статья сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа) на тему

Класс Наталья Владимировна

Статья по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sensornoe_razvitie_detey_cherez_did._igru.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Моя задача, как воспитателя – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.

Согласно Федеральным государственным требованиям программа может строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности. Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.

На первых ступенях начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволяет создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Использование дидактических игр с сенсорным содержанием в моей практике  показали, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.

Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура. Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их. Важным фактором в планировании проведения дидактических игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных игр на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Важным принципом организации процесса обучения является систематичность проведения дидактических игр. Ввиду того что большой интервал между играми нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию рационализируют мою работу, дают возможность проследить процесс сенсорного развития, позволяют оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания. Сенсорный опыт ребенка может быть реализован и через множество дидактических игр («Собери бусы», «Подбери по цвету», «Большой, маленький», «У кого какая шерсть», «Разноцветные ступеньки», «Цветочные поляны»,  и др.).

Примером может служить игра «Веселые колпачки» – ребятам предлагаются картинки с изображением цветов, снеговиков и т. Д. На каждой картинки своя тематика, в изображенных предметах проделаны отверстия, куда вставлены горловины от бутылок, задача детей подобрать крышку нужного цвета и прикрутить ее к горловине. 

Игра «Шарики», предполагает подобрать каждому шарику ленточку в тон и привязать ее к плоскостному шарику.

Таким образом, я могу сказать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших дошкольников.

Наталья Класс,

воспитатель МБОУ Белавская основная школа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе предметно-игровой деятельности"

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д....

Статья «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов домашнего обихода. Знакомиться он с произведениями – искусства (музыкой, живописью, скульптурой). И, конечно,...

Статья «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения. Дошкольный возраст является тем периодом жизни ребёнка, когда можно максимально эффективно повлиять на проц...

Статья: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста как условие психолого-педагогической коррекции вторичного дефекта нарушения слуха

В данной статье рассматривается взаимосвязь развития функций рук и речевой функции. Мелкая моторика рук, выполнявшая все более тонкую и дифференцированную работу, увеличивала площадь стимулированных у...

Статья. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрас...

СТАТЬЯ. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагогика стремится усовершенствовать сенсорные процессы, начиная с раннего детства для того, чтобы ребенок воспринимал окружающее полно, разнообразно, разносторонне. Именно в этих целях выделяются з...

Статья: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в наши дни большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой которого является сенсорное воспитание, она м...