Консультация для педагогов «Игрушка в жизни ребенка».
консультация по теме
Данная работа направленна на расширение представлений педагогов и психологов об игрушке, как источнике развития и обучения детей. Она решает следующие задачи:
- знакомство педагогов с особенностями, видами и критериями выбора игрушек;
- самоанализ педагогами себя, своей деятельности;
- познакомить с возрастными особенностями выбора игрушек;
- анализ современных игрушек и их влияния на психику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация | 491 КБ |
памятка для педагогов и родителей | 785.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Игрушка в жизни ребенка».
Педагог – психолог Г.С. Кулькова
Цель: расширение представлений педагогов и психологов об игрушке, как источнике развития и обучения детей.
Задачи:
- знакомство педагогов с особенностями, видами и критериями выбора игрушек;
- самоанализ педагогами себя, своей деятельности;
- познакомить с возрастными особенностями выбора игрушек;
- анализ современных игрушек и их влияния на психику.
Материалы: демонстрационные таблицы, игрушки для проведения практического задания, ручки, листы.
Ход консультации.
1. Настрой на работу.
«Ассоциации»
Напишите на листе 5 ассоциаций к слову «Игрушка».
Зачитываются по желанию и дополняются не повторяющимися ассоциациями.
Детские игры
У детей дошкольного возраста игра является основной формой деятельности. Некоторые стихийные игры дошкольников имеют выраженное сходство с играми представителей животного мира, но даже такие простые игры как догонялки, борьба и прятки в большой степени являются окультуренными.
В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку. Особое положение занимают специально разработанные развивающие и терапевтические игры.
В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей. В возрасте 2-3 лет начинают осваивать логически-образное представление действительности. Играя, дети начинают придавать предметам контекстуально-обусловленные воображаемые свойства, замещать ими реальные объекты (игры «понарошку» ).
Педагогическое значение
Игра практически с древних времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.
«Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо детские сооружения». — Платон (427 − 347 до н. э.)
Игра как метод обучения
Естественное и непреодолимое стремление детей к игре с большим успехом используется в педагогической практике. Существуют научно обоснованные игровые методики, рассчитанные на детей разного возраста. Существуют игровые педагогические технологии. Основным отличием игры как метода обучения является наличие чёткой цели.
Роль игры в жизни человека
Игра — ведущий вид деятельности ребёнка. С. Л. Рубинштейн (1976) отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития.
По мнению Д. Б. Эльконина (1978), «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».
Воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре
А. С. Макаренко (1958)
Прежде чем мы перейдем к теме, мне хотелось бы, чтобы вы ответили на листе, чем вы руководствуетесь при выборе игрушек своим детям или при покупке их в группу детского сад. Напишите как можно больше критериев.
Анализ ответов.
Исследования в одном игрушечном магазине показало, что на покупку игрушек влияют:
- реклама;- желание ребенка;- собственный вкус;- нереализованные детские желания взрослого;- ориентация на знакомых и их выбор; - советы психолога.
Сегодня мы постараемся дополнить и расширить ваши представления о критериях выбора игрушек, их видах и влиянии на детей.
Виды игрушек.
Существуют различные классификации игрушек. Рассмотрим некоторые из них.
1. По изготовлению.
Можно выделить 3 группы (схема).
2. По влиянию на психическое развитие игрушки делятся на 2 группы (классификация Мухиной В.С.):
Примечание: Мягкие игрушки занимают особое место в жизни ребенка.
Практическое задание «Визуализация – Любимая игрушка». Закройте глаза и представьте вашу любимую игрушку из детства. Прислушайтесь к своим впечатлениям. Откройте глаза. Расскажите, какая ваша любимая игрушка и какие эмоции, переживания у вас возникли. (По желанию делятся несколько человек).
Доказано, что образ и фактура материала, из которого сделана игрушка, оказывает большое влияние на эмоциональное отношение ребенка. Мягкие пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка к игре, вызывают эмпатийное поведение – радость и доброжелательность.
3. По психотерапевтическому воздействию:
Данные классификации показывают нам разнообразие современных игрушек, доказывают, что с помощью них можно не только побуждать ребенка к проявлению определенного типа поведения, возникновению различных эмоциональных состояний, развитию позитивных качеств личности, но и помогают ребенку избавиться от нежелательных проявлений в поведении.
Учет возрастных особенностей при выборе игрушек.
В различные периоды жизни ребенку необходимы различные игрушки и игры.
Игрушка входит в жизнь ребенка с самых первых месяцев. (Беседа).
Возрастной период | Игрушки | Назначение |
0-1 | Погремушки пищалки, неваляшки, мячи | Исследование разнообразных особенностей предмета, манипулирование |
1-3 | Пирамидки, вкладыши (геометрические фигуры, животные, овощи), матрешки шнуровки, игрушки-заместители, копии реальных предметов (посудка, лейка) | -обучающие, дидактические игрушки, с которыми ребенок учится различать, сопоставлять, называть цвета, формы, величины; -возможность самоконтроля (невозможность неправильно собрать матрешку, вкладыш) - освоение функционального назначения предметов, пространственного соотношения |
3-4 | Куклы, мягкие игрушки, копии реальных предметов (мебель, посуда), заводные игрушки дидактические игры | Подражание деятельности, общению взрослых. Ребенок подчиняется правилам, вытекающим из принятой роли. Развитие познавательных процессов, личностных качеств (ухаживание за игрушкой, уборка…) |
4-5 | Куклы, мягкие игрушки, копии реальных предметов, дидактические игры предметы-заместители (коробки, катушки, веревочки, бусины) материалы для сюжетно-ролевых игр (пространство и атрибуты) | Строгое выполнение правил каждым участником игры. Развитие познавательных процессов, личностных качеств. Развитие навыков общения, коммуникации. |
5-6-7 | Тоже с учетом интересов детей | Игрушка (предмет) необходим для выполнения той или иной роли в совместной игре, это условие игровой деятельности ребенка |
Подростковый | Атрибуты, приближающие их к взрослой жизни | Предмет – знак деятельности |
Юность (взрос лые) | По интересам | Игра – деятельность досуга |
Современная игрушка и социализация детей.
Особо следует остановиться на современных игрушках. Вы уже представляли свои любимые игрушки, а теперь назовите, пожалуйста, любимые игрушки ваших или соседских детей, либо репертуар игр ваших воспитанников. (Ответы). Какой вывод можно сделать?
Чтобы понять особенности влияния современных игрушек, рассмотрим примеры.
-Кукла Барби (схема)
-Герои (схема)
-Компьютерные игры. Показ образцов (положительных и отрицательных).
Игрушка – цент игровой деятельности, которая должна быть самостоятельной и обширной темой для обсуждения. А на сегодняшнем семинаре мне хотелось бы сказать об условиях для развития игровой деятельности и видах игр (раздаются схемы «Виды игр», «Условия развития игровой деятельности»).
3. Заключение.
Практическая часть «Покупатели».
Предлагается разделиться на 2 лагеря. Одной группе надо продать свой товар, раскрыв все его положительные стороны. Вторая группа «Покупателей», должна перечислить все отрицательные стороны игрушки (если такие имеются) и принять решение о покупке или отказе игрушки.
Правила:
1. Не перебивать друг друга, дать высказаться.
2. Без критики и оценки личности.
Предварительный просмотр:
Чему обучается ребенок в игре?
- Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых.
- Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.
- Осознавать свое реальное место среди других людей.
- Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.
- Уважать себя и верить в себя.
- Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.
- Свободно выражать свои чувства.
- Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.
- Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.
- Делать выбор.
Игра научит нас:
* Говорить с ребенком на его языке;
- * Преодолевать чувство превосходства над ребенком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм);
- * Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
- * Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;
- * Любить детей такими, какие они есть.
Играя, мы развиваем умение детей:
- *Смотреть на себя со стороны, глазами других людей;
- *Предвидеть стратегию ролевого поведения;
- *Делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для окружающих;
- *Стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре;
- *Доверять друг другу.
Все игры требуют индивидуального подхода, но существуют
Общие правила:
*Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, не должна угрожать здоровью детей;
игра требует чувства меры и осторожности, не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих; иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре – это недопустимо.
*Не будьте занудами! Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не критикуйте ребят, не прерывайте их игру или учитесь играть вместе с ними, незаметно и постоянно предлагая свои варианты какого-то интересного дела; добровольность – основа игры;
*Не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов, важнее другое – те мгновения, что Вы проводите со своим ребенком;
*Поддерживайте активный творческий подход к игре; дети – большие фантазеры и выдумщики. Творческая игра так захватывает ребенка, что он испытывает наслаждение от новой фантазии;
*Заканчивайте игру ярко, эмоционально, помните, что состязательность в игре – это не цель, а средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.
Советы родителям
- Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!
- Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.
- Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.
- Обратите особое внимание на ребенка, если он не хочет играть.
Памятка для родителей:
«Чему обучает ребенка
и взрослого игра?»
Подготовила:
Педагог-психолог Кулькова Г.С.
Армавир, 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Игрушки в жизни ребенка"
Игрушка для ребенка – это первая «примерка» мира. Игры так же важны для развития ребенка, как сбалансированное питание или здоровый сон. Более того, правильно организованная игра способствует ул...
Консультация для родителей."Игрушка в жизни ребенка"
Игрушка в жизни ребенка....
консультация для родителей "Игрушки в жизни ребенка"
Игрушка для ребенка - это первая «примерка» мира. В играх малыш выражает свои чувства к маме с папой, окружающим его людям и самому себе. И ваш ребенок учится узнавать этот сложный и пока непонятный е...
Консультация для родителей. "Игрушка в жизни ребенка".
Давайте вспомним наше детство... Что приходит сразу? Конечно, мамины теплые руки, и... любимый плюшевый мишка (кукла, зайчи...
Консультация для родителей "Игрушка в жизни ребенка"
Очень важно донести до родителей, что развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат об...
Консультация для родителей "Игрушка в жизни ребенка.Как правильно выбрать игрушку"
рекомендации для родителей...
Мультимедийная презентация для занятия с педагогами "Игрушка в жизни ребенка:взгляд психолога"
Мультимедийная презентация освещает исторические корни возникновения игрушки в жизни людей, рассказывает о базовых видах игрушек для детей, помогает педагогам оценить важдность и необходимость професс...