Консультация для педагогов "Формы общения "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок"", от рождения до 7 лет
консультация по теме
Развитие форм общения "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок" от рождения до 7 лет (по М.И. Лисиной)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_formy_obshcheniya.docx | 16.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей подготовила педагог - психолог Панкратова Екатерина Михайловна
Формы общения взрослый - ребенок (М.И. Лисина)
Форма общения, возраст | Место общения в системе общей жизнедеятельности | Содержание потребности в общении | Ведущий мотив общения | Значение формы общения в общем развитии психики |
I. Ситуативно– личностное. Возникает после 2х месяцев. | Общение с близкими взрослыми обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных потребностей. Взрослый выступает как представитель социума, создает нормативы первых социальных контактов. | Потребность в доброжелательном внимании взрослого | Личный: взрослый как доброжелатель, центральный объект познания и деятельности. | Формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием |
II. Ситуативно – деловая. Возникает после 6 месяцев. | Общение развертывается в ходе совместной со взрослыми ведущей предметной деятельности | Потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве | Деловой: взрослый как знаток правильного действия, как партнер. Взрослый нужен и интересен ребенку не сам по себе, не своим вниманием и доброжелательным отношением, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними делать. Помощник, организатор и участник совместной предметной деятельности | Развитие предметной деятельности, проявляться активность и самостоятельность ребенка, появляются первые слова ребенка). |
III. Внеситуативная – познавательная (выходит за рамки наличной ситуации). Возникает примерно к 4 годам. | Общение развертывается на фоне совместной со взрослым и самостоятельной деятельности ребенка по ознакомлению с окружающим миром | Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве и уважении | Познавательный: взрослый как энциклопедия. Ребенок открывает для себя широту окружающего мира, возраст «почемучек» и осознает изменчивость времени. Пытается понять окружающий мир: прошлое, настоящее, будущее. Взрослый партнер по обсуждению причин и связей в физическом мире. | Развитие наглядных форм мышления |
IV. Внеситуативна – личностная. Начало примерно в 6 лет. | Общение развертывается на фоне теоритического и практического познания ребенком социального мира и протекает форме самостоятельных эпизодов. | Сотрудничество, уважение, внимание, сопереживание, взаимопонимание | Личностный: ребенок задает больше вопросов не об окружающем мире, а о мире людей. Познает нормы и правила отношений между людьми. | Приобщение к моральным и нравственным ценностям общества, переход к логическому мышлению. Создание мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению. (К этому возрасту приходит непреднамеренное ябеднечество). |
Общение ребенок – ребенок
Форма общения | Место общения в системе общей жизнедеятельности | Содержание потребности в общении | Ведущий мотив | Значение формы общения в общем развитии психики |
I. Эмоционально – практическая. Возникает примерно в 2 года. | Уступает стремлению ребенка к предметной деятельности к общению со взрослыми, к новым впечатлениям и активному функционированию | Участие сверстника в своих забавах и шалостях. Стремление к самовыражению. | Личностный, Показывают партнеру, что могут – есть старание повторять. Появляется эмоциональная разрядка, развитие инициативы и представлений о своих возможностях. | Развитие представлений о своих возможностях. Расширение диапазона эмоций, инициативности. |
II. Ситуативно – деловая. Возникает с 4х лет. | Сверстник предпочитаемый партнер. Совместное осуществление сюжетно-ролевой игры. | Деловое сотрудничество. Стремление к уважению, признанию сверстниками спехов ребенка. | Деловой. Детей объединяет общее дело, взаимодействие через предметы. Развивается любознательность, речь, инициатива, самообслуживание. | Развития самопознания (представление о своих возможностях, возникновение относительной самооценки). Инициативы, творческого начала, любознательности. |
III. Внеситуативно – деловая. Начинается с 6 лет (в условиях воображаемой ситуации, в игре). | Сверстник предпочитаемый партнер. Совместное осуществление сюжетно-ролевой игры + игра с правилами | Уважение, сопереживание, взаимопонимание | Личный, познавательный. Стремиться к взаимопониманию как сопереживание. Развивается самооценка, инициатива, избирательные отношения, рождаются нравственные чувства. | Сознательно усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках. Через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением. Формирование избирательного взаимоотношения, готовности к школе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: Речь ребенка с рождения до пяти лет.
Рекомендации родителям!...
Консультация для родителей "Как подготовить ребенка к рождению братика или сестрички"
Как подготовить ребенка к рождению братика...
Консультация для родителей "Каждый ребенок талантлив с рождения!
Консультация для родителей...
Консультации для родителей "Как подготовить ребенка к рождению братика или сестрички"
Вашу семью ждет пополнение. Это значит, что скоро у Вашего ребенка появится брат или сестра. И многих родителей волнует вопрос, как сообщить об этом волнующем событии своему первенцу. Как избежать рев...
Консультация для родителей. Воспитание ребенка. Ребенок в магазине(деньги и подарки).
Воспитание ребенка. Деньги и подарки....
Консультация для родителей "Здоровый ребенок - счастливый ребенок"
Эмоциональный контакт родителя и ребёнка — фундамент семейных взаимоотношений, на котором стоит многоэтажный дом под названием «воспитание». У каждого родителя есть потенциал сделать...
Консультация “Возрастные возможности познавательного развития ребенка от рождения до 1 года”
Консультация "Возрастные возможности познавательного развития ребенка от рождения до 1 года" позволяет получить информацию по следующим вопросам:1. Что такое познавательное развитие младенца...