Статья "Единство детского сада и семьи в решении задач трудового воспитания"
статья по теме

Фролова Ирина Сергеевна

 Повысить эффективность трудового воспитания и развития детей в семье и ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

И.С Фролова.

Воспитатель.

г. Карабаш.

2016 г.

Статья.

«Единство детского сада и семьи в решении задач трудового воспитания».

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «детский сад №10» комбинированного вида г. Карабаша.

Цель:

 Повысить эффективность трудового воспитания и развития детей в семье и ДОУ.

Задачи:

- Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и стремление оказать помощь.

- Формирование у детей положительных личных качеств, таких как, стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость.

- Развитие навыков организации труда.

Актуальность:

Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств.

План:

  1. Трудовое воспитание в семье.
  2. Значение труда в неполной семье.
  3. Трудовые поручения в многодетной семье.
  4. Детский сад и труд дошкольника.

Введение:

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования в детском саду и семье, не согласованны, то воспитание полезных навыков и привычек будет затруднено. Дошкольных учреждения должны превратиться в открытый социально – педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей.

Трудовое воспитание в семье и в дошкольных учреждениях преследует единые цели и задачи, однако содержание и методы решения этих задач различаются, так как труд детей в семье имеет свою специфику. Атмосфера сердечной привязанности, взаимной любви детей и родителей создает положительное эмоциональное отношение ребенка к труду, побуждает его сделать что-либо приятное  близким. В этом заключается особенность мотивации детского труда в семье. Дома труд взрослых не удален от ребенка, который ежедневно наблюдает, различные его виды и помогает взрослым.

Трудовые обязанности и поручения у ребенка в семье по своему содержанию многообразны, чем в детском саду. Дети помогают родителям убирать урожай, ухаживать за животными, стирать белье, мыть посуду, готовить пищу, учатся вязать, ремонтировать бытовые приборы и т.д. Процесс труда в семье более продолжителен. Дома необходимость, обязательность труда ощущается ребенком очень убедительно, ему нередко приходится сдерживать свои желания, считаться с занятостью родителей той или иной работой. В семье чаще, чем в детском саду, практикуется совместная трудовая деятельность взрослых и детей и свободное индивидуальное общение их с взрослыми.

Совместная трудовая деятельность невозможна без общения, в процессе которого и решаются воспитательные задачи. Ребенок стремиться выяснить нравственный смысл своих действий и действий окружающих, оценить поступки и личные качества родителей. Совместный труд требует согласования действий ребенка с действиями других работающих, так как результаты его зависят от усилий всех, в том числе и ребенка, и пользоваться ими будет не только ребенок, но и другие члены семьи.

Неполная семья – это как известно, семья, в которой детей воспитывает один из родителей, чаще мать. В чем же состоит особое значение труда ребенка, живущего в неполной семье? В том, что труд, помимо всего остального, может помочь матери и ребенку стать ближе, больше общаться друг с другом. Мать, должна четко знать цель и способы приобщения своего ребенка к трудовой деятельности, развивать в нем активность, самостоятельность, советоваться по поводу домашних дел ( что купить, какой подарок выбрать для бабушки, смастерить что-нибудь своими руками).

Общение имеет самое разное содержание, что важно для формирования личности ребенка. Во время работы в саду или при уходе за животными мать учит ребенка наблюдательности, любви к природе, дает начальные знания о ней. Кроме того, в процессе выполнения домашней работы мать, приучая ребенка к труду, с ним разговаривает на самые различные темы. Мама и дочка, готовясь к приходу гостей, занимаются кулинарией. Мама, показывая, как надо лепить пирожки, вспоминает свое детство, какие-то смешные случаи, рассказывает, как она сама маленькой девочкой помогала родным, расспрашивает дочь о детском саде, хвалит ее за старательную работу, ласково называя своей главной помощницей. Совместный труд и общение в процессе выполнения работы оказываются эффективным средством воспитания и обучения ребенка, появляется привычка, потребность общаться с мамой, делиться с ней своими радостями и печалями.

В многодетной семье трудовое воспитание происходит по принципу «Все делаем вместе». Родители показывают ребенку, что мыть посуду, прибирать игрушки - это радость, а не принудительная обязанность. Вместе любое дело интереснее. Если мама, с радостью складывает вещи в шкаф. Папа, с удовольствием, строгает черешок для лопаты. Дети будут крутиться рядом, и пытаться помочь родителям. Они будут стремиться попробовать это сделать самостоятельно. Самое главное - это не переложить на детей работу по дому, потому что маме самой не охота этим заниматься. А заразить ребенка радостью от полученного результата. Совместные действия хорошо сближают. Когда дети маленькие, приучать к труду можно в форме игры. Игрушки собирать в виде соревнований: кто самый быстрый и ловкий - тот лучше всех приберется в своем уголке. Можно придумать сказку. Например: прилетели микробы из космоса и сели к нам на полочки, хотят нас захватить. Давайте возьмем тряпочки и будем с ними воевать (то есть вытирать). Когда дети становятся старше, можно вводить ежедневные обязанности по дому. Начинать с одной, постепенно увеличив. Ежедневные обязанности дети выполняют самостоятельно. Мама вечером проверяет, выполнено или нет. Сначала родители поручают детям, заправлять свои постели. Когда это войдет в привычку, добавляют еще задания. Трудовое воспитание в многодетной семье отличается  от семей, где 1-2 ребенка, тем что детям легче понять необходимость маминых требований. Выполняя работу по дому они помогают маме и видят, что, возможно, без них мама не справилась бы, не успела. Дети очень любят чувствовать себя нужными. У ребенка повышается самооценка, чувство значимости в собственных глазах.

 В дошкольном учреждении преобладает общение воспитателя с детским коллективом. В детском саду ребята не всегда имеют возможность наблюдать труд обслуживающего персонала и тем более включаться в него.

На отношение ребенка к труду оказывает влияние и одинаковое его положение в семейном и детском коллективе: дома ребенок может пользоваться привилегиями, в детском саду он – равноправный член коллектива сверстников, где у всех имеются одинаковые обязанности и требования для всех едины.

В дошкольном учреждении работа детей чаще всего бывает коллективной. Организует ее и руководит ею взрослый. Поэтому труд носит целенаправленный, регламентированный характер, положительно влияет на развитие нравственно – волевых черт характера ребенка. В условиях детского сада трудовое воспитание осуществляется по научно обоснованной программе с применением специально разработанных методов руководства. Педагоги учитывают и специфику семейного трудового воспитания для более эффективной работы с детьми.

Таким образом, ребенок, получая первичную социализацию в семье, приобретает в дошкольном учреждении опыт: общения со сверстниками, сотрудничество с другими детьми и взрослыми, самостоятельной деятельности. Возможность развиваться творчески с помощью воспитателей. Воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего ребенок получает гармоничное развитие.

Литература:

Буре Р.С. и др. «Учите детей трудиться». / М.: Просвещение, 2003.

Детский сад и семья / Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик и др.; Под. ред. Т.М. Марковой. – 2-е изд., испр. И доп. –М.: Просвещение, 1986. -207 с.

Гуз А.А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. Образования/ Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2007.

Черепанова И.Б. Дети взрослеют в труде. /И.Б. Черепанова. – М.: Педагогика,  1990, - 174, (Педагогика – родителям).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОУ и семьи в решении задач гендерного воспитания дошкольников

консультация на тему: "Взаимодействие ДОУ и семьи в решении задач  гендерного воспитания дошкольников"...

Взаимодействие ДОУ и семьи в решении задач гендерного воспитания дошкольников.

Взаимодействие ДОУ и семьи в решении задачгендерного воспитания дошкольников....

Взаимодействие ДОУ и семьи в решении задач гендерного воспитания дошкольников

Эфективное решение задач полоролевого воспитания возможно только в тесном содружестве семьи и детского сада, при условии формирования гендорной компетентности родителей на основе адресной дифференциро...

Литературная гостиная как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах нравственно – эстетического воспитания дошкольников.

Форма литературной гостиной при непосредственном участии родителей помогает решить сразу несколько важных задач. В своей работе я использую различные модели построения литературных гостиных, а для хар...

«Взаимодействие ДОУ и семьи в решении задач гендерного воспитания дошкольников»

Необходимым условием успешной полоролевой социализации дошкольников является взаимодействие с семьей, так как только единство дошкольного образовательного учреждения и семьи позволит эффективно решать...

Анализ развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада с точки зрения решения задач по здоровьесбережению.

Основываясь на требованиях ФГОС, СанПиН, Примерного перечня игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений, в ДОУ в средней группе «Золотая рыбк...