Природа в познавательном, речевом и этическом развитии ребёнка
консультация на тему
Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 16.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Природа и предметы окружающего мира являются главными источниками детских ощущений. Мир природы многолик, удивителен и прекрасен. Необыкновенные птичьи трели, теплое дуновение ветерка, яркие краски цветущего лета. Не каждому человеку дано видеть эту красоту и многообразие. Умение замечать интересное и необыкновенное в обычных предметах и явлениях не развивается само собой. Способность созерцать природу, слышать её звуки, чувствовать её запахи воспитывается в течение всей жизни. И чем раньше начнется процесс воспитания, тем ярче и духовно богаче будет жизнь человека.
Окружающая природа воздействует на ребёнка ежедневно. На прогулке в разное время года можно услышать стрекотание кузнечиков, скрип снега, увидеть белоснежные облака, разноцветный ковер из листьев, почувствовать запах свежескошенной травы. Но малыш многого может не заметить. И задача взрослого открыть ребенку окружающий мир во всех его красках, во всем разнообразии. Если педагог сам способен «видеть» и «слышать» природу, ему не составит труда научить этому и ребёнка. В педагогике существет много методов и приемов, с помощью которых можно пробудить в ребенке этические и эстетические чувства к природе:
- Дать ребёнку возможность воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму.
- Вызвать доброе чувство к объекту.
- Разговаривать с природой как с живым организмом.
- Вводить элементы фольклора и поэзии. Сила художествнного слова велика.
- Отожествлять природный объект с человеком, ласково обращаясь к нему «Здравствуй, яркое солнышко», «До завтра, мой любимый цветочек»
- Вводить элементы игры.
- В присутствии малыша не допускать плохие поступки других людей по отношению к природе.
Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.
Взрослый помогает ребенку познать суть многих вещей и явлений, уточняет представления об окружающих предметах. Однако, направляя детское восприятие, знакомя со свойствами живой и неживой природы в повседневной жизни, не следует сводить общение с малышом к излишней научности.
Главное, научить малыша замечать необыкновенное в обыденном,, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху. При умелом руководстве ребенок начинает видеть те стороны явлений, которые раньше его не интересовали. Так, он замечает многообразие оттенков зеленого цвета, разного в зависимости от освещенности кроны дерева лучами солнца, от времени года, возраста растения.
Развивая сенсорную культуру, воспитателю следует правильно соотносить ощущения со словом. Речь взрослого должна быть немногословной, но точной, яркой и доступной пониманию ребенка.
Очень важно, чтобы ощущение малыша связывались со словом. Помня о том, что повседневные наблюдения в природе не должны носить излишне обучающий характер, воспитатель может использовать каждый удобный случай, чтобы обратить внимание ребенка на природное явление, разбудить желание малыша подружится с природой.
Воспитатель должен помнить: знакомя детей с природой, нельзя ограничиваться только внешним восприятием предмета (посчитать количество листочков, определить форму цветка); забывая о развитии эстетического восприятия.
Помощником образного, яркого, эстетического отражения явлений природы в слове является художественная литература. Сколько воспитательного потенциала содержится в рассказах В. Сутеева, Е. Чарушина и других авторов, пишущих для малышей. В художественной литературе достаточно материала для умственного, эстетического и сенсорного развития малыша.
Передайте ребенку свою способность тонко чувствовать природу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с детьми старшего возраста. Тема: "Конкурс любителей природы". Направление: "Познавательно-речевое развитие".Образовательная область: "Познание".
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Расширение и систематизация знаний детей о природе, о правилах поведения в природе. Развитие умственных способностей детей, их логического мышления. Воспитание бережного ...
Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребенка
Методические разработки...
Консультация для родителей на тему: «Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребенка».
Предметный мир, социальная жизнь и природа – вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако, далеко не все способны видеть...
Консультация для родителей на тему: «ПРИРОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ, РЕЧЕВОМ И ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА».
Консультация для родителей на тему: «ПРИРОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ, РЕЧЕВОМ И ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»....
Консультация для родителей в средней группе "Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребенка"
Консультация...
Консультация для родителей на тему: «ПРИРОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ, РЕЧЕВОМ И ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»
Предметный мир, социальная жизнь и природа - вот основные источники формирования детских ощущений восприятий и представлений. Мир природы удивителен и прекрасен....