Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни
материал на тему
Предварительный просмотр:
«Формирование у дошкольников
основ безопасности жизнедеятельности
и здорового образа жизни»
(выступление на педсовете)
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача взрослых – научить ребенка безопасному поведению в различных ситуациях, подготовить его к жизни в динамичном мире.
Безопасное поведение в городе формируется у детей через понимание необходимости соблюдения определенных правил поведения в разных областях жизни. Дошкольника опекают родители и персонал детского сада, получивший же свободу школьник оказывается совершенно неподготовленным к ответственности за собственную и чужую жизнь. Попадая в непривычную ситуацию, дети теряются, не могут определить степень ее опасности, часто вообще не связывают происходящее с полученной ранее информацией и не могут адекватно действовать.
Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста. В научной литературе понятие “безопасность” трактуется как предотвращение угрожающих жизни человека влияний внешних и внутренних факторов среды. Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать.
В ДОУ педагогам необходимо:
- Создавать условия для формирования естественности посильности движений, добровольности и желания их выполнять (физическое здоровье).
- Обеспечить ребёнку чувства психической защищённости, доверия к миру, радости (психическое здоровье).
- Формировать начало личности, развивать индивидуальность, базис личностной культуры (социальное здоровье).
Это основные составляющие ОБЖ.
Задачи Безопасности Жизнедеятельности:
- идентификация опасности распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;
- предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
- защита от опасности;
- ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
- создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.
Т. о., формула безопасности гласит:
- предвидеть опасность;
- при возможности избегать;
- при необходимости действовать.
Цель здоровьесберегающей технологии –
обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, воспитания у него культуры здоровья и культуры безопасного поведения в быту.
«Формирование основ безопасного поведения
в быту, социуме, природе»
Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и осознанных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.
Формирование безопасного образа жизни является актуальной проблемой современного общества в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия и требует внимания родителей и педагогов всех элементов образовательной системы, начиная с дошкольного образования.
Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Необходимо дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, ведь безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения в быту, социуме, природе имеют современные средства ИКТ. Инновационные подходы в данном направлении и комплексно решают поставленные задачи:
- Воспитательные
- Развивающие
- Обучающие
Опираясь на возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей дошкольного возраста, выделен ряд моментов, которые важно учитывать при решении данных задач:
* Вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности в доме, избегая морализации, путем познания, а не запретов.
* Обеспечить активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в домашней среде.
* Внушить ребенку, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом, не спровоцировав у него чувство робости и страха, используя имитационное моделирование угрожающих ситуаций и обучение практическим действиям с потенциально опасными предметами домашнего обихода.
* В общении с детьми использовать и закреплять такие понятия, как «опасно», «безопасно», «осторожно».
Выработаны следующие принципы работы с детьми по данному направлению.
К ним относятся:
- не заучивать с детьми правила дорожного движения, а обучать их правилам безопасного поведения на улицах;
- чаще использовать наблюдения в реальной обстановке;
-применять разные формы работы (викторины, конкурсы, использовать кружковую и театральную деятельность применение методов проекта;
- работа должна проводиться во взаимодействии с семьями, так как именно родители являются авторитетом для ребёнка.
Не мало важное значение имеют и условия для ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности:
- Микроклимат в ДОУ
- Пространственно - предметное окружение
- Игровая среда (ППР среда)
Формы организации деятельности детей дошкольного возраста:
- Организованная деятельность детей
- Совместную деятельность взрослых и детей
- Свободная самостоятельная деятельность
Для проведения НОД по “Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников”, можно использовать разнообразные методические приемы:
- беседы,
• эксперименты,
• тренинги,
• наглядность,
• сюжеты из жизни,
• художественные произведения,
• игры,
• рисование на различные темы.
Этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
- Первый этап - это диагностика уточнение представлений детей о правилах поведения в быту, социуме, природе., есть ли у них личный опыт на который в дальнейшем может опереться воспитатель.
- Второй этап - это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний.
- Третий этап - закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности в быту, социуме, природе.
- Четвертый этап- формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
- Пятый этап - развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, при обучении правилам безопасности в быту, социуме, природе. Эти качества во многом помогают ребенку правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.
В основе организации образовательного процесса по разделу формирование основ безопасности в быту, социуме, природе находится программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина), разработанная на основе проекта Государственных стандартов дошкольного образования.
В соответствии с программным содержанием реализуются
шесть основных направлений программы:
- Ребенок и другие люди
- Ребенок и природа
- Ребенок дома
- Здоровье ребенка
- Эмоциональное благополучие ребенка
- Ребенок на улице
Деятельность особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребенок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Ребенок учится сопереживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира.
Проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках ДОУ, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом - семьей, Полицией (инспекторами ДПС) и МЧС России (ПЧ).
Таким образом, чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т.е. адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Реализация образовательной области «Безопасность» через формирование основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в детском саду «Журавушка» (представление инновационного педагогического опыта
на конкурс«Учитель года – 2014»)...
Интегрированное открытое занятие по формированию безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Игра – викторина «Что? Где? Когда?»
Цели: в игровой форме обобщить и систематизировать имеющиеся у детей представления о сохранении здоровья и безопасности жизнедеятельности....
Календарно – тематическое планирование по формированию основ безопасности жизнедеятельности и здоровому образу жизни в старшей группе
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь имен...
Содержание деятельности по формированию безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Мы предлагаем рекомендации по проведению "Занимательной деятельности" с детьми в условиях семьи, игры по познавательному, речевому развитию детей дошкольного возраста, краеведческие игры, ви...
« Содержание деятельности по формированию безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
laquo; Содержание деятельности по формированию безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста»...
Перспективное планирование по формированию основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни
перспективное планирование на год по формированию обж и зож...
Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста и их родителей...