Рукотворная краса земли Белгородской
методическая разработка на тему

Борзилова Любовь Николаевна

Знакомство с различными видами народного декоративно-прикладного искусства и  их связи с различными жанрами устного народного творчества Ракитянского района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс по теме: «Рукотворная краса земли Белгородской »

Подготовила и провела:

воспитатель муниципального дошкольного

образовательного учреждения «Детского сада №4»

общеразвивающего вида Борзилова Л.Н.

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов за счет получения ими новых знаний и практических навыков в освоении различных видов работы народно-прикладным искусством Ракитянского района и способах их использования в работе с дошкольниками по знакомству с видами устного народного творчества Ракитянского района.

Задачи мастер класса:

  1. Знакомить участников мастер-класса с различными видами народного декоративно-прикладного искусства и  их связи с различными жанрами устного народного творчества Ракитянского района.
  2. Моделировать образовательный процесс по организации работы с детьми по использованию элементов росписи керамических изделий в рамках декоративно - прикладного искусства.
  3. Обучать участников мастер - класса технике росписи акриловыми красками керамических изделий и использование её в изобразительной детской деятельности.
  4. Развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству  Белгородской области и способствовать его широкому применению в детском саду.

Ожидаемый результат:

  • проявление творчества педагогов в создании узора на керамическом изделии в соответствии с традициями народного декоративно-прикладного искусства Белгородской области;
  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию  произведений народного творчества в работе с дошкольниками.

Форма проведения мастер-класса: беседа с участниками мастер-класса с элементами компьютерной презентации и имитационная игра.

Материалы и оборудование для педагогов: заготовки керамических изделий, краски (акриловые), кисточки, подставка для кисточек, образцы готовых изделий, салфетки, пластиковая подставка.

Ход мастер-класса:

1. Теоретическая часть:

Ведущий: Дорогие коллеги, рада приветствовать вас на нашей встрече. Тема моего опыта работы связана с внедрением в образовательную деятельность детского сада произведений устного народного творчества Ракитянского района. Среди средств дошкольного образования посредством которого реализуются задачи образовательной деятельности в этом направления является народное декоративно – прикладное искусство, в частности различные виды росписи. В педагогической практике более всего известны росписи: хохломская, жостовская и гжель, палех. Но среди народного творчества существует более 30 видов росписи.   Почти в каждой местности были различные виды росписи керамических, деревянных и металлических изделий. Они отличались видом узоров и цветом.

О масштабах развития художественных промыслов и ремесел на Белгородчине можно судить, анализируя данные товарооборота местных ярмарок. Например, в Старом Осколе он составлял более 150 тысяч рублей в год, в Ракитном — достигал 120 тысяч рублей, в Короче — 100 тысяч рублей.

Изделия белгородских мастеров и мастериц пользовались большим спросом на «коренной» ярмарке под Курском, куда съезжались купцы из Германии, Польши, Греции и других стран. Готовые изделия белгородских умельцев вывозились на ярмарки в Центральный район России, на Дон, Поволжье, Крым, Украину, Кавказ, что свидетельствовало о достаточно высоком профессиональном мастерстве и художественном вкусе их создателей.

В Ракитянском районе, который относился в 19 веке к Грайворонскому уезду Курской губернии было развито гончарное ремесло и ему был присущ свой вид росписи.  

Какое же отношение имело данное декоративно-прикладное искусство к устному народному творчеству?

Да самое прямое. Элементы всех видов ремесел, особенно если они имели отношения непосредственно к домашнему обиходу, одежда, посуда, обувь имели обрядовый  ритуальный  смысл.

Посмотрите на элементы росписи гончарных изделий, которые использовались в нашей местности.

Здесь узоры, обзначающие природные явления. Все знаки выполняли роль оберегов. А при их нанесении проговаривались специальные слова, которые в настоящее время называются приговорками.

К примеру, при рисовании воды могли приговаривать:

Вылейся, водичка, 
Да по рукавичку: 
Под пень, 
Под колоду, 
К лягушкам, к болоту. 

А цвета для росписи имели природное происхождение: сок овощей, некоторых фруктов, сажа, красная глина и т.д. Хотя  к концу 19 века уже были краски и синтетические. Цвет при росписи был приближен к природному. Солнце красное, вода – синяя, земля черная или коричневая.

До настоящего времени в обязательном порядке знакоми детей в детском саду в основном с хохломской росписью, жостовской, гжелью. Но, начиная с 2017 года в образовательные программы почти всех садов включены парциальные программы по знакомству с историей, культурой и традициями белгородского края. В программе «Цветной мир Белогорья» (образовательная область художественно – эстетическое развитие) решается задача - содействовать формированию эстетического и бережного отношения к художественным традициям родного края как отражению жизни своего народа во всем ее многообразии, к окружающей действительности. Среди рекомендуемых пособий книга «Рукотворная краса земли Белгородской», выпушенной Белгородским институтом развития образования. В ней можно найти рекомендации по знакомству дошкольников с элементами росписи Белгородской области средствами декоративного рисования.

Элементы подобного рисования мы с вами освоим в течение данного занятия.

Слайд Основой для росписи сначала  является бумажные заготовки в определенной форме – плошки, чашки, тарелки, крынки.

После закрепления элементов расписываются изделия из папье-маше или соленого теста.

Я вам предлагаю сегодня познакомиться с техникой росписи изделия из глины, заготовки Борисовского завода керамики.

Для этого нам понадобятся специальные краски. В работе с детьми используются краски акварельные, гуашевые и виражные. Я вам предлагаю сегодня акриловые. Они на водной основе, для здоровья не вредные, быстросохнущие.

У вас на столах лежат рисунки с элементами росписи. Но вы же помните, что рисование должно сопровождаться приговоркой. Их примерные тексты вы найдете на столе, а на слайде примерные узоры. Выполняют их тонкой кисточкой. Вот один элемент я нарисую (мастер рисует солнышко и говорит приговорку). Вы тоже можете приступить к работе. Напомню, каждый элемент должен сопровождаться приговоркой. Только тогда это изделие будет для вас оберегом … от дурного глаза,   от зависти, от уныния.

Участники мастер – класса выполняют работу.

Обращаясь к  остальным участникам мастер – класса, горит: «В готовые чашки наливали отвары, взвары, кисели. Вас я угощу взваром их сухих фруктов и пряностей, вместо сахара использовался мед».

Когда работа выполнена, мастер говорит: «Чаще всего из выполненных детьми составляют выставку.  Мы тоже её составим и сфотографируем на память»

У нас получилась замечательная выставка. Смею надеяться, что вы получили эмоциональный заряд и почувствовали значимость данной техники декоративного рисования и рекомендую применить его со своими детьми.

Хотелось бы узнать, какие вопросы у вас  возникли после проведения мастер – класса? Возможно, у вас есть опыт работы в этой технике, я буду рада выслушать ваши советы и воспользоваться ими на практике.

Использованная литература:

  1. Ботова, С. И. Рукотворная краса земли Белгородской : Учеб.-метод. пособие : Курс лекций и рассказов о нар. худож. творчестве Белгородчины / С. И. Ботова, Т. А. Приставкина, А. В. Рябчиков. - Белгород, 2000. – 246 с.
  2. Кичигин, В.П. Устно-поэтические легенды Белгородской области: Учебное пособие для студентов филологических факультетов. Сост. В.П. Кичигин. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. - 188 с.
  3. Парциальная программа дошкольного образования  «Цветной  мир Белогорья» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») / Л.В. Серых, С.И. Линник-Ботова, А.Б. Богун, Н.В. Косова, Н.В. Яковлева. – Воронеж : Издат-Черноземье, 2017. – 40 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ПОКРОВИТЕЛЕМ ЗЕМЛИ БЕЛГОРОДСКОЙ СВЯТИТЕЛЕМ ИОАСАФОМ

Одно из направлений в дошкольной педагогике сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям, оно связано с воспитанием традиции, исторической преемственности поколений , воспитанием бережного ...

Конспект НОД «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с покровителем земли Белгородской – Святителем Иоасафом Белгородским»

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с покровителем земли Белгородской – Святителем Иоасафом  Белгородским...

«Загадки- родной земли Белгородской»

Конспект непрерывной образовательной деятельности...

Тема: « Никодим – святой земли Белгородской»

Непосредственно – образовательная деятельность по духовно – нравственному воспитанию.Тема: « Никодим – святой земли Белгородской»Цель: Расширять знания детей о ...

Чудо земли Белгородской - хлеб

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Чудо земли Белгородской - хлеб"...

ПРОЕКТ «КЛАДОВАЯ ЗЕМЛИ БЕЛГОРОДСКОЙ»

Исследовать  уровень познавательного развития детей старшей группы, их представления о природных богатствах родного края.Обосновать и в ходе реализации проекта апробировать систему экспериментов ...