Позитивная социализация дошкольников в процессе речевых коммуникаций
презентация по развитию речи

Соцально-коммуникативное развитие дошкольников. Цели, задачи, условия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.53 КБ
Файл k_dokladu.pptx66.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема доклада: «Позитивная социализация дошкольников в процессе речевых коммуникаций»

Дошкольный возраст – начало социальной жизни ребенка. Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли: родители, и педагоги, и сами дети - сверстники дошкольника.

Речевое общение - одно из основных условий социализации ребенка, важнейший фактор формирования его личности и, наконец, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Именно речевое общение создает базу социально-коммуникативной компетентности ребенка.

Степень социализации личности ребенка является важным критерием её адаптации к жизни в обществе. Лев Семенович Выготский в теории культурно-исторического развития психики ребенка обращал большое внимание на то, что слабое развитие речи ограничивает общение ребенка с окружающим миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества.

Рассматривая понятие - «социализация», нужно отметить, что оно включает в себя процесс усвоения ребенком определённой системы знаний, норм, ценностей, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей определенной социальной группе и обществу в целом. Это позволяет ему функционировать в качестве активного субъекта общественных отношений. Особенность социализации в дошкольном возрасте - формирование умений речевого взаимодействия не только со взрослыми, но в большей степени со сверстниками в процессе активных игровых контактов.

Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других. Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Элементы позитивной социализации:

- эмоциональное благополучие ребенка;

- положительное отношение к окружающим людям;

- коммуникативная компетентность дошкольника;

- развитие социальных навыков детей.

Для успешной социализации дошкольника в современном обществе необходима четко спланированная, непрерывно проводимая работа.

Цель работы: создание для детей равных стартовых возможностей для дальнейшей социализации в обществе.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

  1. Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.
  2. Формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития.
  3. Определение пути продуктивного взаимодействия с родителями, оказание помощи в понимании своеобразия развития речи ребенка - дошкольника.

Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников предполагает формирование следующих умений:

  • понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.);
  • получать необходимую информацию в общении;
  • выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
  • вести диалог со взрослыми и сверстниками;
  • спокойно отстаивать свое мнение;
  • принимать участие в коллективных делах (договариваться, идти на уступки и т.д.);

Для развития процесса социализации дошкольников используются в работе не только учебные задания, но и естественные ситуации для обучения навыкам социального поведения, переноса полученных знаний в реальные жизненные ситуации; специальные игры на развитие мимики, воображения, пантомимики; игры на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

В свете введения Федерального государственного образовательного стандарта, задачи социально – коммуникативного развития дошкольников:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Для эффективности работы использую различные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников.

В образовательной деятельности в режиме дня:

- совместная (партнерская) деятельность с детьми, с применением игр, направленных на социально-коммуникативное развитие.

- игровые ситуации, игры с правилами, дидактические (словесные, настольно-печатные), подвижные, народные, творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные);

- беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты и др.

В самостоятельной деятельности детей:

- индивидуальные и совместные творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) игры; все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; выполнение самостоятельных трудовых операций в природе, хозяйственно-бытовой труд; самостоятельная деятельность в уголках уединения, зонированных сюжетных уголках, уголке ряжения, театральном уголке, автогородке;

- самостоятельное декламирование детьми коротких стихотворений, рассказывание сказок и историй, рассматривание книг и журналов; изготовление поделок, конструирование, раскрашивание; развивающие настольно-печатные игры, автодидактические игры (пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки); простейшие опыты и эксперименты; самостоятельная деятельность в сенсорном уголке, уголке книги, экологическом уголке, уголке песка и воды, детской лаборатории.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью.

Педагог-психолог

МБДОУ г.Иркутска д/с №58

Береснева С.С.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Позитивная социализация дошкольников в процессе речевых коммуникаций» Педагог-психолог: Береснева С.С.

Слайд 2

Что такое позитивная социализация? Рассматривая понятие - «социализация», нужно отметить, что оно включает в себя процесс усвоения ребенком определённой системы знаний, норм, ценностей, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей определенной социальной группе и обществу в целом. Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других. Элементы позитивной социализации : - эмоциональное благополучие ребенка; - положительное отношение к окружающим людям; - коммуникативная компетентность дошкольника; - развитие социальных навыков детей . !!Речевое общение - одно из основных условий социализации ребенка, важнейший фактор формирования его личности и, наконец, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Именно речевое общение создает базу социально-коммуникативной компетентности ребенка.

Слайд 3

Развитие социально-коммуникативной компетентности понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.); получать необходимую информацию в общении; выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; вести диалог со взрослыми и сверстниками; спокойно отстаивать свое мнение; принимать участие в коллективных делах (договариваться, идти на уступки и т.д .)

Слайд 4

З адачи социально – коммуникативного развития дошкольников - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; -становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; -развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; -формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Слайд 5

Р азличные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников. В образовательной деятельности в режиме дня : - совместная (партнерская) деятельность с детьми, с применением игр, направленных на социально-коммуникативное развитие. - игровые ситуации, игры с правилами, дидактические (словесные, настольно-печатные), подвижные, народные, творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные); - беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты и др.

Слайд 6

В самостоятельной деятельности детей : - индивидуальные и совместные творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) игры; все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; выполнение самостоятельных трудовых операций в природе, хозяйственно-бытовой труд; самостоятельная деятельность в уголках уединения, зонированных сюжетных уголках, уголке ряжения , театральном уголке, автогородке ; - самостоятельное декламирование детьми коротких стихотворений, рассказывание сказок и историй, рассматривание книг и журналов; изготовление поделок, конструирование, раскрашивание; развивающие настольно-печатные игры, автодидактические игры ( пазлы , рамки-вкладыши, парные картинки); простейшие опыты и эксперименты; самостоятельная деятельность в сенсорном уголке, уголке книги, экологическом уголке, уголке песка и воды, детской лаборатории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Позитивная социализация дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»

Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он  является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отноше...

Позитивная социализация дошкольников в процессе творческой деятельности

В статье представлен опыт работы по интеграции образовательных областей "Социально-коммуникативное развитие" и "Художественно-эстетическое развитие". Говорится о том, как в процесс...

Перспективный план работы по самообразованию «Организация образовательного процесса на основе поддержки позитивной социализации дошкольников» на 2018-2019 учебный год

Цель:• Развитие возможностей и склонностей ребенка к успешной самореализации в образовательном пространстве в среде сверстников;• Развитие личностных качеств при освоении ребенком социальных...

Представление опыта работы по теме: "Организация образовательного процесса на основе поддержки позитивной социализации дошкольников"

Дошкольное детство – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, уникальный возрастной период и одновременно особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления,...

Муниципальный семинар-практикум «Разнообразие форм организации образовательной деятельности в процессе позитивной социализации дошкольников». Метод кейсов как инструмент формирования социальных компетентностей детей дошкольного возраста

С раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающим миром. В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить...

«Позитивная социализация дошкольников в процессе речевых коммуникаций»

Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других....