проект "Новогодняя игрушка"
проект (старшая группа) на тему

Лысикова Екатерина Георгиевна

Муниципальное  дошкольное  образовательное бюджетное  учреждения

Бурейский детский сад №50 «Теремок»

 

 

 

 

 

 

 

Проект

«НОВОГОДНЯЯ ИГРУШКА»

 

 

 

                            Воспитатель: Лысикова Е.Г                              

 

 

 

пгт.Бурея

декабрь 2018

 

 

 

Продолжительность проекта: декабрь  (краткосрочный)

 Вид проекта групповой, средней продолжительностей, позновательно – творческий декабрь   (дети, родители, педагоги)

Возраст детей: 5- 6 лет.

Проблема: значимая для детей, на решение которой направлен проект: мало игрушек на ёлку. Решили изготовить игрушки своими руками из различного материала.

Цель проекта: повысить интерес к истории Новогодней игрушке и научиться её изготавливать.

Задачи проекта:

для детей: выявить проблему и найти способы её решения; научиться изготавливать Новогоднюю игрушку разными способами из различного материала; познакомиться с историей возникновения новогодней игрушки.

для воспитателя: оказывать детям помощь в выявлении проблемы, в поиске её решения, в оформлении работ, в организации выставки; воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к ручному труду; развивать навыки коммуникативного общения; развивать познавательную активность дошкольников; познакомить с историей возникновения новогодней игрушки; привлекать родителей к участию в проекте; налаживать конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников.

для родителей: помочь детям достичь положительных результатов; участие родителей в организации выставки.

Предполагаемые продукты проекта:

Для детей: поделки своими руками  «Ёлочная игрушка»(лепка ,аппликация),рисование.

Для педагогов: организация выставки «Кладовая деда Мороза»

Для родителей: участие в выставке «Кладовая деда Мороза»(из различных матерьялов),консультации по изготовлению Новогодней игрушке.

Ожидаемые результаты по проекту:

для детей: развитие интереса детей к художественному творчеству; закрепление умений детей изготавливать игрушку разными способами применяя различный материал (пластилин, вата, ткань, бумага, шерсть, и.т.д.); получить эмоциональный отклик от своей работы; научиться проводить экскурсию.

 

Для воспитателя: изучить нужную информацию доступную детям

для родителей: рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ; активное участие родителей в жизни детского сада и группы.

Этапы проекта:

1этап-подготовительный:пастановка целей, определение проблемы и значимости проекта;подбор методической литературы для риализации проекта(журналы,статьи, ресурсы интернета);подбор наглядно дидактического материала ;художественной литературы.

Беседы :

  •  « Новогодних праздниках,их истории и разнообразии»;
  • «Из  чего делают новогодние игругрушки»;
  •  «Как мы можем подготовится к встрече Нового  года»;
  • «Чем украшают ёлку на новый год?»
  •  «Откуда появились дед Мороз и снегурачка»
  •  « Какаие персонажи являются главными в новогодним празднике?»
  • Загадки по теме «Зима», «Новый год»;

2этап –иследовательский:

Новогодняя игрушка:совершенние иследовательских действий, рассматривание по цвету ,форме, материалу, образцу;простейшие манипуляции с игрушками,отражающие предметы и окружаеющий мир.

  • Составления плана реализацыии по образовательным областям;
  • Организация выставки «Кладовая деда Мороза»
  • Составления конспектов занятий , подбор презинтаций и видиоролеков;
  • Подбор стихов, физкульт минуток, малых  форм фольклора;
  • Подбор книг ,иллюстративнного матерьяла.
  • Подбор дидактических  игр;
  • Подбор музыкального репертуара;
  • Привличение к тикущему проекту;

3этап- оснавной:организация совместной деятельности с детьми,проведение позновательных занятий соответствующей тематики,сбор экспанатов для оформление группы , совместная работа родителей и детей,подбор консультаций для родителей.

  • беседа по истории новогодней игрушки;
  • рассматривание старинных нововогодних игрушек;
  • изготовление новогодних игрушек детьми:лепка,аппликация, рисование;
  • чтение стихов:И.Суриков «Зима»,М.Дружинина «Скоро скоро к нам придет…»,И.Гурина «Снегурочка»;
  • Разучивание стихов и песен про Новый год;
  • Составления конспектов занятий подбор призентаций и видио ролеков;

Работа с родителями:

  • Повысить творческую активность родителей , вовликать их в работу ДОУ;
  • Привличение родителей в оформление группы:
  • Косультации для родителей : «Ёлочные игрушки своими руками», «Откуда пришёл праздник Новый год», «Осторожн ёлка!».

4– этап итоговый:

  • Оформление выставки новогодних поделок «Кладовая деда Мороза»;
  • Оформление группы к Новому году;
  • Провидение утреника
  • Фотоотчет,презентация;

ПЛАН РАБОТЫ                                                                                                                               

Социально коммуникативное развитие

  •  «Подбери словечко» (Дед Мороз,  какой? прилагательные).
  • «Четвёртый лишний» (классификация игрушек, предметов на новогоднюю тему)
  • «Найди ёлочку» (развитие внимания)
  • Игрушка по кругу.

Игры – забавы «Какой снежок!» «Зимние игры»

«Мороз», «Снежинки -балеринки»

Цель: развитие связной  речи, совершенствовать грамматического строя  речи, развитие логического мышления ,зрительной памяти внимания,

  • Сюжетно-ролевая игра «Магазин новогодних игрушек », «Семейный праздник»

Цель: Формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности. Учить описывать предметы и действия с ними. Формировать ролевые взаимоотношения продавца и покупателя, взаимоотношения с детьми, развивать творческие способности детей через сюжетную игру.

Познавательное развитие

Беседы: «Новый год у ворот»

 «История новогодней игрушке»;

  • «Как мы празднуем Новы  год»;
  • «Чем украшают ёлку на новый год?»
  • «Откуда появились дед Мороз и снегурачка»
  • «Какаие персонажи являются главными в новогодним празднике»
  • Загадки по теме «Зима», «Новый год»;

«Просмотр презентаций «История ёлочной игрушки», «Дед Мороз и Санта Клаус», «Всё про Деда Мороза»,

  • Просмотр мультфильмов на новогоднюю тему.

ЦЕЛЬ: Расширять знания детей об обычае наряжать елку игрушками. Познакомить с символами разных годов, китайским календарем. Закреплять знания детей о традициях Нового года. Пробуждать эмоции и чувства в ситуациях волшебства, сюрприза, неожиданности.

 

 

Речевое развитие

Разучивание стихов  и песен к Новогоднему утреннику.

  • Речевые игры «С чем связоно?», «Письмо деду Морозу»,
  • Е.Благинина «О ёлке, о сером волке, о стрекозе и бедной козе».
  • К. Чуковский «Ёлка»
  • С.Михалков «В лесу стояла ёлочка».
  • В. Львовский «Марш ёлочных игрушек»
  • В.Берестов «Новогоднее происшествие»
  • Г. Дядина «Шар»
  • Русская народная сказка «Морозко».
  • Загадки на тему «Зима»
  • Н.Подлесова «Дед Мороз и сосулька»
  • В.Одоевский «Мороз Иванович».
  • чтение стихов:И.Суриков «Зима»,М.Дружинина «Скоро скоро к нам придет…»,И.Гурина «Снегурочка»;

Цель: развитеие правельног произношение слов , выразительной речи детей,воспитывать интерес к литературе.

 

Художественно-эстетическое развитие

  • Лепка из соленого теста «Новогодний колокольчик», «Игрушка на ёлочку»

Цель: учить пользоваться различными материалом для лепки, совершенствовать знакомые приемы лепки: вытягивание, прощипывание, сглаживание, сплющивание и др, продолжать развивать чувство формы и пропорций, вызвать яркие эмоции от воспоминаний о празднике

  • Рисование « Новогодняя игрушка», «Новогодняя ёлка», «Наша семья встречает Новый Год».

Цель: продолжать знакомить с елочными украшениями (современными и старинными); закрепить умение рисовать ветку елки и украшать ее; развивать воображение; соединяя рисунки, получить большую елку, затем вместе дорисовывать ее и дополнять украшениями.

  • Аппликация «Снежинки»

Цель:  создание условий для развития навыков работы с бумагой, формирование умения работать в коллективе; воспитание аккуратности в работе и способности принять общий замысел.

  • Раскраски с новогодней тематикой.
  • Ручной труд из бумаги «Бумажная гирлянда»

Цель:  совершенствовать умение работать с бумагой; создавать из бумаги  фигуры; развивать творческое воображение, художественный вкус; воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость.

 

 

Физическое развитие

  • Физкультминутки:

«Вот под Ёлочкой», «Ёлочка»

  • Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы», «Снежок»
  • Русские народные подвижные игры:

«Два Мороза», «Снежная баба»

Цель: развивать двигательную активность, научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.

 

Работа с родителями

  • Консультация «История Ёлочной игрушки» - информационная доска.
  • Памятка «правила безопасности в Новогодние праздники».
  • Разучивание  с детьми стихов к Новогоднему утреннику.
  • Поиск информации  и раскрасок в интернете.
  • Совместная творческая работа родителей и детей «Новогодняя игрушка на ёлку».
  • Совместная подготовка к новогоднему утреннику.

 

 

 

 

приложение

БЕСЕДЫ

Конспект беседы "Новый год у ворот" в старшей группе.

Цель: Познакомить детей с традициями встречи Нового года в России и в других странах мира. Систематизировать знания детей о праздновании нового года в разных странах, формировать познавательный интерес.

Задачи: расширять представления детей об истории возникновения праздника, воспитывать уважение к традициям русского народа. 

Ход беседы.

Воспитатель:


Как хороша новогодняя елка!
Как нарядилась она – погляди!
Платье на елке зеленого цвета,
Яркие бусы блестят на груди
Елка у нас высока и стройна,
Вечером вся засверкает она
Блеском огней, и снежинок и звезд,
Словно павлина раскрывшийся хвост!
Елка в кармашки свои золотые
Спрятала множество разных сластей
И протянула к нам ветки густые,
Словно хозяйка, встречает гостей.
Дерево лучше нигде не найдешь!
С елкой хорошей и праздник хорош!
О.Высотская

Воспитатель:Сегодня мы с вами поговорим о праздновании Нового года.
Я думаю что наша беседа будет интересной. Ведь встреча нового года - древняя традиция, существующая у всех народов мира.

А все же, откуда появилась традиция отмечать праздник и наряжать елку? Новый год считается одним из самых любимых и веселых праздников. Мы ждем пушистого белого снега, нарядную и украшенную елку и Дедушку Мороза со Снегурочкой. Однако, не всегда наступление Нового года праздновали 1 января.
Наши далекие предки, восточные славяне, отмечали этот праздник весной – 1 марта, когда природа просыпается ото сна и оживает. А мы сейчас в этот период мы празднуем Масленицу.
После этого, период Нового года стали отмечать по православному церковному календарю – 1 сентября. В этот день царь задаривал своих слуг шубами, серебром и деньгами. В домах устраивались застолья – пекли пироги, блины, варили кисель.
1 января, праздновать Новый год в России начали в 1700 году – по указу царя Петра 1. Именно он приказал запускать в этот день фейерверки, стрелять из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни, а также украшать дом ветками можжевельника и сосны. Люди не хотели ставить дома елки. Этот обычай царю пришлось вводить силой. А если не находил дома елки, сурово наказывал хозяина.
Сначала, их устанавливали не внутри дома, а во дворе, крепили на ворота и крыши. А уже позже появился обычай ставить новогоднюю елку, украшенную фонариками, цветами, лентами, конфетами и даже яблоками.
Обычай, наряжать под Новый год елку пришел к нам из Европы. Когда-то жители германских племен считали ель символом жизни и вечной молодости. Они были уверенны в том, что елка способна защитить дом от злых духов. Поэтому ее почитали, развешивали на ее ветках украшения и произносили заклинания. Все это происходило прямо в лесу. Затем елку стали устанавливали только в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии и т.д. Только позже елка появилась в домах простых людей.
Так, постепенно россияне привыкли к обычаю наряжать елку под Новый год и делают это теперь с огромным удовольствием. А в наше время никто уже и не представляет себе новогоднего праздника без красавицы-елочки…. 
-А кто дома украсил елку?
-Какая ваша елка?
-Какими игрушками вы ее украсили?
(Ответы детей)
Воспитатель. Дети, посмотрите, у меня есть елочка. Но что-то на ней не хватает? (Украшений). Давайте украсим елочку.

Проводится упражнение "Украсим нашу елочку"

Воспитатель: Молодцы, ребята замечательные стихи рассказали!
А теперь послушайте меня.


Новый год-праздник самый любимый и взрослыми и детьми. Раньше новый год праздновали в марте. Именно в это время начинались полевые работы, и март считался первым месяцем в году. Так, например, далеко В Азии новый год празднуется в самую жару, поэтому люди встречаясь, поливают друг друга водой. А в Болгарии, когда собираются на новогоднее торжество, на две или три минуты выключают свет. А в Италии перед новым годом люди выбрасывают старые, ненужные вещи и заменяют их на новые.
Сегодня почти везде Новый год отмечают в ночь с тридцать первого декабря на первое января.


Воспитатель: Ребята, а кто является главным героем новогоднего праздника?

Отгадайте загадку.

У этого дедушки много внучат
Внучата на дедушку часто ворчат
На улице дедушка к ним пристает,
За пальцы хватает, за ушки дерет. (Дед Мороз)

Пальчиковая гимнастика "Ёлочка"


Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)
Что за чудеса случились
Этой ночью новогодней.
Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)
А увидели парад:
В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)
Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)
А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)
Пушистая, в иголочках.


Воспитатель: Ребята, давайте сейчас нарисуем новогоднюю открытку и подарим ее своим друзьям ,чтобы они знали, как мы отмечаем новый год.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Ну вот и подошла к концу наша с вами беседа. Она получилась у нас интересной. Сегодня вы многое узнали и сможете рассказать дома своим друзьям и знакомым. Спасибо вам!

 

Как мы празднуем Новый год

Цель:Знакомство детей с традициями встречи Нового года в России и в других странах,систиматизировать знание детей  о празднование нового года в разных старанах, формировать позновательный интерес.

Ход беседа:

- Ребята, отгадайте загадки,  и вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.

Он катки для нас устроил,
Снегом улицы занес,
Изо льда мосты построил,
Кто же это? ...         (Дед Мороз) 

Вся из снега, изо льда,

Но не мерзнет никогда.

Вместе с дедушкой придет

К ребятне на Новый год.

                                  (Снегурочка)

Красавица какая - 
Стоит, светло сверкая. 
Как пышно убрана... 
Скажите, кто она? 
                             (Новогодняя елка) 

Посмотрите, какая у нас в группе красивая елка. Для какого праздника мы ее нарядили? (Для Нового года).

2.  «Скоро праздник» Беседа с детьми о подготовке к празднику.

- Прошу ребят ответить на следующие вопросы:

-Чем мы украшали елку? (шарами, игрушками, бусами, огоньками, дождем, гирляндами…).

- Кто придет к нам на новогодний праздник? ( Дед Мороз, Снегурочка, сказочные герои…)

 

На Новый год елка стоит нарядная, красивая. Можно ее назвать красавицей - елкой? (Да).

 Откуда привозят эту «красавицу»? (Из леса)

Значит, ее можно назвать лесной красавицей?(Можно)

А какого цвета она зимой и летом? (Зеленого).

Можно назвать елку зеленой красавицей? (Можно)

 Елка нарядилась для новогоднего праздника. Значит, ее можно назвать новогодней красавицей? ( Да)

Какими словами мы с вами называли елку?

Дети повторяют придуманные эпитеты, затем садятся за столы.

Я вам расскажу, как  празднуют  Новый год в других странах.

В древней Руси Новый год отмечали 1 марта, в 14 веке церковный собор постановил считать начало Нового года 1 сентября. Однако Петр I в 1699 году повелел отмечать Новый год как в Европе - в полночь 1 января. В новогоднюю ночь устраивали народные гуляния, жгли костры, обменивались поздравлениями, устраивали фейерверки, запускали петарды, в каждом доме ставили елку или украшали дом еловыми ветками. Тогда же и появился Дед Мороз – как замена европейскому Санта Клаусу.

Самые первые новогодние игрушки были съедобными: сладости, яблоки, орехи. Потом появились ёлочные игрушки из ткани, соломы, цветных ленточек, а уже позднее - из бумаги и фольги. Стеклянные игрушки, настоящие новогодние шары стали делать только в XIX веке.
А вы знаете, почему на Новый год люди наряжают ёлку золотистым и серебристым дождиком?

В разных странах мира существуют свои обычаи встречи Нового года В странах, где распространено христианство, празднование Нового года практически сливаются с рождественскими днями.

Во Франции два Деда Мороза: одного зовут  "Дед Январь" –Пер - Ноэль, ходит с посохом и носит широкополую шляпу. Он приносит детям в корзине подарки.

Второго зовут –Шаланд.

Этот бородатый старик носит меховую шапку и тёплый дорожный

 плащ. В его корзине спрятаны розги для непослушных и

ленивых детей.

6.слайд

В Германии Новогодние празднования обязательно включают шествия, маскарады, фейерверки. Всё это отголоски старых поверий, будто таким образом можно отпугнуть демонов и злых духов.

Санта Клаус приезжает к немцам на осле.

Перед сном дети ставят на стол тарелку для подарков, которые им принесет Санта Клаус, а в башмаки кладут сено - угощение для его ослика.

В Швеции Дед Мороз похож на гнома. Он тащит новогоднюю ёлку и подарки, творит добрые дела, разговаривает с животными и людьми, благословляет птицу и напитки, молодожёнов и новорождённых.

В Норвегии подарки детям делают Ниссе - симпатичные маленькие

домовые. Ниссе носят вязаные колпачки и любят вкусненькое.

В Англии дома по традиции украшают ветками омелы - символа жизни, здоровья, плодородия. Ложась спать, английский ребёнок оставляет на спинке кровати чулок, чтобы Санта-Клаус положил туда подарки.

В Италии, кроме Деда Мороза - Баббо Натале, к послушным детям

приходит добрая Фея Бефана.  Она прилетает через  дымоход и

дарит детям подарки. Шалунам достается уголёк от злой

волшебницы Бефаны.

Дед Мороз в Монголии появляется в виде Петуха. У него в руке бич, а ещё несёт он огниво, огонь и табакерку. Когда-то эти вещи были неизменными спутниками кочевника в его одиноких странствиях.

Много стран на свете, везде встречают Новый год по-своему, но во всех странах этот праздник является самым любимым и у взрослых, и у детей.

 Упражнение «Кто больше?».

Дети составляют предложения с добавлением однородных членов:

- Мы украсили елку.

-  Мы украсили зеленую елку.

- Мы украсили зеленую, пушистую елку.

- Мы украсили зеленую, пушистую, новогоднюю елку.

 Физкультминутка  «Елка»

Горит огнями елочка, под нею тени синие,          Поднимаем руки вверх

Колючие иголочки, как будто в белом инее.      Опускаем через стороны, вниз

Огни на елке яркие повсюду зажигаются.         Наклоны вправо, влево

Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются     Ходьба на месте, улыбка

Игра «Подбери признак»

-Ребята, посмотрите внимательно игрушки, и скажите как можно больше слов об этом предмете.

Снеговик (какой?) –  большой, белый, круглый, веселый…

Гирлянда (какая?) –  новая, красивая, блестящая, разноцветная…

Мишура (какая?) –   блестящая, новогодняя, серебристая…

Игрушка (какая?) –  красивая, стеклянная, круглая, новогодняя…

Дед Мороз (какой?) – сказочный, огромный, добрый, веселый…

Снегурочка (какая?) – красивая, добрая, веселая…

10. Итог занятия. Мешок с подарками.

Молодцы ребята! Вы хорошо играли, правильно  отвечали на вопросы. Были старательными, и очень активными.

 

От куда появились дед Мороз и Снегурочка?

Цель: Познакомить  с возникновение деда Мороза и Снегурочке, развивать речь, интерес к истории новогодних праздников.

Ход беседы: здравствуйте, ребята послушайте загадку и постарайтесь её  отгадать:

Вся в снежинках, лед искрится
На ее ресницах,
На санях по снегу мчится,
Кони — словно птицы!
В гости к нам она летит,
Эй, не стойте на пути!
В белой шубке, как принцесса,
В теплых рукавицах,
Мимо сказочного ’леса
К нам на елку мчится!
И красива, и стройна,
Так скажите — кто она? 
(Снегурочка)

 

Весь он в золоте сверкает,
Весь искрится при луне,
Елку в бусы наряжает
И рисует на стекле.
Он такой большой проказник -
Ущипнет за самый нос.
К нам сюда пришел на праздник…
Кто он?
(Дедушка Мороз)

Воспитатель: Как вы уже догадались сегодня мы свами  поговорим откуда же к нам пришли дед Мороз и Снегурочка .

Когда-то, еще до появления христианства на Руси, наши предки верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала. (Впрочем, в разных регионах существовали свои особенности колядования.) Хозяева одаривали колядующих едой. мысл как раз и заключался в том, что колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу над живущими. Среди колядующих часто был один "человек", одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он, конечно, подобрел и не приходит за подарками, а приносит их сам. С принятием христианства языческие обряды были, конечно, "упразднены", и поэтому существуют и по сей день. Колядующие изображают не духов предков, а небесных посланцев, что, согласитесь, практически одно и то же. Тут уже сложно сказать, кого считать Дедом, но "старшой" есть и сейчас. В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы. Вспомните, к примеру, сказку "Морозко". Добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую – заморозил насмерть. Поэтому, во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза – в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов. Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.

Недавно днем рождения русского Деда Мороза было объявлено 18 ноября — по данным многолетних метеорологических наблюдений в этот день на большей части России ложится устойчивый снежный покров. Но это не более, чем нынешняя российская коммерческая самодеятельность, основанная на христианской традиции Рождества Христова. Конечно, у великих славянских Богов нет и не может быть "дней рождения", ибо они вечны и возникли в сознании и верованиях людей еще во времена раннего палеолита в самом начале послеледникового периода, а возможно, и раньше.

Физкультминутка мороз

Вот так холод, вот мороз - (хлопать в ладоши) 
Больно щиплет нос, больно щиплет нос! (дотрагиваться до носа) 
Чтоб согреть его скорей надо потереть сильней, 
Чтоб согреть его скорей потереть сильней! (тереть нос указательными пальцами) 
Будем ножки согревать, (скользящими движениями растирать ноги)
Прыгать и скакать, прыгать и скакать!
Очень холодно стоять, ножки стали замерзать.
Очень холодно стоять, стали замерзать. (прыгать)
Крепче стал мороз никак-
Мёрзнем стоя так, мёрзнем стоя так! – («дрожать») 
Нам нельзя идти пешком, нам пора бежать бегом, (бежать на месте) 
Нам нельзя идти пешком, пора бежать бегом! 
Чтобы ручки согревать,   (махать руками) 
Будем мы махать, будем мы махать! 
И в ладоши будем бить,  (хлопать в ладоши)
И локтями шевелить,  (похлопывать локтями по бокам) 
И в ладоши будем бить, локтями шевелить! 
Мы на месте не стоим,  бегать по комнате 
Мы бежим, бежим, бежим, мы бежим, бежим! 
Чтоб согреться поскорей 
Надо нам бежать быстрей, 
Чтоб согреться поскорей, побежим быстрей!

Воспитатель: вот и подошла наша беседа к концу. Вы были такие молодцы отвечали на все вопросы .

 

image      image

 

 

image  image

 

ЗАГАДКИ «ЗИМА»

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла... (зима)

 

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал? (зима)

 

Вот какие чудеса:

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал... (снег)

 

С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой... (снежинки)

 

Наши окна — как картинки.

Кто художник-невидимка?

На стекле букеты роз

Нам нарисовал... (мороз)

 

Кто все ночи напролет

Песни снежные поет?

Ветру — зимняя подруга,

Наметет сугробы... (вьюга)

 

Змейкой вьются по земле,

Воют жалостно в трубе,

Засыпают снегом ели.

Это — зимние... (метели)

 

Заметает в парке тропы,

Собирает снег в сугробы.

Кто же эта незнакомка,

Догадались вы? (Поземка)

 

Заморозил чародей

И озера, и ручей.

Холодом дышал, и вот —

Не вода в ручье, а... (лед)

 

Снежный шарик сделать можно,

Это ведь совсем не сложно!

Лепим мы не пирожки:

Для игры нужны... (снежки)

 

Свяжет бабушка их внучке,

Чтоб зимой не мерзли ручки.

Сохранят тепло сестрички —

Шерстяные... (рукавички)

 

Мы его слепили ловко.

Глазки есть и нос-морковка.

Чуть тепло — заплачет вмиг

И растает... (снеговик)

 

Всякая здесь может птица

В зимний холод угоститься.

На сучке висит избушка,

Называется... (кормушка)

 

В зимний день по снежной корке

Он меня катает с горки.

С ветерком промчаться рад

Мой веселый... (снегокат)

 

По сугробам возле речки

Едут длинные дощечки,

Ищут горочки повыше.

Назови дощечки! (Лыжи)

 

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.(декабрь)

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?(январь)

 

Снег колючий по земле
Гонит ветер в …(феврале)

Ни ведерка, ни кисти, ни рук,
А побелит все крыши вокруг.(зима)

 

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 

Дидактическая игра «Доскажи слово»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

                                            Ра-ра-ра — начинается иг ….

                                            Ры-ры-ры — у мальчика ша...

                                            Ро-ро-ро — у нас новое вед...

                                            Ру-ру-ру — продолжаем мы иг..

                                            Ре-ре-ре — стоит дом на го...

                                            Ри-ри-ри — на ветках снеги...

                                            Ар-ар-ар — кипит наш само....

                                            Ры-ры-ры — детей много у го...

Дидактическая игра «Какое время года?»

 Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

 Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

 

Зимний сон

Мне ночью снились горы…
Высокая гора,
Та самая, с которой
Катались мы вчера.
Мы до деревни ближней
Неслись по целине,
И ночью снег и лыжни,
Блестящий снег и лыжни
Всё время снились мне.
Агния Барто

Хитрые санки

Мои санки едут сами,
Без мотора, без коня,
То и дело мои санки
Убегают от меня.
Не успею сесть верхом,
Санки — с места и бегом…
Мои санки едут сами,
Без мотора, без коня.
А под горкой мои санки
За сугробом ждут меня.
Непослушным, скучно им
Подниматься вверх одним.
И. Бурсов

Игра «Найди ёлочку»

- Посмотрите, перед вами много ёлочек. Все они одинаковые и только одна из ёлочек не похожа на другие. Найдите эту ёлочку. Чем она личается от других?image

ИГРЫ-ЗАБАВЫ

«Зимние игры»

Стали дети кататься (ладони держите горизонтально перед грудью и делайте движения вперед-назад, как бы катаясь на лыжах),

И снегу кувыркаться (делайте синхронные круговые движения руками перед грудью: правой рукой — по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки).

Захотели в снежки играть (переложите «снежок» из одной ладони в другую)

Стали лепить их и друг в друга кидать («слепите» снежок, а затем понарошку «бросьте» его в кого-нибудь).

Начали комья снежные катить (сымитируйте соответствующие движения)

—бабу снежную лепить (снизу вверх двумя руками одновременно изобразите нарисуйте три стоящих друг на друге снежных кома: большой, средний и маленький)

Весело зимой! Не хочется домой!

 

«Мороз»

Но вечер приближается (разведите руки в стороны),

Вьюга начинается (покачайте над головой руками из

стороны в сторону).

Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки)

—Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипните

щеки и нос)

Руки стали замерзать (потрите ладони)

Надо их отогревать (подышите на ладони).

Вечер приближается (разведите руки в стороны)

Темнота сгущается.

Нам домой давно пора

—До свиданья! До утра! (помашите рукой на прощание).

 

«Какой снежок!»

Дети шагают, прижимая шаг к полу, под слова:

Какой снежок,

Какой снежок,

Какой снежок хороший!

Покрыт лужок,

Покрыт лужок,

Покрыт лужок порошей.

И воробей, и я, и ты

На нем оставили следы.

Снежок спешит,

Спешит—и глядь, (дети останавливаются,

оглядываются, разводят руками)

Прибрал опять! Прибрал опять!

«Снежинки-балеринки».

Дети бегут по кругу и кружатся со словами:

Под музыку вьюги

Кружатся подруги,

Кружатся снежинки —

Зимы балеринки.

Устали кружиться (дети приседают).

На землю присели,

Заслушались музыкой

Зимней метели.

Лишь миг отдохнули —

И снова их ветер

Заставил кружиться (дети кружатся)

В веселом балете.

 

 

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА

Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин игрушек»

 

Цель. Формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности. Учить описывать предметы и действия с ними. Формировать ролевые взаимоотношения продавца и покупателя, взаимоотношения с детьми, развивать творческие способности детей через сюжетную игру.

Задачи:

Образовательные:

-Расширять знания детей о труде продавца;

-Учить считать слева и справа;

-Учить детей словесно обозначать тему игры, свою роль, роль других детей, выполняемые действия;

- Приучать детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет;

- Подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов;

- Обогащать словарный запас;

Развивающие: - развивать умение использовать ролевую речь;

- Развивать интерес игре;

- Знакомить с правилами поведения в магазине;

- Развивать творческие способности детей через сюжетную игру.

Воспитательные: - воспитывать уважение к труду взрослых;

- Воспитывать культуру речи.

Словарная работа.

Существительные: магазин, кассир, продавец, витрина, кассовый аппарат, игрушки, чек, покупатель.

Прилагательные: заводные, резиновые, меховые, пушистые, пластмассовые, игрушечный, грузовая.

Глагол: покупать, подавать, выбирать, заходить, смотреть, платить, приходите.

Оборудование: касса, чеки, игрушки, весы.

Игровые роли: продавец, кассир, покупатели, шофер.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы, занятие по развитию речи по теме «Профессия продавец»

Интеграция познавательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое.

 

Ход игры

1.Организационный момент

Воспитатель: Ребята, у меня есть друзья, их зовут Саша и Маша. У них скоро день рождения, а друзей у них мало. Они хотели бы найти новых друзей и пригласить их на день рождения. Вы пойдете со мной? ( ответ детей)

-А что нам нужно для того, чтобы пойти на день рождения?

Дети: Купить подарок
-Правильно. А где мы можем его купить?

Дети: Его можно купить в магазине.

-А что нам надо, чтобы пойти в магазин?

Дети: Деньги.

-Правильно. И так как наш магазин игрушечный, мы с вами сами сделаем деньги из бумаги. (Вырезаем из бумаги деньги)

Воспитатель: Давайте мы поедем в магазин на автобусе и купим для них подарки.

2. Основная часть

(Дети выбирают шофера, по считалке:

Мой веселый звонкий мяч

Ты куда помчался вскачь

Красный, синий, голубой

Не угнаться за тобой

«Дети садятся» в автобус и едут в магазин.)

Мы в автобус дружно сели

И в окошко посмотрели.

Наш шофер педаль нажал,

И автобус побежал.

Воспитатель: Вот мы и приехали. Давайте разомнемся:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

(Воспитатель и дети подходят к «витрине» магазина.)

Воспитатель: Скажите, кто работает в магазине?

-В магазине папа с Настей покупают к чаю сласти.

Шоколадный торт « Причуда» очень любит тетя Люда.

Три эклера, пять колец завернул им (Продавец)

Дети: Продавец, кассир.

Воспитатель: А без кого еще не обойтись в магазине? Кто самый главный, отвечает за работу магазина? ( директор) А кто разгружает коробки в магазин?

Носит он тяжелый груз,

Будь то мебель, иль арбуз.

Утром он ведь рано встал,

За день очень он устал.

Дайте кто-нибудь мне стульчик,

Скажет вам уставший (Грузчик).

А еще в магазине должно быть чисто. Кто занимается этой работой ?

Моет окна и полы,

Пыль не спрячется в углы.

Как увидит грязь-поморщиться.

Вот такая чистюля (Уборщица)

Воспитатель: А тех людей, которые приходят за покупками, мы как назовем?

Дети: Покупатели.

Воспитатель: А какую работу выполняет продавец в магазине?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Дети, вы согласны, если я буду продавцом?

Дети: Да.

Воспитатель: А теперь выберем кассира с помощью считалки

Воспитатель: А какую работу выполняет кассир в магазине?

(Ответы детей.)

Воспитатель: А как кассир должен отвечать покупателю вежливо, вы знаете? ( Возьмите чек пожалуйста, будьте добры, спасибо за покупку)

-А что ответит покупатель?

Дети: Спасибо!

Воспитатель: А остальные дети будут покупателями.

-А какие волшебные слова вы будете говорить кассиру и продавцу?

Ответы детей: здравствуйте, пожалуйста, покажите пожалуйста, будьте добры, пожалуйста, спасибо, до свидания.

Посмотрите в магазине

Все игрушки на витрине:

Заводные зайчики,

Куколки и мячики,

Пушистые котята

Матрешки, медвежата-

Все на полочке сидят,

С нами поиграть хотят.

- Здравствуйте, уважаемые покупатели! Заходите к нам в чудесный магазин игрушек. У нас продаются самые разные игрушки. Сделаны они из разного материала.

Мяч из резины. Какой мяч? (резиновый).

Машина из пластмассы. Какая машина? (пластмассовая).

Медведь из меха. Какой медведь? (меховой) и т.д.

Кубики из дерева. Какие кубики? (деревянные)

Когда вы будете просить продать игрушку, говорите, откуда ее взять, например: « Я хочу купить машинку, которая стоит вторая справа или слева и описываете ее.»

Ребенок заходит в магазин: Здравствуйте, я хочу купить третью игрушку справа (описывает ее)

Продавец: Это машина. Она стоит 2 рубля. Проходите пожалуйста в кассу.

(Ребенок проходит в кассу и платит . Кассир дает ему чек. С чеком ребенок возвращается к продавцу, берет покупку, благодарит и уходит.)

Продавец: Пожалуйста, приходите к нам еще!

Покупатель: Спасибо, до свидания.

(Так обслуживаются остальные покупатели.)

Воспитатель: У всех теперь есть подарки. Мы можем ехать на день рождения.

3.Заключительная часть

Давайте повторим, во что мы играли? Кто работает в магазине? (ответы детей)

Вы все молодцы, были вежливые.

И мы с вами возвращаемся в детский сад (дети «садятся» в автобус и шофер везет ребят в детский сад).

 

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

«С чем связано слово?»

Зима — снег, холод, мороз, шуба, сани, снеговик, лыжи, коньки. Конь — лошадь, телега, конюшня, грива, овёс. Вишня — дерево, сад, варенье, фрукт, компот. Дерево — лес, кора, пенёк, крона, ствол, листья, почки. Птица — яйцо, клюв, пение, соловей, перья, крылья, полёт. Глаза — зрение, слезы, моргать, ресницы, зрачок, видеть. Лодка — река, лето, весло, деревянная, мотор, корма, нос. Январь — зима, первый месяц, начало года, середина зимы.

«Письма от деду Морозу». (Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам.)

Ребёнок-почтальон раздаёт детям конверты с картинками от Петрушки. Дети по очереди вскрывают конверты и «читают письма». Обучающий должен помочь ребятам отвечать на наводящие вопросы сложными предложениями.

 

 

 

 

 

 

СТИХИ ДЛЯ РАЗУЧИВАНИЕ

Корней Чуковский

 

Ёлка

 

Были бы у ёлочки

Ножки,

Побежала бы она

По дорожке.

 

Заплясала бы она

Вместе с нами,

Застучала бы она

Каблучками.

 

Закружились бы на ёлочке

Игрушки -

Разноцветные фонарики,

Хлопушки.

 

Завертелись бы на ёлочке

Флаги

Из пунцовой, из серебряной

Бумаги.

 

Засмеялись бы на ёлочке

Матрёшки

И захлопали б от радости

В ладошки.

 

Потому что у ворот

Постучался Новый год!

Новый, новый,

Молодой,

С золотою бородой!

 

Сергей Михалков

В снегу стояла ёлочка

В снегу стояла ёлочка —

Зелёненькая чёлочка,

Смолистая,

Здоровая,

Полутораметровая.

 

Произошло событие

В один из зимних дней:

Лесник решил срубить её! —

Так показалось ей.

 

Она была замечена,

Была окружена…

И только поздно вечером

Пришла в себя она.

 

Какое чувство странное!

Исчез куда-то страх…

Фонарики стеклянные

Горят в её ветвях.

 

Сверкают украшения —

Какой нарядный вид!

При этом, без сомнения,

Она в лесу стоит.

 

Несрубленная! Целая!

Красива и крепка!..

Кто спас, кто разодел её?

Сынишка лесника!

 

 

«Зима» Иван Суриков

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы —
И зима настала.

Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.

Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.

Он теперь покоен —
Всё кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Пальчиковая гимнастика  Ёлочка

Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)  
Что за чудеса случились  
Этой ночью новогодней.  
Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)  
А увидели парад:  
В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга) 
Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)  
А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)  
Пушистая, в иголочках.

Вот под елочкой

Вот под елочкой зеленой (Встали.)

Скачут весело вороны: (Прыгаем.)

Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)

Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)

Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)

И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)

 

 

 

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Зимние забавы»

 

Что зимой мы любим делать? (Поочередно соединяют

В снежки играть, на лыжах бегать, большой палец с остальными.)

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Новогодние игрушки (Поднимают руки вверх

Праздник приближается, «к макушке елки» и, опуская

Елка наряжается. вниз, разводят в стороны.)

Мы развешали игрушки: (Поочередно соединяют

Бусы, шарики, хлопушки. большой палец с остальными.)

А здесь фонарики висят, (Крутят ладошками

Блеском радуют ребят. в воздухе - «фонарики».)

 

«Снежок»

 

Раз ,два ,три, четыре, (загибать пальчики)

Мы с тобой снежок слепили(лепить, меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий,  очень гладкий. (показывают круг, гладят

ладони друг о друга)

Раз – подбросим, ("подбросить" ,посмотреть вверх)

Два – поймаем. ("ловят", приседают)

Три – уроним (встают, "роняют")

И … сломаем! (топают)

 

РУССКО НАРОДНЫЕ ИГРЫ:

Правила игры Два мороза

Перед началом игры выбирается и очерчивается площадка шириной примерно как в вышибалах.На расстоянии 3-4 шагов от каждого края площадки проводится еще одна черта. Огороженные места теперь будут называться домиками, а место между ними — улицей.Выбираются двое водящих, один — Мороз-красный-нос, другой — Мороз-синий-нос. При наличии цветных носов на резиночке восторгу вообще не будет конца.Морозы становятся посреди площадки — улицы, остальные дети прячутся в один из домов.

 

Морозы хором произносят:

 

Мы два брата молодые,

Два мороза удалые:

Я — мороз Красный нос,

Я — мороз Синий нос

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?

 

Все дети хором отвечают:

 

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз!

 

После этих слов дети пытаются перебежать на противоположную сторону площадки, в другой дом.Водящие Морозы стараются их осалить — «заморозить».Игроки, настигруные Морозами, останавливаются, замерев — они замерзли, пострадали от мороза.Остальные ребята собираются в доме, Морозы повторяют свою кричалку, ребята свою, и опять перебегают через улицу в противоположный дом.Морозы также пытаются их осалить. Только теперь игроки могут размораживать своих осаленных друзей, коснувшись их рукой. Вырученные игроки «отмирают» и убегают за черту вместе с другими игроками.Через некоторое время выбираются новые водящие-Морозы и игра

начинается сначала

.imageimage

image

 

 

 

 

 

П/и (русская народная) «Снежная баба»

Цель: развивать двигательную активность.

Ход игры: Выбирается «Снежная баба». Она садится на корточки в конце площадки. Дети идут к ней, притоптывая,

Баба Снежная стоит,

Утром дремлет, днями спит.

Вечерами тихо ждет,

Ночью всех пугать идет.

На эти слова «Снежная баба» просыпается и ловит детей. Кого поймает, тот становится «Снежной бабой».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по лепке из соленного теста

«НОВОГОДНИЕ КОЛОКОЛЬЧКИ»

ЦЕЛЬ: Учить детей создавать объёмные полые поделки из солёного теста. Совершенствовать изобразительную технику -учить лепить колокольчик из шара путём вдавливания и моделирования формы. Показать разные приёмы оформления лепных фигурок - выкладывание орнамента из бусин и пуговиц, нанесение узора стекой, штампование (печатание) декора колпачками фломастеров. Синхронизировать работу обеих рук. Развивать чувство формы, пропорций; воспитывать аккуратность.

Подготовка материала.

Солёное тесто

1 рецепт. Смешать 2 стакана муки без разрыхлителя, 1 стакан соли, 1 стакан воды, 2 столовые ложки растительного масла и хорошо вымесить до получения однородной массы.

 

Примечание. Если вы собираетесь лепить из солёного теста цветные поделки, в смесь или часть смеси нужно добавить цветной краситель. Удобнее всего подкрасить анилиновыми красителями воду и затем влить её в сухую смесь. Хорошо сразу сделать несколько нужных цветов. Хранить тесто в полиэтиленовых пакетах или пластиковых коробках с плотно закрывающимися крышками (кусок теста каждого цвета в отдельном пакете) в холодильнике.

Поделки из солёного теста нужно очень хорошо высушить в духовке при температуре 100-110 градусов в течение 5-6 часов.

 

Работа с семьёй. Порекомендовать родителям в выходные или предпраздничные дни вовлечь ребёнка в работу с тестом (подготовить и отмерить компоненты, смешать, по возможности вымесить, раскатать скалкой, вырезать формочками для печенья и пр.).

Материалы, инструменты, оборудование: солёное тесто, поворотный диск, стеки, колпачки фломастеров или авторучек для декоративных отпечатков; узкая тесьма для петелек, нарезанная на кусочки длиной 10-15 см или ленточки.

 

Содержание занятия.

 

Воспитатель просит детей подойти к столу, показывает большой ком солёного теста (снимает с него салфетку или кухонное полотенце) и предлагает потрогать, погладить, отщипнуть по кусочку размером с кулачок.

Воспитатель спрашивает детей, что можно делать из теста. После ответов детей говорит, что наше тесто необычное -солёное. Из него можно делать что-то несъедобное. Дети высказывают свои догадки. Воспитатель уточняет, обобщает ответы детей и предлагает им слепить игрушки для новогодней ёлки - колокольчики.

 

Напоминает, что лепить лучше скульптурным способом - из одного куска. Показывает технику и комментирует свои действия:

 

- Раскатываю кусочек солёного теста в шар - вот так: круговыми движениями ладоней. Потом надеваю шар на большой палец левой руки и делаю углубление. Расширяю углубление так, чтобы стенкиколокольчика получились одинаковой толщины, - поворачиваю форму пальцами, будто мой колокольчик пошёл в пляс. Если переверну, похоже на бокал или вазу. Как наш колокольчик будет висеть на ёлке? (Ответы детей.) Сделаю ушко с дырочкой - прищипну пальчиками и проколю стекой или продырявлю карандашом. В отверстие нужно вдеть ленточку или верёвочку. А теперь вы попробуйте Слепить свои колокольчики с ушками-подвесками.

 

Дети лепят самостоятельно. Воспитатель помогает прикрепить петельки из нарядной тесьмы. Тем детям, которые быстро справились с заданием, воспитатель предлагает придумать узор и процарапать его стекой или зубочисткой. Можно выложить узор из пуговичек, бусин, бисера, семечек, горошин, фасоли и других семян, слегка вдавив их в сырое тесто.

 

По окончании занятия дети выкладывают свои колокольчики для просушки. Рассматривают поделки друг друга, обмениваются впечатлениями. Воспитатель сообщает, что на занятии по рисованию или в свободное время дети смогут украсить свои колокольчики узорами или просто раскрасить, чтобы они стали ещё более яркими, нарядными, необычными.

 

После занятия. Выставка колокольчиков из солёного теста. Лепка новогодних игрушек из солёного теста по своему желанию. Рассматривание разных новогодних игрушек, составление описательных рассказов. Рисование ёлочных игрушек с натуры и по замыслу. Загадывание и отгадывание загадок на зимнюю (новогоднюю)

Конспект по рисованию «Новогодние  игрушка»

 Цели

  1. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
  2. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
  3. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Оборудование для дошкольников:

  • модель для раскрашивания "Новогодняя игрушка"
  • гуашь
  • кисти
  • баночка для воды
  • лист бумаги
  • салфетка
  • тычок (ватные палочки 2 шт.)
  • простой карандаш
  • стирательная резинка

Ход  

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много.

Вот и Дымковская слобода (сейчас заречная часть г. Кирова), что на реке Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками.

(Воспитатель:  показывает дымковские игрушки)

Чем знаменито Дымково? 
Игрушкою своей. 
В ней нету цвета дымного, 
А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги, 
От капелек росы. 
В ней что-то есть от радости, 
Гремящей, как басы.

(В.Фофанов)

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?

Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунья''. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

(Воспитатель демонстрирует игрушки, слайды, презентации и др. Обращает внимание на особенности дымковской игрушки)

- Часть исследователей связывает изготовление этой игрушки с весенней ярмаркой «свистуньей» или «свистопляской», некогда проходившей на горе Раздерихе (близ Вятки). Пробуждение природы, прилет птиц, надежды на будущий урожай (а закупка зерна именно и происходила на этой ярмарке) - все это витало в воздухе и рождало веселое настроение, радостное ожидание, а вместе с тем и веселые игрушки, какой была дымковская игрушка. Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготовляемой на продажу. И здесь происходит как бы изменение ее значения: из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой».

– Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Посмотри, как хороша 
Эта девица-душа 
Щечки алые горят, 
Удивительный наряд.

(Народное творчество)

- Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней.

С лентами да бантами, 
Да под ручку с франтами 
Мы гуляем парами, 
Проплываем павами.

(П. Синявский)

– Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.

Кони глиняные мчатся 
На подставках, что есть сил. 
И за хвост не удержаться, 
Если гриву упустил.

(Народное творчество)

- Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг -символ солнца.

Голосисты эти птицы 
И нарядны, словно ситцы!

(Народное творчество)

- И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.

Мы игрушки знатные, 
Складные да ладные, 
Мы повсюду славимся, 
Мы и вам понравимся!

(П. Синявский)

(Конец показа слайдов, презентаций)

Вопрос: Что общего у всех этих игрушек?

Ответ: Веселые, праздничные, нарядные.

Вопрос: Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?

Вопрос: Как можно расписать игрушки, какие элементы лучше отобрать?

Ответ: Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.

Вопрос: Какие цвета любят мастера Дымково?

Ответ: Яркие нарядные: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Воспитатель предлагает детям стать настоящими народными мастерами и расписать модели дымковской игрушки. Обращает внимание на основные этапы росписи (от крупных деталей к мелким).

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце НОД устраивается выставка. Дети устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с воспитателем выбирают лучшие работы. Воспитатель не забывает похвалить каждого ребенка, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось. В процессе самостоятельной работы проводится физминутка.

 

Конспект занятия по рисованию  "Новогодняя елка"

 

Программное содержание: продолжать знакомить с елочными украшениями (современными и старинными); закрепить умение рисовать ветку елки и украшать ее; развивать воображение; соединяя рисунки, получить большую елку, затем вместе дорисовывать ее и дополнять украшениями.

 

Материал: елочные игрушки (современные и старинные); ветки искусственной елки; листы бумаги формата А4 светло-зеленого цвета; нарисованная макушка елки с наконечником на листе бумаги формата А2 светло-зелено цвета.

 

Ход занятия:

 

Воспитатель загадывает детям загадку:

 

Вот скоро зимний праздник,

 

Его мы ждали год.

 

Сказочный, веселый

 

Праздник... (Новый год)

 

«Вы любите праздник Новый год? Чем он больше всего вам нравится? Что является главным украшением новогоднего праздника? (Елка) Чем украшают елку?

 

У нас сегодня выставка новогодних елочных украшений и игрушек. Вот такими игрушками украшают елку в наши дни, и такие игрушки выпускают фабрики елочных украшений. А вот такими игрушками украшали елки до наших бабушек, когда они были маленькими. Сделаны эти игрушки из картона, бумаги, ваты, проволоки, ткани, дерева. Здесь мы видим лису на санках, лыжника медведя, ворона, избушку на курьих ножках и многое другое. Эти игрушки не такие яркие, как современные, но очень интересные по содержанию. А вам они понравились?

 

Посмотрите на ветки искусственной ёлки! Похожи они на ветки настоящей елки? Ветки бывают и длинные, короткие, на них есть маленькие веточки. Чем ветка длиннее, тем на ней больше маленьких веточек. Чем короче, тем меньше. Мы с вами нарисуем ветки елки и украсим их игрушками».

 

Дети сидят по двое за партой, один рисует длинную ветку, Другой - короткую. Один ряд рисует ветку слева направо, другой - справа налево. Нарисованные ветки елки дети украшают игрушками.

 

Готовые работы дети с воспитателем выкладывают на свободном столе, подбирая ветки так, чтобы получилась елка. Середину можно склеить скотчем.

 

«Ребята, посмотрите! Мы разложили рисунки, что у нас получилось? Чего не хватает у нашей елки? (Ствола) Все вместе рисуем ствол. Чего еще не хватает нашей елке?» (Макушки)

 

Воспитатель прикладывает заранее нарисованную макушку.

 

«Теперь, чтобы наша елка стала еще наряднее, нарисуем, гирлянды, мишуру, бусы. У нас получилась большая нарядная новогодняя елка. Мы ее повесим в коридоре перед музыкальным залом для оформления детского сада к Новому году. Все дети детского сада и их родители будут любоваться елкой».

image

image

image

 

 

 

 

Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Снежинка»

Вид детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Цели: создание условий для развития навыков работы с бумагой, формирование умения работать в коллективе; воспитание аккуратности в работе и способности принять общий замысел.

Материал и оборудование: бумага белая (квадрат), ножницы, клеенки, клей, кисти на каждого ребенка, подставки для кистей, салфетки.

Содержание организационной деятельности

1. Загадка. Рассматривание снежинок.

Что за звездочки резные

На пальто и на руке.

Все сквозные, расписные,

А возьмешь – вода в руке?

Примерные вопросы:

Какие снежинки вы видите? Какие у них лучики? Сколько лучиков у снежинок? Кто из вас увидел больше лучиков? Снежинки одинаковые? Как вы думаете, почему иногда снег летит крупой, а иногда хлопьями?

2. Показ приемов выполнения снежинки.

Воспитатель. Каждый из вас сегодня научится делать один из лучиков Снежинки. Мы соединим по восемь лучиков, и у нас получатся красивые снежинки. А как это сделать, я вам расскажу. Какой формы бумага? У вас на столах? Согните квадрат так, чтобы у вас получилось два треугольника. Что для этого сделал Кирилл? А Милена? Правильно, нужно согнуть по диагонали. А теперь согните еще пополам. Что получилось? (ответы дете). Возьмите в левую руку сложенный квадрат, а в правую – ножницы. Разрезаем на полоски параллельно длинной стороне, но не дорезая до конца верхней стороны. Разверните аккуратно заготовку. Начиная от середины, сворачиваем полоски с противоположных сторон и склеиваем их друг с другом. Затем переворачиваем полученную заготовку склеенным колечком вниз и делаем то же самое со следующими полосками. Когда склеили последние полоски, получили один лучик снежинки. Склеивая лучики в середине и по краям, получаем восьмиконечную, ажурную снежинку.

3. Повторение правил пользование с ножницами.

  • Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
  • Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.
  • Ножницы кладите кольцами к себе.
  • Следите за движением лезвий во время резания.
  • Не оставляете ножницы раскрытыми.
  • Передавайте ножницы кольцами вперед.
  • Не машите ножницами, не подносите к лицу.
  • Используйте ножницы по назначению.
  • После окончания работы кладите ножницы в футляр.
  • Храните ножницы всегда в определенном месте.

4. Физминутка «Снежинка»

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

5. Изготовление снежинки. (Коллективная работа)

6. Подведение итогов занятия. (Украшение снежинками группы).

Конспект  занятия

по ручной труд

на тему:

«Новогодняя гирлянда».

                 

   ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

 - совершенствовать умение работать с бумагой; создавать из бумаги объёмные фигуры;

 - развивать творческое воображение, художественный вкус;

 - воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость.

   ОБОРУДОВАНИЕ:

Наглядный материал (новогодние игрушки и гирлянда из бумаги), магнитофон с аудио кассетой; на каждого ребёнка: цветная бумага (10 x 15), клей – карандаш, ножницы, салфетки.

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети заходят в группу здороваются.

В: Ребята, а какое сейчас время года?

Д: Зима.

В: А какой месяц?

Д: Декабрь.

В: А какой скоро будет праздник?

Д: Новый год.

В: Ребята, а загадку отгадайте: «Зимой и летом одним цветом?»

Д: Ёлка.

В: Посмотрите и у нас ёлка украшена и группа, гирлянды красивые висят, игрушки на ёлке. А знаете, что наряжать ёлки – это давняя традиция. Раньше в магазинах не продавались ёлочные игрушки. Ёлку украшали: конфетами, орехами, мандаринами, яблоками, яркими цветными лентами. А ещё их делали сами взрослые и дети из бумаги, дерева, ваты и многого другого. Вот и наша ёлка украшена  разными игрушками, а гирлянды на ней нет.

Ребята, давайте вместе сделаем гирлянду и повесим на ёлку.

Д: Ответы детей.

Дети садятся за столы.

В: Ребята, а прежде чем приступить к работе, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

                        Пальчиковая гимнастика:

Наши руки замерзают.

Поиграем-ка немножко,

Да похлопаем в ладошки:

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

Чтобы пальчики согреть,

Надо сильно потереть.

Пальчики мы согреваем,

Их сжимаем, разжимаем.

В: Ну, а теперь можно приниматься за работу.

(Дети разрезают цветную бумагу на полоски, склеивают их в колечко, а потом между собой, образуя цепочку (гирлянду)).

В: Ребята, а теперь давайте наши маленькие гирлянды, соединим в одну большую и повесим на ёлку.

Посмотрите, какая у нас теперь красивая ёлка.

Ребята, а скажите мне, чем раньше украшали ёлки?

Д: Ответы детей (конфеты, яблоки, мандарины и т.д.)

В: Вот и вы на свою ёлку можете повесить ни только игрушки, но и конфеты, фрукты, а можете сами дома сделать такие же гирлянды и повесить на ёлку.

Ребята, а давайте мы с вами друг другу напомним, из чего мы с вами делали гирлянды?

Д: Из бумаги.

В: А как мы её с вами делали? 

 Д: Ответы детей (разрезали на полоски, склеивали колечки).

В: Ребята, давайте возле нашей ёлки поводим хоровод.

 Хоровод:

Маленькой ёлочке, холодно зимой,

Из лесу ёлочки взяли мы домой.

Бусы повесили, встали в хоровод.

Весело, весело встретим Новым год!

 

Дети прощаются, уходят.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное  настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...