Перспективный план старшей группы на 2018-2019 уч.г..
материал (старшая группа)

МБДОУ Баягинский детский сад «Ньургуһун»

«УТВЕРЖДАЮ»:

старший воспитатель МБДОУ

__________ /Неустроева  А.А./

«____» ______________ 2018 г.

 

 

 

 

Перспективный план старшей группы

на 2018-2019 уч.г.

 

воспитатели:  Белолюбская В.В

Неустроева А.И

 

 

 

 

 

2018 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_starshey_gruppy_na_2018-2019_uch.g.docx86.79 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Баягинский детский сад «Ньургуһун»

«УТВЕРЖДАЮ»:

старший воспитатель МБДОУ

__________ /Неустроева  А.А./

«____» ______________ 2018 г.

Перспективный план старшей группы

на 2018-2019 уч.г.

воспитатели:  Белолюбская В.В

Неустроева А.И

2018 г.

месяц

название месяца

неделя

Тема недели

“Развитие речи”

Русский язык

грамота

Чтение художественной литературы

сентябрь

Улуу суорун

I
(3-7)

Мин детсадым.(Мой детский сад)

Адаптационный период. "Детский сад и дети". Слова для усвоения - дети, мальчик, детсад, матрешка; для понимания встань, садись, иди сюда, все скажите, спойте. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (это кто? это что?). Составление рассказа по картине "Детский сад" по образцу.

Адаптация

  1. "Детсад оҕолоро"стихи Күннүк Уурастыырап  ("Кэскил" стр. 68); "Уу кутабын" стихи И. Мигалкин ("Кэскил" стр. 74);

II
(10-14)

Оонньуулар уонна оонньуурдар (Игры и игрушки)

  1. "Игрушки и игры детей". Слова и выражения для усвоения - кошка, мышка, беги, лови; для понимания - Я кошка. Ты мышка. Кошка поймала мышку. Артикуляция звука [ш]. Подвижная игра с комментированием "Кошки-мышки" (Мышка, беги! Кошка, лови! Кошка поймала мышку)
  1. [р] сог.звук
  1. "Күһүн кэлиитэ" рассказ Е. Местникова  ("Кэнчээри" стр. 44); "Күһүн" стихи М. Тимофеев  (наизусть) ("Кэскил" стр. 68)

III
(17-21)

Кѳмүс күһүн. Күһүн бэлэхтэрэ. (Золотая осень.  Дары осени)

  1. "Осень". Слова для усвоения - лук, огурцы, картофель, цветок (цветы); для понимания - осень, здравствуйте, до свидания. Звуки [ц-с], мягкие согласные [ф'], [л'], стечение согласных (здр, ств, цв, вст, кв).Конструкция "кто+глагол настоящего времени" (что делает? … играет или поет?  ). Чтение стихотворения "Здравствуй, осень"
  1. [р] повторение
  1. "Хоппууста" стихи С. Данилов  (стр. 111 "Кэскил"); "Куоска уонна кутуйах" сказка  И. Мигалкин  ("Оҕо литературатын анталогията"

стр. 93)

IV
(24-28)

Улахан дьон үлэтэ. (Труд людей)

  1. "Детский сад и дети". Слова для усвоения - я, ты, меня, тебя, зовут; для понимания - няня, врач, моет, лечит, воспитательница, заведующий. Конструкция "кто+глагол настоящего времени" (что делает? … играет или поет?  ). Разучивание стихотворения "На зарядку". Беседа "Что растет на огороде?"
  1. [р] повторение
  1. "Түүл" стихи Б. Хабырыыс

(стр. 201 "Хрестоматия")

октябрь

Хотой Айыы

I
(1-5)

Тулалыыр эйгэ. (Я и моё окружение)

  1. "Игрушки и игры детей". Слова для усвоени - флажок, машина, самолет, ружье; для понимания - повтори (-те). Конструкция "числительное+имя существительное" (сколько?). Артикуляция звуков и слогов: [п-ф], па-фа, пу-фу, ла-фла, флаг, [р], [ж],[ ж-йо]. Разучивание стихотворения А. Барто "Мячик"
  1. [ҕ-х] якутские сог.звуки
  1. "Таал-Таал эмээхсин" якутская народная сказка

("Кэскил" стр. 47)

II
(8-12)

Саха сирин көтөрдөрө (Птицы Якутии)

  1. "Игрушки и игры детей". Слова для усвоения - там, тут, лежит, сидит; для понимания - закрой глаза, скорей, пожалуйста, спасибо, дай, картина, покажи. Конструкция "тут (там)+имя существительное" (где?). Глаголы единственного и множественного числа, комментирование действий (рисуй-рисуйте, играй-играйте, пой-пойте, сили-сидите...). Аудирование и говорение по рассказу Л. Воронковой "Маша растеряша" (в сокращении)
  1. [ҕ-х] повторение
  1. "Барабыайдар" рассказ

Е. Макаров ("Кэнчээри"

стр. 69); "Күтэр чыычаах икки" якутская народная сказка

(Хрестоматия стр. 74)

III
(15-19)

Мин ийэм (Моя мама)

  1. "Игрушки и игры детей". Слова для усвоения - мишка, зайчик, на(те), дай(те); для понимания - что у тебя есть? какой (-ая)?. Артикуляция звуков [ш], [ж], [з-с]. Составление предложений по аналогии: Что там (тут)? Где машина...? Какие …? Что делают?
  1. [ҥ-н] якутские сог.звуки
  1. "Кэҕэ" ненецскаянародная сказка("Кэскил" стр.17)

IV
(22-26)

Норуоттар доҕордоһуулара. (Дружба народов)

  1. "Игрушки и игры детей".  Слова для усвоения - восемь, девять, десять, ищи, найди; для понимания - ногой топнуть, пряо, другой, куда ты идешь, уронил колечки, красная, синяя, дружно. Дифференциация звуков [ф-п], [ш-с]. Упражнение для физминутки со стижком (Вверх и вниз, Еще разочек! Ногой топнуть И стоять, И другой ногой опять).
  1. [ҥ-н], [м] повторение
  1. "Доҕордуулар" рассказС. Омоллоон  ("Кэскил" стр. 98); "Доҕордоһуу тойуга"стихи С. Омоллоон (наизусть) ("Кэскил" стр. 114)

V
(29-2)

Кыстыкка бэлэмнэнии (Подготовка к зимовью)

  1. "Игрушки и игры детей". Слова для усвоения - лопата, коньки, лыжи, санки, катаемся; для понимания - зима, снег, не боится мороза, на коньках, упали с санок. Произношение новых слов с соблюдением норм орфоэпии: [лыжы], [лапата], [кан'ки], [снек]. Артикуляция звуков [н-н'], сочетание согласных звуков сн, нк, ньк. Беседа по картинке "На горке" (Это что? это ко? что делают дети? что сделали дети? что делает мальчик? А кто катается на коньках?). Составление рассказа по образу на тему "Зима"
  1. [һ] якутские сог.звуки
  1. "Үлэни ситэри бүтэр"рассказ

 Л. Афанасьев("Кэнчээри" стр.26 ); "Куоскалар уонна саһыл" сказка Т. Сметанин ("Кэнчээри" стр. 90)

ноябрь

Байанай ыйа

I
(5-9)

Саха сирин мастара (Деревья Якутии)

  1. "Моя семья". Слова для усвоения - мама, папа, сын, дочка, работает; для понимания - спешат, на парад, с утра, заботится о вас, лорогая, шьет, с кем. Это кто? Что делает (-ют)? Где работает? Упражнение в слитном произношении предлога В со словами, проговаривание слов со звукосочетаниями чк (девочка, дочка...). Разучивание диалога "Мать и дети" (сл.. А. Майкова).игровая ситуация "Кого ты больше любишь?"
  1. [һ] повторение
  1. "Куобах кутуруга суох буолбута" сказка Н. Якутскай ("Хрестоматия" стр. 108)

II
(12-16)

Уу анна. (Подводный мир)

  1. "Моя семья". Слова для усвоения - читает, шьет, он (она, они), семья; для понимания - телевизор, стирает, по отчеству. Работа по кнструкции "местоимение Я+глаголы настоящего времени в 1 лице" (Я играю...). Согласование существительных по родам при поощи местоимений он, она (папа - он, бабушка - она...). Чтение рассказа "Наша семья" (Что рассказал Леша о себе? Сколько их в семье? Какая у них фамилия? Как зовут отца (мать)? А по отчеству? Назовите Лешу по отчеству. А как же все его зовут? Почему?)

  1. [с], [р], [ч], [х-ҕ], [ҥ-н] повторение сог.звуков
  1. "Балыксыт уонна кыһыл көмүс балык" русская народная сказка А.С. Пушкин

III
(19-23)

Байанай. Дьиикэй кыыллар. (Дикие животные. Байанай)

  1. "Моя семья". Слова для усвоения - доярка; для понимания - тянет-потянет, вытнуть не может, предложение. Составление предложений по картине "Моя мама доярка" (это кто? Где работает? Она кто? Что делает доярка?). Чтение сказки "Репка". Игровая ситуация "Дома, в семье"; работа по сюжетной картине "Семья" (У кого кто?); составление ситуативного высказывания "Вечером в нашей семье"
  1. [с], [р], [ч], [х-ҕ], [ҥ-н] повторение сог.звуков
  1. «Бөрө уонна саһыл»русская народная сказка(Кэскил стр.14)

IV
(26-30)

Кырыа кыhын (Зимушка зима)

  1. "Части тела". Слова для усвоения - шея, щека (щеки), лоб, мое (мои); для понимания - вода, мыло, наклониться пониже. Работа по конструкциям "числительное+имя существительное" (один лоб, две щеки) и "притяжательное местоимение+имя существительное" (мой рот, мое лицо, мои щеки). Кому? Артикуляция звуков [ш-ш']
  1. [йаа-йа]
  1. «Кыһын» стихи С.Данилов (наизусть) (оҕо литературатын анталогията стр 52)

декабрь

Билгэ Хаан. Остуоруйа ыйа

I
(3-7)

Остуоруйа алыптаах дойдута (Чудесная страна сказок)

  1. "Части тела". Слова для усвоения - ноги, руки, пальцы, чистый, грязный; для понимания - умываюсь, чищу. Комментирование действий (что делает? где? у кого?).

  1. [йаа-йа] повторение
  1. «Кырынаас кутуругун төбөтө хара буолбута»

якутская народная сказка

II
(10-14)

Билгэ

  1. Разучивание стихотворения "На зарядку встали смирно!" с имитационными движениями.  Инсценировка "Кошка и мыши" (Выбежали мыши. Тише, мыши, не шумите. Прибежала кошка, прибежала! Побежали мышки, побежали! Убежали мышки, убежали)
  1. [йаа-йа] (йиэ) повторение
  1. "Баҕа сарыабына" русская народная сказка ("Хрестоматия" стр. 228)

III
(17-21)

Кыһыҥҥы оонньуулар (Зимние игры)

  1. "Части тела". Слова для усвоения - моет, вода, полотенце, мыло; для понимания - льется, умеет мыться, после вытремся посуше, на столе. Послоговое проговаривание (па-ла-тен-це); артикуляция и подбор слов со звуками [ц] и [п]. Составление предложений по картине "Играем с матрешкой" (кто что делает? с кем играет? какой...? что рисует...? чем играет...?).разучивание текста и мелодии "Санитарной песенки" (сл. А. Барто, муз. М. Раухвергера)
  1. [йаа-йа] (йиэ) повторение
  1. "Дьэрэкээн оҕолор"

якутская сказка

("Хрестоматия" стр.75)

IV
(24-28)

Сана дьыл (новый год)

  1. Чтение рассказа А. Митяева "Елка" (совершенствование умений и навыков восприятия русской речи на слух и говорения): беседа "Скоро новый год"; первичное чтение текста "Елка"; пересказ воспитателем содержания первой части "В лесу" с помощью наглядности, объяснение значения незнакомых слов; пересказ воспитателем второй части "На празднике", объяснение значения трудных слов и оборотов; повторное чтение текста; пересказ детьми первой части текста при помощи наглядности и наводящих вопросов (где росла елка? кто у нее был? боится ли елка мороза?); пересказ детьми второй части текста (Как мы украшаем елку? что висит на ней? кого мы ждем на елке? что они приносят?)
  1. [йаа-йа] (йиэ) повторение
  1. "Саҥа дьыл" стихи

М. Обутова-Эверстова (наизусть) ("Кэскил"стр.69)

январь

Таҥха Хаан. Таҥха ыйа

I
(7-11)

Рождественские каникулы

II
(14-18)

.Таҥха оонньуулара. «Таҥха иһиллээһин» (Игры Таҥха)

17. «Одежда и обувь» слова для усвоения – валенки, сапоги, ботинки, тапочки, зеленые, чистит: для понимание – поставь, чулки, гребни, бусы, платки, юбки, щетки. Работа по конструкции"Имя сущ+прилг. " какой(-ая, -ое) и обозначение принадлежности предмета при помощи притяжательных.

17. [йуу-йу] [йуо]

18. "Куһаҕан" стихи Г. Данилов  ("Кэнчээри" стр. 23), "Сымыйаччы" К. Туйаарыскай;

III
(21-25)

Сахалыы остуол оонньуулара. (Якутские настольные игры)

18. произношение якутизмов, глаголы 1 и 2 лица единственного числа настоящего времени; составление связного высказывания по картинке "Якутские блюда"; новые слова - кумыс, оладьи, лепешка, сорат, кёрчех, чохон, любит. Ситуативная беседа "Я и мои друзья"

18. [йуу-йу] (йуо) повторение

19. "Хабылык" стихи Г. Иванова ("Кэнчээри" стр.10)

IV (28-1)

Былыргыгаайан – ѳбүгэлэрбитолохторо-дьаһахтара. (Путешествие в прошлое – Жизнь наших предков)

19. произношение якутизмов, глаголы 1 и 2 лица единственного числа настоящего времени; составление связного высказывания по картинке "Якутские блюда"; новые слова - кумыс, оладьи, лепешка, сорат, кёрчех, чохон, любит. Ситуативная беседа "Я и мои друзья"

19. [з-с] сог.звуки

20. "Ыаҕайа", "Тууйас"стихи          Г. Иванова ("Кэнчээри" стр. 61); "Эллэй Боотур" Л. Афанасьев ("Кэнчээри" стр.58)

февраль

Одун Хаан

I
(4-8)

Мир предметов техники и механихмов.

20. "Дом и предметы домашнего обихода". Слова для усвоения - дом, пол, стена, потолок, окно (окна); для понимания замела: ни проехать, ни пройти. Глаголы в сочетании с местоимениями я, ты, он (она).переобразование глаголов в форме 3 лица единственного числа настоящего времени в форму повелительного наклонения (ходит-ходи, играет-играй, идет-иди...). Беседа на тему беседы "Мы любим детский сад"

20. [з-с] (ш) повторение

21. "Тоҕо?" стихи П. Тобуруокап (наизусть) ("Хрестоматия"стр. 113)


II(11-15)

Ийэ тыл нэдиэлэтэ. (Неделя родного языка)

21. "Дом и предметы домашнего обихода".  Слова для усвоения - одеяло, подушка, спальня; для понимания - матрац, застелю кровать, завтра станем вместе, будем вновь играть, спим, спите днем.Диалог "В спальне" (чья? что здесь есть? какая? кто (что) что делает?). Восприятие "Колыбельной" со слуха

21. [з-с] (ш) повторение

22. "Төрөөбүт тыл"стихи  Л. Афанасьев ("Кэнчээри" стр.53); "Өҥөй бөтүүк" якутская народная сказка (стр.88 "Кэскил")

III
(18-22)

А5а дойдуну көмускээччилэр куннэрэ. (Защитиник отечества)

22. Слова для усвоения - якутский, родной, русский язык; для понимания - говорит на якутском языке, говорит по-русски (введение прилагательных якутский, родной, русский; объяснение двух значений слова ЯЗЫК (йа-зык) - орган и средство общения). Составление предложений по теме "Кукла Маша и кукла Туяра" (говорит на якутском языке, говорит по-русски)

22. [з-с] (ш) повторение

23. "Летчик буолуом"стихи И. Федосеев

IV
(25-1)

Айар кут нэдиэлэтэ. (Неделя прикладного творчества)

23. "Посуда и пища". Слова для усвоения - чашка, ложка, блюдце, моет; для понимания - вверху, внизу, впереди, сзади. Составление предложений по форме родительного и предложного падежей имен существительных с предлогами У, ОКОЛО, В, НА (чашка стоит около чайника.чайник стоит на столе...).

23. [ж-ш]  сог.звуки

24. "Сивка-Бурка" русская народная сказка ("Кэскил" стр.133)

март

Дьөһөгөй ыйа. Үлэҕэ сатабыл, Билии ыйа

I
(4-8)

Саас кэллэ. (Весна пришла. Международный женский день)

24. "Посуда и пища". Слова для усвоения - чай, хлеб, сахар, масло, конфета, пьет; для понимания - хлеб с маслом, чай с молоком, в чайнике, наливаю, звук, кушает, угостим. Сопровождение действий предложениями (я беру чайник и наливаю чай в чашку). Сочетание звуков ча, фч, хл, см. составление связного высказывания по теме "Угостим кукол". Деление слов на слоги  в такт ритмическим движениям руки (са-хар...)

24. [ж-ш]  повторение

25. "Ийэм күнэ" стихи О. Вациетис  ("Хрестоматия" стр. 123); "Икки ийэ уонна икки кыыс" рассказ Софрон Данилов ("Кэскил"стр. 100)

II
(11-15)

Дьоьогой. Саха сылгыта Дьиэ кыыллара. (Дьѳһѳгѳй. Домашные животные)

25. "Посуда и пища". Слова для усвоения - горячий (-ая, -ее), холодный (-ая, -ое); для понимания - компот, кисель, котлеты, съедали, сто. Заучивание рифмовки "Жили-были сто ребят"

25. [х-ҕ], [с-з], [ш-ж]  согл.звуки

26. "Саас" рассказ("Кэнчээри"стр. 46); "Сааскы ырыа" стихи А. Абаҕыыныскай ("Кэскил" стр. 113)

III
(18-22)

Олонхо (неделя Олонхо)

26. Повторение темы "Посуда и пища". Существительные в творительном падеже множественного числа (чем? - ом, -ой)

26. [х-ҕ], [с-з], [ш-ж]  повторение

27. "Эрэйдээх-буруйдаах Эр Соҕотох" олонхо ("Кэнчээри" стр. 65)

IV
(25-29)

Космос куйаара. (Путешествие в мир космоса)

27. "Домашние и дикие животные". Слова для усвоения - лошадь, жеребенок, олень, скамейка, кормит; для понимания - поит, ноги, высокие, голова длинная, в поле землю пашет, рога, около лошади, ферма. Работа по картине "Лошадь с жеребенком". Артикуляция звуков [ш-ш'], проговаривание слогов ша-ща, шу-щу... Проговаривание слов по слогам с соблюдением норм орфоэпии: ло-шать, жи-ри-бе-нок.

27. [б-в] сог.звуки

28."Ракетанан хайдах көппүппүтүй?"сказка С. Баруздин ("Хрестоматия" стр. 209)

апрель

Айыыһыт ыйа (ыал буолан оҕо төрөтүү, иитии төрүтэ)

I
(1-5)

Доруобуйа нэдиэлэтэ.(Неделя здоровья)

29. "Домашние и дикие животные". Слова для усвоения - свинья, курица, петух, цыпленок, двор; для понимания - шерсть, овца, хвост.Работа по картине "Куры" (это кто? какая (-ой)?, кто у курицы?Цыпленок какой?). Чтение стихотворения "Наши друзья". Работа по картине "Свинья с поросятами" (что дает нам свинья? как бежит свинья? сколько поросят у свиньи?...). Составление предложений с существительными мужского рода, а затем женского рода по картине "Двор"

29. [ф-в]  сог.звуки

30. "Сарсыардааҥҥы хамсаныы" И. Левин хоһооно ("Кэскил" 121 стр.); "Чанчарык" С. Данилов

II
(8-12)

Ырыа-тойук нэдиэлэтэ (неделя музыки)

30. "Домашние и дикие животные". Слова для усвоения - котенок, хороший, плохой; для понимания - родились, самый смелый, умный, пятнышко на спинке, рядом, мяукает. Составление рассказа по картине "Кошка с котятами". Чтение стихотворения С. Михалкова "Котята" (сколько котят? как назвали белого? как назвали смелого? Какие котята?)

30. [ф-в] повторение

31. "Бремен куорат музыканнара" сказка Б.Гримм ("Кэскил" стр.90);

III
(15-19)

Дьиэ кэргэн нэдиэлэтэ. (Неделя семьи)

31. "Домашние и дикие животные". Слова для усвоения - волк, медведь, медвежата; для понимания - голодный, рыщут, воют, отвернулся, значит, стыдно. Артикуляция звуков [в], [ж], звукосочетаний лк, дв, подбор слов с мягким согласным звуком [т']. Беседа по картинам "Бурые медведи" и "Волки". чтение рассказа Я. Тайца "Волк" (о ком? о чем?)

31. [р], [ҕ-х], [н-ҥ], [һ] сог.звуки

32. "Улаатарым буоллар мин" стихи П. Тобуруокап (наизусть) ("Хрестоматия" стр. 242)

IV
(22-26)

Мин дойдум – Саха сирэ (Моя республика – Якутия)

32. Повторение темы "Домашние птицы и дикие животные".

32.[р], [ҕ-х], [н-ҥ], [һ] повторение

33. "Сахам сирин таптыыбын" стихи Л. Попов ("Оҕо литературатын анталогията" стр. 62); "Сүрэҕэ суох сүүс сүбэлээх" С. Данилов

 май

Иэйэхсит ыйа (кэрэҕэ

уһуйуллуу)

I
(29-3)

Эйэ,үлэ (Мир, труд, май)

33. "Наше село". Слова для усвоения - село (поселок), магазин, больница, клуб. Составление связных высказываний по фотографиям "Наше село" (что мы видим? где клуб…?). Артикуляция звуков и звукосочетаний, подбор слогов и слов со смешиваемыми звуками. Работа по картинам "В магазине", "В клубе", "В больницк" (что делают? кто работает в ...?...)

33. [йа], [йиэ], [йу], [йуо] повторение

34. "Эйэ дьол иһин"стихи С. Тимофеев  ("Оҕо литературатын анталогията" стр. 232); "Тулуйа үөрэн"рассказ К. Ушинскай кэпсээнэ ("Кэскил" стр. 60)

II
(6-10)

Улуу кыайыы (День Великой Победы)

34. "Город Якутск". Слова для усвоения - улица, Якутск, туда, двор, автобус, едем. Артикуляция звуков и звукосочетаний, подбор слогов и слов со смешиваемыми звуками (йа-йу-йе, атск-утск-отск). Составления связного высказывания по иллюстрациям города Якутска (Якутск какой город? что есть в городе Якутске? кто ездит по улицам города? в чем ездят люди?). Работа по картине "Улица города" (это что? какие дома? где улица? кто переходит улицу?...). анализ слогового строения слов весна, город. дидактическая игра "едем в автобусе"

34. [з-с], [ж-ш] повторение

35. "Бухатыырдар" Л. Кассиль ("Хрестоматия" стр. 228); "Үһүс тоҕо?" А. Аччыгыйа

III
(13-17)

Сайын. (Лето)

35. Слова для усвоения -солнце, вчера; для понимания на севере, на юге, светит, ясное, в небе. Работа по картине "Ждут в гости маленьких друзей". Чтение текста стихотворения "Давайте игать" (Ребята подрастают / На севере, на юге / Поют они, играют / И помнят друг о друге / Украинцы и русские, / Давайте играть! / Якуты и киргизы, / Давайте играть!)

35. [з-с], [ж-ш] повторение

36. "Сайын" П. Дмитриев (наизусть) ("Кэскил" стр. 115); "Сарыкынай сахсырҕа" К. Чуковскай (Хрестоматия стр.104)

IV
(20-24)

Ньукуолун күнэ. Ыһыах

36. Слова для усвоения - греет, завтра, дерево, трава, растет; для понимания - речка, одежда, обувь, посуда, пища. Диалог по картине "Лес" (это что? Что растет в лесу? Деревья какие? Кто живет в зеленом лесу? Когда ты пойдешь в лес?). Упражнение в постановке вопросов по образцу: что ты будешь делать завтра? чтение стихотворения В.А. Жуковского "Птичка"

36.  "Дорҕоон дойдунан айан" викторина

37. "Ыһыах тоҕо тэриллэрий?" рассказ М. Обутова-Эверстова  ("Кэскил" стр. 61); "Оһуокай" А. Кондратьев ("Кэнчээри" стр. 59)

V
(27-31)

Көрсүөххэ диэри, детсадым. (До свидание детский сад)

37. Повторение пройденного материала за год (развлечение "Лучший знаток русского языка")

37.  "Дорҕоон дойдунан айан" развлечение

38. Викторина "Ханнык остуоруйаный (кэпсээний)?"

Месяц

Якутское название месяца

Неделя

Тема недели

Позновательное развитие

ФЭМП

ФЦКМ

Исследовательское деятельность

Сентябрь

Улуу суорун

I
(3-7)

Мой детский сад

Адаптационный период: подготовка детей к организованной образовательной деятельности, первичные наблюдения за общим развитием детей и формированием у них элементарных математичеких представлений.

Адаптационный период: подготовка детей к организованной образовательной деятельности, первичные наблюдения за общим развитием детей, формированием у них социально-коммуникативных навыков.

Повторение пройденного материала в средней группе (развлечение "Маленький эрудит").

II
(10-14)

Игры и игрушки

Повторение (1,2).

В мире растений. Что нужно растениям для роста? (представление о строении растений).

Опыт с четырмя растениями: одно растение оставить без воды, другое - поставть в темное место, где не проникает свет, третье - поставить в холод, а за четвертым ухаживать по правилам. Пронаблюдать какое растение рассвело, а какое погибло

III
(17-21)

Золотая осень.  Дары осени

Раньше,позже

Золотая осень". "Хорошая привычка": следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки. следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.

Детско-родительский творческий проект "Чудо из природного материала" (поделки из природного материла).Кто спрятался под листочком (корой)? (рассмотреть жучков, дождевого червя, наблюдение за передвижениями насекомых). Поиск решения проблемного вопроса "Что нам осень принесла?"

IV
(24-28)

Труд людей

Сравнение  по  высоте.

Металл (алюминий, свинец, железо): свойства металлов

Знакомство с сотрудниками детского сада, их профессиями.

Наблюдение за обработкой железа в ЦКД "Мандар Уус"

Октябрь

Хотой Айыы

I
(1-5)

Я и моё окружение

Число и  цифра 4.

Пластмасса: польза и вредность (свойства пластмассы).

Опыт с металлом и пластмассой (сравнение способностей тонуть металлических и пластмассовых предметов)

II
(8-12)

Птицы Якутии

Квадрат.

Зимующие и перелетные птицы: (характерные особенности птиц).

Решение проблемного вопроса "Как зимуют птицы?"

совместный детско-взрослый проект «Берегите птиц» (коллективные творческие работы, выставка рисунков детей)

III
(15-19)

Моя мама

Куб.

Одежда и обувь (виды одежды и свойства материалов).

Детско-родительский проект "Любимое занятие моей мамы" (фотостенд). Проект "Я люблю маму?" (видеосюжет)

IV
(22-26)

Дружба народов

Вверху,внизу.

Орудия труда (название, предназначение, цвет, форма, величина, вес),  объяснить целесообразность изготовления предмета из определенного материала, расширить представления об изменении видов человеческого труда, о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности (с опорой на опыт детей).

V
(29-2)

Подготовка к зимовью

Сравнение  по  ширине.

Подготовка к зимовью

Исследовательско-творческий проект "Подготовка к зимовью" (труд взрослых:Что нужно сделать, чтобы жить в тепле и комфорте зимой?)

Ноябрь

Байанай ыйа

I
(5-9)

Деревья Якутии

Число и  цифра 5.

Лес и деревья. Решение проблемного вопроса "Для чего нам нужны деревья?".

Опыт: "Почему дерево не тонет в воде?", качества и свойства дерева, причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.совместный детско-взрослый исследовательский проект «Чудо дерево» (выставка коллективных работ)

II
(12-16)

Подводный мир

Овал.

Рыбы, обитающие в реках (характерные особенности рыб).

Опыт: "Что растворяется в воде?", растворимость и нерастворимость различных веществ в воде (мука, сахар, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок) Исследовательский проект "Рыбы обитающие в озерах, речках, реках, море". Детско-родительский исследовательский проект "Мой папа - рыбак", расскрывающий виды рыболовства и особенности национальной подледной рыбалки Муҥха

III
(19-23)

Дикие животные. Байанай

Внутри.снаружи.

Дикие животные России и Южных стран.

Опыт "Воздух", свойства воздуха (не виден, без запаха), при помощи воздуха мы дышим и живем: есть ли воздух в пластиковой бутылке (сжать), в воздушном шарике (вздуть и проколоть), что слышно при прокалывании и сжатии?

IV
(26-30)

Зимушка зима

Впереди,сзади,между.

Какой бывает вода? (три состояния воды  (жидкость, снег и лед), свойства воды, снега и льда).

Опыт: ". Что быстро тает, лед или снег? Почему? Положить лед в горячую воду и в холодную воду (в какой воде лед тает быстрее?), что произойдет, если лед посыпать солью? (соленый лед тает быстрее), что если на лед нажать пальцем? А если нажать лед ручкой от ложки?

Декабрь

Билгэ Хаан. Остуоруйа ыйа

I
(3-7)

Чудесная страна сказок

Пара.

Посуда (виды посуды, свойства материалов).

Ролево-игровые - проект «Любим сказки» с элементами творческих игр, инсценировка сказок по выбору детей, вхождение детей в образ персонажей сказки и по-своему решить поставленные проблемы

II
(10-14)

Билгэ

Прямоугольник.

Мебель (виды мебели, свойства материалов).

Билгэ. (предсказывание будущего по приметам погоды)

III
(17-21)

Зимние игры

Числовой  ряд.

Зимние игры

Творческо-исследовательский проект "История возникновения праздника "Новый год"

IV
(24-28)

Новый год

Ритм.

Природные богатства недр Земли (уголь, нефрит, мрамор, гранит), свойства минералов

Опыт: "Такие разные камни", проверить камни на вес, найти самый тяжелый, показать шлифовальные камни, камни в ювелирном изделии

Январь

Таҥха Хаан. Таҥха ыйа

I
(7-11)

Рождество

II
(14-18)

Игры Таҥха

Игры  Танха.

III
(21-25)

Якутские настольные игры

Число  и  цифра  6.

Что такое свет? Принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение источников света

Исследовательско-творческий проект "История изобретения электричества"  отследить развитие, используемого людьми освещения (природный огонь, огонь костра, свеча, изобретение электричества),  сравнить свойства, сделать свечу своими руками.

IV (28-1)

Путешествие в прошлое – Жизнь наших предков

Порядковый  счет.

Жилище людей. Решение проблемного вопроса "Из чего делают дома?" (история строения и обустройства жилищ)

Совместный детско-взрослые исследовательские проекты история предметов обихода, национальной одежды, посуды, украшений и.т.п

Февраль

Одун Хаан

I
(4-8)

Мир предметов техники и механихмов.

Сравнение  по  длине.

Что такое время и часы?

Совместный взросло-детский творческо-исслеловательский проект "История создания часов"


II (11-15)

Неделя родного языка

Число  и  цифра 7.

Неделя родного языка

Совместные взросло-детские поисково-исследовательские проекты на темы по выбору ребенка (конкурс маленьких исследователей "Маҥнайгы ньургуһуннар")

III
(18-22)

Защитиник отечества

Число  и  цифра 1-7.

Военная техника.

Совместный детско-родительский проект "Вместе с папой"

IV
(25-1)

Неделя прикладного творчества

Сравнение по  толщине.

Бумага (виды и свойства бумаги).

Решение проблемного вопроса "Из чего делают бумагу?" (история возникновения бумаги)

Март

Дьөһөгөй ыйа. Үлэҕэ сатабыл, Билии ыйа

I
(4-8)

Весна пришла. Международный женский день

Выше,ниже.

Весна.

Наблюдение  "Где будут первые проталины?" (как солнце и тепло влияют на таение снега), решение проблемного вопроса "Почему появляются ручейки?"

II
(11-15)

Домашные животные

План.

Домашние животные.

Опыт: "Что отражается в зеркале?", понятие отражение, найти предметы, способные отражать.

III
(18-22)

Олонхо.

Число  и  цифра 8.

Явления неживой природы (гроза, гром, молния, радуга)

IV
(25-29)

Путешествие в мир космоса

Цилиндр.

Солнце и луна (продолжить знакомство с небесными светилами). Решение проблемного вопроса "Почему день сменяет ночь?".

Опыт: "Свет вокруг нас": понять, что освещенность предмета зависит от силы источника света и удоленности отнего, образование тени от предметов.

Апрель

Айыыһыт ыйа (ыал буолан оҕо төрөтүү, иитии төрүтэ)

I
(1-5)

Неделя здоровья

Конус.

Звезды и небо (продолжить знакомство со звездами, найти Полярную звезду, познакомить с созвездиями Большой и Малой медведиц, объяснить, что они самые яркие звезды).

Решение проблемного вопроса "Почему полезно заниматься спортом?"

II
(8-12)

неделя музыки

Призма  и  пирамида.

Наша земля - почва.

Опыт: "Какой бывает земля?" (свойства почвы: рыхлая, мокрая, сухая, мягкая)

III
(15-19)

Неделя семьи

Повторение.

Моя семья

Детско-родительский проект «Родословная моей древы»

IV
(22-26)

Моя республика – Якутия

Повторение.

Рептилии

Какие бывают рептилии

Май

Иэйэхсит ыйа (кэрэҕэ

уһуйуллуу)

I
(29-3)

Мир, труд, май

Повторение.

Насекомые

Наблюдение насекомых

II
(6-10)

День Великой Победы

Повторение.

Ягоды, растущие в Якутии. Решение проблемного вопроса "Что такое мир и война?".

Детско-родительский поисково-исследовательский проект "Мой дед (бабушка) - ветеран ВОВ", в рамках акции "Бессмертный полк"

III
(13-17)

Лето

Повторение.

Лето.

Наблюдение подснежника

IV
(20-24)

Николин день. Ысыах

Повторение.

Цветы, растущие в Якутии и занесенные в Красную книгу

Экскурсия на природе

V
(27-31)

До свидание детский сад

Повторение.

Повторение пройденного материала за год

Развлечение "Маленький эрудит"

Месяц

Якутское название месяца

Неделя

Тема недели

Художественно-эстетическое развитие

Ойуулуур-дьүһүннүүр искусство.

Рисование

Лепка

Аппликация/конструирование

Фольклор

Сентябрь

Улуу суорун

I
(3-7)

Мой детский сад

Лето. Отражать в рисунке впечатления, полученные летом; рисовать различные деревья, кусты, цветы, располагать изображения на полосе внизу листа и по всему листу: ближе к нижней части листа и дальше от нее

Вылепи свою любимую игрушку.Создавать в лепке образ любимой игрушки, используя разнообразные приемы лепки ладошками и пальцами

Вырежи и наклей любую игрушку. Задумывать несложный сюжет для передачи  в аппликации; закреплять усвоенные ранее приемы вырезания

«Өҥөй бөтүүк» сказка

II
(10-14)

Игры и игрушки

Осенний лес. Отражать в рисунке осенние впечатления; рисовать разнообразные деревья; по-разному изображать деревья, траву, листья; использовать приемы работы кистью и красками

Овощи и фрукты лепка по желанию для игры в магазин. Лепить форму разных овощей, передавать в лепке характерные особенности каждого овоща, пользуясь приемами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания

Листопад (коллективная работа). Вырезать предметы  и их части круглой и овальной формы,  закруглить углы у прямоугольника, треугольника; вырезать большие и маленькие листья, составлять несложную красивую композицию, аккуратно наклеивать

 Загадки

III
(17-21)

Золотая осень.  Дары осени

Создание дидактической игры «Что нам осень принесла». Рисовать грибы, овощи и фрукты, передавая их форму, цвет, характерные особенности; создавать дидактическую игру, предметы для игр

"Корзина с фруктами": лепка корзины ленточным способом; лепка фруктов по выбору детей

Огурцы и помидоры лежат на тарелке. Вырезать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления; аккуратно наклеивать изображение

«Дьэрэкээн оҕолор» сказка

IV
(24-28)

Труд людей

Что ты больше всего любишь рисовать? Задумывать содержание своего рисунка; вспоминать необходимые способы изображения; анализировать и оценивать свои рисунки и рисунки товарищей.

Лепка по замыслу. Самостоятельно задумывать содержание работы и доводить замысел до конца, используя разнообразные приемы лепки; дополнять созданное изображение соответствующими содержанию деталями, предметами

Блюдо с фруктами и ягодами (коллективная работа). Отрабатывать приемы вырезания предметов круглой и овальной формы; делать ножницами на глаз небольшие выемки для передачи характерных особенностей предметов; использовать приемы аккуратного наклеивания.

Пословицы

Октябрь

Хотой Айыы

I
(1-5)

Я и моё окружение

Укрась платочек ромашками. Составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину;  использовать приемы примакивания, рисования концом кисти (точки); рисовать красками

Козлик. Познакомить с дымковскими игрушками (уточки, птички, козлики и др.), лепить слитную обтекаемую форму, передавать относительную величину частей козлика, использовать приемы промазывания, сглаживания, приплющивания.

Превращения квадратика (оригами). Знакомство с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив её путём сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру.

Герои олонхо

II
(8-12)

Птицы Якутии

Птицы синие и красные. Рисовать фигуру птицы; передавать форму и расположение частей, соотносить их по величине; рисовать крупно, во весь лист; подбирать соответствующую цветовую гамму. Закреплять умение рисовать акварелью, правильно пользоваться кистью и красками

Птичий двор (коллективная работа). Лепка птиц из одного куска пластилина:  разминание ладонями, скатывание формы яйца,вытягивание из яйцеообразной заготовки частей фигурки (шея, голова и клюв, крылья, лапки, хвост).

Сказочная птица. Вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение; вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (хвосты разной конфигурации); передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения

«Чыычаах икки моҕус икки» сказка

III
(15-19)

Моя мама

Красивые цветы для мамы. Рисовать цветы, передавать цвета и их оттенки; технические навыки рисования разными материалами; задумывать красивый, необычный цветок

Роза для мамы: бутон - раскатывание колбаски, прищипывание лепестков, скручивание в виде улитки,отгибание лепестков; листья - раскатывание колбасок, сплющивание, вырезание зубчиков и царапание прожилок; соединение всех деталей

Пригласительная открытка для мам ко Дню Матери. Подбирать цвета, правильно передавать соотношение по величине, используя  знакомые способы работы ножницами и аккуратного наклеивания

«Ийэ уонна Алаа Моҕус»сказка

IV
(22-26)

Дружба народов

Здравствуй, это я! Рисовать фигуру человека; передавать форму одежды, форму и расположение частей, соотносить их по величине более точно, чем в предыдущей группе; рисовать крупно, во весь лист; использовать приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами

Как мы играли в подвижную игру «Кошки-мышки». Продолжать учить создавать в лепке образы подвижной игры.  Развивать воображение и творчество. Закреплять приемы лепки

Стакан (оригами). Складывать поделку «Стакан» на основе базовой формы «треугольник»

Пословицы

V

(29-2)

Подготовка к зимовью

Грузовая машина. Изображать предметы, состоящие изнескольких частей прямоугольной и круглой формы; передавать форму каждой части, ее характерные особенности, правильно располагать части при их изображении; рисовать вертикальные и горизонтальные линии, правильно закрашивать предметы

Угощение для наших друзей. Выбирать содержание изображения, передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы.

Машины едут по улице (коллективная работа). Передавать форму и взаимное расположение частей разных машин; использовать разнообразные приемы вырезания по прямой, по кругу, приемы аккуратного наклеивания

«Чөркөй икки Хаххан икки». Загадки.

Ноябрь

Байанай ыйа

I
(5-9)

Деревья Якутии

Нарисуй своих любимых животных. Выразительно передавать в рисунке образы животных, используя технические навыки и умения в рисовании; выбирать материал для рисования по своему желанию; рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей

Медвежонок Мишка. Лепить форму медвежонка, передавая форму частей, их относительную величину, расположение по отношению друг к другу; укреплять фигуру на подставке

Медвежонок Мишка. Создавать изображение любимой игрушки из частей, правильно передавая их форму и относительную величину; вырезать части круглой и овальной формы, аккуратно наклеивать изображение, красиво располагать его на листе бумаги

 Пословицы

II
(12-16)

Подводный мир

Городецкая роспись деревянной доски. Расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи; выделять декоративные элементы росписи, их композиционное расположение, колорит

Золотая рыбка. Создавать в лепке образы сказочных героев;изображать фигуру Золотой рыбки, передавать характерные особенности и детали образа, используя разнообразные приемы лепки

Красивые рыбки в аквариуме (коллективная работа). Создавать рыбки, вырезая части овальной и треугольной формы, подобрать разные оттенки цветов; использовать знакомые приемы вырезания и аккуратного наклеивания

Мунха

III
(19-23)

Дикие животные. Байанай

Красивое развесистое дерево. Создавать в рисунке образ дерева, находить красивое композиционное решение; использовать линии разной интенсивности как средство выразительности; использовать разный нажим на карандаш для передачи более светлых и более темных частей изображения

Зайчик. Лепить животное, передавая форму, строение и величину частей; применить разнообразные способы лепки, передавать простые движения фигуры

Волшебный лес (коллективная работа по технике оригами). Изготовить коллективного панно: деревья с кронами различной формы, используя основные элементы складывания (загнуть край листа к середине, определив её путём сгибания квадрата по диагонали, загнуть углы квадрата к центру) и базовую форму «дверь» (ствол).

Охота

IV
(26-30)

Зимушка зима

Рисование по замыслу (Зима)

Снеговик

Снеговик (оригами). Готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания; определять точку пересечения намеченных линий; соединять заготовки в единое целое и добавлять деталями, изготовленными в технике оригами (ведро, нос)

Скороговорка

Декабрь

Билгэ Хаан. Остуоруйа ыйа

I
(3-7)

Чудесная страна сказок

Снежинка. Рисовать узор на бумаге в форме розетки; располагать в соответствии с данной формой; придумывать детали узора по желанию; рисовать концом кисти

Девочка в зимней шубке. Лепить фигуру человека, правильно передавая форму одежды, частей тела, соблюдая пропорции.  Использовать усвоенные ранее приемы соединения частей,  сглаживания мест скрепления

Веселый клоун.Создавать изображение из бумаги; вырезать части овальной формы; симметричные части одежды из бумаги, сложенной вдвое; вырезать на глаз мелкие детали, аккуратно наклеивать изображения на большой лист

«Ый кыыһа» сказка «Ахсаан чабырҕах» (Е.Местникова)

II
(10-14)

Билгэ

Царевна Лягушка. Рисовать картинку по сказке, передавать характерные особенности Царевны Лягушки, используя разные технические средства, разные способы рисования линий, закрашивания рисунка; располагать изображения на листе

Мой любимый герой сказки. Лепить разнообразных сказочных героев; передавать форму основных частей и деталей; сглаживать поверхности смоченными в воде пальцами;  лепить предметы по частям и из целого куска

Оригами (лягушка)

Гадания

III
(17-21)

Зимние игры

"Тыҥырах ойуу" , "Биэ эмиийэ" якутские узоры. Располагать узоры на полосе, составлять оттенки цветов при рисовании гуашью

Белочка грызет орешки. Лепить зверька, передавая его характерные особенности, позу. Отрабатывать приемы лепки пальцами (прищипывание, оттягивание)

Дед Мороз. Складывать квадратный лист бумаги новым способом, соединять детали в единое целое, дополнить деталями (глаза, нос, рот), придавая выразительность

Үгэ (басня)

IV
(24-28)

Новый год

Большие и маленькие ели. Располагать изображения на широкой  полосе; передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение

Снегурочка. Передавать в лепке образ Снегурочки; изображать фигуру человека: форму, расположение и величину частей; использовать знакомые приемы лепки.

Новогодняя поздравительная открытка. Делать поздравительные открытки, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение; вырезать одинаковые части из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные – из бумаги, сложенной вдвое; использовать приемы вырезания и наклеивания

Загадки Сээркээн  Сэһэн  

Январь

Таҥха Хаан. Таҥха ыйа

I
(7-11)

Рождество

II
(14-18)

Игры Танха.

Что мне больше всего понравилось на новогоднем празднике. Отражать в рисунке впечатления от новогоднего праздника;  рисовать один, два и более предметов, объединенных общим содержанием; передавать в рисунке форму, строение, пропорции предметов, их характерные особенности; располагать изображения на листе

Наши гости на новогоднем празднике. Передавать в лепке впечатления от праздника, образы гостей на новогоднем празднике; лепить людей и разнообразных животных, используя разные приемы лепки

Гномик (оригами). Изготовить фигуру гномика, состоящую из 2 заготовок (голова, туловище), используя базовую форму «воздушный змей»; складывать квадратный лист в разном направлении, проглаживая сгибы

«Удьурҕай-Баатыр» Николай Якутскай

III
(21-25)

Якутские настольные игры

Зима. Передавать в рисунке картину зимы в поле, лесу, поселке; рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: цветные восковые мелки, сангину и белила (гуашь); рисовать разные дома и деревья

Слепи, что тебе хочется. Продолжать развивать самостоятельность и творчество, умение создавать изображения по собственному замыслу. Закреплять разнообразные приемы лепки

"Ыаҕайа». Вырезать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое, срезая расширяющуюся книзу полоску. Закреплять умение аккуратно наклеивать. Вызывать желание дополнять композицию соответствующими предметами, деталями

Игры предков

IV
(28-1)

Путешествие в прошлое – жизнь наших предков

Чороон изобилия. Раскрашивать чороон якутскими узорами "Тыал ойуу" , "Илим ойуу" , "Ураһа ойуу" Располагать узор на полосе, составлять оттенки цветов при рисовании гуашью

Большая и маленькая кытыйа.  Создавать изображение посуды из целого куска глины ленточным способом; сглаживать поверхность изделия пальцами. Воспитывать заботливое, внимательное отношение к маме

Строим дом (конструирование из бумаги). Знакомство с основной базовой формой «книжка»; сделать из квадратика дом, используя основные элементы складывания; точно совмещать углы и стороны в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

Посуда наших предков

Февраль

Одун Хаан

I
(4-8)

Мир предметов техники и механизмов

Автобус с флажками. Изображать отдельные виды транспорта: передавать форму основных частей, деталей, их величину и расположение; красиво размещать изображение на листе, рисовать крупно; закрашивать рисунки, используя разный нажим на карандаш для получения оттенков цвета

Автомобили: грузовые, гоночные и т.д. Лепить военную технику, передавая характерные особенности  формы, строения и величину частей; применить разнообразные способы лепки

"Автобус. Передавать характерные особенности формы поезда (закругление углов); разрезать полоску на одинаковые прямоугольники, срезать углы, вырезать колеса из квадратов, дополнять изображение характерными деталями

Өбугэлэрбит  көлөлөрө

II

(11-15)

Неделя родного языка

Цветные страницы. Задумывать содержание своего рисунка в определенной цветовой гамме и выдерживать это условие до конца; добиваться образного решения намеченной темы; разбавлять краски водой, добавлять белила для получения оттенков цвета; использовать приемы рисования акварелью, гуашью

Петух. Передавать в лепке характерное строение фигуры; самостоятельно решать, как лепить петуха из целого куска глины, какие части можно присоединить; пользоваться стекой, сглаживать поверхность фигуры

Наша кукла. Создавать в аппликации образ куклы, передавая форму и пропорции частей; вырезать платье из бумаги, сложенной вдвое; аккуратно вырезать и наклеивать

Писатели Татты - Суорун  Омоллоон, Амма  Аччыгыйа,Былатыан  Ойуунускай.


III

(18-22)

Защитник отечества

Роспись тарелки якутскими узорами "Тыҥырах ойуу" , "Биэ эмиийэ". Учить расписывать посуду, располагая узоры по форме; эстетическое восприятие произведений народного творчества, чувство ритма; рисовать акварельными красками, готовить на палитре нужные оттенки цвета.

Лепка по замыслу. Самостоятельно задумывать содержание работы и доводить замысел до конца, используя разнообразные приемы лепки; дополнять созданное изображение соответствующими содержанию деталями, предметами

«Пожарная машина» — поделка из коробки. Обернуть красной бумагой коробку; вырезать детали колёс, окон, лестницы и приклеить; приклеить мигалки из гофрированного картона

Скороговорки

IV
(25-1)

Неделя прикладного творчества

Солдат на посту. Создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма, позы, оружия; располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно; использовать навыки рисования и закрашивания изображения

Военная техника: танки, истребители и т.д. Лепить военную технику, передавая характерные особенности  формы, строения и величину частей; применить разнообразные способы лепки

Солдат. Изобразить человека; вырезать части костюма, руки, ноги, голову; передавать в аппликации простейшие движения фигуры человека; вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое,  красиво располагать изображение на листе

«Үчүгэй Үөдүйээн» якутская народная сказка. Суорун Омоллоон.

Март

Дьөһөгөй ыйа. Үлэҕэ сатабыл, Билии ыйа

I
(4-8)

Весна пришла. Международный женский день

Усатый-полосатый. Передавать в рисунке образ котенка; видеть разнообразие изображений, выразительность образа, используя навыки рисования кистью и акварелью.

Панно для мамы. Создание панно путем размазывания на плоскости цветных фигур из пластилина

Разноцветные бусы для мамы — украшение из старых журналов. Вырезать полоски и вытянутые треугольники из страниц старых журналов; намотать вырезанные заготовки на стержень (спицу) и зафиксировать кончик с помощью клея; заготовить несколько бумажных бусинок, затем нанизать на нитку или леску

 Тойук.(якутская народная пение)

II
(11-15)

Дьөһөгөй. Домашние животные

Картинка маме к празднику 8 Марта. Нарисовать красивую картинку о празднике 8 Марта; изображать фигуры взрослого и ребенка, передавать простейшие движения, удачно располагать  фигуры на листе

Птицы прилетели с Юга. Лепить птицу по частям; передавать форму и относительную величину туловища и головы, различие в величине птиц разных пород; правильное положение головы, крыльев, хвоста

Весна красна (оригами). Составлять солнце из 8 заготовок, сложенных из знакомой базовой формы «воздушный змей»; совмещать вершины углов и стороны деталей; придать выразительность, используя аппликацию.

«Ньургун Боотур» олонхо

III
(18-22)

Олонхо.

Подснежники. Передавать характерные особенности цветка подснежника (форму лепестков и листьев, их цвет), используя разные способы работа акварельными красками

Моя собачка. Изображать собак, щенят, передавая их характерные особенности. Закреплять приемы лепки: раскатывание между ладонями, оттягивание, соединение частей приемом при

Туйаарыма Куо (оригами). Самостоятельно изготовить базовую форму «треугольник», готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания; определять точку пересечения намеченных линий; соединять заготовки в единое целое; дорисовать фломастерами лицо (глаза, нос и т. д.) и украсить якутскими узорами платье

Таатта  олонхоһуттара (олонхосуты)

IV
(25-29)

Путешествие в мир космоса.

"Саахымат ойуу", "Сүрэх ойуу" , "Туйах ойуу" якутские узоры. Располагать узоры на полосе, составлять оттенки цветов при рисовании гуашью якутские узоры

Кружка. Лепить кружку путем соединения диска — дна и лентообразной стенки — расплющенного цилиндра; делить ком глины, соразмерять части, примазывать одну деталь к другой; лепить ручку кружки, делая ее из согнутого столбика, более тщательно обрабатывают поверхность

Весёлые фрукты — поделки в технике киригами. Сложив прямоугольник пополам, вырезать заготовку для фигурки яблока; подготовить пять одинаковых силуэтов; вырезать детали (глазки, веточку и листик); склеить заготовки; приклеить глазки, веточку и листик.

Үгэ (басня)

Апрель

Айыыһыт ыйа (ыал буолан оҕо төрөтүү, иитии төрүтэ)

I
(1-5)

Неделя здоровья

Дети делают зарядку. Определять и передавать относительную величину частей тела, общее строение фигуры человека, изменение положения рук во время физических упражнений; использовать приемы рисования и закрашивания изображений карандашами

Девочка пляшет. Передавать соотношение частей по величине, используя различные приемы лепки; передавать позу, движения; сравнивать созданные изображения, находить сходство и различия; отмечать и оценивать выразительность изображений; создавать изображение человека в движении

Ракета (оригами). Складывать заготовки, используя разные, базовые формы оригами; соединять детали, накладывая друг на друга, совмещая углы и стороны.

«Өҥөй Бөтүүк» сказка

II
(8-12)

Неделя музыки

Гжельские узоры. Рисовать элементы, характерные для гжельской росписи

Лепка по замыслу. Самостоятельно задумывать содержание работы и доводить замысел до конца, используя разнообразные приемы лепки; дополнять созданное изображение соответствующими содержанию деталями, предметами

Дома на нашей улице (коллективная работа). Передавать в аппликации образ сельской (городской) улицы; уточнять представления о величине предметов: высокий, низкий, большой, маленький; использовать приемы вырезания по прямой и по косой; аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой, клеем

Якутские народные песни

III
(15-19)

Неделя семьи

Моя семья. Отражать в рисунке семью;  рисовать один, два и более предметов, объединенных общим содержанием; передавать в рисунке форму, строение, пропорции людей и предметов, их характерные особенности; располагать изображения на листе

Мой дом. Изобразить  на плоскости дом путем размазывания  пластилина

Флаг Республики Саха (Якутия). Создать изображения флага из разных геометрических фигур, правильно передавая их форму и относительную величину; вырезать круглую форму и квадратные полоски, аккуратно наклеивать изображение

«Бухатыыр ата» олонхо

IV
(22-26)

Моя Республика - Якутия

 "Көҕүөр ойуу" якутский узор. Располагать узор на полосе, составлять оттенки цветов при рисовании гуашью

Лепка по замыслу. Самостоятельно задумывать содержание работы и доводить замысел до конца, используя разнообразные приемы лепки; дополнять созданное изображение соответствующими содержанию деталями, предметами

"Поезд (коллективная работа).вырезать основную часть предмета прямоугольной формы с характерными признаками (закругленные углы), вырезать и наклеивать части разной формы; вырезать предметов одинаковой

Игра: «Боотур кура» стр. 49. Тосхол.

Май

Иэйэхсит ыйа (кэрэҕэ

уһуйуллуу)

I
(29-3)

Мир, труд, май

Моя любимая сказка. Создавать в рисунке образ любимого сказочного героя: передавать форму тела, головы и другие характерные особенности; рисовать контур простым карандашом.

Зоопарк для зверей. Отрабатывать обобщенные способы создания изображения животных в лепке; передавать характерные особенности животных; создавать необходимые атрибуты для игр

Звезда Победы, поздравительная открытка для ветеранов. Вырезать из бумаги сложенной вдвое пятиконечную звезду; дополнять и украшать отдельные части и детали изображения; составлять несложную красивую композицию, аккуратно наклеивать

Айылҕаҕа  тахсыы  сиэрэ- туома. (традиции)

II
(6-10)

День Великой Победы

Салют в честь праздника Победы. Отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу дома, а вверху – салют; образно оценивать рисунки (выделяя цветовое решение, детали);  готовить нужные цвета, смешивая краски на палитре

Панно "Салют Победы". Создание панно путем размазывания на плоскости цветных фигур из пластилина

На лесной полянке выросли грибы. Вырезать предметы  и их части круглой и овальной формы,  закруглить углы у прямоугольника, треугольника; вырезать большие и маленькие грибы по частям, составлять несложную красивую композицию; разрывать неширокую полосу бумаги мелкими движениями пальцев для изображения травы, мха около грибов

«Мин олоҥхоттон кэллим» стр 48. Тосхол.

III
(13-17)

Лето

Бабочки летают над лугом. Отражать в рисунках несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни;  располагать изображения на широкой  полосе; передавать колорит того или иного явления на основе наблюдений; передавать контуры бабочек неотрывной линией; сочетать в рисунке акварель и гуашь; готовить нужные цвета, смешивая акварель и белила

Грибы. Лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти  и пальцев, передавать некоторые характерные признаки: углубление, загнутые края шляпок грибов, утолщающиеся ножки

Яркая сумочка» — поделка из картонной коробки. Закрасить коробку; вырезать и приклеить ручки; полоски цветной бумаги сложить гармошкой, затем сделать круглые объёмные цветочки; Используя ленточную технику вырезания, подготовить несколько одинаковых силуэтов для фигурки бабочки, затем склеить так, чтобы получилась объёмная фигурка. Украсить сумочку цветами и бабочкам.

Сайылыкка  тахсыы  сиэрэ-  туома. (традиции)

IV
(20-24)

Николиндень. Ысыах

"Тоноҕос ойуу", "Сарбынньах ойуу" якутские узоры. Располагать узоры на полосе, составлять оттенки цветов при рисовании гуашью

Осуохай (коллективная работа). Изображать фигуру людей (мужчин, женщин), правильно передавая соотношение частей по величине, их расположение по отношению к главной или самой большой части; лепить столб Сэргэ, украшать его узорами; создать одну сюжетную композицию

Звезда Победы, поздравительная открытка для ветеранов. Вырезать из бумаги сложенной вдвое пятиконечную звезду; дополнять и украшать отдельные части и детали изображения; составлять несложную красивую композицию, аккуратно наклеивать

«Бухатыыр ата» стр. 49. Тосхол.

V
(27-31)

До свидание детский сад!

Рисование по замыслу. Учить детей самостоятельно задумывать содержание рисунка. Закреплять ранее усвоенные умения и навыки в рисовании красками

Лепка по замыслу. Создавать изображения по собственному замыслу, использовать разнообразные приемы лепки, пользоваться стекой для украшения изделий

На лесной полянке выросли грибы. Вырезать предметы  и их части круглой и овальной формы,  закруглить углы у прямоугольника, треугольника; вырезать большие и маленькие грибы по частям, составлять несложную красивую композицию; разрывать неширокую полосу бумаги мелкими движениями пальцев для изображения травы, мха около грибов

Национальный праздник ысыах (традиции)

Месяц

Якутское название месяца

Неделя

Темы недели

Социально-коммуникативное развитие

Сентябрь

Улуу суорун

I
(3-7)

Мой детский сад

Адаптационный период: подготовка детей к организованной образовательной деятельности, первичные наблюдения за общим развитием детей, формированием у них социально-коммуникативных навыков. Повторение пройденного материала в средней группе (развлечение "Маленький эрудит").

II
(10-14)

Игры и игрушки

"Хорошая привычка": следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки. следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.

III
(17-21)

Золотая осень.  Дары осени

"Я расту и развиваюсь" (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Культура еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

IV
(24-28)

Труд людей

Сюжетно-ролевые игры "Воспитатель", "В больнице" и т.п.. Труд в природе: к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады.

Октябрь

Хотой Айыы

I
(1-5)

Я и моё окружение

Сюжетно-ролевая игра "Семья"

II
(8-12)

Птицы Якутии

дидактическая игра "Что будет если ..." понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

III
(15-19)

Моя мама

сюжетно-ролевая игра «Семья: собираем гостинцы для бабушки и дедушки», Моя семья, представления о семье и ее истории. Моя мама.

IV
(22-26)

Дружба народов

"Моя Родина - Республика Саха (Якутия)", расширить представления РС(Я), о народностях, живущих в республике, о солидарности и единении народов.

V
(29-2)

Подготовка к зимовью

"Домашний труд взрослых", представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости, чувство благодарности к людям за их труд, дидактическая игра «Источники опасности дома» (безопасном поведении в быту)

Ноябрь

Байанай ыйа

I
(5-9)

Деревья Якутии

"Лес". Сюжетно-ролевая игра "В лесу", правила поведения в лесу: ситуативная игра "Я заблудился". Труд в природе: выращивание комнатных растений, посадка. Дидактическая игра "Чей след?"корнеплодов.

II
(12-16)

Подводный мир

подвижная игра "Рыбаки". Знакомство с особенностями национальной подледной рыбалки Муҥха.

III
(19-23)

Дикие животные. Байанай

Дикие животные, понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру, правила поведения на природе.

IV
(26-30)

Зимушка зима

"Зима". Правила поведения в холодное время года "Осторожно - холод".

Декабрь

Билгэ Хаан. Остуоруйа ыйа

I
(3-7)

Чудесная страна сказок

"Добро не умрет, а зло пропадет": положительные и отрицательные герои сказок

II
(10-14)

Билгэ

О дружбе и друзьях

III
(17-21)

Зимние игры

Зимние игры

IV
(24-28)

Новый год

Новый год

Январь

Таҥха Хаан. Таҥха ыйа

I
(7-11)

Каникулы

II
(14-18)

Игры Таҥха

Игры танха

III
(21-25)

Якутские настольные игры

Якутские настольные игры "Тыксаан", "Хабылык". Правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.)

IV (28-1)

Путешествие в прошлое – Жизнь наших предков

Сюжетно-ролевая игра "Семья", "Детский сад", "Защищай младших, уважай старших, помогай старикам!"

Февраль

Одун Хаан

I
(4-8)

Мир предметов техники и механихмов.

р/и "На дороге", "ГИБДД", "Шофер", Дорожные знаки: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка». "Моя улица", названия ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети


II (11-15)

Неделя родного языка

В гостях у художника. Сюжетно-ролевая игра "Я - художник" (понимать общественную значимость труда художника, его необходимость), экскурсия в художественный класс Детской школы искусств

III
(18-22)

Защитиник отечества

"Не имей сто рублей, а имей сто друзей"

IV
(25-1)

Неделя прикладного творчества

Российская армия, беседа о разных военных профессиях и родах войск. "Источники опасности в быту" (электроприборы, газовая плита, утюг и др.), безопасное пользование бытовыми предметами.

Март

Дьөһөгөй ыйа. Үлэҕэ сатабыл, Билии ыйа

I
(4-8)

Весна пришла. Международный женский день

"Братья наши малые". Правила общения и ухода за домашними животными. "Наводим порядок на участке детского сада": подметать и очищать дорожки от снега.

II
(11-15)

Дьѳһѳгѳй. Домашные животные

"При солнышке тепло, а при матушке добро": главный помощник мамы. Ситуативная игра "Один дома без мамы". Правила пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.)

III
(18-22)

Олонхо.

Три мира Олонхо

IV
(25-29)

Путешествие в мир космоса

Путешествие в мир космоса

Апрель

Айыыһыт ыйа (ыал буолан оҕо төрөтүү, иитии төрүтэ)

I
(1-5)

Неделя здоровья

"В чистом теле - чистый дух!". с-р/и "Кошкин дом", "Правила поведения при пожарах": знания о пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара, о работе службы спасения — МЧС,  о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03», и что нужно называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон при звонке.

II
(8-12)

неделя музыки

Доброе сердце. Люди бывают разными.

III
(15-19)

Неделя семьи

Моя родословная. История семьи. Семейные традиции. Хозяйство семьи

IV
(22-26)

Моя республика – Якутия

Моя республика - Саха сирэ (Якутия). Символы Республики (флаг и герб)

Май

Иэйэхсит ыйа (кэрэҕэ

уһуйуллуу)

I
(29-3)

Мир, труд, май

Что такое мир и война?  "Наводим порядок на участке детского сада": подметать и очищать дорожки от мусора, поливать песок в песочнице и пр.

II
(6-10)

День Великой Победы

Пусть всегда будет Мир!: ветераны ВОВ, беседа о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, как люди хранят память о них.

III
(13-17)

Лето

Летний труд взрослых (сенокос, работа в летниках).

IV
(20-24)

Николин день. Ысыах

Национальный праздник - Ысыах.

V
(27-31)

До свидание детский сад

Повторение пройденного материала за год

месяц

Название месяца

Недели

Тема недели

“Физическое развитие”

Здоровый образ жизни

Подвижные игры

сентябрь

Улуу суорун

I
(3-7)

Мин детсадым.(Мой детский сад)

Беседа “Мой детский сад”, твои новые друзья

«Иэс баайсыы»

«Бырыычыка»

II
(10-14)

Оонньуулар уонна оонньуурдар (Игры и игрушки)

Беседа “Польза воды”

«Орой охсуһуу»

«Салгыдый»

III
(17-21)

Кѳмүс күһүн. Күһүн бэлэхтэрэ. (Золотая осень.  Дары осени)

Беседа “Организм человека”

«Харах симсии»

«Тииҥнэр уонна эриэхэлэр»

IV
(24-28)

Улахан дьон үлэтэ. (Труд людей)

Беседа “Как ты растешь”

«Хардаҕас охторуута»

«Биһилэх кутуһуу»

октябрь

Хотой Айыы

I
(1-5)

Тулалыыр эйгэ. (Я и моё окружение)

Беседа “Как ты познаешь мир”

«Мохсуо»

«Хабылык»

II
(8-12)

Саха сирин көтөрдөрө (Птицы Якутии)

Беседа “Как научиться преодолевать трудности”

«Хаамыска»

«Бэргэн булчут»

III
(15-19)

Мин ийэм (Моя мама)

Беседа “Твои чувства”

«Элиэ уонна кууруссалар»

«Ат сүүрдүүтэ»

IV
(22-26)

Норуоттар доҕордоһуулара. (Дружба народов)

Беседа “Умеешь ли ты дружить?”

«Куобах»

«Миэстэ былдьаһыы»

V
(29-2)

Кыстыкка бэлэмнэнии (Подготовка к зимовью)

Беседа “Труд людей”

«Миэстэ былдьаһыы»

«Хабылык»

ноябрь

Байанай ыйа

I
(5-9)

Саха сирин мастара (Деревья Якутии)

Беседа “Сильно пахнущие вещества опасны для здоровья”

«Муҥхаһыттар»

«Сыал быраҕыы»

II
(12-16)

Уу анна. (Подводный мир)

Беседа “Солнце, воздух и вода”

«Мохсоҕоллоһуу»

«Муҥхаһыттар»

III
(19-23)

Байанай. Дьиикэй кыыллар. (Дикие животные. Байанай)

Беседа “Научится быть терпеливым”

«Харах симсии»

«Хаамыска»

IV
(26-30)

Кырыа кыhын (Зимушка зима)

Беседа “Правила одевание зимней одежды”

«Хабылык»

«Тэлэрик»

декабрь

Билгэ Хаан. Остуоруйа ыйа

I
(3-7)

Остуоруйа алыптаах дойдута (Чудесная страна сказок)

Беседа “Этикет дежурных”

«Сыалы табыы»

«Кусчуттар»

II
(10-14)

Билгэ

Беседа “Вежливая просьба”

«Харах симсии»

«Муҥхаһыттар»

III
(17-21)

Кыһыҥҥы оонньуулар (Зимние игры)

Беседа “Теплый, холодный воздух”

«Хары баттаһыы»

«Салгыдый»

IV
(24-28)

Сана дьыл

Беседа “По дороге в детский сад”

«Сыал быраҕыы»

«Миэстэ былдьаһыы»

январь

Таҥха Хаан. Таҥха ыйа

I
(7-11)

Рождественские каникулы

II
(14-18)

.Таҥха оонньуулара. «Таҥха иһиллээһин» (Игры Таҥха)

Беседа “Фея учит вежливости”

«Тырыыҥка»

«Ойбонтон уулааһын»

III
(21-25)

Сахалыы остуол оонньуулара. (Якутские настольные игры)

Беседа “Культурный человек”

«Кылыы»

«Өһөс торбос»

IV (28-1)

Былыргыгаайан – ѳбүгэлэрбитолохторо-дьаһахтара. (Путешествие в прошлое – Жизнь наших предков)

Беседа “Еда вкусная и полезная”

«Тырыыҥка»

«Хардаҕас охторуута»

февраль

Одун Хаан

I
(4-8

Мир предметов техники и механихмов.

Беседа “Правило дорожного движения”

«Иэс баайсыы»

«Көрдөөх эстафета»


II (11-15)

Ийэ тыл нэдиэлэтэ. (Неделя родного языка)

Беседа “Я пешеход”

«Муҥхаһыттар»

«Тэлэрик»

III
(18-22)

А5а дойдуну көмускээччилэр куннэрэ. (Защитиник отечества)

Беседа “Вместе тесно, а врозь скучно”

«Хайах хостооһун»

«Миэстэ былдьаһыы»

IV
(25-1)

Айар кут нэдиэлэтэ. (Неделя прикладного творчества)

Беседа “Бережем наши глазки”

«Тырыыҥка»

«Мас тардыһыы»

март

Дьөһөгөй ыйа. Үлэҕэ сатабыл, Билии ыйа

I
(4-8)

Саас кэллэ. (Весна пришла. Международный женский день)

Беседа “Что я думаю о себе и о других”

«Түргэнник хап»

«Ырааҕы ыстаныы»

II
(11-15)

Дьоьогой. Саха сылгыта Дьиэ кыыллара. (Дьѳһѳгѳй. Домашные животные)

Беседа “Мое любимое животное”

«Хаамыска»

«Буурдааһын»

III
(18-22)

Олонхо.

Беседа “Убережем дом от пожара”

«Хаамыска»

«Буурдааһын»

IV
(25-29)

Космос куйаара. (Путешествие в мир космоса)

Беседа “Погода и здоровья”

«Харах симсии»

«Иннэлээх сап»

апрель

Айыыһыт ыйа (ыал буолан оҕо төрөтүү, иитии төрүтэ)

I
(1-5)

Доруобуйа нэдиэлэтэ.(Неделя здоровья)

Беседа “Витамины и микробы”

«Мас тардыһыы»

«Атах тэпсиитэ»

II

(8-12)

Ырыа-тойук нэдиэлэтэ (неделя музыки)

Беседа “Полезные привычки”

«Кылыы»

«Куобахтааһын»

III
(15-19)

Дьиэ кэргэн нэдиэлэтэ. (Неделя семьи)

Беседа “Когда остаешься один дома”

«Бэргэн булчут»

«Хардаҕас охторуута»

IV
(22-26)

Мин дойдум – Саха сирэ (Моя республика – Якутия)

Беседа “Якутск – наша столица”

«Халбас харата»

«Хаамыска»

май

Иэйэхсит ыйа (кэрэҕэ

уһуйуллуу)

I
(29-3)

Эйэ,үлэ (Мир, труд, май)

Беседа “Урок дружбы”

«Хайах хостооһун»

«Мас тардыһыы»

II
(6-10)

Улуу кыайыы (День Великой Победы)

Беседа “День победы”

«Атах тэпсиитэ»

«Сыалы тап»

III
(13-17)

Сайын. (Лето)

Беседа “Добрые дела”

«Бырыычыка»

«Хардаҕас охторуута»

IV
(20-24)

Ньукуолун күнэ. Ыһыах

Беседа “Как мы дышим”

«Атаралааһын»

«Атах тэпсиитэ»

V
(27-31)

Көрсүөххэ диэри, детсадым. (До свидание детский сад)

Беседа “Мои достоинство и недостатки”

«Мас тардыһыы»

«Биһилэх кутуһуу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы учителя-логопеда Козлович Александры Андреевны в старшей группе на 2018-2019 учебный год

Перспективное планирование логопедической работы в старшей группе по разделам: звукопроизношение, фонематический слух, грамматика, лексика, связная речь, РЭМП, просодика, моторика....

Перспективный план по экологическому воспитанию в старшей группе на 2018 - 2019 гг.

Отсутствие у детей реалистических знаний об окружающей природе нередко служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным, растениям и т.д. Это не только наносит вред природе, но и отрицат...

Перспективный план старшей группы на 2018-2019 уч.г..

МБДОУ Баягинский детский сад «Ньургуһун»«УТВЕРЖДАЮ»:старший воспитатель МБДОУ__________ /Неустроева  А.А./«____» ______________ 2018 г....

Перспективный план работы по взаимодействию с семьями воспитанников в старшей группе на 2018–2019 учебный год

Цель: Создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и понимание...

Перспективный план работы с родителями в старшей группе на 2018-2019 учебный год.

Разработка представляет план работы по установлению сотрудничества между детским садом и семьями воспитанников....