Статья «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
статья (младшая группа)

Коршунова Ольга Александровна

Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения. Дошкольный возраст является тем периодом жизни ребёнка, когда можно максимально эффективно повлиять на процесс положительного формирования органов чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_-statya.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад № 29 Красносельского района Санкт-Петербурга

Статья

«Сенсорное развитие детей младшего

дошкольного возраста»

                                                    Воспитатель: Коршунова Ольга Александровна

                              Санкт-Петербург 2019год

        Процесс познания маленького ребёнка отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений.

Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств: глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа. Но наличие органов чувств – это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира с помощью зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и вкусовых анализаторов. Дошкольный возраст является тем периодом жизни ребёнка, когда можно максимально эффективно повлиять на процесс положительного формирования органов чувств.

Ребёнка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений. Но при этом нельзя не признать, что сенсорные ощущения имеют разное значение для человека. Невозможно представить себе жизнь без зрительных (визуальных) ощущений, ведь большая часть информации воспринимается человеком посредством органов зрения. С помощью зрения человек воспринимает внешние признаки предметов окружающего мира, их удалённость друг от друга и расположение в пространстве, количество предметов, читает, смотрит. Слух (аудиоощущения) также очень важен для человека. С его помощью человек воспринимает и различает разнообразные звуки, определяет их источник и направление, слушает музыку. Различные осязательные ощущения, обоняние и вкус также важны для человека. Обоняние дарит человеку возможность насладиться приятными запахами фруктов, цветов, приправ, парфюмерии. Осязание является источником дополнительной информации, к той, что получена с помощью зрения и слуха.  При помощи осязания можно воспринимать такие свойства предметов, как температура, фактура, плотность, влажность. Вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов.

Поэтому важно создать детям условия для обогащения чувственного опыта, который необходим для полноценного восприятия окружающего мира, усвоения сенсорных эталонов, развития речи и формирования представлений о свойствах предметов.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенка по светлоте и насыщенности. Знакомство детей с цветом осуществляется в ходе специально организованных занятий и в быту при рассматривании различных предметов (овощи, фрукты, игрушки, одежда).

В качестве эталонов формы – плоские фигуры и объёмные геометрические тела. Знакомство с геометрическими формами и закрепление знания о них происходит при рассматривании реальных предметов, эталонов формы, с помощью специальных дидактических игр и игрушек.

 В качестве эталонов величины – метрическая система мер (размер, объём, протяжённость). Формирования понятия «величина предмета» осуществляется в практическом сравнении предметов в повседневной деятельности, с помощью дидактических игрушек и дидактических игр.

В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения – знакомство с самыми разнообразными звуками и их сочетаниями. Восприятие неречевых звуков играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире. Правильное определение на слух источника звука позволяет узнать направление, откуда идёт звук, даёт возможность лучше ориентироваться в пространстве, определять своё местонахождение. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации. Умение сосредоточиться на звуках человеческой речи – очень важная способность человека, а умение слушать необходимо для того, чтобы ребёнок научился правильно говорить и использовать все возможности голоса.

Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса: солёный, сладкий, кислый, горький и их сочетания.

В обонятельном восприятии  выделяют деление запахов на сладкие и горькие, свежие, лёгкие, тяжёлые запахи.

      В период с двух до трёх лет у детей активно развиваются важнейшие системы моровосприятия: зрение, осязание, вкус и обоняние. Двухлетние малыши чрезвычайно любознательны и обладают хорошей памятью. При помощи простейших средств развития ребёнка, не требующих специальных знаний, нужно постоянно заниматься формированием его сенсорного восприятия. Ребёнок 2-3 лет путём самообразования анализирует понятия и свойства, которые характерны для предметов и веществ: вкус, цвет, запах, размер и прочее. Последующее интеллектуальное, физическое, эстетическое развитие будет строиться на личном опыте, который он получил в раннем возрасте. Сенсорика малыша развивается ежедневно: в быту, на прогулках, в играх в упражнениях. Дома или на прогулке важно акцентировать внимание на форме и цветах окружающих предметов, называя и повторяя их. При этом не нужно требовать от малыша немедленного запоминания, поскольку это происходит автоматически. Со временем все эти слова сами появятся в разговорной речи ребёнка. Слушая музыку или гуляя по улице, очень легко уделить время  развитию у ребёнка слухового восприятия. Неоднократное повторение названий приводит к быстрому запоминанию и развитию у ребёнка пространственного мышления.

Процесс сенсорного обучения направлен на развитие более тонкого мироощущения у ребёнка, что позволит ему в дальнейшем иметь возможность всегда получать достаточную информацию о мире.

Закреплять образы предметов, сделать их более чёткими  можно не только в ходе специально организованных занятий, но и в повседневной жизни, в процессе режимных моментов.

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. На данном этапе это главный источник развития ребёнка. Поэтому сенсорное развитие детей происходит через разнообразные дидактические и ролевые игры.

Пособиями могут служить как многочисленные развивающие наборы, так и самостоятельно подобранные материалы, и предметы окружающей среды:

  • Складывание мозаик, пазлов и картин из различных геометрических фигур.
  • Поиск на картине и в книге заданных предметов.
  • Конструкторы.
  • Слушание музыки и игры с музыкальными инструментами.
  • Тактильные дорожки и таблички.
  • Разнообразные шнуровки и застёжки.
  • Пирамидки, матрёшки, кубики, вкладыши.
  • «Чудесный мешочек» с набором предметов разного качества.
  • Массажёры: мячи, ребристые палочки, грецкие орехи.
  • Сухие бассейны с крупой и игрушками.
  • Игры с прищепками.
  • Игры с цветными камешками, с пуговицами.
  • Игры с природным материалом: шишки, жёлуди, ракушки, камни.
  • Наборы мелких игрушек по темам «Животные», «Овощи» и т.д.

Развитию детей необходимо уделять особое внимание, так как от этого зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, раскрытие его способностей и талантов, самореализация в будущем. Занимаясь с ребёнком, взрослые воспитывают в нём внимательность, усидчивость, развивают память, мышление. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста способствует не только совершенствованию систем восприятия окружающей действительности, но и формированию творческой, гармонично развитой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

сенсорное развитие детей раннего возраста...

Статья: "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством  дидактических игр»...

Статья: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Статья: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»...

Статья "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ДЦП"

Статья "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ДЦП" была опубликована в сборнике IX Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном простр...

Статья «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»

    Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития у детей: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи. Задачей родителей и воспитателей детских садов ...

Статья "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру"

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактическую игру...

Статья: "сенсорное развитие детей раннего возраста"

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...