Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье будущий первокласников
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье будущий первокласников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt123.docx | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье будущий первокласников
Цель:
- Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о готовности к школьному обучению.
- Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.
Задачи:
- Привлечь внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.
- Определить, что входит в понятие “психологическая готовность к школе”
- Вовлечь родителей в понимание готовности ребенка к школе через опыт активного обучения.
- Применять различные виды работ для достижения задач семинара.
Форма работы: групповая
Виды работы: короткое информационное сообщения, упражнения в парах, обсуждения, работа в небольших группах
Ход семинара
1.Ритуал приветствия
Цель: активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу.
Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о том, что ждет вас в недалеком будущем? О школе, о подготовке к школе
Наше знакомство мне хотелось бы начать с приветствия. Пусть каждый, в чьих руках окажется мяч представиться (имя ребенка, свое имя отчество, место работы)
Игра-опрос
Цель: помочь выяснить насколько хорошо вы знаете своих детей. Все присутствующие получили 3 листочка разных цветов. Я задаю вопрос, а вы поднимаете листочки.
Если
- “Да” - красный цвет.
- “Нет” - зеленый.
- “Не знаю” - синий.
Вопросы
- Добрый ли ваш ребенок?
- Вежливый ли ваш ребенок?
- Общительный ли ваш ребенок?
- Щедрый ли ваш ребенок?
- Внимательный ли ваш ребенок?
- Правдивый ли ваш ребенок?
- Отзывчивый ли ваш ребенок?
- Справедливый ли ваш ребенок?
- Жизнерадостный ли ваш ребенок?
- Ответственный ли ваш ребенок?
“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться” (Венгер Л.А.)
2. Раскрытие понятия “Школьная готовность ребенка школе”
Безусловно, родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно заниматься с ребенком не только на специальных занятиях, но и в повседневной деятельности - в играх, в труде в общении с взрослыми и сверстниками.
Практическое задание № 1
Инструкция: Напишите на своих листах главное, что должен уметь ребенок, поступающий в 1 класс.
Родители работают самостоятельно (3 – 4 минуты). Затем все родители зачитывают свои ответы. Психолог обобщает ответы родителей, составляет “портрет идеального (по мнению родителей) первоклассника”
Затем предлагает познакомиться с “портретом идеального (по мнению психологов, педагогов) первоклассника”
Теоретический блок
Школьная готовность
- Физическая
- Педагогическая
Психологическая готовность
- Интеллектуальная
- Мотивационная
- Коммуникативная
- Эмоционально-волевая
Интеллектуальная готовность
Данный компонент школьной готовности заключается в приобретении определенного кругозора, запаса знаний в развитии памяти, внимания, мышления, воображения, речи. Умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка, сравнивать предметы, находить различия и сходство, выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам, делать простейшие умозаключения и обобщения и др. Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течении 15–20 минут).
Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация).
Очень важна речевая готовность ребенка. Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух.
Коммуникативная готовность
Коммуникация – общение.
1.Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции. В общении с взрослыми ребенок должен осознавать контекст общения и уметь действовать исходя из этого контекста. Например, знать, когда можно вставать во время урока и следовать этому; спрашивать учителя по делу, а не по пустякам.
2.Умение войти в детский коллектив. Это один из сложных компонентов готовности, т.к зависит от характера и темперамента ребенка. Сложно приходится застенчивым “тихоням”. Порой и активным “шустрикам” приходится постараться, чтобы влиться в новый коллектив. Общение со сверстниками должно заключаться в двух навыках: во – первых, ребенок должен уметь договариваться, кооперироваться с другим детьми. Во – вторых, ребенок должен достаточно спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции, ведь школьная жизнь – это соревнование.
Важным компонентом школьной готовности считают мотивационную готовность, наличие мотивации к учебной деятельности
К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:
- к школе;
- учителю;
- к учебной деятельности;
- к самому себе.
Различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Если спросить ребенка, хочет ли он в школу, то большинство ответит “хочу” Но это “хочу” будет разным. Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой, например, “хочу портфель как у брата” или “хочу красивый пенал”. Внутренняя мотивация связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания.
Эмоционально-волевая готовность
Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа.
К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.
Важная задача перед родителями – научить доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определенные условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит т того, как дети подготовили свое рабочее место. Например, если ребенок сел рисовать, но не приготовил заранее все необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующей листок... В результате, ребенок теряет интерес к замыслу, затрачивает время в пустую, а то и оставляет дело незавершенным.
А также
- развитие мелкой моторики (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами, для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц);
- пространственная организация, координация движений (умение правильно определять “выше-ниже”, “вперед-назад”, “слева-справа”);
- координация в системе “глаз-рука” (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
Для ребенка переход в школу – трудный и ответственный период в его жизни. И от родителей требуется особое внимание. В семье должна царить добрая нравственная атмосфера, уважение друг другу. Родительское влияние в данный момент самое сильное, самое действенное. От родителей зависит многое, т.к. ребенка нужно приучить к самостоятельности, организованности, аккуратности. Именно этих качеств не достает нашим первоклассникам.
А сейчас предлагаю определить степень Вашего беспокойства по поводу приближающего школьного обучения
- Испытываете сильное беспокойство, поднимите 2 руки вверх (встают на черную дорожку)
- Слегка волнуетесь (умеренное) – поднимите 1 руку, например, правую (синяя дорожка)
Если испытываете чувство уверенности за своего ребенка (нет особого беспокойства) – сложите руки перед собой, как ученики (красная дорожка)
Родители разбились на группы по дорожкам. Идет обсуждения. От кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше?
Задание №1 родителям
У вас на карточках написаны фразы, которые довольно часто употребляют родители. Прочтите и попробуете прокомментировать их:
Какие детские чувства могут стимулировать у детей эти реплики
- “ Вот пойдешь в школу, там тебе... Ты, наверное, будешь двоечником”
(утрата веры в себя, желания ходить в школу, возникновение чувство неуверенности)
- “ Только попробуй мне сделать ошибки в диктанте!”
(Прямая угроза наказания. У наказанного ребенка могут возникнуть враждебные чувства к родителям), развиваться комплекс неполноценности и др)
- “Учись так, чтобы мне за тебя не было стыдно”
(на ребенка ложится двойная нагрузка иными словами, взрослый человек, испытывая страх “унижением” делает ответственным за свою самооценку ребенка)
Задание № 2
Проблемные ситуации для родителей
- Занимаясь в тетради. Ваш ребенок постоянно встает, отвлекается, бегает за игрушкой. Ваши действия?
- Вы купили новую игру(головоломку, пазлы или др.) После неудачи ребенок бросает игру, говорит, что она неинтересная. Ваши действия?
- Ваш ребенок в подготовительной группе (6-7 лет) внезапно заявил, что не хочет идти в школу. Ваши отношения к этому?
Игра с родителями “Разброс мнений”
Раздаются карточки с первыми словами предложения, а родители должны его продолжить.
- Мой ребенок любит играть ...
- Любимая игрушка моего ребенка ...
- Дома мы играем ...
- Игры могут научить детей ...
- Мне кажется, что моему ребенку ...
- Я считаю, что игра ...
- Любимая игра моего ребенка ...
- Ребенку для игры нужно ...
- Мой ребенок боится ...
- Мой ребенок любит ...
- Я со своим ребенком занимаюсь ...
- Моему ребенку трудно ...
- Мой ребенок не умеет ...
- Мой ребенок мечтает о ...
- Мой ребенок в школе ...
- Я хочу, чтобы мой ребенок ...
- Меня волнует в моем ребенке ...
- Положительные черты характера моего ребенка – это ...
- Мой ребенок в детском саду ...
- Дома я своему ребенку читаю ...
- Я думаю мой ребенок в школе ...
- Я рассказываю своему ребенку о школе ...
- Любимая сказка моего ребенка ...
- Меня радует в моем ребенке ...
- В выходные дни я с ребенком ...
- Я запрещаю своему ребенку ...
- Мой ребенок умеет хорошо ...
- С началом школьной жизни я думаю, что мой ребенок ...
- Мой ребенок любит больше всего ...
3. Ритуал прощания
Передавая клубок по кругу, предлагается закончить предложения “Чтобы помочь нашим детям стать хорошими учениками, я ...”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Совершенствование общения педагогов и родителей»
Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести...
Психологическая готовность к школе " В семье будущий первоклассник" (презентация)
Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Это переход к новым условиям деятельности и новому образу жизни, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.Для успешного обу...
Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"
Цель:- Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о готовности к школьному обучению.- Организация совместной работы детского сада, семьи по форми...
Семинар - практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Совершенствование общения педагогов и родителей»
Семинар - практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга«Совершенствование общения педагогов и родителей» Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопрос...
Семинар-практикум «Работа с родителями обучающихся в ДОО и школе» «Взаимодействие со школой»
Семинар-практикум«Работа с родителями обучающихся в ДОО и школе» «Взаимодействие со школой»...
Родительское собрание нетрадиционной формы. Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга «Готовность родителей к школе»
Родительское собрание нетрадиционной формы. Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга «Готовность родителей к школе»...
Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье будущий первоклассник"
Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.Способствовать расширению представлений родителей, дети...