Консультация для педагогов «Как поднять статус ребенка в группе»
консультация на тему
Уже начиная с младшего дошкольного возраста у детей формируются избирательные отношения к сверстникам: одни становятся более привлекательными для большинства детей, другие - менее.
Низкий статус в группе в большинстве случаев осознается ребенком, а если он еще и недостаточно успешен в продуктивных видах деятельности, то это вызывает у него стойкий комплекс неполноценности, потерю уверенности в своих силах. И как следствие – проблемы во взаимоотношениях. Поэтому очень важно вовремя оказать помощь непопулярным детям в группе, чтобы они могли обрести симпатии и расположение сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_podnyat_status_rebenka_v_gruppe.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Тема:
«Как поднять статус ребенка в группе»
- Наблюдая за общением, игрой детей в группах, мы можем условно разделить детей на несколько групп:
- дети, которые обладают эмоциональной притягательностью, стремятся к дружеским взаимоотношениям со всеми сверстниками, и большая часть группы к ним относятся с симпатией;
- «середнячки», имеющие средний положительный статус;
- дети, которые не пользуются авторитетом у сверстников, с ними в большинстве случаев не хотят иметь ничего общего.
Уже начиная с младшего дошкольного возраста у детей формируются избирательные отношения к сверстникам: одни становятся более привлекательными для большинства детей, другие - менее.
Низкий статус в группе в большинстве случаев осознается ребенком, а если он еще и недостаточно успешен в продуктивных видах деятельности, то это вызывает у него стойкий комплекс неполноценности, потерю уверенности в своих силах. И как следствие – проблемы во взаимоотношениях.
Поэтому дети, которых избегают и отвергают сверстники и должны стать предметом пристального внимания.
Какова возрастная динамика межличностного взаимодействия в группах дошкольников:
- у младших дошкольников часто наблюдается деятельность по типу «рядом, но не вместе», иногда появляется совместные действия, но взаимное согласование при этом минимально, поэтому взаимоотношения младших дошкольников ещё неустойчивы и могут часто меняться. Отношения друг к другу зависят от конкретной ситуации (поделился игрушкой – хороший, не поделился – «жадина»).
- у детей среднего дошкольного возраста появляются элементы сотрудничества, которые предполагают установление эмоциональных, избирательных контактов со сверстниками. Важным мотивом общения становится потребность в признании и уважении сверстниками. Заметнее выступают симпатии и антипатии по отношению к сверстникам; дети пристально и ревниво наблюдают за их действиями сверстников и оценивают их: успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а их неудачи вызывают нескрываемую радость. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника.
- в старшем дошкольном возрасте у детей повышается согласованность действий, появляется совместное планирование. Это, прежде всего, связано с ведущей деятельностью – сюжетно-ролевой игрой. Появляются умения взаимной поддержки, чувство товарищества, сопереживание успехов и неудач. Отношения становятся более избирательными и приобретают устойчивый характер.
Старшие дошкольники могут уже достаточно осознанно ответить, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. Можно спросить малыша с кем он бы хотел дружить, а с кем не стал бы, кого позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовёт; с кем бы он сел за один столом, а с кем - нет. Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют 2-3-х сверстников, с которыми предпочли бы играть, сидеть за одним столом. Ещё более уверенно они называют тех детей, от которых предпочли бы быть подальше. Понятно, что отношение ребёнка к сверстникам зависит от его личного опыта (кто с кем дружит) или от последних событий в группе (кто с кем подрался). Но обычно 2-3 имени предпочитаемых и отвергаемых малышей будут повторять разные дети.
Эти ребята, которых избегают и отвергают сверстники и должны стать предметом пристального внимания.
- Как вы думаете, чем, с точки зрения детей, определяется популярность ребенка среди сверстников. Т.е. какие психологические качества обеспечивают ребенку признание и симпатию товарищей?
Я не случайно спросила – «с точки зрения детей». Потому что мы чаще всего ориентируются в основном на дисциплинированность, успешность и воспитанность дошкольников, в то время как для самих детей эти качества не являются критерием привлекательности своих ровесников. Бывают случаи, когда наиболее авторитетные и привлекательные с точки зрения воспитателей дошкольники не только не являются популярными, но и получают максимальное число отрицательных характеристик.
Причины популярности и непопулярности ребёнка
Чем же определяется популярность ребёнка среди сверстников, почему одни дети становятся привлекательными для большинства ребят группы, а другие, наоборот, вызывают неприязнь и отталкивание?
В поисках ответа на этот важный вопрос было проведено исследование, в котором сравнивались психологические особенности популярных и непопулярных детей.
- первый критерий для сравнения – ИНТЕЛЛЕКТ.
Как вы думаете, интеллектуальные способности, мышление ребенка делают ли его популярным?
Результаты исследования оказались весьма неожиданными. Выяснилось, что эти две группы дошкольников практически не различаются по уровню развития интеллекта и мышления. Это может свидетельствовать о том, что познавательные способности, и даже умение решать социальные конфликты, не делают ребёнка популярным в группе сверстников.
Действительно, проводя на протяжении нескольких лет исследования взаимоотношений детей, я хочу отметить, что единицы детей объясняют свои предпочтения при выборе того или иного ребенка такими словами: «Он много знает», «Он очень умный». Иногда в группах мы наблюдаем такую картину: дети обладающие развитыми интеллектуальными способностями зачастую играют в одиночестве, либо предпочитают другие виды деятельности, где компания не обязательна – чтение, рисование, настольные игры. Также психологи выявили интересную закономерность: чем выше интеллект у ребенка, тем больше он испытывает страхов.
- второй критерий для сравнения –
СТЕПЕНЬ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВНОСТЬ.
Как вы считаете, всегда ли общительность является источником популярности? Непопулярные дети могут быть общительными?
В ходе исследования, установлено, что по степени общительности и инициативности в игре популярные дети также не превосходят своих ровесников.
Однако, следует отметить, что среди непопулярных детей по этим показателям отчётливо выделились две крайние группы:
- замкнутых и совершенно пассивных с одной стороны и
- чрезмерно общительных, стремящихся к руководству с другой.
Это крайние линии поведения в равной мере отталкивают сверстников и делают такого малыша отвергаемым. Навязчивое стремление ребёнка к лидерству и руководству, желание командовать и навязывать свою волю далеко не всегда признаются и одобряются сверстниками.
Итак, все популярные дети занимают среднюю позицию по этим показателям. Однако, средняя степень общительности и инициативности (которая отмечалась и у многих других детей) сама по себе не обеспечивает популярность ребёнка в группе.
- Что же, всё-таки, определяет популярность среди сверстников?
Наиболее существенные различия между популярными и непопулярными детьми были обнаружены в ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ К СВЕРСТНИКАМ.
Во-первых, предпочитаемые дети, в отличие от непризнанных, практически никогда не были безразличны к деятельности сверстников, а наоборот проявляли интерес к их занятиям. При чём эта эмоциональная вовлечённость имела положительную окраску - они одобряли, поддерживали, хвалили других детей. Непопулярные дошкольники предпочитали осуждать действия сверстников ("у тебя ничего не получается", "ты только каляки умеешь рисовать") и навязывали свой замысел ("смотри, как надо делать правильно, рисуй как я").
Во-вторых, популярные дети умели сопереживать другим. Успехи сверстников не обижали их, напротив радовали, а промахи огорчали. Непопулярные дети оставались безразличными к оценке сверстника, или реагировали неадекватно - расстраивались из-за чужих успехов и радовались неудачам. Они не могли согласиться с высокой оценкой других малышей, находили у них недостатки и приводили в пример самих себя (" у него всё равно ничего не понятно, смотрите, у меня лучше"). Бывали случаи, когда чрезмерная похвала взрослого, адресованная кому-либо другому, доводила отвергаемого ребёнка до слёз. Осуждение и отрицательные оценки других вызывали у него активное согласие и нескрываемую радость.
В-третьих, все популярные дети, независимо от уровня общительности и инициативности, отвечали на просьбы сверстников, выслушивали их предложения, иногда поддерживали их и очень часто бескорыстно отдавали другим то, что было нужно им самим (игрушки, карандаши, сладости). Непопулярные малыши так не поступали никогда.
В-четвертых, популярные дети, даже когда их обижали, предпочитали решать проблемы мирным путём, не обвиняя и не наказывая других. Непопулярные, как правило, решали конфликты агрессивными действиями и угрозами.
Например, ребёнку показывают картинку с изображением знакомой детям ситуации - один ребёнок сломал игрушку другого - и спрашивают, что бы ты сделал на месте обиженного мальчика (если бы сломали твою игрушку). Популярные дети, как правило, стремились найти конструктивный выход из этой ситуации: "Починил бы", "Взял бы другую игрушку", "Попросил, чтобы мне купили такую же". Непопулярные обычно прибегали к враждебно-агрессивным решениям: "Побью", "Позову милиционера", "Стукну молотком по голове" и пр.
Таким образом, в результате сравнения можно сделать следующие выводы:
что наиболее важными качествами, отличающими популярных детей от непопулярных, являются не интеллект или творческие способности, не общительность и даже не организаторский талант, а прежде всего те качества, которые обычно называют НРАВСТВЕННЫМИ: доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность.
В основе этих качеств лежит личностное отношение к сверстнику:
- когда другой ребёнок является не средством самоутверждения или конкурентом, а самоценной и уникальной личностью, в которой продолжается собственное Я популярного малыша.
- это Я не замкнуто в себе, не отгорожено психологическими защитами, а открыто для других и внутренне с ними связано.
Поэтому дети легко уступают и помогают сверстникам, делятся с ними и не воспринимают чужие успехи как своё поражение.
Такое отношение к другим людям складывается у некоторых малышей уже к концу дошкольного периода и именно оно делает ребёнка популярным и предпочитаемым ровесниками.
Это совершенно не означает, что популярные дети не ссорятся, не обижаются, не соревнуются и не спорят. Однако, у них, в отличие от непопулярных ребят, это не является самоцелью. Защита, утверждение и признание своего Я не становится для них единственной жизненной задачей.
Как ни странно, отсутствие стремления всех превзойти и победить создает условия для признания и утверждения ребёнка в группе сверстников.
- Особенности отношения к ровесникам отверженных малышей
У детей, которых отвергают ровесники, преобладает отчуждённое отношение к другим детям. Их главная задача в общении - доказать собственное превосходство или оградить свое Я от других. Такая защита может принимать самые разные формы: от яркой агрессивности и враждебности до полного ухода в себя. Подобное поведение вызывает разнообразные трудности в общении:
- Одни дети стремятся продемонстрировать свои преимущества - в физической силе, в хвастовстве, в обладании разными предметами. Поэтому они часто дерутся, отнимают игрушки у других, пытаются командовать и руководить сверстниками.
- Другие, напротив, не участвуют в общих играх, боятся проявить себя, избегают общения с ровесниками.
Но во всех случаях они сосредоточены на своем Я, замкнуты на своих способностях или недостатках. Доминирование отчуждённого отношения вызывает естественную тревогу, поскольку не только затрудняет общение дошкольника с ровесниками, но и в дальнейшем может принести массу проблем - как самому ребёнку, так и окружающим.
Поэтому необходимо поддержать малыша в преодолении этих опасных тенденций, помочь ему увидеть в сверстниках не противников и конкурентов или объекты самоутверждения, а близких и связанных с ним людей.
- Как помочь ребёнку завоевать расположение сверстников
Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных рекомендаций, хотелось бы отметить, что никакие методы приемы, игры и упражнения не помогут, если у воспитателя не будет искреннего, заинтересованного, доброжелательного отношения к воспитанникам. Очень многое зависит от личностных качеств взрослого и от стиля общения с детьми.
Исследователями установлено, что в группе детского сада, где работают воспитатели с высоким нервно-психическим напряжением, связанным с раздражительностью и беспокойством, неустойчивостью настроения, неуверенностью в себе, часто с неврозом страха, избегающие нового, не инициативные, осуществляющие повышенный контроль над поведением детей, проявляющие максимализм в подходах к воспитанию, существуют менее благоприятные условия для формирования гуманных, доброжелательных взаимоотношений дошкольников.
В то время как в группах воспитателей, способных к сопереживанию, общительных, спокойных, с конструктивной тревожностью, открытых инновациям, считающихся с мнением детей, доброжелательных к окружающим, уровень взаимоотношений детей будет более высоким и благоприятным.
В общении с детьми следует учитывать следующие моменты:
- Формирование доброжелательного отношения к сверстникам происходит, когда взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к личным качествам друг друга: обращает внимание на достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера, предлагает повторить его действия т. д.
Эффективны совместные хороводные игры для малышей, в которых они действуют одновременно и одинаково (каравай, карусели др.). Для старших дошкольников – коммуникативные игры-тренинги. Для повышения уровня доброжелательности к оркужающим следует исключить из игр-тренингов предметы и игрушки, так как при их появлении ребенок видит в собеседнике конкурента.
- С самого начала пресекать любые насмешки над неудачами детей. Необходимо обговорить с ребятами, что если у кого-то что-то не получается, в этом нет ничего смешного. Все мы учимся, и каждый имеет право на ошибку. Насмешнику следует сделать строгое замечание.
- Так же следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес сверстников
(например, взрослый рассаживает детей по своему усмотрению или формирует команды. На предложение сесть с Васей Миша восклицает: «Я с ним не буду! Только не с ним!» Необходимо настоять на своем. А потом поговорить с Мишей наедине, поинтересоваться причиной его отказа. Предложить ребенку встать на место Васи: «А тебе будет приятно, если кто-нибудь откажется иметь дело с тобой?»).
- Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете. Специалистами установлено, что популярность ребенка зависит главным образом от его успешности в той или иной деятельности.
В ситуации успешной деятельности дети активны, свободно реализуют свои притязания, а неуспех приводит к пассивности, потере желания общаться со сверстниками и взрослыми.
(например, с Витей, очень умным, начитанным мальчиком, в группе случилась неприятность — он описался во время тихого часа. Ребята это заметили и стали его дразнить, не хотели с ним играть и сидеть рядом. Воспитатель на занятии стал обращаться к Вите со сложными вопросами, на которые он успешно отвечал, просила рассказать его, что он знает по той или иной теме. Скоро ребята обратили внимание, как много Витя знает, как интересно может рассказывать. Эти его качества вышли на первый план, а о происшествии постепенно забыли).
- Важно помочь непопулярным детям показать свою полезность для коллектива (один прекрасно рисует, другой строит интересные постройки, третий очень много знает о животных и т.д.).
Можно отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах («Звезда недели», «Наши успехи»).
- Следует избегать сравнивания ребят на занятиях. Не нужно забывать, что симпатии и антипатии детей складываются в том числе и на основе оценок взрослых. А уж разбор ошибок необходимо делать или не называя тех, кто их (не важно в чью пользу идет сравнение). Более верный путь - научить ребенка сравнивать себя "сегодняшнего" с собой "вчерашним" и видеть себя " завтрашнего". Вы можете сказать ребенку: "Вчера ты не мог это делать, но сегодня ты это сделал. Я горжусь тобой". Или: "Сегодня ты опять обидел Свету. Но завтра, если будешь более внимательным, то будешь играть с ней дружно". Всегда оставляйте ребенку шанс измениться к лучшему. Такой подход откроет ребенку перспективы своего развития и создаст благоприятную почву для формирования чувства уверенности в своих силах и в своих широких возможностях.
- Если в группе есть отвергаемые дети, то лучше воздерживаться от участия в соревнованиях, так как проигрыш спровоцирует новый конфликт. В неудаче обвинят именно отверженных. Избегать заданий которые выполняются за определенное фиксированное педагогом время. Спрашивать застенчивых детей, желательно, не в начале и не в конце занятия, а в середине. Не следует торопить и подгонять ребенка с ответом.
- Развивать у детей игровые навыки и умения:
Начало совместных игр ещё не означает, что ребёнок дружески относится к товарищам. Ему весело играть с ними, но он заботится не о них, а о собственном удовольствии. Задача педагога - пробудить в игре чувства симпатии.
Работа педагога по воспитанию у детей дружеских чувств должна начинаться с того, что он приучает детей бережно, с уважением относиться к игре товарищей.. Ребёнок построил домик, долго трудился, чтобы сделать его красивым. Воспитатель должен обратить внимание всех детей на постройку, предложить осторожно обойти её, чтобы нечаянно не задеть, показывает пример.
В младшей, средней группах объединению детей часто мешает неумение понять замысел товарища, малыши не всегда могут выразить словами свои намерения. Важно это вовремя подметить, прийти на помощь, предупредить ссору.
В более старшем возрасте, беседуя с ребёнком о его поведении, действуя на его сознание, воспитателю необходимо приводить в пример любимых героев, людей, которым ребёнок подражает.
Необходимо совместно обсуждать ход игры, учить согласовывать свои действия друг с другом.
С застенчивыми детьми требуется индивидуальная работа. Ребёнок не решается принять участие в коллективной игре, хотя ему хочется играть, он безропотно уступает игрушку, молча, но горько переживая обиду. Особенно трудно понять ребёнка, у которого застенчивость маскируется шалостями, заторможенность порой переходит в излишнее возбуждение. Может показаться, что у неуверенных, робких детей мало развито самолюбие, но это мнение ошибочно. Наоборот, застенчивость часто происходит от болезненного самолюбия. Отсюда излишняя обидчивость и иногда даже агрессивность. По мере того, как ребёнок приобретает веру в свои силы, он избавляется от этих недостатков.
Чтобы помочь малоактивному ребёнку войти в детский коллектив, воспитатель должен найти ему подходящего товарища, подобрать роль в коллективной игре, помочь хорошо её выполнить и тем завоевать признание товарищей. Вначале такому ребёнку предлагается интересная, но несложная роль, которая не требует организаторских умений, например, стать почтальоном или кассиром, но постепенно такого ребёнка следует привлекать и к более сложным ролям. Воспитатель должен стараться поддерживать его инициативу, всячески одобрить его, повысить его авторитет.
В старших группах воспитатель прежде всего своим примером учит детей различным приёмам организации игры, помогает в решении организаторских задач.
Самым сложным для детей оказывается научиться самостоятельно и справедливо разрешать спорные вопросы, с уважением относиться к мнению товарища, считаться с ним, проявлять самокритичность. В этом могут помочь разговоры, беседы с детьми во время возникновения таких ситуаций, при этом воспитателю необходимо быть объективным, наблюдательным, справедливым.
- Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве. Обратить их внимание на чувства жертвы.
(например, можно в отсутсвии ребенка, намечающегося изгоя, собрать детей и обсудить с ними, почему они все ополчились против него. Обратить их внимание на его положительные качества, спросить, чем каждый может помочь этому ребенку?)
- Для формирования дружеских взаимоотношений у детей можно рекомендовать не только игры, но и беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества.
Нужно детям разъяснять что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Лишь только тогда у них сформируются правильные взаимоотношения в группе. Да и потом в школе и вообще в жизни дети будут уметь дружить, находить контакт с людьми, будут честными, добрыми, справедливыми, а эти качества ценятся в людях. Воспитатель, выяснив “отверженного” ребенка в группе, обязан помочь ему войти в коллектив, воспитать в нем дружеские отношения к своим сверстникам на примере своих товарищей или героев книг. Он должен давать ему какие-то поручения для совместного выполнения с другими детьми группы.
- Работа с родителями:
- Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим требованиям: аккуратная одежда, необходимые атрибуты для разных видов деятельности и т.д.
- По возможности они должны обеспечить ребенку общение со сверстниками вне стен детского сада: приглашать их в гости, устраивать праздники, поощрять общение ребенка с ними, устраивать совместные прогулки. Необходимо всячески способствовать участию ребенка в садовых мероприятиях.
- Однако важно предупредить родителей, что не следует лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поговорить с воспитателями, не спешить бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта - это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников.
Сложность решения этой задачи заключается в том, что традиционные педагогические методы: объяснение, демонстрация положительных примеров, интерпретация художественных произведений а тем более поощрение и наказания здесь бессильны. Такая проблема может решаться в реальной практике детских взаимоотношений, в общении с конкретными детьми.
Для решения этой задачи была разработана специальная программа коррекционных игр и занятий, включающая ряд этапов. Коротко остановимся на её описании.
Задачей первого этапа является преодоление отчуждённой позиции по отношению к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребёнка от других. Страх, что тебя недооценивают, отвергают, порождает стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и полное игнорирование окружающих. Подчёркнутое внимание и доброжелательность сверстников могут победить этот страх. Для этого устраивают игры, в которых дети должны говорить друг другу что-либо положительное, давать ласковые имена, подчёркивать в другом только хорошие качества, стараться сделать что-нибудь приятное для друзей. Например, глядя в глаза соседу нужно сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-нибудь хорошее, выбрать подарок и вручить его.. Можно предложить ребенку, одев "розовые очки" постараться увидеть в сверстнике как можно больше достоинств. Особенно приятно будет, когда эти совершенства потом кто-то увидит и в нем. Главная задача подобных игр - показать "трудным" детям, что все остальные к ним хорошо относятся и готовы сказать и сделать для них что-то приятное. Однако, далеко не все агрессивные или замкнутые малыши готовы хвалить других, говорить им приятные слова или делать подарки. Ни в коем случае нельзя заставлять их делать это или ругать за несоблюдение правил! Пускай они сначала наблюдают со стороны, шутят или просто молчат. Опыт показывает, что когда непопулярные дети слышат хвалебные слова в свой адрес, получают подарки, они перестают баловаться и игнорировать окружающих и получают нескрываемое удовольствие от подобных проявлений дружелюбия. Такое внимание и признание ровесников рано или поздно вызывает ответную реакцию.
Следующий этап работы направлен на то, чтобы научить детей правильно воспринимать сверстников - их движения, действия, высказывания. Как ни странно, дошкольники их часто не замечают. Если ребёнок сосредоточен на себе, он обращает внимание на других детей только тогда, когда они мешают или угрожают ему, или когда в их руках он видит интересные игрушки. Задача взрослого в этих случаях состоит в том, чтобы привлечь внимание ребёнка к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним. Наилучшим способом для этого - воспроизведение чужих слов или действий. Способность к такому "уподоблению" - важный шаг к становлению чувства общности и причастности к другому. На формирование этой способности направлены многие детские игры. Например "Испорченный телефон", "Эхо", "Зеркало", "Где мы были мы не скажем, а что делали покажем" и др.
Далее коррекционная работа заключается в том, чтобы дать непопулярному, обособленному ребёнку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах. Такая поддержка и помощь ровесникам, даже если она стимулируется всего лишь правилами игры, позволяет малышу получить удовлетворение от собственного доброго поступка. Взаимная забота и участие в нуждах своих партнёров объединяет детей и создаёт чувство причастности друг другу. Эта поддержка не требует от ребёнка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях: спасти от "салочки", помочь в игре беспомощной "кукле", или "старенькой бабушке", уступить кому-то дорогу на узком мостике. Но все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого.
Совместная деятельность детей
На последнем этапе коррекционной работы можно организовать совместную деятельность детей, когда им нужно согласовывать свои действия и договариваться с друг с другом. Нередко формирование межличностных отношений ребят предлагается начинать с их совместной деятельности. Однако, при враждебном, отчуждённом отношении к другому, когда ребёнок "не видит сверстника", пытается продемонстрировать свои преимущества, не хочет учитывать его интересы, деятельность малышей не станет по-настоящему совместной и не сможет объединить их. Как показывает опыт, общие занятия возможны только при сложившихся межличностных отношениях. Дети с трудностями в общении, сосредоточенные на себе (как агрессивные, так и замкнутые) не готовы к объединению. Приведённые ниже игры способствуют налаживанию нормальных отношений со сверстниками и готовят "трудных" детей к сотрудничеству, в котором решаются общие задачи.
Совместную деятельность сначала лучше организовывать в парах, где двое ребят создают своё произведение самостоятельно, "по секрету" от остальных. Это способствует объединению, побуждает малышей договариваться и согласовывать свои усилия. Причём такие задания должны быть не соревновательного, а продуктивного характера. Приведём несколько примеров возможных занятий.
"Мозаика"
Пара детей получает мозаику, детали которой делятся между ними поровну. Чтобы сложить общую картину нужно задумать сюжет, распределить усилия, учитывать и продолжать действия партнёра. По завершении работы "произведение" показывают всем остальным, и малыши пытаются догадаться, что изобразили авторы.
"Рукавички"
Для этого занятия потребуются вырезанные из бумаги рукавички с незакрашенным узором. Двое ребят должны как можно быстрее и (главное!) одинаково раскрасить рукавички. Каждой паре выдаётся только 3 карандаша разного цвета.
"Рисуем домики"
Двое детей должны нарисовать на одном листе бумаги общий домик, и рассказать, кто в нём живет.
Это лишь некоторые сюжеты детских игр, стимулирующих взаимопомощь и заботу о другом. Их могут использовать не только воспитатели и психологи, но и родители. Везде, где ваш ребёнок встречается со сверстниками - в гостях, на детской площадке, за домашним столом - можно попробовать направить его внимание на другого. Эти занятия не требуют специальных условий или оборудования. Естественно, каждая игра может быть дополнена или изменена в зависимости от вашей фантазии и конкретных условий. Важно только сохранить главную цель - побуждать к заботливому и внимательному отношению к сверстникам. Стимулировать не призывами и нотациями, а примером конкретных житейских или игровых ситуации, в которых внимание к партнеру является необходимым и естественным условием совместной игры. Также очень важно, чтобы данные игры исключали любое сравнение детей, их конкуренцию. Пусть каждый делает по-своему, как считает нужным.
Эту стратегию можно применять не только в специальных играх, но и в повседневной семейной жизни. Нельзя слишком хвалить одного и ставить его в пример другим. Такая оценка, и сравнение с положительным ребенком, разделение на "хороших" и "плохих" могут только разъединить детей и вызвать отчуждение. Нельзя фиксировать внимание ребёнка на самом себе - на его недостатках или достоинствах. Гораздо важнее, чтобы он задумывался о результате своей деятельности (будь то игра, рисунок или постройка из кубиков). Тогда малыш гораздо легче будет делать что-то вместе с ровесниками и завоюет их симпатию.
Главный способ воспитания нравственных качеств и преодоления трудностей в общении заключается не в поощрении и порицании взрослого, а в формировании чувства общности с другими, внутренней причастности к ним.
Очень важным является, обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжений. Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение – и мышечное и эмоциональное – можно научить их выполнять релаксационные упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Школьник - новый статус ребенка"
ре Консультация для родителей буКонккккаммпмРеко...
Консультация для педагогов "Что такое адаптация ребенка к детскому саду. Особенности адаптационного процесса"
В статье описаны фазы адаптационного процесса ребенка 1,5 - 3 лет к дошкольному учреждению, а также степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода. Указаны поведенческие реакции ...
Консультация для педагогов «Игрушка в жизни ребенка».
Данная работа направленна на расширение представлений педагогов и психологов об игрушке, как источнике развития и обучения детей. Она решает следующие задачи:- знакомство педагогов с особенностями, ви...
Консультация для воспитателей "Как определить статус ребенка в группе"
Материал содержит информацию для воспитателей по теме "Как определить статус ребенка в группе?"...
Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста. Социометрический статус ребенка в группе.
В детском возрасте зарождаются и наиболее интенсивно развиваются отношения с другими людьми. Первый опыт отношений со сверстниками дошкольник приобретает, как правило, в группе детского сада, где осва...
Консультация для родителей "Как поднять иммунитет ребенку осенью?"
С приближением осенне-зимнего периода практически каждая мама задумывается над тем, как поднять иммунитет ребенку и чем можно это сделать. В большинстве случаев родители используют различные народные ...
Консультация для педагогов "Формы общения "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок"", от рождения до 7 лет
Развитие форм общения "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок" от рождения до 7 лет (по М.И. Лисиной)Подробнее: http://bookap.info/genpsy/lisina_formirovanie_lichnosti_rebenka_v_obshchenii/gl12....