Дополнительная общеразвивающая программа «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ»
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)
Дополнительная общеразвивающая программа
«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ»
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста
от 3 до 5 лет. Срок реализации программы 2 года.
Составила:
Жданова Е.А.
г.Салехард 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рисование пластилином или пластилинография — новый вид декоративно- прикладного искусства - представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Техника применения пластилина в качестве красок многим детям знакома. Главным образом тем детям, которые посещают детский сад. Но и те, которые знакомятся с пластилином "краской" впервые, охотно выполняют эту работу. Техника проста. Сильно разминаем пластилин, чтобы он легко размазывался, и в таком состоянии намазываем его на картон. Создаем фон будущей картины. А потом обычным рабочим пластилином "налепами" выполняем все нужные детали задуманного рисунка. Неудачные места легко исправить, убрав стеком пластилин и налепив новый.
В этой технике можно исполнять очень много разнообразных заданий. Так же много, как и обычными красками, если научить детей расширять цветовую палитру пластилина. Только размеры пластилиновых картин будут значительно меньше, поскольку для детских рук исполнение их весьма трудоемко. Постепенно нужно усложнять сюжет картины и усиливать требования к исполнению согласно возросшим умениям и навыкам детей.
Лепка тренирует усидчивость, трудолюбие, моторику пальцев рук, развивает глазомер. Начинать лучше с размера в четверть альбомного листа: такой формат ребенок в состоянии покрыть тонким слоем пластилина, размазывая его большим и указательным пальцами правой руки (для левшей, соответственно, левой руки) попеременно. Иногда, если основная рабочая рука устала, можно часть работы переложить на другую руку.
Практическим знакомством с пластилином должна быть лепка на свободную тему. По своему усмотрению педагог может использовать создание объемных предметных композиций, при такой комплексной подаче информации формируются связи, позволяющие ребенку переносить объемное изображение на плоскость и, наоборот, формировать объемное видение плоского рисунка; активизируются образное мышление и фантазия.
1. Цель программы
создание условий для развития творческой индивидуальности обучающихся. В связи с поставленной целью, ставятся следующие задачи:
Обучающие:
* научить основам художественной грамотности;
* научить основам цветоведения;
* научить элементарным композиционным приемам;
* привить практические навыки работы с пластилином и умение творчески их использовать;
* научить детей выполнять лепную картину и показать, что детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы;
* расширить познания детей о возможностях пластилина: им можно не только лепить, но и рисовать;
* учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе;
* закрепить умение аккуратного использования пластилина в своей работе;
* формировать композиционные навыки.
Воспитательно-развивающие:
* развить мелкую моторику рук, образное, логическое и художественное мышление; * создать в объединении соответствующую эстетическую среду;
* приучить к самостоятельности, трудолюбию, коллективизму, сотворчеству;
* развивать у детей интерес к изобразительной, художественной деятельности, декоративно прикладному творчеству;
* развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные.
2.Структура занятий:
1. Беседа.
2. Самомассаж рук, пальчиковая гимнастика.
3. Изготовление картины.
4. Релаксация.
5. Анализ работы.
Планирование занятий включает пять обязательных элементов:
=Ключевые понятия.
= Учебная задача.
= Тема.
= Вид деятельности.
= Техника исполнения.
На занятиях с детьми младшего возраста целесообразно включить просмотр мультипликационных фильмов, выполненных с помощью пластилина («Пластилиновая ворона», мультфильмы из серии «Гора самоцветов» и т.д.)
Итогом работы над изучаемой темой должно быть создание тематической композиции. Работы, получившие лучшую оценку детей и воспитателя, в том числе и выполненные дома, достойны всеобщего обозрения. Такая выставка детям необходима, как и каждому художнику. Лучшие работы, находящиеся постоянно перед глазами, приучают к усвоению стандарта лепки, стимулируют стремление к лучшему. Поскольку эти работы выполнены детьми, а не воспитателем, у других детей возникает ощущение посильности такого качества исполнения. Выставка воспитывает уважительное отношение к работам товарищей и к искусству в целом. Выставку детских работ должны видеть и родители, поскольку она наглядно отражает уровень усвоения программы, уровень развития образного мышления.
3. Основные направления и этапы работы.
Предлагаемая программа рассчитана на 2года обучения и соответствует одному занятию (1 час) в неделю.
На группу детей в количестве 15 человек .
Предметный материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Изделия близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.
Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов. Все изучаемые темы распределены по трем разделам: первый – исходные формы; второй – доработка исходных форм; третий – сложные изделия.
Первый раздел – это выполнение изделий самых простых на небольшом формате. Педагог объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются.
Третий раздел – выполнение сложных изделий большого формата.
В конце изучения каждой темы дети осваивают композицию – размещение предметов на плоскости.
Основные этапы:
а. Аппликация с частичным заполнением фона.
б.Плоскостное рисование.
в.Рельефное рисование.
г. Сграффито.
4. Оборудование.
Основное оборудование: одежда, доска, нож (стека), материал (пластилин), оргалит или пластиковые крышки для основы (картон).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
-Дидактические материалы и наглядные пособия.
-Фото и видео материалы.
-Коллекция цифровых образовательных ресурсов:
Канцелярские принадлежности Необходимый инструментарий
1 |
| Скульптурный пластилин предназначен для профессиональной лепки, моделирования и создания макетов. Его используют в художественных и архитектурных мастерских практикующие студенты и преподаватели, а также профессиональные скульпторы. Пластилин не липнет к рукам, характеризуется высокой эластичностью и устойчивостью к перепадам температур. Высокая прочность вещества позволяет без труда прорабатывать мелкие детали будущих изделий и скульптур. | 20шт. | 150р (за шт.) |
2 |
| Набор теста для лепки 1Toy Disney Winnie the Pooh В наборе: 4 баночки теста * 70 г + 6 формочек.Набор теста для лепки с уникальными формочками в виде персонажей любимого мультфильма. Тесто высокого качества, очень мягкое, без запахов. В наборах представлены базовые цвета, которые легко смешивать и получать новые. Баночки абсолютно герметичны, поэтому, если убирать тесто после игры, то оно будет служить Вам очень долго. Также, если наоборот слепить что-либо и оставить на сутки, то тесто полностью застынет и превратиться в прочную фигурку. Лепите с удовольствием! | 20шт | 400р (за шт) |
3 |
| Флуоресцентный плавающий пластилин от российского бренда «Луч» обладает необычной рецептурой: в его состав входят флуоресцентные пигменты, поэтому цвета брусочков пластилина более яркие и интенсивные. Помимо этого данный пластилин легче обычного и фигурки, сделанные из него, могут плавать. Он мягкий, цвета легко смешиваются. Пластилин абсолютно безопасен в использовании, не имеет запаха и не липнет к рукам. | 40шт | 150р (за шт.) |
4 |
| Цветной картон, 8 листов, 8 цветов: Красный, синий, черный, фиолетовый, желтый, зеленый,оранжевый, белый Вес в упаковке, г 85
| 10шт. | 40р (за шт) |
5 |
| бумажные полотенца – вещь многофункциональная. Но гигиена рук очень важна, особенно для детей. Бумажные полотенца в пачках помогают легко решить эту проблему. (для чистки рук и стеки по окончании занятий). | 10шт | 70р (за шт) |
6 |
| Набор стеков из пластмассы (разных ). | 20шт | 96р (за шт) |
7 |
| Доска для лепки. Чтобы удобнее было лепить, обязательно обзаведитесь доской для лепки. На ней очень удобно катать колбаски и шарики, разрезать что-нибудь. В принципе это все можно делать и на столе. Но доску можно легко помыть под струей воды и она опять станет как новая. | 20шт | 50р (за шт) |
8 |
| Набор белого картона подходит для детского творчества, школы, а также для подшивки документов в офисе. Картон мелованный, односторонний, белого цвета. В наборе 10 листов. | 20шт | 25р. (за шт) |
9 |
| Предназначен для занятий лепкой. Развивает детскую микромоторику и творческие способности. Пластилиновая масса не имеет запаха, не вызывает аллергических реакций, не токсична. | 40шт | 60р (за шт) |
10 |
| Пластиковый контейнер с крышкой для пищевых продуктов. Контейнер изготовлен из пищевого пластика и соответствует всем стандартам качества. Пластилин удобнее переносить и хранить в контейнере с крышкой | 1шт | 300р |
11 |
| Влажные салфетки Назначение: для ухода за ребенком во время занятий | 8 шт | 100р (за шт) |
12 |
| Плунжерные Пресс-Формы Украшения | 10шт | 100р (за шт) |
13 |
| Полимерный пластилин Для развития творческих способностей и мелкой моторики вашего ребенка очень хорошо подходит такое увлекательное занятие как лепка. На сегодняшний день полимерный пластилин является для этого самым наилучшим материалом. Легкий самозатвердевающийся полимерный пластилин очень эластичен. На ощупь масса напоминает зефир, по структуре мягкая и бархатистая, легко тянется. Детали склеиваются друг с другом быстро и свободно.
| 20шт | 400р (за шт) |
14 |
| Пластиковая скалка для моделирования. Идеальна для творческих занятий с пластилином Jovi. .. | 15шт | 76р (за шт ) |
15 |
| Ролликовый резак для мастики подходит не только для вырезания элементов из мастики, но и для нанесения узоров на поверхность. | 10 шт | 50р (за шт) |
16 |
| Набор для лепки Multiart. С этим набором ребенок сможет своими руками сделать красивую картинку-яблоко. Для этого у него в наборе есть на выбор шариковый пластилин и масса для лепки. Материалы для лепки абсолютно безопасны для здоровья малыша, изготовлены из натуральных компонентов и пищевых красителей, а также не липнут к рукам, благодаря чему мастерить из них - одно удовольствие! Малыш сможет развить фантазию и творческие способности вместе с набором для лепки | 20шт | 170р (за шт ) |
17 |
| Глазки .Деталь для игрушки в виде глаза с подвижным зрачком, выполнена из пластмассы, является неотъемлемой частью лица, которая дополнит вашу игрушку и сделает ее живее. | 3шт | 150р (за комплект ) |
Рабочая одежда. Прежде всего, от пластилина необходимо защитить одежду ребенка, так как этот материал пачкает все и вся. Лучший вариант рабочей одежды для малыша – старая папина футболка. В ней ребенок закрыт со всех сторон, а рукава футболки спускаются как раз до его запястий. Идеально в край рукава вставить резинку. Можно пользоваться рабочим халатиком с длинными рукавами или фартуком с нарукавниками.
Рабочий нож. Главный рабочий инструмент – нож. В лепке его называют стекой. Нож должен быть небольшим и легким, прямым, не складным, но, прежде всего – безопасным, с тонким и не слишком острым лезвием, с заостренным (но не острым) концом. В некоторых наборах к пластилину прилагаются готовые пластмассовые стеки, однако они слабо удовлетворяют предъявляемым требованиям. Лучшая стека – пластмассовый одноразовый нож. У него тонкое, ровное или мелко зазубренное лезвие, обратная кромка прямая, как линейка. Он легкий и безопасный. Лезвие его достаточно прочное, чтобы разрезать брикет пластилина средней твердости. Обратная кромка послужит для контроля качества формы и пропорций. В руках физически сильных учеников эти ножи иногда ломаются, так что лучше иметь некоторый запас.
Для основы чаще всего используется картон, кроме этого можно использовать оргалит, пластиковые крышки, одноразовые тарелки или глянцевые стеновые панели, разрезанные до необходимого размера (для коллективных работ).
Дополнительно для оформления и создания наиболее интересных работ используют бисер, природный материал, сухие макаронные изделия и крупы, вату, перья, блѐстки и другие декоративные элементы.
5.Основные приёмы рисования.
Урок начинается с подготовки пластилина к работе:
1. Отрезать от бруска нужного цвета необходимый для работы кусок пластилина.
2. Если пластилин достаточно мягкий, пальцами размять кусок целиком до рабочего состояния. Если пластилин твердый, разрезать кусок на более мелкие кусочки, размять их по отдельности и сложить вместе. Основные приемы рисования пластилином:
* Перед использованием пластилин следует размять, а после работы протереть руки салфеткой и вымыть их теплой водой с мылом.
* Для основы картин используется плотный картон. Если фон покрывается частично, то нужно применять картон с цветным покрытием, на котором не появляются масляные пятна от пластилина.
* Альбомная бумага может служить основой для покрытия пластилином или быть прокладкой вырезаемых деталей аппликаций.
* Дополнительные природные материалы, пластмассовые детали, бижутерия и т. п. используются для создания определенных эффектов.
* Для резания пластилина и нанесения на основу применяется стека — инструмент, у которого один конец ножеобразный, а другой острый.
* Для раскатывания пластилина удобна скалка. Применяя такие приспособления, как расческа, металлическое ситечко, чесноковыжималка, можно добиться рельефности пластилиновых деталей.
* Рисовать эскизы картин нужно только карандашом.
* Лепить из пластилина лучше всего на пластине из оргстекла, но можно использовать фанеру, картон или клеенку. Формат картин может быть различным: вертикальным, горизонтальным, квадратным, круглым, овальным.
В зависимости от объемности деталей картины могут иметь плоскостное или барельефное изображение. У плоскостных картин поверхность ровная, подобная масляной живописи. В барельефном изображении фигуры слегка выступают над поверхностью. Подразделяются картины в зависимости от степени заполнения полотна. В одних картинах покрыта вся поверхность, а других пластилином заполнена только часть, ограниченная контуром рисунка. Последний вид называется аппликацией. Преимущество пластилиновых картин заключается в возможности изображения выпуклых барельефных деталей, создающих особую зрительную реальность выполняемых художественных работ. Плоскостное изображение пластилином подобно живописи масляными красками, но наносится пластичный материал не кистями, а стеками или размазывается по картонной основе пальцами рук. Ручной способ нанесения пластилина более эффективен, потому что согретый пальцами материал ровно под давлением соединяется с основой. Рельефность картин достигается лепкой деталей из пластилина, формованием стекой, резанием ножницами с последующим подъемом разрезов, дублированием объемных элементов бумагой, протиранием пластилина через металлическое ситечко, выдавливанием материала через чесноковыжималку и т. п. Нанесение пластилина на основу следует начинать с верхней части, чтобы исключить касание ладони с покрытыми участками. При создании объемных изображений применяются два способа лепки: конструктивный (деталь составляется из пластичной массы) и пластичный (форма вытягивается из пластичной массы). Детали круглых и овальных форм формируются скатыванием пластилиновых шариков с дальнейшим расплющиванием при закреплении на полотне картины. Для изображения тонких полос выполняются валики, которые раскатываются ладонями на плоскости. Желательно, чтобы эти детали не были очень длинными, в противном случае их формование и перенос будут вызывать затруднении. После раскатывания валики необходимо остудить, потому что в теплом состоянии они могут разорваться. Длинные линии следует составлять из нескольких коротких элементов. Раскатывая валики, нужно иметь в виду, что при расплющивании на поверхности их поперечное сечение увеличится. Ровные и длинные валики с круглым поперечным сечением можно получить, продавливая пластилин через чесноковыжималку. Эти детали используются для изображения лепестков и стеблей цветов, прядей, завитков и т.п. Эффект пушистости и рыхлости элементов картины достигается трением или продавливанием пластилина через металлическое ситечко. Таким способом изображаются мех животных, кораллы, растительность и т.п. Рельефность на поверхности деталей можно получить продавливанием тонких бороздок кончиками ножниц, шилом, стекой, расческой. Для создания резного края срез пластилиновой пластинки надрезается ножницами, скальпелем или придавливается стекой под углом к оформляемой линии. Этот метод применяется при изображении листьев, кроны деревьев. Детали сложной конфигурации можно выполнить расплющенным пятном, где стекой или скальпелем отсекаются излишки. Если необходимы фигуры, которые затруднительно вылепить, то из продублированной тонким, слоем пластилина бумаги ножницами нужно вырезать деталь и присоединить ее к основе пластилиновыми валиками.
Для создания прозрачности или объемности элементов пластилин растирается пальцами и наносится на деталь тонким слоем. Излишки верхнего слоя соскабливаются стекой до получения необходимого зрительного эффекта. Если пластилиновая аппликация с частичным заполнением фона выполнена на мягкой бумаге, то вокруг деталей могут образоваться масляные ореолы. В этом случае необходимо вырезать элементы ножницами и соответственно композиции наклеить их на картон с водоотталкивающим покрытием. Дефекты можно аккуратно срезать стекой и на этом участке выполнить исправления. Смешением пластилина разных цветов достигается разнообразие колорита. Белый пластилин добавляется для осветления красок, а примесь черного, синего, коричневого придает темный оттенок. Часто используется цвет охры, который получается смешением коричневого и желтого цветов. Чтобы добиться эффекта "мраморности", т. е. изображения с разноцветными хаотическими разводами, пластилиновые валики разных цветов скручиваются жгутом, слегка перемешиваются, но не допускается полное поглощение красок. Колорит комбинируемых красок при нанесении на полотно должен просматриваться разноцветными разводами. Видимость объемности пластилиновым деталям можно придать напылением порошка пастели или тенями для век. Для изображения белых элементов на белом картоне можно использовать трафареты, которыми закрывают определенные участки, а вокруг окрашивают фон. Картины из пластилина желательно оформить в рамках под стеклом. Если изображение рельефное, то между стеклом и плоскостью картины необходимо проложить вдоль рамки прокладку на высоту выпуклости рисунка. Плоскостные картины можно хранить под прозрачными пленками. Пластилиновые изображения не следует подвергать деформации, нагреванию, не допускать попадания солнечного света. Начинать осваивать технологию работы с пластилином лучше всего с небольших картин, на которых изображены простые предметы. Только после того, как появится уверенность в работе с пластилином, следует разработать собственную манеру.
. 6. Формы и виды контроля Контроль исполняемого детьми действия. Прохождение по рядам и показ совершенного воспитателем действия каждому ребёнку вблизи. При необходимости можно на очень короткое время дать в руки ребёнку изделие - образец для развития сенсорики пальцев. Во время контроля педагог обычно ограничивается указанием на ошибки и просьбой исправить, если ребёнок согласен и видит свою ошибку. Если ошибка не видна, следует провести сравнение с образцом или с правильной работой любого другого ребёнка.
Контроль:
Сроки 2 раза в год
| Вид контроля | Форма контроля | Объект контроля |
Декабрь | Текущий | Мастер-класс, выставка работ
| ЗУН полученные за истекший период обучения
|
Апрель | Итоговый | Мастер-класс, коллективная работа
| ЗУН полученные в течение всего периода обучения
|
7. Календарный учебный график
Программа пластилинографии рассчитана на 2 года, в каждом году 7 месяцев с октября по апрель месяц. Занятия проходят 1 раз в неделю, 4 раза в месяц. В курсе предусмотрена 1 неделя каникул. Общее количество занятий за курс 27. Продолжительность занятий соответствует своей возрастной категории.
Возраст детей | Продолжительность занятий
| Периодичность в неделю
| Количество занятий в месяц
| количество месяцев
|
3-4 лет
| 15 мин. | 1 раз
| 4 раза
| 7
|
4-5 лет | 20 мин. | 1 раз
| 4 раза
| 7
|
8. Учебный план
Первый год (3-4 лет)
модуль | количество занятий |
осень | 4 |
животный мир | 2 |
зима | 2 |
праздник | 4 |
весна | 3 |
предметы | 3 |
прикладное искусство | 7 |
коллективная работа | 2 |
итого | 27 |
Второй год (4-5 лет)
модуль | количество занятий |
осень | 4 |
животный мир | 6 |
зима | 2 |
праздник | 4 |
весна | 3 |
предметы | 4 |
прикладное искусство | 2 |
коллективная работа | 2 |
итого | 27 |
9. Рабочая программа первый год .
Месяц | Неделя | Тема | Цель
|
О К Т Я Б Р Ь
| 1 неделя | Кленовый лист | Учить отделять небольшое кол-во пластилина, катать «жгутики» и приклеивать их на заранее нанесѐнный рисунок. |
2 неделя | Мухомор | Учить отделять маленькие кусочки пластилина, катать из них шарики, приклеивать их на основу, наносить небольшое кол-во пластилина мазками. | |
3 неделя | Ветка рябины | Отрабатывать умение катать тонкие «жгутики» и маленькие шарики, приклеивать их на основу, передавая форму предмета. | |
| 4 неделя | Осеннее дерево | Отрабатывать умение катать «жгутики», заполнять ими небольшое пространство изображения, отделять маленькие кусочки пластилина и наносить их на основу мазками. |
Н О Я Б Р Ь
| 1 неделя | Узор на полоске | Учить катать «жгутики» и маленькие шарики, прикреплять их на основу, чередуя, создавая узор |
2 неделя | Чайник для куклы | Отрабатывать умение работать с маленькими частями пластилина, наносить узор на основу «по замыслу». | |
3 неделя | Комнатное растение | Учить заполнять пространство изображения, растягивая небольшое кол-во пластилина, заполняя контуры изображѐнного предмета. | |
4 неделя | Зайка | Учить создавать объѐмное изображение животного, используя методы сплющивания, соединения отдельных деталей, передавая форму, цвет. | |
Д Е К А Б Р Ь
| 1 неделя | Снежинка | Учить создавать объѐмное изображение предмета с помощью « жгутиков». |
2 неделя | Зимнее дерево | Учить изображать дерево с помощью « жгутиков» и метода «растягивания» пластилина на необходимой поверхности рисунка. | |
3 неделя | Ёлочная игрушка | Учить создавать объѐмное изображение предметов, используя метод «сплющивания», учить добавлять пластилин другого цвета для украшения. | |
4 неделя | Новогодняя ѐлка | Учить работать стекой, изображать еловые ветки с помощью Метода «сплющивания» и стеки. Учить передавать в изображении характерные атрибуты праздника (ѐлка, игрушки). | |
Я Н В А Р Ь
| 1 неделя | К А Н И К У Л Ы |
|
2 неделя | Неваляшка | Отрабатывать умение заполнять пространство рисунка, растягивая пластилин, заполняя контуры изображения. Учить сочетать различные цвета. | |
3 неделя | Снегирь | Учить использовать различные методы работы с пластилином для создания объѐмного изображения предметов. Передавать в рисунке характерные черты снегирей. | |
4 неделя | Аквариум | Учить использовать различные методы работы с пластилином для создания объѐмного изображения предметов. Передавать в рисунке характерные черты аквариумных рыбок и аквариумных растений. | |
Ф Е В Р А Л Ь
| 1 неделя | Коллективная работа « Три поросѐнка» | Отрабатывать умение применять изученные методы в технике «Пластилинография» для изображения сказочных героев. Учить работать в коллективе. |
2 неделя
| Коллективная работа « Три поросѐнка» | Отрабатывать умение применять изученные методы в технике «Пластилинография» для изображения сказочных героев. Учить работать в коллективе. | |
3 неделя | Подарок папе к 23 февраля
| Закреплять знания детей о празднике. Отрабатывать умение применять разные методы работы с пластилином. | |
4 неделя | Мышка-норушка и золотое яичко | Продолжать учить изображать сказочных героев с помощью пластилина. Совершенствовать умение передавать форму, используя знакомые способы лепки. | |
М А Р Т
| 1 неделя | Хохлома | Познакомить детей с цветовой гаммой и элементами хохломской росписи: ягоды, цветы, завитки. Совершенствовать умение выполнять работу разными способами лепки. |
2 неделя | Подарок маме к 8 марта | Закреплять знания детей о празднике. Отрабатывать умение выполнять лепную картину, Сохраняя объѐм изображаемых предметов. | |
3 неделя | Весѐлый дельфин | Закреплять умение изображать животных с помощью пластилина. Развивать чувство формы. | |
4 неделя | Мать-и-мачеха | Учить создавать образы растений, используя навыки и умения работы с пластилином. Закреплять умение работать стекой. | |
А П Р Е Л Ь
| 1 неделя | Котик спит | Совершенствовать умение передавать положение туловища животного. Закреплять умение применять ранее усвоенные приѐмы лепки, смешивать цвета для получения нового оттенка. |
2 неделя | Ракета | Закреплять знания детей о празднике. Закреплять умение выполнять работу в технике « Пластилинография». | |
3 неделя | Веточки с листочками | Учить создавать изображение «с натуры», используя изученные способы лепки. | |
4 неделя | Бабочка | Закреплять умение пользоваться разными способами лепки для создания образа бабочки, смешивать цвета для получения нового оттенка. |
Планируемые результаты: К концу обучения дети должны:
-Владеть приѐмами работы технике « пластилинография»: придавливать, растягивать, сплющивать. Владеть приѐмом «вливания одного цвета в другой».
-Познакомиться с народными промыслами (хохломская роспись).
-Чувствовать композицию, цвета, умеют располагать элементы узора на поверхности предмета.
Второй год обучения
Месяц | Неделя | Тема | Цель
|
О К Т Я Б Р Ь
| 1 неделя | Жѐлуди | Учить отделять небольшое кол-во пластилина, катать «жгутики» и приклеивать их на заранее нанесѐнный рисунок, заполнять контуры рисунка, растягивая пластилин. |
2 неделя | Дождик | Учить отделять маленькие кусочки пластилина, катать из них шарики, приклеивать их на основу, наносить небольшое кол-во пластилина мазками. | |
3 неделя | Яблоня | Отрабатывать умение катать тонкие «жгутики» и маленькие шарики, приклеивать их на основу, передавая форму предмета, создавая образ яблони. | |
4 неделя | Осеннее дерево | Отрабатывать умение катать «жгутики», заполнять ими небольшое пространство изображения, смешивать цвета, заполнять пространство, растягивая пластилин. | |
Н О Я Б Р Ь
| 1 неделя | Узор на салфетке | Учить катать «жгутики» и маленькие шарики, прикреплять их на основу, создавая узор. |
2 неделя | Платье для куклы | Отрабатывать умение работать с маленькими частями пластилина, наносить узор на основу «по замыслу». | |
3 неделя | Фиалки | Учить заполнять пространство изображения, растягивая небольшое кол-во пластилина, заполняя контуры изображѐнного предмета, учить создавать композицию из отдельных деталей. | |
4 неделя | Чебурашка | Отрабатывать технику создания рисунка в полуобъѐме при помощи пластилина. Создавать целостность объекта из отдельных деталей. | |
Д Е К А Б Р Ь
| 1 неделя | Снежинка | Учить создавать объѐмное изображение предмета с помощью « жгутиков», украшать его разными материалами (блѐстки). |
2 неделя | Домик под снегом | Учить изображать объѐмные предметы с помощью « жгутиков» и метода «растягивания» пластилина на необходимой поверхности рисунка, украшать его разными материалами (вата). | |
3 неделя | Новогодняя ѐлка | Учить работать стекой, изображать еловые ветки с помощью Метода «сплющивания» и стеки. Учить передавать в изображении характерные атрибуты праздника (ѐлка, игрушки). | |
4 неделя | Дед Мороз | Учить создавать знакомый образ, используя в работе изученные способы лепки.
| |
Я Н В А РЬ
| 1 неделя |
| К А Н И К У Л Ы |
2 неделя | Матрѐшка | Отрабатывать умение заполнять пространство рисунка, растягивая пластилин, заполняя контуры изображения, сглаживая места соединения цветов. Учить сочетать различные цвета. | |
3 неделя | Снегири | Учить использовать различные методы работы с пластилином для создания объѐмного изображения предметов. Передавать в рисунке характерные черты снегирей. Формировать композиционные навыки. | |
4 неделя | Аквариум | Учить использовать различные методы работы с пластилином для создания объѐмного изображения предметов. Передавать в рисунке характерные черты аквариумных рыбок, применять для украшения разные материалы (ракушки, камешки). | |
Ф Е В Р А Л Ь
| 1 неделя | Коллективная работа « Заюшкина избушка» | Отрабатывать умение применять изученные методы в технике «Пластилинография» для изображения сказочных героев. Учить работать в коллективе.
|
2 неделя
|
|
| |
3 неделя | Подарок папе к 23 февраля | Закреплять знания детей о празднике. Отрабатывать умение применять разные методы работы с пластилином, использовать материалы для украшения. | |
4 неделя | Совушка-сова | Продолжать учить изображать сказочных героев с помощью пластилина. Совершенствовать умение передавать форму, используя знакомые способы лепки. | |
М А Р Т
| 1 неделя | Хохлома | Познакомить детей с цветовой гаммой и элементами хохломской росписи: ягоды, цветы, завитки. Совершенствовать умение выполнять работу разными способами лепки. |
2 неделя | Розы для мамы | Закреплять знания детей о празднике. Отрабатывать умение выполнять лепную картину, Сохраняя объѐм изображаемых предметов. Формировать композиционные навыки. | |
3 неделя | Стайка дельфинов | Закреплять умение изображать животных с помощью пластилина. Развивать чувство формы и пропорций. Формировать композиционные навыки. | |
4 неделя | Весенний ковѐр | Учить лепить коврик из «жгутиков», имитируя технику плетения. Продолжать учить создавать образы растений, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином. Закреплять умение работать стекой. | |
А П Р Е Л Ь
| 1 неделя | Кошки –мышки | Закреплять умение передавать положение туловища животного. Закреплять умение применять ранее усвоенные приѐмы лепки, смешивать цвета для получения нового оттенка. Развивать композиционные навыки. |
2 неделя | Ракета в звѐздном небе | Закреплять знания детей о празднике. Закреплять умение выполнять работу в технике «Пластилинография», украшать изображение разными материалами (блѐстки). | |
3 неделя | Подснежники | Учить создавать изображение «с натуры», используя изученные способы лепки, создавать выразительный образ посредством передачи объѐма и цвета. | |
4 неделя | Бабочка | Закреплять умение пользоваться разными способами лепки для создания образа бабочки, смешивать цвета для получения нового оттенка. |
Планируемые результаты: К концу обучения дети должны:
- Различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр.
- Владеть приѐмами работы технике «пластилинография»: придавливать, растягивать, сплющивать, раскатывать, разглаживать границы соединения частей.
-Владеть приѐмом «вливания одного цвета в другой».
-Различать характерные цвета и элементы народных промыслов (хохломская роспись). -Чувствовать композицию, цвета, пропорции предметов, умеют располагать элементы узора на поверхности предмета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Методические рекомендации
Демонстрационная лепка воспитателя. Педагогу надо знать, что качество его демонстрационной работы напрямую определяет будущую лепку детей – лучше педагога сразу ни один ребѐнок ещѐ никогда не лепил. Цель предложенной программы – приблизиться в конце концов к качеству лепки педагога. Педагог должен владеть пластилином, хорошо знать его качества, обладать развитым глазомером и объемным видением, чувствовать пропорции. Объемное видение и глазомер развивается у детей не за один год, и об этом надо всегда помнить, тактично указывая на ошибки. Жесткие требования следует предъявлять лишь к наиболее успешным ребятам после многократной лепки одними и теми же приемами одних и тех же форм разного размера. Изделия, которые ребенок делает из пластилина, полностью зависят от его наблюдательности, непроизвольного внимания к форме и развития мелкой моторики рук.
Лепка изделия по нотации.
Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за воспитателем. Разделив всѐ исполнение изделия на этапы, воспитатель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем.
Каждый этап нотации включает в себя следующее: 1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним. 2. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным словесным описанием. Размер изделия-образца можно увеличить против размеров изделий, исполняемых детьми, чтобы и с дальних рабочих мест хорошо были видны действия воспитателя.
Начните задуманную композицию с эскиза на листке бумаги. Выберите цвета изображения и фона, не забывая о контрастности и сочетании цветов: жѐлтый предмет будет казаться более ярким на зелѐном, синий на жѐлтом фоне и т.п.
Затем подберите нужный формат картины и вырежьте из оргалита прямоугольную пластину нужного размера с учетом ширины полей. Затем вырежьте прямоугольник из цветной плѐнки по размеру будущей картины и наклейте ее на оргалит. Перенесите изображение с эскиза на плоскость картины, например, с помощью координатной сетки и детских мелков.
В зависимости от выбранного сюжета, решаем, что будет являться фоном для изображения: сама плѐнка или нанесѐнный на нее пластилиновый слой. Рекомендуемые цвета самоклеющейся плѐнки для фона - все оттенки синего и, зелѐного; серый; чѐрный. Главное в картине - это не фон, а задуманное вами изображение, поэтому фон не должен быть слишком ярким и бросающимся в глаза. То же самое относится и к полям картины - их цвет должен сочетаться как с основными цветами изображения, так и с цветом фона. Универсальные поля - белые. Поля тоже нужно изготовить из самоклеющейся плѐнки и наклеивать после полного завершения работы.
Итак, вы уже подготовились к главной работе - изготовлению картины.
При лепке картин нужно помнить про некоторые особенности работы с пластилином.
1) При работе с пластилином не всегда подходят "чистые" цвета. Иногда для задуманного цветового решения применяют смешивание различных цветов и сортов пластилина. Пропорции подбирают до получения желаемого результата.
2) Помните об основных цветах: жѐлтый, красный и синий. При их смешивании получаются новые, производные тона. Смешав жѐлтый с синим, вы получите зелѐный, жѐлтый с красным - оранжевый, красный с синим - фиолетовый.
3) Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными.
4) Не стоит смешивать более двух цветов одновременно.
5) При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получается пластилин нового качества.
6) Для того чтобы поверхность стала глянцевой, пальцы смачивают водой.
7) Многообразие предметных форм требует применения различных приѐмов лепки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий», 2007.
2. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008.
3. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн-2» Поделки из бросового материала.2007.
4. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы.2007.
5. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – М.: Аст; СПб: Сова, 2006.
6. Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Лепим из пластилина. – Ростов-на – Дону: Издательсво «Феникс», 2003.
7. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО издательство Астрель: издательство Аст, 2004.
8. Стародуб К.И. Ткаченко Т.Б. Пластилин. Издательство Феникс. 2003
9. Е.Г. Лебедева. Простые поделки из бумаги и пластилина. Издательство: Айрис-пресс. 2008
10. И. О. Шкицкая Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009
11. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007
12. Лыкова Ирина. Серия Мастерилка. Издательство: Мир книги. 2008
13. Орен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010
14. Е.А.Румянцева. Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009
15. Е.В. Чернова. Пластилиновые картины. Издательство: Феникс. 2006 16. Е. Данкевич, О. Жакова. "Лепим из пластилина"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Пластилинография
Образовательное значение огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жи...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ»
Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позво...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ» на учебный год 2020-2021 гг.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ» на учебный год 2020-2021 гг....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Пластилинография 4-5 лет"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Пластилинография 4-5 лет"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Пластилинография"
Программа для дополнительного образования для детей 4-6 лет...
Дополнительная общеразвивающая программа "Пластилинография"
Дополнительная общеразвивающая программа "Пластилинография"...
Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилинография» для детей 6 –7 лет
Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе гла...