенца». Материалы: бумажные прямоугольники разного цвета, ножницы, карандаш, клей | создание образов красивых домашних вещей с ленточным орнаментом, развитие чувства ритма и композиции |
4 | лепка модульная из колец | «Красивая посуда для детского кафе». Материалы: пластилин, стеки, доски, салфетки, бусины, бисер, пуговицы, тесьма | освоение оригинального способа лепки посуды из столбиков, замыкающихся в кольца |
Апрель
1 | рисование декоративное | «Красивые салфетки для кафе». Материалы: бумажные формы-круглые или квадратные, гуашь, кисти, салфетки, баночки | создание образов красивых домашних вещей с центрическим орнаментом, развитие чувства ритма и композиции |
2 | декоративное рисование | «Пир на весь мир». Материалы: листы бумаги желтого цвета, гуашь, кисти, салфетки, банки | создание коллективной композиции на основе общего замысла ( по мотивам декоративно-прикладного искусства) |
3 | рисование-экспериментирование | «Я рисую море-голубые дали…». Материалы: листы белой бумаги, кисти, старые зубные щетки, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, блестки, бисер | экспериментирование с бытовыми предметами для изображения волн разными способами |
4 | декоративное рисование | « В гости к нам пришла матрешка». Материалы: бумага белая, цветная, гуашь, кисти, салфетки | знакомство с декоративной композицией, гармоничными цветами, составление узора на заданной форме |
Май
1 | лепка | «Сказочный терем». Материалы: цветная бумага, цветной пластилин, стеки | составление декоративной рельефной композиции, лепка декоративных деталей |
2 | рисование на тему | «Праздничный салют». Материалы: гуашь, цветная и белая бумага, вода, тряпочка | составление сюжетной композиции, смешанная техника |
3 | экскурсия | Музеи искусств нашего города | познакомить с разными видами искусства нашего края |
4 | видео-экскурсия | Путешествие по музеям России | формирование понятия о важности хранилищ культурного наследия человечества |
Календарно - тематическое планирование.
(2 младшая группа)
№ | Тема | Способы работы | Цель | |
Октябрь | ||||
1. | «Осеннее дерево» | Аппликация из сухих листьев | Формировать культуру труда, повторить правила безопасности работы с инструментами (стека). Учить наклеивать сухие листья на лист бумаги, создавать изображение листопада. Развивать воображение, творческие способности. | |
2. | «Ягоды рябины»
| Барельеф | Учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. Развивать мелкую моторику рук, воображение. | |
3. | «Дерево» | Моделирование из веточек и пластилина | Учить закреплять веточки при помощи пластилина, создавая макет дерева. Развивать мелкую моторику рук. | |
4. | «Осенний букет» | Рисование тычками | Познакомить детей с «тычком» Учить детей рисованию тычками, развитие мелкой моторики рук, координации движений. |
Ноябрь
1. | «Осенние листочки» | Аппликация с использованием салфеток | Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму |
2. | «Кап-кап дождик» | Рваная аппликация | Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. |
3. | «Ёжик»
| Моделирование из семечек и пластилина | Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму |
4. | «Угощение»
| Тестопластика с раскрашиванием | Учить раскатывать тесто между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, сплющивать, соединять концы, прижимая их друг к другу |
Декабрь
1. | «Первый снег» | Рисование тычками | Учить детей рисованию тычками, белой гуашью на синей цветной бумаге. |
2. | «Снеговик» | Аппликация из ваты | Учить наклеивать кусочки ватных дисков и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями. |
3. | «Сугробы» | Печатка из картофеля и пробок | Познакомить детей с техникой печатания пробкой, печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. |
4. | «В гости к елочке» | Аппликация с использованием пластилина
Январь | Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму . |
1. | «Снежинка» | Аппликация манкой | Познакомить с новой техникой художественного творчества – аппликация манкой |
2. | «Деревья в сугробах» | Печать поролоном | Учить рисовать сугробы лёгкими прикосновениями к бумаге. Упражнять в рисовании дерева. |
3. | «Зайка беленький» | Аппликация из обрывков бумаги | Продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять изображение при помощи фломастеров необходимыми деталями. |
4. | «Неваляшка» | Печатание на пластилиновой основе | Продолжать учить создавать композиции способом печатания. Подбирать крышки по размеру для создания образа. Дополнять деталями. |
Февраль
1. | «Собачка»
| Аппликация из ниток | Учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать технические навыки. |
2. | «Овечка» | Аппликация из комочков бумаги | Учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу. |
3. | «Открытка к 23 февраля» | Аппликация | Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика. |
4. | «Цыплёнок» | Аппликация из обрывков бумаги | Учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги, заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы. |
Март
1. | «Открытка для любимой мамочки» | Аппликация | Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы кружка, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка. |
2. | «Котёнок с клубком» | Аппликация из ниток | Продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать творческие способности. |
3. | «Весенняя капель» | Рваная аппликация | Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. |
4. | «Мимоза» | Аппликация из комочков бумаги | Продолжать учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять сюжетную аппликацию |
Апрель
1. | «Весенняя веточка»
| Рисование ватными палочками | Учить смешивать светло- зелёный цвет и изображать листочки к веточкам ватными палочками. |
2. | «Мать-и-мачеха» | Рисование тычками | Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка. |
3. | «Красивые цветы для пчелки» | Рисование ладошкой и пальчиком | Продолжать рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, развивать творческое воображение. |
4. | «Уточка с утятами» | Барельеф | Закреплять умения детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании в создаваемых предметах. Воспитывать самостоятельность. |
Май
1. | «Вот такой у нас салют» | Рисование тампоном и бумагой. | Предложить нарисовать праздничный салют доступными средствами. Совершенствование навыка детей рисования пробкой, тампоном и бумагой, для изображения салюта. |
2. | «Красивое платье» | Аппликация из ткани | Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию. |
3. | «Чашка для бабушки» | Техника печатания | Оттиск пробкой, рисование пальчиками. Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Украшать в технике печатания. Поощрять использование рисования пальчиками |
4. | Итоговое занятие | Подвести итоги работы за год. Провести презентацию работ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет»
План по самообразованию...
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитателя:Симоновой А.В. Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3 лет».
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитат...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
материал будет полезен для воспитателей подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...