ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lakshtankina_e.n._plastilinografiya.docx54.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №85 комбинированного вида» г.о. Саранск

Рассмотрена и одобрена                                                                       «Утверждаю»

на заседании педагогического                                                             Заведующая МДОУ

совета №___ от                                                         «Детский сад №85 комбинированного вида»

«__» _________ 2016                                                                           ___________Т.А Суюшова

                                                                                                Протокол №     от

        ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ»

Возраст детей: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

        Составитель:    

                                                                                               Лакштанкина Е.Н

Саранск 2018-2019 гг.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

4

3.

Учебно-тематический план

6

4.

Содержание изучаемого курса

8

5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

19

6.

Список литературы

22

        

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа «Пластилинография»

(далее - Программа)

Руководитель программы

Воспитатель (первой квалификационной категории)

Лакштанкина Евгения Николаевна

Организация-исполнитель

МДОУ «Детский сад №85 комбинированного вида»

г.о. Саранск

Адрес организации

исполнителя

г. Саранск ул. Пр. 70 лет Октября ,д.120

Цель программы

овладение детьми 6-7 лет приёмами нетрадиционной техники работы с пластилином- пластилинографии.

Направленность программы

художественно- эстетической

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

 адаптированная  

 дошкольное  образование

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

6-7лет

- ребенок активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности;

- ребенок использует разные способы выражения своего отношения к окружающему миру в продуктивной деятельности;

- ребенок при создании изображения проявляет воображение, фантазию;

- у ребенка развиты сенсорные эталоны;

- у ребенка развита умелость рук, пинцетное хватание;

- ребенок способен принимать задачу;

- ребенок умеет передавать образы предметов, явлений посредством пластилинографии

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность программы «Пластилинография» по содержанию является художественно- эстетической.

 

2. Новизна программы- заключается в развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Дошкольное детство-очень важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее и разностороннее развивается ребёнок, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, гибкости, точности в выполнении работы. В процессе изготовления поделки постепенно образуется система специальных навыков и умений. Основным материалом в пластилинографии является пластилин разного цвета, а основным инструментом-руки. Непосредственный контакт ребёнка с материалом (пластилином, элементарные опыты с ним позволяют знать свойства материала (пластилина, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира.

3. Актуальность программы - Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Ведь развитие фантазии у ребенка тесно связано с развитием интеллектуальных способностей. Поэтому, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребенка, его способность представлять перед собой образы предметов, закладывается база для развития интеллекта ребенка. Учеными доказано, если развитие двигательной активности рук отстает от нормального течения, то задерживается и речевое развитие. В процессе занятий с пластилином ребенок проявляет творческие способности, которые благотворно влияют на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

4. Отличительные особенности программы - программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей:

Познавательное развитие: осуществляется знакомство с природой, с явлениями общественной жизни.  Идет исследовательская образовательная  деятельность.

Социально-коммуникативное развитие: развивается общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Речевое развитие: осуществляется обогащение словаря, звуковой культуры речи, развитие речи, общение.

Физическое развитие: дети выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, способствующие развитию мелкой моторики обеих рук, выполняют гимнастику для глаз.

 Художественно-эстетическое развитие: используются произведения познавательной направленности, все виды  образовательной  деятельности направлены  на  решение эстетических задач.

5. Педагогическая целесообразность программы:

Объясняется тем, что нужно закладывать в детях чувство прекрасного, которая способна вызвать у человека чувство эстетического наслаждения, радости. Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.

Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.

6. Цель программы – овладение детьми 6-7 лет приёмами нетрадиционной техники работы с пластилином- пластилинографии.

7. Задачи программы:

Обучающие:

• Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.• Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

• Дать теоретические знания и формировать у обучающихся практические приемы и навыки работы с пластилином.

Развивающие:

• Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.

• Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.

• Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.

• Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывающие:

• Содействовать воспитанию у обучающихся интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.

• Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

• Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.

8. Возраст детей  - Программа рассчитана на детей 6-7 лет.

9. Срок реализации программы - 1 год.

10. Форма детского  образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий: 1 раза в неделю по 30 минут.

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

• Овладеют теоретическими знаниями и навыками по курсу обучения.

• Будут свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином.

• Будут владеть различными техническими приемами и способами лепки.

• Научатся самостоятельно изготавливать из пластилина игрушки и картины.

• Разовьют познавательные, творческие и художественные способности, творческую активность, самостоятельность.

• Выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.

• Получат навыки совместной работы.

12. Форма подведения итогов:

-Диагностика в виде рисунка (2 раза в год) в начале года и в конце.

- Метод наблюдения (на занятиях).

- Участие в выставках детского сада, а также городских выставках.

-  Выставки на родительских собраниях.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

кол-во занятий

мин.

1

"Осень"

12

35мин

10мин

25ми

1.1

"Гроздь

Рябины"

1

35мин

10мин

25мин

1.2

"Яблоки поспели"

1

35 мин

10 мин

25 мин

1.3

"Грибы-грибочки выросли в лесочке

1

35 мин

10 мин

25 мин

1.4

"Осенние деревья"

1

35 мин

10 мин

25 мин

1.5

"Кленовые листья"

1

35 мин

10 мин

25 мин

1.6

"Консервированные фрукты"

1

35 мин

10 мин

25 мин

1.7

"Ежик с грибами"

1

35мин

10мин

25мин

1.8

"Астры и хризантемы"

1

35мин

10мин

25мин

1.9

"Осенний букет для  мамы"

1

35мин

10ми

25мин

1.10

"Осенний лес"-коллективная работа

1

35мин

10мин

25мин

1.11

"Божья коровка,  улети на небо"

1

35мин

10мин

25мин

1.12

"Поздняя осень"

1

35мин

10мин

25мин

2

"Зима"

11

35мин

10мин

25мин

2.1

"Снежинка"

1

35мин

10мин

25мин

2.2

" Снегурочка"

1

35мин

10мин

25мин

2.3

"Игрушка новогодняя"

1

35мин

10мин

25мин

2.4

"Елка новогодняя огоньками светится "

1

35мин

10мин

25мин

2.5

"Зимняя картина"

1

35мин

10мин

25мин

2.6

"Снеговик"

1

35мин

10мин

25мин

2.7

"Творю что хочу"(Самостоятельная деятельность детей)

1

35мин

10мин

25мин

2.8

"За окошком снегири"

1

35мин

10мин

25мин

2.9

"Сердечки - валентинки"

1

35мин

10мин

25мин

2.10

"Галстук для папы"

1

35мин

10мин

25мин

2.11

"Пингвинчик"

1

35мин

10мин

25мин

3

"Весна"

12

35мин

10мин

25мин

3.1

"Украшение для мамы" Тематическое

1

35мин

10мин

25мин

3.2

"Весна идет, весне дорогу"

1

35мин

10мин

25мин

3.3

"Фиалочки в горшке"

1

35мин

10мин

25мин

3.4

"Подснежники"

1

35мин

10мин

25мин

3.5

"Бабочки, жучки"

коллективная работа

1

35мин

10мин

25мин

3.6

"Волшебное яичко"

Тематическое

1

35мин

10мин

25мин

3.7

"Тюльпаны"

1

35мин

10мин

25мин

3.8

"Божья коровка на ромашке"

1

35мин

10мин

25мин

3.9

"Цветущая веточка"

1

35мин

10мин

25мин

3.10

"Незабудки"

1

35мин

10мин

25мин

3.11

"Земляничка"

1

35мин

10мин

25мин

3.12

"Весенняя  полянка"

коллективная работа

1

35мин

10мин

25мин

Итого:

35

26 часов

25 мин

5 часов 50 мин

14 часов  35 мин


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ»

Тема

Раздел, тема

Содержание

Методы обучения

Формы

работы

Работа с родителями

Тема №1

Сентябрь

"Осень"

"Гроздь

Рябины"

Развивать у детей эстетическое восприятие  природы и учить   передавать посредством пластилинографии изображение. Учить  детей отщипывать небольшие кусочки пластилина  и

скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, выкладывать из тонких колбасок силуэт грозди рябины и сложный листик.

Объяснение.   Практическое занятие

фронтальная

Анкета для родителей

"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников

по вопросам развития мелкой моторики рук дошкольников"

Тема №2

Сентябрь

"Яблоки поспели"

Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения детей аккуратно использовать пластилин в своей работе.

Объяснение.      Практическое занятие

фронтальная

Презентация «Программа дополнительного образования «Пластилинография»

Тема №3

Сентябрь

"Грибы-грибочки выросли в лесочке"

Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих  и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму.

Объяснение.

Практическое занятие

фронтальная

Совершить экскурсию в осенний лес. Рассмотреть, как и где растут грибы.

Тема №3

Сентябрь

"Осенние деревья"

Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова,  произведений живописи. Вспомнить с детьми осенние приметы.

Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного    искусства – пейзажем. Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография» : лепить отдельные детали – придавливать, примазывать,    разглаживать границы соединения частей.

Объяснение.

Практическое занятие

фронтальная

Дизайн осенних поделок.

Тема №1 Октябрь

"Кленовые листья"

Учить детей  приему «вливание одного цвета в другой».  Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в   процессе наблюдений за природой в осенний период времени;  закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости. Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.

Объяснение.

Практическое

занятие

фронтальная

Предложить собрать гербарий осенних листьев во время прогулки.

Тема №2 Октябрь

"Консервированные фрукты"

Обобщать представления детей о фруктах, об их характерных особенностях. Развивать композиционные умения, равномерно   располагать предметы по всему силуэту. Учить достижению  выразительности через более точную передачу формы, цвета,  величины предметов и изображения мелких деталей у фруктов:   черенков, семян, чашелистиков.

Объяснение.

Практическое

занятие

фронтальная

Привлечь детей к посильному участию в сборе урожая фруктов.

Тема №3 Октябрь

"Ежик с грибами"

Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество.

Объяснение.

Практическое

занятие

фронтальная

Консультация для родителей     " Экологическое воспитание детей в семье".

Тема №4 Октябрь

"Астры и хризантемы"

Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Представить осенний цветок астру. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы

Объяснение.

Практическое

занятие

фронтальная

Мастер класс для родителей    "Пластилинография - это интересно".

Тема №1 Ноябрь

"Осенний букет для  мамы"

Развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя  имеющиеся умения и навыки работы с пластилином –  раскатывание, сплющивание, сглаживание.

Закреплять умение детей выполнять лепную картину, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над  поверхностью основы.

Объяснение. Практическое

занятие

фронтальная

Консультация для родителей "Рисование пластилином – пластилинография".

Тема №2 Ноябрь

"Осенний лес"-коллективная работа

Расширять знания о многообразии растительного мира, об осеннем колорите. Формировать познавательный интерес к природе. Учить детей передавать в работе характерные особенности внешнего вида разных деревьев посредством пластилинографии. Учить в лепке, передавать признаки предметов: длинный – короткий, толстый – тонкий. Продолжать отрабатывать различные приемы лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание. Учить договариваться о предстоящей работе, распределять обязанности.

Объяснение.

Практическое

занятие

групповая

Изготовление папки передвижки "Осень"

Тема №3

Ноябрь

"Божья коровка,  улети на небо"

Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы.

Объяснение.

Практическое

занятие

фронтальная

Папка-передвижка: «Научим ребёнка защищать природу нашего города».

Тема №4

Ноябрь

"Поздняя осень"

Обеспечить развитие  умение у детей самостоятельно передавать форму дерева. Способствовать формированию  навыков рельефной лепки. Способствовать развитию умения создавать выразительную композицию (красиво размещать, соблюдая пропорции, строение). Способствовать развитию  мелких движений пальцев при лепке элементов выпуклого узора.

Объяснение.

Практическое

занятие

фронтальная

Акция « Помоги тем, кто рядом»

 (Совместное изготовление родителей с детьми кормушек для птиц)

Тема№1

Декабрь

"Зима"

"Снежинка"

По беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина.

Объяснение.

Практическое

занятие

фронтальная

Оформление родительского уголка на зимнюю тему:        

« Здравствуй гостья Зима!»

Тема№2

Декабрь

"Снегурочка"

Учить детей лепить фигуру человека. Закрепить умения лепить мелкие детали, создавать образ, соответствующий персонажу Снегурочки. Развивать фантазию, творческое воображение детей, образное мышление, мелкую моторику рук. Воспитывать и развивать интерес к персонажам русского фольклора и сказок. Проявлять аккуратность в работе с пластилином.

Объяснение.

Практическое

занятие

фронтальная

Консультация  на  тему "Зима"

Тема№3

Декабрь

"Игрушка новогодняя"

Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика.

Объяснение.

Практическое

занятие

фронтальная

Выставка поделок «Новогодняя игрушка»

Тема №4

Декабрь

"Елка новогодняя огоньками светится "

Закреплять умение  использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию; добиваться реализации выразительного,

яркого образа, дополняя работу элементами бросового  материала (блестки); Воспитывать самостоятельность.

Объяснение.

Практическое

занятие

фронтальная

Природоохранная  акция  

 «Сохраним ёлку – красавицу

наших  лесов»

Тема№2

Январь

"Зимняя картина"

Ознакомить детей с понятием "пейзаж". Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого.

Объяснение.

Практическое

занятие

фронтальная

Выставка детских работ.

Тема№3

Январь

"Снеговик"

Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал.

Объяснение.

Практическое

занятие

фронтальная

День открытых дверей. Присутствие родителей на занятии.

Тема№4

Январь

"Творю что хочу"  (самостоятельная  деятельность детей)

Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других.

Объяснение.

Практическое

занятие

Индивидуальная

Консультация для родителей:  "Пальчиками играем - стихи повторяем"

Тема№1 Февраль

"За окошком снегири"

Обобщить представления детей о зимующих птицах. Разобрать особенности внешнего вида снегиря. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер.

Объяснение.

Практическое

занятие

фронтальная

Просмотр презентации (совместно с детьми): «День птиц».

Тема№2

Февраль

(Тематичекое:"День Святого Валентина")

"Сердечки-валентинки"

Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. фантазию, мелкую моторику рук. Формировать навыки

самостоятельной работы.

Объяснение.

Практическое

занятие

фронтальная

Рассказать детям об истории возникновения: "Дня  Валентина"

Тема №3

Февраль

(Тематическое: "23 Февраля")

"Галстук для папы"

Систематизировать знания о защитниках Отечества: лётчиках и моряках, танкистах и пограничниках.
Развивать речь, память, внимание, активизировать словарный запас.
Воспитывать чувства гордости за нашу Родину, чувства любви к ней, вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение.

Объяснение.

Практическое

занятие

фронтальная

Фотоколлаж на тему : « Мой папа»

Тема№4

Февраль

"Пингвинчик"

Познакомить детей с представителем животного  мира самой холодной природной  зоны – пингвином. Передавать характерное строение птицы, соблюдая относительную величину частей.

Закреплять усвоенные приемы лепки ( скатывание, оттягивание, прощипывание, сглаживание и др.) Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.

Объяснение.

Практическое

занятие

фронтальная

Консультация « Как воспитывать самостоятельность?»

Тема№1

Март

(Тематическое:"8 марта")

"Весна"

"Украшение для мамы"

Приобщать детей к миру искусства, развивать фантазию творчества, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. Закреплять представления о цвете и размерах предметов. Побуждать детей к изготовлению подарков для близких.

Объяснение.

Практическое

занятие

фронтальная

Фотоколлаж на тему : « Моя мама»

ТеМа№2

Март

"Весна идет, весне дорогу"

Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Объяснение.

Практическое

занятие

фронтальная

Изготовление папки - передвижки: « Весна – Красна снова в гости к нам пришла»

Тема№3

Март

"Фиалочки в горшке"

Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растительного мира, укрепить познавательный интерес к природе. Учить создавать композицию из отдельных

деталей, добиваясь целостности восприятия работы. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественно – творческой  деятельности: цвет, материал, составление композиции. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Объяснение.

Практическое

занятие

фронтальная

Советы родителям: « Как привлечь ребенка к уходу за комнатными растениями».

Тема№4

Март

"Подснежники"

Дать представление о первоцветах. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни в определенное время года (весна, подснежники);  осваивать способ создания образа посредством  пластилина на горизонтальной плоскости;

закреплять навыки раскатывания, примазывания; испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво

сделанной поделки. Воспитывать самостоятельность.

Объяснение.

Практическое

занятие

фронтальная

Выставка творческих  детско - родительских работ: "Наши с мамой руки".

Тема№1

Апрель

"Бабочки, жучки"

коллективная работа

Обобщить представление о насекомых. Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию.

Объяснение.

Практическое

занятие

групповая

Консультация для родителей : "Ум ребенка на кончиках пальцев "

Тема№2

Апрель

(Тематическое:

"Пасха"

"Волшебное яичко"

Познакомить детей с праздником - Пасхой, ее традициями, обычаями, познакомить со значением новых слов, развивать творческие способности, воспитывать уважение к традициям русского народа. Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме занятия.

Объяснение.

Практическое

занятие

фронтальная

Разучить с детьми стихотворения к празднику: "Пасхи".

Тема№3

Апрель

"Тюльпаны"

Познакомить детей с весенними цветами – тюльпанами. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией; учить создавать выразительный образ посредством передачи цвета и объёма. Закреплять умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к пробуждающейся весенней природе.

Объяснение.

Практическое

занятие

фронтальная

Экологическая акция для родителей, детей и педагогов «Цветы для красоты».

Тема№4

Апрель

"Божья коровка на ромашке"

Вызвать интерес к окружающему миру, формировать  реалистические представления о природе.   Использовать знания и представления об особенности строения насекомых в своей работе.  Воспитывать умения с помощью взрослого находить ответы на вопросы в ходе работы.

Объяснение.

Практическое

занятие

фронтальная

Памятки для родителей: "Игры в помощь!",

Тема№1

Май

"Цветущая веточка"

Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. Изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина.

Создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющие умения и навыки работы с пластилином –

скатывание, сплющивание.

Объяснение.

Практическое

занятие

фронтальная

Беседа: "Роль совместного отдыха родителей и детей".

Тема№2

Май

"Незабудки"

Продолжить знакомство детей с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук.

Объяснение.

Практическое

занятие

фронтальная

Выставка рисунков: "Такие разные цветы".

Тема№3

Май

"Земляничка"

Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином.

Объяснение.

Практическое

занятие

фронтальная

Консультация:"Польза ягод".

Тема№4

"Весенняя  полянка"

коллективная работа

 Вызвать у детей эмоциональное радостное отношение к  весенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи.        Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем. Продолжать лепить картинку из отдельных деталей – придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей.  Расширять умения применения разнофактурный материал для выразительности картинки.

Объяснение.

Практическое

занятие

групповая

Родительское собрание .

Итоги года.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.

Прямая пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

Особенности выполнения работы:

1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).

2. Располагать их на горизонтальной поверхности.

3. Затем расплющивать, соединяя детали.

Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).

Особенности выполнения работы:

1. Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т. д.).

2. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка.

3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).

4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения.

Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».

Особенности выполнения работы:

1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.

2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.

3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.

4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.

Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.

Особенности выполнения работы:

1. Для начала мы берем разные цвета пластилина.

2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.

3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой. Или скатываем колбаску и разрезаем ее.

Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.

Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.

Особенности выполнения работы:

1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.

2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.

3. Слегка прижать.

Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона, стекла или пластмассы. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в дошкольном учреждении может стать необычным решением задачи, развития мелкой моторики рук дошкольников. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы. Занятия в технике пластилинография помогают получить информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют представление о цвете, форме и размере предметов, развивает воображение.

Чтобы работа в технике пластилинография была более эффективной воспитателю необходимо, прежде всего, заинтересовать детей, начинать работу следует постепенно от лёгкого к сложному. В процессе обучения пластилинографии не следует ставить перед детьми очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом. Организация работы в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка.

  1. Приемы и методы организации.

Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.

Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

  1. Дидактический материал. 

Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ребёнка (трафареты, шаблоны и пр.);

таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;

альбомы с образцами, фотографиями.

  1. Техническое оснащение занятий.

Материалы, используемые в пластилинографии:

Пластилин (разных цветов);

Пластиковые дощечки для выполнения работ;

Стеки;

 Картон (однотонный и цветной), плотный;

Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик;

 Бросовый материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, паетки, бусины и т.д.


Список литературы для педагогов

1.  Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.

2. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.

3. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.

4. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.

5. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий», 2007.

6. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008, 80 стр..

7. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. Издательство «Скриптория-2003» 2011, 72 стр..

8. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007

9. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)

10. Лебедева Е. Г. «Простые поделки из бумаги и пластилина». Издательство: Айрис-пресс. 2008

11. Лыкова И.А. «Лепим игрушки: Лепка из пластилина. Мастерилка». Издательство: Мир книги. 2008

12. Лыкова И.А. Я Будущий скульптор. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г. – 48 с. – илл.

13. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. — М.: АСТ СПб: Сова, 2006

14. Орен Р.Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010

15. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.

16. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.

17. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

18. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр.- СПб.: КРИСТАЛЛ, 1997

19. Румянцева, Е.А Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009

20. Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.

21. Стародуб К.И.Ткаченко Т.Б. Пластилин. ИздательствоФеникс. 2003

22. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. Ростов-на-дону: Издательство «Феникс», 2003

23. Узорова О. В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. М.: Астрель-АСТ-Ермак, 2004

24. Шкицкая, И. О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009

25. Чернова Е.В. Пластилиновые картины/Е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Пластилинография

Образовательное значение огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жи...

Дополнительная общеобразовательная программа- «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ» (для детей младшего дошкольного возраста)

Содержание программы построено на основе дидактических принципов, среди которых принцип индивидуализации, систематичности и последовательности обучения....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ» на учебный год 2020-2021 гг.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ» на учебный год 2020-2021 гг....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Пластилинография 4-5 лет"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Пластилинография 4-5 лет"...

Дополнительная общеразвивающая программа "Пластилинография"

Дополнительная общеразвивающая программа "Пластилинография"...

Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилинография» для детей 6 –7 лет

Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе гла...

Дополнительная общеразвивающая программа «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ»

Дополнительная общеразвивающая программа«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ» Программа ориентирована на детей дошкольного возрастаот 3  до 5 лет. Срок реализации программы 2 года....