Обобщение инновационного педагогического опыта
методическая разработка (старшая группа) на тему
В материале описывается педагогический опыт воспитателя структурного подразделения "Тат-Пишленский детский сад" МБДОУ "Детство".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_opyt_vospitatelya.docx | 39.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение инновационного педагогического опыта
воспитателя структурного подразделения «Тат-Пишленский детский сад»
МБДОУ «Детство» Рузаевского муниципального района
Калякулиной Надежды Ивановны
по теме: «Двигательная активность — здоровьесберегающая основа физического воспитания дошкольников».
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Что же касается движений для физического и психического развития ребёнка, то об этом говорится почти во всех книгах о воспитании детей. И действительно невозможно представить здорового ребёнка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей всё чаще и чаще можно встретить среди воспитанников детских садов, не говоря о школьниках. Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Многие школы требуют, чтобы в первый класс пришли дети, умеющие читать, считать и писать. Соответственно дети вынуждены значительное время находиться в статической позе. Ребёнок уже в дошкольном детстве испытывает вредное воздействие гиподинамии. Гиподинамия – что это такое? Угрожает ли она маленьким детям? Каково же мнение разных специалистов о значении двигательной активности?
Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребёнок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней. Движение – это эффективнейшее лечебное средство.
По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель!. И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Все известные педагоги отмечают: движение – важное средство воспитания.
Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребёнка.
Двигательная активность (естественная потребность в движении) — один из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, удовлетворение которой и есть важнейшее условие всестороннего развития и воспитания ребёнка.
Только оптимальный двигательный режим может оказать на организм благоприятное воздействие. Задача создания всех необходимых условий для того, чтобы наши дети росли физически здоровыми и крепкими является одной из важнейших. Сегодня жизнь предъявляет повышенные требования к детям. Это означает, что необходимо формировать поколение с более высокой моралью, умственными способностями и физически развитыми. Одним из наиболее важных направлений физического воспитания, как уже выяснилось, является двигательная активность детей.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становление опыта.
Ведущая педагогическая идея предполагает создание целостного образовательного пространства на основе здоровьесберегающих технологий с целью оптимизации двигательной активности детей в ДОУ .
Новизна опыта.
Новизна данного опыта заключается в:
- создании «двигательного пространства» - развивающей предметной среды для организованной и самостоятельной двигательной деятельности детей, представляющей возможность каждому ребёнку проявить свою творческую активность, самостоятельность, позволяющую привить интерес к физкультуре, создать эффект психологического комфорта;
- взаимодействии с социумом (совместные занятия и физкультурные досуги с выпускниками), экскурсии в ДЮСШ;
- раскрытии потенциала разновозрастного игрового взаимодействия для педагогического обеспечения двигательной активности дошкольников в условиях детского сада;
- формировании здорового образа жизни реализуется на основе личностно-ориентированного подхода через двигательную активность и инновационные здоровьесберегающие технологии.
Теоретическая база опыта.
Начали мы эту работу с углубленного изучения различных современных программ, таких как: «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Стёркиной, «Я – человек» С.Козловой, «Здравствуй» М.Лазарева, «Движение день за днём» М.Руновой, «Здоровый дошкольник» Ю.Змановского... Все программы направлены на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста. За основу я взяла двигательную активность как источник здоровья детей.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Учитывая новые требования в образовании, используя в работе общеобразовательную программу детского сада, я обозначила своей целью создание целостного педагогического процесса , направленного на обеспечение максимального развития личности каждого ребёнка , укрепление его психофизического здоровья .
Мною были определены основные направления работы:
- создание условий для развития двигательной активности и оздоровления ребёнка;
- разработка комплексной системы оздоровления и воспитания дошкольников в ДОУ через двигательную активность;
- осуществление тесного взаимодействия ДОУ, семьи, социума.
Первым шагом для успешной реализации опыта стало создание условий для развития и оздоровления детей.
В детском саду оборудованы физкультурный зал, оснащённый необходимым инвентарём, физкультурные зоны в групповых комнатах, уголки движения, дорожки здоровья. Участок детского сада тоже не остался без внимания. На групповых участках имеются веранды, скамейки, горки, турникеты, лестницы для лазания, беговые дорожки.
В центре имеется физкультурная площадка. Здесь есть всё необходимое для занятий и двигательной активности детей: волейбольная и баскетбольная площадки, беговая дорожка, шведские лестницы разной высоты, скамейки, качели, дуги для подлезания, стойки для метания в цель, разновысотные столбики, оборудование для развития координаций движений. Каждая группа имеет достаточное колличество выносного материала (мячи разных размеров, скакалки, клюшки, спортивные игры).
Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание. Двигаясь, дети познают окружающий мир, учатся любить и целенаправленно действовать в нём. И следующий задачей моей инновационной работы стала разработка графика работы по двигательной активности детей в течение дня. Для этой работы были привлечены все работники детского сада: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель воспитатели, врач, медсестра. В своей работе я исходила из того, что только двигательная активность, закаливание обеспечивают здоровье, энергию, не говоря уже о хорошем настроении. Установлена чёткая система в области решения задач физического воспитания на основе принципа всестороннего гармоничного развития личности.
Поэтому очень важным стало для меня рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как можно больше находились в движении. Формы физкультурно-оздоровительной работы стали более разнообразны. Физкультурные занятия проводятся обязательно трижды в неделю: два из них - в зале, одно- на улице. Провожу оздоровительные занятия, которые имеют сюжетную основу и являются комплексными, объединяя музыку, физкультуру и речь. Я разработала комплексы зарядки после сна – "гимнастику пробуждения". Упражнения начинаются из положения лёжа, и постепенно дети встают. Заканчивают гимнастику ходьбой по " дорожкам здоровья". Также ввела профилактическую гимнастику ежедневно перед прогулкой , перед сном, в свободной деятельности. Ежедневно провожу с детьми дозированные бег и ходьбу на прогулке утром и вечером. Кроме этого провожу спортивные досуги, оздоровительные досуги, физкультурные праздники, дни здоровья, туристические походы. Провожу весёлые старты между группами и с родителями.
Понимая, что вопрос двигательной активности как здоровьесберегающей основы физического воспитания детей – важен , сложен и многогранен , большое внимание я уделяю планированию. Я планирую двигательную активность по этапам. Этап – это условное деление физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня, они имеют свои задачи, в соответствии с которыми необходимо подбирать средства , методы и формы двигательной активности дошкольников.
1-ый этап педагогического процесса - " Утро "- самый насыщенный воспитательно-оздоровительными задачами. Задача воспитателя – уделить внимание каждому пришедшему ребёнку: создать у него доброе, жизнерадостное настроение, вызвать желание заниматься двигательной деятельностью. Утром я стараюсь планировать двигательную деятельность знакомую, в зависимости от интересов и потребностей детей. Стараюсь планировать утром игры малой или средней активности ("Найди, что спрятано?", "Пронеси мяч, не задев кеглю"). Но в то же время при планировании подвижных игр я обязательно учитываю, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи, ИЗО), то планирую игры средней и большей подвижности. Если предстоит физкультурное занятие, то планирую более спокойную окончательную игру.
Для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата и дыхательной системы очень важна утренняя гимнастика. Её я провожу в различной форме: традиционная, игровая, гимнастика с использованием различных предметов, ритмическая гимнастика.
Большое внимание у нас уделяется физкультурным занятиям, так как положительный оздоровительный эффект возможен при соблюдении таких принципов, как постепенность, повторяемость и системность физических нагрузок. Обязательными для каждого занятия являются упражнения для улучшения осанки и развития гибкости позвоночника. Непременным условием при проведении занятия является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения выполняются на фоне позитивных ответных реакций ребёнка, учитывая заповедь древнегреческого врача Гиппократа – "Не навреди!"
Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности проводятся динамические паузы. Они помогают снять напряжение у детей во время длительного статического напряжения. Также проводятся физкультминутки, пальчиковые игры.
Стараюсь использовать любую свободную минуту во блага ребёнка. Для этого я включаю разнообразные упражнения профилактической гимнастики – так называемые "минутки здоровья" , которые можно провести перед прогулкой , приёмом пищи , началом утренней гимнастики или игровой деятельности , т.е. каждую свободную минуту. Продолжительность их невелика ( всего 2-3 мин.), а оздоровительный эффект очень большой.
2-ой этап педагогического процесса – "Прогулка".В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности.
К планированию прогулки я отношусь очень ответственно.Тщательно подбираю игры для прогулок с учётом возраста детей , при этом учитываю различную степень подвижности ребёнка в игре ( игры с малой , средней и большей подвижностью). Игры должны включать различные виды движении ( бег, метание, прыжки и т.д.) и содержать интересные двигательные игровые задания . Дети дошкольного возраста с удовольствием играют в сюжетные игры( например"Аист и лягушки") и игры с предметами ( мячами, скакалками , обручами и т.п.). У старших дошкольников пользуются популярностью игры- эстафеты , игры с правилами , элементами соревнования , спортивные: зимой- хоккей, весной , летом , осенью- футбол , бадминтон, городки .
Дозированные бег и ходьба на прогулке – один из способов тренировки и совершенствования выносливости , наиболее ценного оздоровительного качества. В начале или конце наши дети выполняют пробежку вокруг здания детского сада ( скорость 1-1,2с\м ), после чего переходят на ходьбу, шагая в ритме , который отбивает воспитатель на бубне.
Перед дневным сном проводятся релаксационные упражнения . Они используются для снятия напряжения в мышцах, вовлечённых в различные виды активности . Рекомендуется детям выполнять несколько упражнений: сняв верхнюю одежду , плавно потянуться , сделать дыхательные упражнения в медленном темпе под спокойную музыку и затем лечь в кровать , принять удобную позу и закрыть глаза , слушая негромко звучащую колыбельную, спокойную классическую музыку.
3-ий этап педагогического процесса "Вторая половина дня".
Основная педагогическая задача этого периода – вызвать желание у детей завтра снова прийти в детский сад. Для её реализации в группе создаётся положительный эмоциональный настрой.
После дневного сна проводится бодрящая гимнастика. Она состоит из 4-6 упражнений, которые дети выполняют лёжа или сидя в постели поверх одеяла. В старших группах добавляют самомассаж. Перед началом гимнастики включаю мелодичную музыку , вызывающую положительные эмоции .Под музыку дети просыпаются , некоторое время слушают её, затем выполняют упражнения в постели , потом встают на массажные коврики и по "дорожкам здоровья " , расположенным на полу, идут до умывальной комнаты.
Во вторую половину дня стараюсь больше времени отводить самостоятельной двигательной деятельности детей. Здесь мне помогают физкультурные уголки, которые есть в группе.
Особую роль в жизни ребёнка играет праздник. Физкультурные праздники, развлечения, дни здоровья являются важным компонентом активности детей. Праздник приносит радость, даёт душевную и физическую разрядку.
Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Воспитание здорового ребёнка было и остаётся актуальной проблемой образования и медицины. Данную проблему в нашем детском саду мы решаем при взаимодействии педагогов и родителей. Ведь здоровье ребёнка во многом зависит от обстановки, которая его окружает дома. И положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке родителей. Для родителей мною проводятся консультации, групповые родительские собрания, где я выступаю с докладами. В группе имеется "родительский уголок", на котором помещаются конкретные рекомендации и памятки. Среди родителей проводится анкетирование и по результатам работаю индивидуально с семьями воспитанников. Для родителей организую физкультурные досуги, спортивные праздники, провожу дни здоровья. С помощью различных мероприятий пытаюсь довести до родителей, что они обязаны заложить своим детям физического, нравственного и интеллектуального развития личности, что для формирования здорового образа жизни в семье должен быть доброжелательный микроклимат и пример родителей, что лучший вид отдыха – прогулка с семьёй на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребёнка – совместная игра с родителями. В результате этого родители становятся активными участниками всего воспитательного процесса в ДОУ.
Анализ результативности опыта.
По ходу инновационного опыта все участники педагогического процесса – педагоги, дети, родители – вовлечены в совместную деятельность, осуществляется взаимопроникновение семьи и детского сада. Ведь только при систематическом выполнении всех требований можно действительно достичь больших результатов в укреплении физического и психологического здоровья детей. Наиболее информативным показателем эффективности методов регулирования двигательной активности является повышение сопротивляемости организма детей.
Показателем результативности работы , направленной на развитие двигательной сферы детей , в частности , на развитие основных движений и физических качеств является посещение детьми различных секций в учреждениях города : футбол, бокс, греко-римская борьба и другие.
На основе результатов своей работы я могу утверждать, что вести работу по развитию двигательной активности детей необходимо и важно. Разработанный в детском саду двигательный режим обеспечивает постепенное повышение физических кондиций дошкольника, способствует коррекции телосложения, закаливанию организма дошкольника, направленному на хорошее сопротивление простудным и инфекционным заболеваниям. Таким образом , внедряемая мною модель двигательного режима дошкольника , включающая в себя наиболее приоритетные формы физического воспитания , позволяет сформировать необходимый объём и производить контроль двигательной активности детей в дошкольном учреждении.
Сценарий спортивного развлечения для детей 6–7 лет
«Малые зимние олимпийские игры»
Цели:
• формирование навыков и воспитание потребности в здоровом образе жизни;
• приобщение детей к традициям большого спорта.
Задачи:
• формирование у детей положительного эмоционального настроя;
• расширение знаний детей о зимних видах спорта и олимпийской символике;
• формирование доброжелательного отношения друг к другу, умение поддерживать друг друга;
• формирование физических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость) .
Предварительная работа:
• проведение с детьми цикла ознакомительных бесед о зимних видах спорта, символике и участниках Олимпиады
Оборудование: «олимпийский факел», санки, 2 клюшки, 2 малых мяча, 2 эстафетной палочки, 2 пары лыж, 2 корзины, 10 пластмассовых мячей из сухого бассейна (обвернутые в фольгу «снежки», 2 обруча, 4 конуса, 8 кеглей, 10 маленьких пластмассовых бутылочек.
Место проведения: территория структурного подразделения «Тат-Пишленский детский сад»
Ход мероприятия.
Вход детей под музыку.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята!. сегодня в нашем детском саду пройдут Малые зимние олимпийские игры и мы начинаем торжественную церемонию открытия . Первые Олимпийские игры проходили в Греции, у горы Олимп, поэтому они получили название «Олимпийские игры». Один раз в четыре года спортсмены всего мира приезжают на Олимпиаду для того, чтобы посоревноваться и выявить самых сильных, самых быстрых и самых ловких.. Символ Олимпиады – пять цветных сплетенных колец – обозначает дружбу между всеми континентами планеты: Европой (голубой цвет), Азией (желтый цвет), Африкой (черный цвет), Австралией (зеленый цвет), Америкой (красный цвет). И так приглашаем вас на центральный стадион «Лучик». Желаем вам, ребята, счастливых стартов!
Ребёнок:
Праздник радостный, красивый,
Лучше не было и нет,
И от всех детей счастливых
Олимпиаде - наш:
Дети: привет!
Воспитатель:
Перед соревнованиями все участники произносят клятву, давайте и мы сегодня поклянёмся быть честными, соблюдать правила соревнований.
Итак, клятва олимпийцев:
Олимпийцы, подтянитесь,
Все смотрите на меня,
Повторим со мною вместе,
Клятвы добрые слова:
Клянемся дружными мы быть,
-Клянемся!
И слезы горькие не лить,
-Клянемся!
С улыбкой трудности встречать,
-Клянемся!
И смело их преодолевать,
-Клянемся!
Воспитатель: Теперь мы сможем смело начать наши соревнования. Все спортсмены перед стартом делают разминку. Давайте и мы сделаем зарядку-разминку.
Ритмическая разминка по показу
Звучит фонограмма «Гимн олимпиады» или песня «Вперёд» Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова.
Участники перестраиваются в колонны по четыре. Выполняют ритмические упражнения с палками. (фонограмма «Олимпиада 80»)
Выходит под музыку медвежонок.
Медведь: Всем ребятам мой привет и такое слово!
Спорт любите с малых лет, будете здоровы.
Я на праздник к вам пришел! Вы меня узнали?
Воспитатель: Мишка мы тебя узнали, и рады видеть в нашем саду!
А что же держишь ты в руках?
Медведь: Победный огонь олимпийский принёс, чтоб все вы его увидали!
Давно уже греки его нам зажгли, и дух всем спортивный подняли!
И вот в Олимпии от солнечных лучей, рожден огонь олимпиад священный,
И факел мира на руках людей свершает круг земной благословенный.
Воспитатель: Спасибо тебе Мишка, за олимпийский огонь!
И действительно, ребята, по традиции, перед началом каждой олимпиады спортсмены зажигают олимпийский огонь. Олимпийский огонь является символом любой олимпиады!
Сейчас мы с вами проведем эстафету олимпийского огня!
1 Эстафета «Пронеси олимпийский огонь».
По команде «Марш! », первая пара впрыгивает в обруч, бежит до ориентира, огибает его и бежит к своей команде, сбрасывает обруч перед следующей парой.
Продолжим соревнования.
-Спорт на свете есть такой, популярен он зимой.
На полозьях ты бежишь, за соперником спешишь.
Воспитатель:
Биатлон - это Олимпийский вид спорта, который объединяет бег на лыжах и меткую стрельбу из винтовки.
2 Эстафета «Лыжный биатлон» - Пройти на «лыжах» путь до цели (ведро с мячиками), отложить в сторону «лыжные палочки», попасть мячом в цель (попадание – 1 очко), взять «лыжные палочки» и пройти на «лыжах» обратный путь до своей команды, передать эстафету следующему участнику команды. Встать в конце своей колонны.
3 эстафета - «Бобслей»:
Воспитатель:
Скорей разогнаться, быстрее спуститься
И всех победить, свой оставив испуг.
Кто скорость боится, в бобслей не стремится.
Тут нужен командный и слаженный дух.
«Бобслей» - санный спорт ( участник садится на санки-ледянки и едет до метки, встаёт, берёт санки – в руки, бежит обратно, передаёт санки другому игроку)
4 Эстафета «Боулинг на санках»
Катают друг друга на санках, сбивая шарами кегли
5 эстафета - «Хоккей»:
Воспитатель: Хоккей - это творческая игра сплоченного коллектива. Каждый из вас должен провести шайбу с помощью клюшки вокруг стоек и забить гол в символические ворота (помощники показывают). Вернуться к команде бегом с клюшкой в руках, передать эстафету следующему участнику
6 эстафета - «Конкурс капитанов»:
Тяги-перетяги на санках. Капитаны команд садятся на санки, в руках канат. Участники каждой команды перетягивают канат в свою сторону.
Подвижная игра «Весёлые пингвины».
Воспитатель:
Полюбуйтесь, поглядите
На весёлых дошколят —
Олимпийские надежды
Нынче ходят в детский сад.
Время мчится, будто птица,
И, наверно, в добрый час
В гордой форме олимпийца
Выйдет кто-нибудь из нас.
И совсем обычным тоном
Скажут сверстники о нём:
С олимпийским чемпионом
Мы в одном дворе живём!
Воспитатель: А теперь пора прощаться,
И домой нам возвращаться.
Воспитатель: На этом Малые зимние Олимпийские игры прошу считать закрытыми.
Наши соревнования подошли к концу! Всем здоровья, тепла и радости. До новых спортивных встреч.
Награждение участников брелоками «Олимпийские символы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение инновационного педагогического опыта по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»
Педагогический проект по обобщению инновационного педагогического опыта.Цель: обеспечение положительной динамики в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью здоровьесб...
Обобщение собственного инновационного педагогического опыта по теме «Развитие образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через наглядное моделирование при изучении мира животных»
Отчет представлен в виде образовательного проекта...
Справка по обобщению инновационного педагогического опыта.
Тема:"Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на основе инновационных методов и приемов ТРИЗ-РТВ"...
СПРАВКА по обобщению инновационного педагогического опыта воспитателя
Обобщению инновационного педагогического опыта...
Обобщение инновационного педагогического опыта Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»
Обобщение инновационного педагогического опыта...
Памятка для педагогов и специалистов ДОУ «Алгоритм обобщения инновационного педагогического опыта»
Памятка для педагогов и специалистов ДОУ «Алгоритм обобщения инновационного педагогического опыта»...
- Мне нравится (2)