Дополнительная общеобразовательная программа- «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ» (для детей младшего дошкольного возраста)
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа)
Содержание программы построено на основе дидактических принципов, среди которых принцип индивидуализации, систематичности и последовательности обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastilinogr_mladshaya_gre.docx | 73.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 1» Г. СЫКТЫВКАРА
ПРИНЯТО: Педагогическим советом МАДОУ «Детский сад № 1» Протокол № от «___» ______ 20__ года | УТВЕРЖДЕНО: Приказом № _____МАДОУ От «___» _________ 20__ г. Директор МАДОУ «Детский сад № 1» _____________________И.П. Молнар |
Дополнительная общеобразовательная программа-
«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ»
(для детей младшего дошкольного возраста)
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Михайлова Н.В.
воспитатель
Сыктывкар, 2020
Содержание
стр | ||
I | Пояснительная записка | 3 |
II | Учебный план | 7 |
III | Содержание программы | 8 |
IV | Календарно-тематический план | 14 |
V | Требования к образовательным результатам. Организация педагогического контроля | 16 |
VI | Список используемой литературы | 17 |
- Пояснительная записка
Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребенка, раскрывается его личность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятии обоснованного решения и его реализации. В настоящее время педагоги, специалисты в области развития детей, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движения в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений, мною был организован кружок художественной направленности «Пластилинография», основной идеей которой, является рисование пластилиновых картинок. Пластилинография – один из недавних новых жанров в изобразительной деятельности. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, рисовать, а первая половина корня: «пластилин» подразумевает материал при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Актуальность: У детей младшего дошкольного возраста в силу их возрастных особенностей не достаточно развита мелкая моторика рук. Это может повлечь за собой ряд негативных последствий: задержка интеллектуального, речевого развития, рассеянное внимание, слабая память и т.д. Поэтому дополнительная общеобразовательная программа-
«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ» (для детей младшего дошкольного возраста)
направлена на развитие мелкой моторики рук и на проявление личных творческих способностей, а умения, полученные в период освоения детьми данной программы. Дети работая в технике «пластилинография» и создавая красивые поделки своими руками, получают возможность проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это будет благотворно влиять на интеллектуальное, речевое развитие, на развитие памяти, внимания у детей; укреплять мелкую моторику рук.
Педагогическая целесообразность. Пластилинография способствует развитию у детей мелкой моторики рук, усидчивости, воображения, памяти.
Содержание программы построено на основе дидактических принципов, среди которых принцип индивидуализации, систематичности и последовательности обучения. В программе представлены разделы:
- Организационное занятие
- Занятия с воспитанниками
- Выставки работ.
Целью педагога, является развитие мелкой моторики рук детей, максимальное раскрытие их творческого потенциала. Это дает возможность детям в дальнейшем успешно проявлять и реализовывать себя в других областях деятельности.
Практическая значимость программы «Пластилинография» очевидна, так как она востребована многими родителями и нравится детям.
Программа осуществляется вне образовательной деятельности, дополнительная услуга предоставляется сверх требований образовательной программы, форма обучения общая, язык обучения русский.
Цель данного кружка – развитие мелкой моторики рук детей через использование нетрадиционной техники в рисовании пластилином.
Задачи:
1. Способствовать развитию интереса детей к художественному творчеству, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из пластилина;
2. Учить основным техническим приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание), а также в навыках вылепливания (скатывание, раскатывание, налеп);
3. Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя, действовать по образцу, а затем по словесному указанию;
4. Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;
5. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;
6. Развивать тонкую моторику рук, глазомер, активную речь;
7. Способствовать воспитанию усидчивости, выдержки, терпения умения доводить начатое дело до конца;
Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста,
формы и режимы занятий.
Развитие личности.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.
Ведущий вид деятельности в этом возрасте - предметно-действенное сотрудничество.
Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения, ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
Развитие психических процессов
Восприятие.
Ведущей познавательной функцией является восприятие. Восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.
Внимание.
Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. По-прежнему сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию. Объем внимания с двух объектов в начале года возрастает до четырех к концу года. Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7—8 минут. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности. На устойчивость внимания отрицательно влияет импульсивность поведения ребенка, желание немедленно получить понравившийся предмет, ответить, сделать что-то.
Память.
Процессы памяти остаются непроизвольными. По-прежнему преобладает узнавание. Объем памяти существенно зависит от того, увязан материал в смысловое целое или разрознен. Дети данного возраста в начале года могут запомнить при помощи наглядно-образной, а также слуховой вербальной памяти два объекта, к концу года — до четырех объектов. Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается информация, которую он видит и слышит много раз.
Мышление.
В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Правда, понять его порой бывает трудно, поскольку, например, следствие он зачастую принимает за причину факта. Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое). На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наименований.
Воображение.
На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр), но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться. У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания. Малыши еще не умеют направлять свое воображение.
Речь.
Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью — «приборматыванием». Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на сло¬вах действия, которые опускает в реальности.
Формы занятий:
- игровые занятия;
- выставки;
Методы и приёмы обучения
- Наглядные (показ педагога возможных картинок, собственный пример, помощь).
- Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение)
- Практические (самостоятельное и совместное выполнение работ).
Организация занятий кружка: Кружок «Пластилинография» проводится 1 раз в неделю по 15 мин., весь курс рассчитан на 29 занятий.
Режим занятий
Год обучения | Продолжительность одного занятия в академических часах | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
2020-2021 | 15 мин. | 1 раза. | 1ч. | 29 ч. |
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | Всего часов |
1 | «Вот какой пластилин!» | 1 ч. |
2 | «Веселый мухомор» | 1 ч. |
3 | «Овощи на тарелке» | 1 ч. |
4 | «Ежик» | 1 ч. |
5 | «Осеннее дерево» | 1 ч. |
6 | «Цветы для мамочки» | 1 ч. |
7 | «Воробей» | 1 ч. |
8 | «Зайчик» | 1 ч. |
9 | «А у нашей елочки, зеленые иголочки» | 1 ч. |
10 | Наряжаем ёлочку. | 1 ч. |
11 | «Валенки» | 1 ч. |
12 | «Снежинка» | 1 ч. |
13 | «Снеговик» | 1 ч. |
14 | «Снегири на веточках» | 1 ч. |
15 | «Самолет» | 1 ч. |
16 | «Кораблик из пластилиновых шариков» | 1 ч. |
17 | «Открытка для папы» | 1 ч. |
18 | «Вертолет из пластилиновых жгутиков» | 1 ч. |
19 | «Весенняя веточка» | 1 ч. |
20 | «Солнышко лучистое» | 1 ч. |
21 | «Ваза» | 1 ч. |
22 | «Первоцветы» | 1 ч. |
23 | «Веселый клоун» | 1 ч. |
24 | «Космонавт» | 1 ч. |
25 | «Пасхальное яйцо» | 1 ч. |
26 | «Салют» | 1 ч. |
27 | «Мать-и –Мачеха» | 1 ч. |
28 | «Ласточка» | 1 ч. |
29 | «Одуванчики» | 1 ч. |
Ожидаемые результаты:
∙ у ребенка развился интерес к творческой деятельности;
∙ усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии и вылепливания;
∙ на достаточном уровне развита мелкая моторика;
∙ ребенок старается проявлять аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить до конца.
II. Учебный план
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | Вид контроля | ||
всего | Теории | Практ. | |||
1
| Организационное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Первичный |
2 | Занятия с воспитанниками | 27 | 13,5 | 13,5 |
|
3 | Открытое занятие. | 1 |
0,5
| 0,5 | Итоговый контроль |
| И Т О Г О: | 29 | 14,5 | 14,5 |
|
III. Содержание программы
- Организационное занятие.
Знакомство. Содержание работы. Правила поведения. Вводная диагностика.
- Занятия с воспитанниками.
- Открытое занятие. Закрепление знаний терминов, практическая работа. Итоговая диагностика.
IV.Календарно-тематический план
Тема занятия | Задачи | Материал |
октябрь | ||
«Вот какой пластилин!» | 1.Познакомить детей с пластилином и особенностями приготовления, т.е. действиями, которые помогут стать пластилину податливым и послушным. 2.Научить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого и прилеплять к плоской поверхности. 3. Вводная диагностика. | - образцы изделий в технике пластилинография; - пластилин разного цвета; - половинка картона А 4 с изображением осеннего листика |
«Веселый мухомор» | 1.Обучение детей умению самостоятельно раскладывать готовые пластилиновые шарики на ограниченном пространстве. 2.Закрепление приема надавливания и размазывания. 3.Учить создавать фактуру при помощи стека 4.Развитие согласованности в работе обеих рук. 5.Воспитание желание работать самостоятельно. | - шаблон гриба, вырезанный из картона; - пластилин красного и белого цвета; - стеки по количеству детей; - салфетки для рук |
«Овощи на тарелке» | 1.Обучение умению детей технике рисования пластилином: скатывание шарика, примазывание, нанесение мазка. 2. Обучение умению детей действовать по образцу воспитателя. 3. Развитие умения детей принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу. 4. Воспитание аккуратности, интереса к работе с пластилином, желание создавать необычные композиции. | - иллюстрации с изображение овощей, муляжи овощей, - пластилин желтого, красного и зеленого цвета; - доски для лепки; - одноразовые картонные тарелки. |
ноябрь | ||
«Ежик» | 1.Обучение умению детей создавать образ ёжика путём изображения иголочек на спине ритмичными короткими мазками. 2.Закрепление умения детей технике рисования пластилином: скатывание шарика, примазывание. 3.Развитие мелкой моторики рук. | - иллюстрация с изображением ежика; - пластилин черного или коричневого цвета; - листы картона с трафаретом ежика по количеству детей. |
«Осеннее дерево» | 1.Упражнять в лепке приемом раскатывания круговыми движениями ладони. 2.Закреплять приемы лепки: отщипывание, скатывание, надавливание. 3.Закреплять названия цвета - красный, желтый, зеленый, оранжевый. 4.Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней. 5.Формировать интерес к работе с пластилином. 6.Развивать мелкую моторику рук, сообразительность, мышление. | - картон с силуэтом дерева для раскрашивания пластилином на каждого ребёнка; - набор пластилина для каждого ребенка; - салфетка для рук. |
«Цветы для мамочки» | 1. Учить создавать образы растений ( цветов) в нетрадиционной технике исполнения - пластилинографии. | - набор пластилина; -картон с контурным изображением цветов; - стека; - дощечка для лепки; - салфетки для рук. |
Воробей | 1.Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать от целого куска, скатывать пластилиновые комочки, разматывать пластилин 2.Учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга. 3.Формировать интерес к работе с пластилином. 4.Развивать мелкую моторику, желание заботиться о птицах, когда им холодно и голодно. | - плотный картон, размер ½ А4 с изображением воробья; - пластилина коричневого, черного и красного цвет; - салфетка для рук. |
декабрь | ||
«Зайчик» | 1.Продолжать учить детей делить пластилин на равные части. 2.Совершенствовать навыки продольного и кругового раскатывания. 3.Учить наносить легкие штрихи с помощью стеки по всей поверхности изделия. 4.Развивать внимание, фантазию, способность к творчеству, умение работать с пластилином, находить отличительные признаки объекта, который они лепят. | - пластилин белого, коричневого цвета; - стеки; - влажные салфетки; половина листа картона с изображением зайца; - образец аппликации. |
«А у нашей елочки, зеленые иголочки» | 1.Совершенствовать умение детей работать с пластилином. 2.Развивать умение детей работать в технике пластилинографии – отщипывание, скатывание колбасок и шариков пальцами, размазывание на шаблоне, разглаживание готовой поверхности. 3.Развивать речь через художественное слово, обогащать словарный запас, творческое воображение. 4.Развивать мелкую моторику рук. 5.Создавать благоприятный эмоциональный фон в группе, поддерживать новогоднее настроение. | - картон; - пластилин зеленого цвета; - дощечки для лепки; - стеки. |
Наряжаем ёлочку. | 1.Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой лепки – пластилинографией. 2.Совершенствовать умение детей работать с пластилином. 3. Изображать лепную игрушку с выпуклым рельефом. 4.Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение. 5.Воспитывать интерес к художественной деятельности , вызывать положительные эмоции и желание выполнять коллективную работу вместе. | - шаблон ёлочной игрушки из цветного картона; - пластилин разного цвета; - стеки. |
«Валенки» | 1.Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать от целого куска, скатывать пластилиновые комочки, разматывать пластилин. 2.Закреплять приемы лепки: отщипывание, скатывание, надавливание. 3.Формировать интерес к работе с пластилином. 4.Развивать мелкую моторику рук, сообразительность, мышление. | - шаблон валенка, вырезанного из картона - пластилин, доска для лепки, стека - влажная салфетка для рук |
январь | ||
«Снежинка» | 1.Продолжать учить скатывать жгутики. 2.Учить детей класть жгутики на линию, изображённую карандашом на картоне. 3.Учить детей посредством пластилинографии передавать изображение снежинки. 4.Развивать усидчивость и аккуратность при выполнении задания. 5.Развивать познавательный интерес, мелкую моторику рук. | - круги из синего картона диаметром примерно 12-15 см по количеству детей (на картоне нарисована снежинка); - белый пластилин, - бусинки, пайетки. |
«Снеговик» | 1.Продолжать учить действовать по поэтапному показу – скатывать шарики и соединять их друг с другом в определенном порядке 2.Закрепить знания детей о величине, о пространственном расположении предмета. 3.Воспитывать интерес к пластилинографии. | - изображение снеговика, сделанное в технике пластилинографии; - картон коричневого цвета с нарисованным на нём контуром снеговика; - пластилин; - доска для лепки; - влажная салфетка для рук. |
«Снегири на веточках» | 1.Учить детей изображать птиц, передавая сходство с реальным образом. 2.Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией. 3.Учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. 4.Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином — раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей; 5.Развивать мелкую моторику рук. | - доска для лепки; - пластилин красного, черного и коричневого цвета; - стеки; - картон с контурным изображением снегиря на ветке дерева. |
февраль | ||
«Самолет» | 1.Закрепить умение детей делить пластилин на две равные части. 2.Продолжать обучать раскатывать пластилин прямыми движениями ладоней. 3.Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, дополнять изображение характерными деталями (окошками -иллюминаторами ). 4.Продолжать формировать интерес детей к работе с пластилином на горизонтальной плоскости – пластилинографии. | - плотный картон (размер ½ А4); - пластилин; - салфетки для рук; - доска для лепки, стеки, - иллюстрация с изображением самолета. |
«Кораблик из пластилиновых шариков» | 1.Познакомить детей с новой техникой изготовления поделок- пластилиновой мозайкой, осваивая простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, отщипывание, сплющивание. 2.Развивать чувство цвета, творческие способности детей, мелкую моторику пальцев рук. 3.Воспитывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки, любви к близким, стремление сделать им приятное. | - плотный картон синего (голубого) цвета с контурным изображением корабля; - набор пластилина; - салфетки для рук. |
«Открытка для папы» | 1.Формировать интерес к разнообразным видам транспорта. 2.Учить анализировать основные части предмета, их функциональные возможности. 3.Воспитывать патриотические чувства. 4. Стимулировать активную работу пальцев, способствовать развитию речи. | - картон цветной А4 с изображением военного транспорта; - пластилин основных цветов; - стека; - салфетка для рук |
«Вертолет из пластилиновых жгутиков» | 1.Создать условия для обобщения представлений о Российской армии, воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине. 2.Способствовать развитию умений и навыков в работе с пластилином (отщипывание маленьких кусочков, размазывание на основе, скатывание тонких колбасок (жгутиков) между пальцами). 3.Развивать умение детей работать в технике пластилинографии – отщипывание, скатывание колбасок. 4.Стимулировать активную работу пальцев, способствовать развитию речи. | - пластилин; - стека, - салфетки, - основа – плотный картон с нарисованным контуром вертолета. |
март | ||
Весенняя веточка | 1.Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны. 2.Знакомить с характерными особенностями весенних деревьев. 3.Закрепить и расширить знания детей о вербе. 4.Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней. 5.Развивать мелкую моторику; эстетические чувства | - картинки с изображением веточки дерева; - пластилин коричневого, черного и белого цвета; -стеки; - картон. |
Солнышко лучистое | 1.Учить детей создавать изображение приемом размазывания и примазывания одного элемента к другому. 2.Развивать мелкую моторику; эстетические чувства 3. Развивать у детей чувство композиции, цвета, учить располагать элементы декорирования на поверхности изображения. | - цветной пластилин, - плотный картон размером в половину альбомного листа; - влажные салфетки; - пайетки разных форм, мелкие пуговицы. |
Ваза | 1.Закреплять знания, умения и навыки при работе с пластилином; продолжать учить основным приемам работы. 2.Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность. 3.Развивать мелкую моторику; эстетические чувства, фантазию, воображение. | - образец вазы, выполненный в технике «пластилинография»; - пластилин разного цвета; - плотный цветной картон с нарисованным контуром вазы; - скорлупки от орехов, горох для украшения вазы |
Первоцветы | 1.Формировать умение размазывать пальцем пластилин по лепестку цветка, не выходить за контур. 2.Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение отдельных частей цветка – лепестка. 3.Воспитывать у детей трудолюбие, умение доводить начатое до конца. 4.Развивать творческие способности. 5.Развивать мелкую моторику пальцев рук. | -иллюстрации, с изображением первоцветов; -влажные салфетки; -картон с силуэтом цветка из картона по количеству детей |
апрель | ||
Веселый клоун | 1.Создать условия для развития творческих способностей. 2.Учить детей размазывать пластилин, делать налепы в нужных местах. 3.Способствовать развитию мелкой моторики рук, способностей к концентрации внимания, координации рук. 4.Развивать творческое воображение. | - цветной картон с рамкой; - разноцветный пластилин; - стеки; - иллюстрации клоуна; - салфетки для рук. |
Космонавт | 1.Воспитывать познавательный интерес к занятиям по рисованию через нетрадиционную технику - пластилинографию. 2. Учить детей создавать образ космонавта при помощи лепки. 3.Закрепить знания геометрических фигур и умение выкладывать их по образцу. 4.Закрепить в речи названия основных цветов (красный, синий, желтый, зелёный). | - черный картон для фона; - разноцветный пластилин - дощечки для лепки; - стеки; -влажные салфетки; - образец космонавта, выполненный в технике пластилинография. |
Пасхальное яйцо | 1.Познакомить детей с овальной формой. 2.Продолжать учить отщипывать пластилин и катать из него круговыми движениями горошины. 3.Учить способом надавливания указательным пальцем украшать пасхальное яйцо разноцветными горошинами из пластилина. 4.Закрепить с детьми названия основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный). 5.Развивать моторику рук. 6.Вызвать у детей радость от результата совместной деятельности. | - пластилин; - стека; - шаблон яйца из цветного картона; - салфетки. - наборы для украшения (бисер, крупа, фигурные пайетки, бусинки). |
Салют | 1.Продолжать учить детей создавать изображение праздничного салюта с помощью пластилина. 2.Развивать мелкую моторику, воображение. 3.Совершенствовать навык размазывания пластилина при изображении огоньков салюта. 4.Закреплять с детьми названия цветов. |
|
Май | ||
Мать-и-мачеха | 1.Закрепить способ создания образа цветка посредством пластилина на горизонтальной плоскости. 2.Закреплять знакомые приёмы лепки. 3.Развивать мелкую моторику рук. 4.Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни в определённое время года (весна, цветы). | - картон с нанесением контура цветка; - пластилин жёлтого и зелёного цвета; - стеки; - салфетки; - доска для лепки; -картинки мать-и-мачехи. |
Ласточка | 1.Закрепление навыка "размазывания" пластилина по картону. 2.Развитие мелкой моторики. 3.Формировать интерес к работе с пластилином. 4.Формировать художественно - эстетическое представление. | -иллюстрация с изображением ласточки; -влажные салфетки; -картон с силуэтом ласточки по количеству детей; - черный и белый пластилин. |
«Одуванчики» Открытое занятие. Диагностика. | 1.Продолжать обучать детей пользоваться стекой. 2Продолжать учить раскатывать комочки пластилина круговыми движениями на доске. 3. Закреплять приём сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения. 4. Продолжать обучать приему размазывания. 5.Развивать эстетическое и образное восприятие окружающей природы. 6.Воспитывать любовь к природе. | - белый пластилин, - листы цветного картона с изображением цветка; - нарезанные по 2 см. прозрачные коктейльные трубочки; - доски для лепки по количеству детей. - стеки; - иллюстрация одуванчика |
месяц | № | Наименование темы | Количество часов | |||
всего | теория | практика | ||||
октябрь | 1 | «Вот какой пластилин!» | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | |
2 | «Веселый мухомор» | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | ||
3 | «Овощи на тарелке» | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | ||
ноябрь | 4 | «Ежик» | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | |
5 | «Осеннее дерево» | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | ||
6 | «Цветы для мамочки» | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | ||
7 | «Воробей» | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | ||
декабрь | 8 | «Зайчик» | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | |
9 | «А у нашей елочки, зеленые иголочки» | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | ||
10 | Наряжаем ёлочку. | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | ||
11 | «Валенки» | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | ||
январь | 12 | «Снежинка» | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | |
13 | «Снеговик» | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | ||
14 | «Снегири на веточках» | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | ||
февраль | 15 | «Самолет» | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | |
16 | «Кораблик из пластилиновых шариков» | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | ||
17 | «Открытка для папы» | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | ||
18 | «Вертолет из пластилиновых жгутиков» | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | ||
март | 19 | «Весенняя веточка» | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | |
20 | «Солнышко лучистое» | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | ||
21 | «Ваза» | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | ||
22 | «Первоцветы» | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | ||
апрель | 23 | «Веселый клоун» | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | |
24 | «Космонавт» | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | ||
25 | «Пасхальное яйцо» | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | ||
26 | «Салют» | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | ||
май | 27 | «Мать-и –Мачеха» | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | |
28 | «Ласточка» | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | ||
29 | «Одуванчики» | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | ||
итого | 29 | 14,5 | 14,5 |
V. Требования к образовательным результатам.
Организация педагогического контроля
Для определения результативности образовательного процесса предусмотрен первичный, итоговый контроль.
Таблица оценки знаний, умений и навыков воспитанников,
развития художественно-творческих способностей.
Критерии | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Овладение основными знаниями - правила безопасной работы с пластилином, доской для лепки, стеком. | Ребенок твёрдо знает, понимает, как правильно пользоваться пластилином, доской для лепки, стеком. | Ребенок знает, понимает, как использовать материал (пластилин, доску для лепки, стек), но иногда совершает незначительные ошибки, испытывает небольшие затруднения при его применении. | Ребенок испытывает трудности и нуждается в помощи педагога при использовании пластилина, стека, доски для лепки, их применении. |
Овладение основными умениями и навыками - пользоваться инструментами и материалами, применяемыми при работе с пластилином; - владеть разнообразными техниками при работе с пластилином. | Ребенок умеет и выполняет операции точно, верно, четко, без затруднений, без ошибок, без недостатков. | Ребенок умеет и выполняет следующие операции верно, но при их непосредственном выполнении совершает незначительные ошибки, испытывает небольшие затруднения. | Ребенок испытывает затруднения и нуждается в помощи педагога. |
Творческая активность. | Повышенный интерес, творческая активность. | Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но в процессе работы быстро теряет заинтересованность. | Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания. |
Сенсорные способности (чувство цвета, формы). | Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения. | Есть незначительные искажения. Отступления от окраски. | Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность. |
Композиция. | По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами. | На плоскости листа не соблюдается пропорциональность | Не продуманно, носит случайный характер |
Общая ручная умелость. | Хорошо развита моторика рук, аккуратность. | Ручная умелость развита, но не достаточно | Слабо развита моторика рук. |
VI. Список используемой литературы:
1. Агаян Г.Г. Мы топали, мы топали. Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,2004.
2. Анищенкова Е.С.Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.:АСТ: Астрель, 2006.
3. Большакова С.Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.- М.:ТЦ Сфера,2009. 4. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003.
5. Кипхард, Эрнст Й. Как развивается ваш ребенок? – М.:Теревинф, 2006.
6. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973. – С. 144
7. Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду – М.:КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр ”СФЕРА”,2007
8. Павлова Л. Значение развития действий рук. Дошкольное воспитание. 1984, № 1
9. «Рука и разум» Отрывок из книги Паулы Лилльярд, и Линн Джессен (США) «Монтессори с самого начала» Перевод с английского Евгении Ткачевой. Русская редакция Елены Хилтунен. - www.trening.montessoricity.ru
10. Самойленко Наталья. Как развивать малыша. - Журнал «Здоровая семья» - www. maminsite.ru 11. Шницкая И.О. Аппликация из пластилина Д.:Феникс, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА по дополнительной образовательной услуге «Логика» Для детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет
Занятия кружка «Логика для малышей» создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. В программе широко пре...
"Презентация дополнительной общеобразовательной программы «Бисероплетение» для детей младшего школьного возраста"
Актуальность образовательной программы. • Как вид декоративно-прикладного искусства бисероплетение тесно связано с жизнью человека. Украшая себя, его любой человек рассказывает тем самым о с...
Авторская программ по дополнительному образованию «Развитие конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью строительного материала «Строитель».»
Дети младшего возраста не умеют строить из строительного материала постройки , пользоваться природным материалом, пользоваться схемами , обыгрывать постройки ; не развито конструктивное мышление...
Дополнительная общеобразовательная программа "Шахматёнок" для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Программа по обучению детей игре в шахматы в ДОУ....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РОББО» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дополнительная общеразвивающая программа для детей «РОББО» разработана на основе методического пособия «Лего конструирование в детском саду» Е.В. Фешиной, Планета STEAM книга у...
Программа "Пластилинография" для детей младшего дошкольного возраста
Программа расчитана на 1 год обучения детей младшего дошкольного возраста пластилинографии....
Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерилки» (Пластилинография) для детей младшего дошкольного возраста. (направление: художественно - эстетическое)
Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерилки» (Пластилинография) для детей младшего дошкольного возраста. (направление: художественно - эстетическое)...